Паспортно-визовые формальности в некоторых странах мира. 2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2

  1. Паспортно-визовые формальности в РФ………………………………………..4
    1. Паспортная система в дореволюционной России……………………….4
    2. Паспортная система СССР…………………………………………………8
    3. Визовые формальности…………………………………………………..12
    4. Шенгенское соглашение……………………………………………….....15
  2. Паспортно-визовые формальности в некоторых странах мира………………..18
    1. Италия…………………………………………………………………….18
    2. Канада……………………………………………………………………20

Выводы и рекомендации………………………………………………………………...24

Список использованных источников…………………………………………………...26

Приложение 1. Информация для анкеты в Посольство Канады.  Вопросы основной анкеты…………………………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития человеческого общества туризм приобретает существенное значение, т.е. он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю.

Проведение радикальной  экономической реформы в России объективно потребовало и создания новой правовой основы туристической  деятельности, усиления роли нормативных  правовых актов в сфере туризма  и, в частности, паспортно-визовой деятельности в этой сфере.

Заграничный паспорт - это  официальный документ, удостоверяющий гражданство и личность человека, выезжающего за границу. Он выдается компетентными органами государства  и служит подтверждением того, что  его владелец является гражданином  данного государства (гражданином, если это государство является республикой, или - подданным, если это государство является монархией).

Необходимо отметить, что  с самого начала и вплоть до настоящего времени выдача загранпаспортов  преследовала, прежде всего, цель контроля за выездом за границу граждан  данной страны. В регламентирующих правительственных документах указывалось, что никому не разрешается выезжать из страны без паспорта. Это и  по сей день - основная функция загранпаспорта.

Актуальность рассматриваемой  проблемы в последнее время становится очень важной, так как в настоящее  время государства вынуждены  заниматься постоянно обостряющейся  проблемой пресечения все возрастающих нелегальных иммиграционных потоков, в первую очередь с использованием канала туризма. В странах Европейского Союза озабоченны усиливающейся  проблемой незаконной миграции к  ним с Востока, в том числе  и по каналу туризма через территорию России.

На территории Российской Федерации многие из иностранных  граждан и лиц без гражданства  находятся незаконно очень длительное время, изыскивая средства к существованию  через совершение правонарушений.

Все вышеназванные проблемы носят острый характер и требуют своего разрешения.

Объект исследования - паспортно-визовые формальности.

Предмет исследования - паспортно-визовые  формальности в туризме.

Для написания курсовой работы были использованы законы РФ, постановления  правительства РФ, труды российских и зарубежных ученых по вопросам путешествий и туризма.

Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач:

  • раскрыть общее понятие паспортной системы
  • рассмотрение сущности и структуры паспортной системы
  • характеристика паспортной системы в некоторых странах мира

Целью курсовой работы является комплексное исследование паспортно-визовых  формальностей при поездках за границу, как в России, так и за рубежом.

Основными задачами курсовой работы являются: изучение паспортных и визовых формальностей в  России и в ряде стран на разных континентах нашей планеты.

Методы исследования - системный  подход, анализ, сравнительный.

 

 

 

 

1. Паспортно-визовые формальности в РФ

1.1 Паспортная система в дореволюционной России

 Попытки установить  контроль за передвижением коренного  населения и иностранцев с  помощью их регистрации путем  выдачи паспортов и других  документов отмечаются в XIII веке.

 В период формирования  централизованного государства  потребность в учете численности  податных сословий возрастает  из-за усиления роли фискального  ведомства в органах государственного  управления. Кроме того, миграционные  потоки населения из южных  княжеств на территорию северо-восточной  Руси, где в XIV-XV вв. шло активное  собирание русских земель, наводило  на мысль о создании системы  письменного учета и контроля за передвижением населения.

