Паспортно-визовые формальности в РФ

 

Содержание

Введение 

1 Паспортно-визовые формальности в Р.Ф

1.1 Паспортная система в дореволюционной России

1.2 Паспортная система СССР

1.3 Заграничные паспорта

2 Визовые формальности

2.1 О визах

2.2 Виды виз

2.3 Получение визы

2.4 Шенгенское соглашение

2.5 Страны безвизового въезда для РФ

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития человеческого общества туризм приобретает существенное значение, т.е. он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю.

Проведение радикальной  экономической реформы в России объективно потребовало и создания новой правовой основы туристической  деятельности, усиления роли нормативных  правовых актов в сфере туризма  и, в частности, паспортно-визовой  деятельности в этой сфере.

Заграничный паспорт - это  официальный документ, удостоверяющий гражданство и личность человека, выезжающего за границу. Он выдается компетентными органами государства  и служит подтверждением того, что  его владелец является гражданином  данного государства (гражданином, если это государство является республикой, или - подданным, если это государство  является монархией).

Необходимо отметить, что  с самого начала и вплоть до настоящего времени выдача загранпаспортов  преследовала, прежде всего, цель контроля за выездом за границу граждан данной страны. В регламентирующих правительственных документах указывалось, что никому не разрешается выезжать из страны без паспорта. Это и по сей день - основная функция загранпаспорта.

До XIX века загранпаспорта выдавались исключительно важным персонам и представляли собой подобие рекомендательных писем одного государства другому. После первой мировой войны массовая выдача загранпаспортов стала обычной практикой.

К 30-м гг. XX века загранпаспорта стали иметь привычный для нас вид - небольшая книжечка в 30-40 страниц. Но такими они остаются совсем недолго. В США и ЕС решено ввести новую форму удостоверения личности - электронный паспорт. На вид он будет похож на кредитную карточку. Соответствующей мультимедийной технологией на него будут нанесены установочные данные владельца (гражданство, фотография в виде цветной голограммы, место проживания и прочее, вплоть до отпечатков пальцев). Въезжающий турист помещает свой электронный паспорт на специальный сканер, соединенный электронной связью с единым компьютером, который моментально устанавливает его личность и проверяет законность визы (если она требуется для въезда в эту страну). Абсолютная точность идентификации достигается также за счет того, что к экрану сканера турист должен одновременно приложить ладонь руки, и считывающее устройство сличает данные на электронном удостоверении с отпечатками его пальцев. Подобная система контроля уже опробована при входе в секретные учреждения США и в целом нашла одобрение в странах ЕС.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 г. 114-ФЗ основными  документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:

- паспорт; 

- дипломатический паспорт; 

- служебный паспорт; 

 - паспорт моряка;

В соответствии с Постановлением Правительства РФ О создании общегосударственной  автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых  документов, новых образцов от 10 августа 1993 г. 770 МИД России приступил к  поэтапному вводу в действие новых  визовых талонов, разработанных  на основе международных стандартов, а также карточек прибытия-убытия иностранных граждан для пограничного статистического контроля. Карточка заполняется печатными буквами по-русски по прибытии в пункт въезда/выезда и предъявляется сотрудникам КПП.

Объект исследования - паспортно-визовые  формальности.

Предмет исследования - паспортно-визовые  формальности в туризме

Для написания курсовой работы были использованы законы РФ, постановления  правительства РФ, труды российских и зарубежных ученых по вопросам путешествий  и туризма.

Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач:

 ·                   раскрыть общее понятие паспортной  системы 

 ·                   рассмотрение сущности и структуры  паспортной системы 

Целью курсовой работы является комплексное исследование паспортно-визовых  формальностей при поездках за границу.

Основными задачами курсовой работы являются: изучение паспортных и визовых формальностей в  России

 

1 Паспортно-визовые формальности в РФ

1.1 Паспортная система в дореволюционной России

Попытки установить контроль за передвижением коренного населения и иностранцев с помощью их регистрации путем выдачи паспортов и других документов отмечаются в XIII веке.

В период формирования централизованного  государства потребность в учете  численности податных сословий возрастает из-за усиления роли фискального ведомства в органах государственного управления. Кроме того, миграционные потоки населения из южных княжеств на территорию северо-восточной Руси, где в XIV-XV вв. шло активное собирание русских земель, наводило на мысль о создании системы письменного учета и контроля за передвижением населения.

С образованием единого централизованного  государства паспортизация становится не простой необходимостью, а насущной потребностью времени. Процесс закрепощения населения, активно проходивший  в XVI - первой половине XVII вв., потребовал ограничения свободы внутреннего передвижения значительной части населения. Были введены новые документы - удостоверения личности, в том числе паспорта. Параллельно вводились и соответствующие паспортные ограничения.