 С образованием единого  централизованного государства  паспортизация становится не  простой необходимостью, а насущной  потребностью времени. Процесс  закрепощения населения, активно  проходивший в XVI - первой половине XVII вв., потребовал ограничения свободы  внутреннего передвижения значительной  части населения. Были введены  новые документы - удостоверения  личности, в том числе паспорта. Параллельно вводились и соответствующие паспортные ограничения.

 Именно с помощью  таких документов государство решало несколько проблем:

- учет и контроль податного  населения (при отсутствии системы переписи населения);

- прикрепление податного  населения к определенному месту  жительства и определенному роду  занятий (это снимало проблему  поиска трудовых ресурсов и  удержания их с помощью различных льгот);

- установление государственного  контроля и упорядочение миграционных  потоков на окраины государства  (массовый уход населения на  южные рубежи государства был  переориентирован на освоение  Заволжья, Сибири и Дальнего Востока).

 Эти изменения были  закреплены в праве. Изданное  при царе Алексее Михайловиче  Соборное Уложение 1649 г. обязывало  всех русских, выезжающих за  границу, иметь проездные грамоты,  вводило жестокие наказания за нарушение этого порядка.

 В конце XVII века  осуществляются меры по упорядочению  передвижения русских подданных  по территории России, в Москве  вводится регистрация всех приезжающих  в книгах Земского Приказа,  а также система крупных штрафов  с лиц, у которых обнаруживаются  приезжие люди без регистрации.

 В первой половине XVIII в. вводится запрет на передвижение  российского населения без специальных  разрешений - "проезжих", "прохожих", "покормежных", "пропускных" писем. Указом Петра I от 1714 г.  лица, не имеющие при себе паспорта  или так называемого "проезжего"  или "прохожего" письма, признавались  за "недобрых людей". Такие меры  были введены не только в  связи с усилением крепостного  гнета и распространением в  этот период побегов крепостных, но и вследствие государственной необходимости.

 Таким образом, в  период абсолютизма в Российском  государстве появляются все необходимые  предпосылки для формирования  единой паспортной системы, которая  используется для обеспечения  сбора налогов и рекрутства, а также для полицейских целей.

 Основные принципы  паспортной системы в Российской  Империи были установлены еще  в начале XVIII века.

 В 1724 г. императорским  указом для контроля за передвижением  крестьян были введены "покормежные"  и "пропускные" письма. Первые  выдавались крестьянам, уходившим  из сел на заработки в пределах  своих уездов, помещиками или  приказчиками. Вторые - лицам, отправляющимся  в другие уезды, земскими комиссарами  (сроком до трех лет). Указ обязывал "в тех пропускных письмах  описывать того, кто отпущен будет,  рост, лицо и приметы, дабы кто  другой, воровски пулача оное, не волчался".

 Главную роль в осуществлении  надзора за передвижением населения  играли местные административные  органы и полиция. С 1803 г.  вместо покормежных и пропускных  писем для купцов, мещан и крестьян вводятся печатные паспорта.

 Порядок получения  паспортов крестьянами, отлучающимися  для торговли или работы в  другие местности, подробно регламентировался  в Положении о паспортах (1812 г.). С 1809 г. в Санкт-Петербурге  и с 1816 г. в Москве в составе  городской полиции учреждаются адресные конторы.

 Все лица, работавшие  по найму в столицах, обязаны  были зарегистрироваться в адресной  конторе и получить там адресный билет.

 С 30-х годов и  до конца XIX в. основным законом,  определявшим права и обязанности  полиции по осуществлению паспортного  режима в империи, являлся Устав  о паспортах и беглых. Главное  правило Устава (ст. 1) гласило, что  никто не может отлучаться  от места постоянного жительства  без узаконенного вида или паспорта.

 Резкое усиление миграции  населения в связи с отменой  крепостного права, а также  другие события, произошедшие  в стране в ходе буржуазных  реформ, требовали изменений паспортного  режима. Для выработки предложений  по усовершенствованию паспортной  системы в 1869 г. была учреждена  Паспортная комиссия под председательством  статс-секретаря Сольского, однако  предложения этой и создаваемых  позднее комиссий были реализованы только в 1895 г.