Именно с помощью таких  документов государство решало несколько  проблем:

- учет и контроль податного  населения (при отсутствии системы  переписи населения);

- прикрепление податного  населения к определенному месту  жительства и определенному роду  занятий (это снимало проблему  поиска трудовых ресурсов и  удержания их с помощью различных  льгот);

- установление государственного  контроля и упорядочение миграционных  потоков на окраины государства  (массовый уход населения на  южные рубежи государства был  переориентирован на освоение  Заволжья, Сибири и Дальнего Востока).

Эти изменения были закреплены в праве. Изданное при царе Алексее  Михайловиче Соборное Уложение 1649 г. обязывало всех русских, выезжающих за границу, иметь проездные грамоты, вводило жестокие наказания за нарушение  этого порядка.

В конце XVII века осуществляются меры по упорядочению передвижения русских подданных по территории России, в Москве вводится регистрация всех приезжающих в книгах Земского Приказа, а также система крупных штрафов с лиц, у которых обнаруживаются приезжие люди без регистрации.

В первой половине XVIII в. вводится запрет на передвижение российского населения без специальных разрешений - "проезжих", "прохожих", "покормежных", "пропускных" писем. Указом Петра I от 1714 г. лица, не имеющие при себе паспорта или так называемого "проезжего" или "прохожего" письма, признавались за "недобрых людей". Такие меры были введены не только в связи с усилением крепостного гнета и распространением в этот период побегов крепостных, но и вследствие государственной необходимости.

Таким образом, в период абсолютизма  в Российском государстве появляются все необходимые предпосылки  для формирования единой паспортной системы, которая используется для  обеспечения сбора налогов и  рекрутства, а также для полицейских  целей.

Основные принципы паспортной системы в Российской Империи  были установлены еще в начале XVIII века.

В 1724 г. императорским указом для контроля за передвижением крестьян были введены "покормежные" и "пропускные" письма. Первые выдавались крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, помещиками или приказчиками. Вторые - лицам, отправляющимся в другие уезды, земскими комиссарами (сроком до трех лет). Указ обязывал "в тех пропускных письмах описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой, воровски пулача оное, не волчался".

Главную роль в осуществлении  надзора за передвижением населения  играли местные административные органы и полиция. С 1803 г. вместо покормежных и пропускных писем для купцов, мещан и крестьян вводятся печатные паспорта.

Порядок получения паспортов  крестьянами, отлучающимися для  торговли или работы в другие местности, подробно регламентировался в Положении  о паспортах (1812 г.). С 1809 г. в Санкт-Петербурге и с 1816 г. в Москве в составе  городской полиции учреждаются  адресные конторы.

Все лица, работавшие по найму  в столицах, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там адресный билет.

С 30-х годов и до конца  XIX в. основным законом, определявшим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся Устав о паспортах и беглых. Главное правило Устава (ст. 1) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта.

С января 1895 г. в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов. Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением, обеспечивал общий учет податных людей и контроль за сбором недоимок.

Положение, сохраняя основные принципы действовавшей паспортной системы, ввело ряд новых правил. Теперь по закону никто не был обязан иметь вид на жительство по месту  своего постоянного проживания, а  при отлучках в пределах своего уезда  на срок до 6 месяцев. В соответствии со специальной инструкцией МВД  устанавливался более сложный порядок  действия полиции.

В соответствии с Уложением  о наказаниях лицам, находящимся  под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости и указывались места, в которых лицо не имело права появляться.

Положение разделило все  население Империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко вторым - мещане, ремесленники, сельские обыватели, то есть люди податных сословий.

Для второй группы предусматривалось  три вида на жительство:

- паспортные книжки выдавались  на 5 лет при условии отсутствия  задолженностей по сборам и  платежам. В них указывался годовой  размер сборов. Полиция отбирала  такие паспорта, если их владелец  не уплачивал установленный сбор  в срок;

- паспорта выдавались  на срок до одного года независимо  от наличия недоимок и согласия  других лиц; 

- бесплатные виды на  отлучку выдавались на срок  до одного года пострадавшим  от неурожая, пожара, наводнения. Они  могли быть выданы и лицам  моложе 18 лет. 

Введение в 1895 г. новой, менее  жесткой, паспортной системы отвечало, прежде всего, основным тенденциям экономического развития государства. Либерализация  паспортного режима и усиление миграции населения с неизбежностью вели к возрастанию нагрузки на малочисленные  территориальные органы полиции, однако правительство не принимало каких-либо мер для увеличения их численности.

В 1903 г. был издан Указ о паспортах, принципиально не отличавшийся от Положения.

В результате в начале ХХ в. в России сложилась паспортная система, предусматривавшая установление жесткого полицейского контроля за проживанием и передвижением населения с введением ограничений для его отдельных категорий.

1.2 Паспортная система СССР

После Октябрьской революции 1917 г. была уничтожена старая паспортная система, отменены ограничения на передвижение населения по национальности, роду занятий, имущественному положению. С  одной стороны, эти действия свидетельствовали  о реализации программы революции, направленной на отмену ограничения  прав угнетенных слоев населения, с  другой, - крушение Российской Империи. Революционные потрясения, мировая  и гражданская войны вызвали  перемещение больших масс населения, появление беженцев, военнопленных, эмигрантов, с чем уже не могла  успешно справляться старая система  паспортизации населения, поскольку  ее действия к октябрю 1917 г. фактически были парализованы.