 С января 1895 г. в  соответствии с Положением о  видах на жительство началась  выдача новых по форме документов. Вид на жительство удостоверял  личность, служил средством контроля  за передвижением, обеспечивал  общий учет податных людей  и контроль за сбором недоимок.

 Положение, сохраняя  основные принципы действовавшей  паспортной системы, ввело ряд  новых правил. Теперь по закону  никто не был обязан иметь  вид на жительство по месту  своего постоянного проживания, а при отлучках в пределах  своего уезда на срок до 6 месяцев. В соответствии со специальной инструкцией МВД устанавливался более сложный порядок действия полиции.

 В соответствии с  Уложением о наказаниях лицам,  находящимся под надзором полиции  или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка  об их судимости и указывались  места, в которых лицо не имело права появляться.

 Положение разделило  все население Империи на две  группы. К первой относились дворяне,  офицеры, почетные граждане, купцы  и разночинцы. Им выдавались бессрочные  паспортные книжки. Ко вторым - мещане, ремесленники, сельские обыватели,  то есть люди податных сословий.

 Для второй группы  предусматривалось три вида на  жительство:

- паспортные книжки выдавались  на 5 лет при условии отсутствия  задолженностей по сборам и  платежам. В них указывался годовой  размер сборов. Полиция отбирала  такие паспорта, если их владелец  не уплачивал установленный сбор в срок;

- паспорта выдавались  на срок до одного года независимо  от наличия недоимок и согласия других лиц;

- бесплатные виды на  отлучку выдавались на срок  до одного года пострадавшим  от неурожая, пожара, наводнения. Они  могли быть выданы и лицам моложе 18 лет.

 В ходе первой русской  революции правительство было  вынуждено пойти на уступки  и внести некоторые изменения  в паспортную систему. В 1906 г. были отменены некоторые  ограничения в правах сельских  жителей и лиц других податных  сословий. Им предоставлялось право  свободного выбора места жительства  на одинаковых основаниях с другими сословиями.

 Введение в 1895 г.  новой, менее жесткой, паспортной  системы отвечало, прежде всего,  основным тенденциям экономического  развития государства. Либерализация  паспортного режима и усиление  миграции населения с неизбежностью  вели к возрастанию нагрузки на малочисленные территориальные органы полиции, однако правительство не принимало каких-либо мер для увеличения их численности.

 В 1894 г. было принято  Положение о видах на жительство, а в 1903 г. был издан Указ  о паспортах, принципиально не отличавшийся от Положения.

 В результате в начале  ХХ в. в России сложилась  паспортная система, предусматривавшая  установление жесткого полицейского  контроля за проживанием и  передвижением населения с введением  ограничений для его отдельных категорий.

1.2 Паспортная система  СССР

 После Октябрьской  революции 1917 г. была уничтожена  старая паспортная система, отменены  ограничения на передвижение  населения по национальности, роду  занятий, имущественному положению.  С одной стороны, эти действия  свидетельствовали о реализации  программы революции, направленной  на отмену ограничения прав  угнетенных слоев населения, с  другой, - крушение Российской Империи.  Революционные потрясения, мировая  и гражданская войны вызвали  перемещение больших масс населения,  появление беженцев, военнопленных,  эмигрантов, с чем уже не могла  успешно справляться старая система  паспортизации населения, поскольку  ее действия к октябрю 1917 г. фактически были парализованы.

 Перед новой властью  встала задача всеобщей трудовой  повинности, поэтому возникла необходимость  закрепления населения по месту  жительства и введения контроля за передвижением граждан.

 ВЦИК 29 июня 1919 г. принял  декрет "О введении трудовых  книжек в городах Москве и  Петрограде", на основании которого  все граждане РСФСР, достигшие  16-летнего возраста, были обязаны  иметь трудовые книжки, служащие  удостоверением личности на территории Республики.

 Для персонального  учета населения требовался единый  удостоверяющий личность документ, и 20 июня 1923 г. ВЦИК и СНК  РСФСР издали декрет "Об удостоверении  личности", который объявлял недействительными  все прежние документы, дающие  право передвижения на территории РСФСР. Граждане, прибывающие из-за границы, могли получить удостоверение на основании паспорта, полученного ими от полномочного представителя РСФСР в соответствующей стране.

 С развитием декрета  "Об удостоверении личности" СНК РСФСР принял декрет "О  прописке граждан в городских  поселениях", которым было положено  начало организации учета населения  в городах. Была установлена  обязанность каждого лица, прибывшего  в город на срок свыше трех  суток, сообщить об этом в  домоуправление дома, гостиницу  и т.д. При прописке необходимо  было предъявить один из документов: удостоверение личности, профсоюзный  билет, справку с места жительства.

 Учетом всех проживающих  в СССР иностранных граждан,  а также прописывающихся за  границей граждан СССР занималось  визовое подразделение. Данная  организация выдавала иностранцам  документы на право проживания  в СССР и визы на выезд,  принимала и оформляла заявления  иностранцев о приеме в гражданство,  осуществляла надзор за соблюдением  иностранцами правил проживания  и передвижения по территории СССР.

 В данный период  уделялось внимание контролю  за собственным населением. К  концу 30-х годов в стране  сформировалась единая паспортная  система. В 1932 г. выходит Положение  о паспортах, а 8 апреля 1933 г.  постановление СНК СССР "О выдаче  гражданам СССР паспортов на территории СССР".

 С середины 50-х и  в течение 60-х годов стали  существенно расширяться международные  связи СССР в области экономики, культуры, науки и туризма.

 С Болгарией, Венгрией, ГДР, Чехословакией, Польшей, Монголией,  Румынией, КНДР и другими дружескими  странами были заключены соглашения  о взаимных безвизовых поездках  граждан, в том числе по частным  делам. Был издан ряд постановлений  Совета Министров СССР и ведомственных  инструкций, регулировавших вопросы  выезда и въезда. 19 июня 1959 г. Совет  Министров СССР утвердил Положение  о въезде в СССР и выезде из СССР.

 Вновь введенное Положение  в целом сохранило ранее действовавший  порядок въезда и выезда, но  было дополнено полным перечнем  лиц, которым выдавались дипломатические  и служебные паспорта, а также  разрешался въезд и выезд не  только по заграничным паспортам,  но и по документам, их заменяющим (удостоверениям и внутренним  паспортам). В последующий период  для зарубежных поездок в дружеские  страны по служебным и частным  делам вводились специальные  удостоверения (серии "АБ" и  "НЖ"), разрешались безвизовые  поездки по внутренним паспортам  СССР со специальным вкладышем.

22 сентября 1970 г. Совет  Министров СССР утвердил новое  Положение о въезде в СССР  и выезде из СССР, в которое  были внесены существенные изменения и дополнения.

Впервые в законодательной  практике страны определились основания  для отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам (позднее, в 1986 г., они  были приведены в соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских  и политических правах, ратифицированного  СССР в 1973 г.), устанавливалась периодичность  частных поездок и представление  характеристик для оформления выезда. Положением также отменялось использование  для выезда из СССР документов, заменяющих заграничные паспорта (удостоверений, вкладышей и т.п.).

 Важным этапом в  развитии паспортного законодательства  явилось решение Совета Министров  СССР от 25 декабря 1974 г. (утверждено 28 августа того же года) Положения  о паспортной системе в СССР  и Постановления о некоторых  правилах прописки граждан. Введение  выдачи с 1976 г. всему населению  страны новых срочных паспортов  уравняло в этом отношении  жителей города и села, избавило  их от истребования множества  персональных справок, упростило  процедуру получения документов.

 Формирование самостоятельной  паспортной системы началось  в 1990 г. В структуре МВД СССР  был образован паспортный отдел,  в состав которого входило  отделение виз и регистрации иностранцев. Позднее, на базе паспортно-визового аппарата МВД СССР была создана самостоятельная Паспортно-визовая служба МВД России, реорганизованная затем в паспортно-визовое управление.

 По существу, современная  паспортная система России вобрала  в себя лучшие традиции СССР  и пошла по пути обеспечения  основных демократических принципов.  Неслучайно одним из важных  направлений в деятельности стало  активное участие в подготовке  проектов, сопровождении, рассмотрении  и выполнении законодательных  и подзаконных актов, относящихся  к ее компетенции, с целью  приведения российского законодательства  в полное соответствие с международными  нормами в области обеспечения прав и свобод человека.

 Таким образом, паспортная  система в России развивалась  поэтапно, в органической взаимосвязи  с укреплением самого государства,  что проявилось в появлении  ряда важнейших нормативных актов  и становления организационных основ паспортной системы:

1. XIII-XIV вв. - первые шаги  на пути создания паспортной  системы в Новгородской республике ("проезжие грамоты");

2. XIV-XV вв. - в ходе формирования  централизованного государства  наблюдается усиление роли фискального  ведомства в органах государственного  управления, создание письменного  учета и контроля за передвижением населения;

3. XVI-XVII вв. - процесс закрепощения  населения, прикрепление податного  населения к определенному месту,  упорядочение миграционных потоков  на окраине государства, появление  первых паспортов и правовое  закрепление данного факта в Соборном Уложении 1649 г.;

4. XVIII-XIX вв. - введение печатных  паспортов для купцов, мещан и  крестьян (Положение о паспортах  1812 г.), осуществление надзора за  паспортным режимом полицией (Устав  о паспортах и беглых, Закон Санкт-Петербурга 1878 г.);

5. 1900-1917 гг. - ослабление жесткого  контроля за передвижением, отмена  ряда ограничений для некоторых  податных сословий (Закон о видах  на жительство 1895 г., Указ о паспортах 1903 г.);

6. 1917-1991 гг. - единое союзное  гражданство (Конституции 1918 г., 1936 г., 1977 г.);

7. 1991 г. - по настоящее  время - создание паспортно-визовой  службы МВД России, введение новых  образцов паспорта гражданина  Российской Федерации (Закон РСФСР  "О гражданстве РСФСР" от 28 ноября 1991 г.).

1.3 Визовые формальности

В современных условиях практически  во всех странах существует разрешительный порядок как въезда на территорию, так и выезда с территории государства. Это касается не только иностранцев, но и собственных граждан. Разрешение на въезд, подтверждается соответствующим  образом оформленной визой либо выдачей соответствующего документа. Некоторые страны на взаимной основе, в соответствии с межгосударственными  соглашениями, упрощают поездки своих  граждан. Так называемое безвизовое посещение.

 Визовый порядок въезда - это такой режим въезда на  территорию иностранного государства,  при котором основным условием  для въезда является наличие  соответствующим образом, оформленного  разрешения в форме визы. Наличие  у лица визы подтверждает выполнение  им всех требований для въезда  и пребывания в стране. Виза  не только дает иностранцу  право въезда на территорию  государства, но и определяет  режим его пребывания там (срок, правоспособность). Как правило,  выдачей виз занимаются дипломатические  представительства или консульские  учреждения, представляющие данное  государство за рубежом. Хотя  имеет место и такая практика, как выдача виз непосредственно  на границе, а и иногда и  в бюро путешествий или агентствах авиакомпаний.

 Виды виз:

 По цели въезда и  пребывания:

- Иммиграционные (виза места  жительства): резидентская, репатриационная.

- Неиммиграционные: дипломатические,  посетительские, бизнес-визы, рабочие,  студенческие, иждивенческие, пенсионные, брачные, визы временной защиты, визы вынужденного пребывания.

 По условиям въезда и пребывания:

- въездные и выездные

- транзитные (портового,  аэропортового и территориального транзита)

 По территории действия  визы:

- национальные

- международные (шенгенская виза)

По 1количеству субъектов въезда:

- индивидуальные

- групповые

 По количеству посещений:

- однократные

- многократные (мульти)

 По сроку пребывания:

- краткосрочные

- долгосрочные

 Получение визы:

 Как правило, вопрос  о выдаче визы осуществляется  через Дипломатическую или Консульскую  Миссию, расположенные в стране  происхождения. Запрос визы для  краткосрочного пребывания в  стране постоянного проживания  может быть произведен как  лично, так и через уполномоченного  представителя. В случае запроса  визы не по месту постоянного  проживания необходимо личное  присутствие. Целью личного присутствия  во время запроса визы является: идентификация личности, подтверждение  действительности личных документов, а также таких сведений, как:  цель, маршрут, продолжительность  поездки и гарантия возвращения  в страну происхождения. Дипломатические  или Консульские Миссии стран,  имеющие соглашения об общем  визовом режиме с другими странами, могут выдавать визы, действующие  как на территории этого государства,  так и на территории стран,  с которыми заключены подобные соглашения.

 При рассмотрении запроса  о выдаче визы, Дипломатическая  или Консульская Миссия, прежде  всего, проверяет не имеет ли  проситель запрещений на въезд  в страну. И только после этого  рассматривается документация, приложенная  к запросу о выдаче визы. Сам  по себе запрос о выдаче  визы подается всегда на официальном  бланке. В бланке, иностранец, обязан  указать: свое имя и фамилию,  пол, день, месяц и год рождения, место и государство рождения, гражданство, место постоянного  жительства за границей, вид и  номер заграничного документа,  профессию, работодателя и его  адрес, срок и цель пребывания  на территории, адрес жительства, данные о средствах для пребывания  на территории и др.

 Заявления с просьбой  о выдаче визы, принимаются только  при наличии определенных документов, удостоверяющих личность, а так  же наличие, либо отсутствие  следующих фактов: мотив запроса,  достаточность экономических ресурсов, отсутствие запретов (судимость, опасные заболевания и др.).

 Таким образом, запрос  визы сопровождается представлением следующих документов:

- Действительный заграничный  паспорт (или другой дорожный документ, заменяющий его);

- Фотография (и) заявителя;

- Документ, подтверждающий  основание для въезда и пребывания

 Дополнительно, как  правило, необходимо представить:

- Документом, подтверждающим  платежеспособность на запрашиваемый период;

- Документ о наличии  места размещения во время  транзита или пребывания. Гарантию  возврата в страну происхождения,  а в случае транзита, и гарантию приема в стране назначения;

- Документ медицинского  страхования, в период пребывания  на территории страны, компенсирующий  затраты на лечение в случае  травмы или внезапного заболевания  на территории данного государства;

- Справку международного  образца о том, что проситель  не заражен вирусом СПИД и/или  специальную медицинскую книжку  международного образца, с наличием  записей о прививках, в соответствии с требованиями данной страны.

1.4 Шенгенское соглашение

 Страны, входящие в Шенгенскую зону:

 Австрия; 

 Бельгия; 

 Германия;

 Греция;

 Дания; 

 Исландия;

 Испания; 

 Италия;

 Нидерланды;

 Норвегия;

 Португалия;

 Финляндия; 

 Франция; 

 Швеция;

 Великобритания.

 Согласно Шенгенскому  соглашению, обладатель визы одной  из стран, входящих в Шенгенскую  зону, может путешествовать по  всем остальным странам, не  оформляя визу каждой из них в отдельности.

 За визой необходимо  обращаться в посольство той  страны, которая является основной  целью поездки. Если поездка  захватывает несколько стран  и определить основную невозможно, необходимо получить визу той  страны, которая будет первой в маршруте.

 Шенгенские визы выдаются  на срок не более 90 дней. Также  действует ограничение на суммарный  срок пребывания в странах  Шенгенской зоны в течение года - те же 90 дней.

Паспортно-визовые формальности в некоторых странах мира. 2