Для персонального учета  населения требовался единый удостоверяющий личность документ, и 20 июня 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет "Об удостоверении личности", который  объявлял недействительными все  прежние документы, дающие право  передвижения на территории РСФСР. Граждане, прибывающие из-за границы, могли  получить удостоверение на основании  паспорта, полученного ими от полномочного представителя РСФСР в соответствующей  стране.

С середины 50-х и в течение 60-х годов стали существенно  расширяться международные связи  СССР в области экономики, культуры, науки и туризма.

С Болгарией, Венгрией, ГДР, Чехословакией, Польшей, Монголией, Румынией, КНДР и другими дружескими странами были заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан, в том  числе по частным делам. Был издан  ряд постановлений Совета Министров  СССР и ведомственных инструкций, регулировавших вопросы выезда и  въезда. 19 июня 1959 г. Совет Министров  СССР утвердил Положение о въезде в СССР и выезде из СССР.

Вновь введенное Положение  в целом сохранило ранее действовавший  порядок въезда и выезда, но было дополнено полным перечнем лиц, которым  выдавались дипломатические и служебные  паспорта, а также разрешался въезд  и выезд не только по заграничным  паспортам, но и по документам, их заменяющим (удостоверениям и внутренним паспортам). В последующий период для зарубежных поездок в дружеские страны по служебным и частным делам  вводились специальные удостоверения (серии "АБ" и "НЖ"), разрешались  безвизовые поездки по внутренним паспортам  СССР со специальным вкладышем.

22 сентября 1970 г. Совет  Министров СССР утвердил новое  Положение о въезде в СССР  и выезде из СССР, в которое  были внесены существенные изменения  и дополнения.

Впервые в законодательной  практике страны определились основания  для отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам (позднее, в 1986 г., они  были приведены в соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских  и политических правах, ратифицированного  СССР в 1973 г.), устанавливалась периодичность  частных поездок и представление  характеристик для оформления выезда. Положением также отменялось использование для выезда из СССР документов, заменяющих заграничные паспорта (удостоверений, вкладышей и т.п.).

Формирование самостоятельной  паспортной системы началось в 1990 г. В структуре МВД СССР был образован  паспортный отдел, в состав которого входило отделение виз и регистрации  иностранцев. Позднее, на базе паспортно-визового аппарата МВД СССР была создана самостоятельная  Паспортно-визовая служба МВД России, реорганизованная затем в паспортно-визовое  управление.

По существу, современная  паспортная система России вобрала  в себя лучшие традиции СССР и пошла  по пути обеспечения основных демократических  принципов. Неслучайно одним из важных направлений в деятельности стало  активное участие в подготовке проектов, сопровождении, рассмотрении и выполнении законодательных и подзаконных  актов, относящихся к ее компетенции, с целью приведения российского  законодательства в полное соответствие с международными нормами в области  обеспечения прав и свобод человека.

1.3 Заграничные паспорта

Заграничный паспорт (далее - загранпаспорт) - это официальный  документ, удостоверяющий гражданство  и личность человека, выезжающего  за границу. Он выдается компетентными  органами государства и служит подтверждением того, что его владелец является гражданином данного государства (гражданином, если это государство  является республикой, или - подданным, если это государство является монархией).

Помимо обычных заграничных  паспортов того или иного государства  в международных поездках (как  правило, не по линии туристских организаций) могут в отдельно оговоренных  случаях использоваться также следующие  документы:

- удостоверение личности  иностранца или лица без гражданства,  выданное государственными властями  иностранному гражданину, постоянно  проживающему на данной территории;

- дипломатические, консульские,  служебные паспорта;

- семейные паспорта на  мужа и жену с детьми;

- удостоверение личности  ребенка; 

- удостоверение "Лессе-Пассе", выдаваемое служащим учреждений  ООН, а также ряду служащих  иных международных организаций  (Международный Красный Крест,  НАТО и др.). В печати появляются  сообщения о различных документах, которые будто бы дают возможность  свободно путешествовать по миру.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "основными документами, удостоверяющими  личность гражданина РФ, по которым  граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:

- паспорт; 

- дипломатический паспорт; 

- служебный паспорт; 

- паспорт моряка".

В соответствии с Федеральным  законом от 21 декабря 2009 года № 337- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» граждане Российской Федерации  с 1 марта 2010 года могут подать письменное заявление о выдаче паспорта нового поколения со сроком действия 10 лет, образцы бланков которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 года № 13 «О порядке использования бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации». В данном паспорте увеличено количество страниц до 46, повышена защищенность паспорта от подделок и достоверность при определении личности его владельца.

Заявление о выдаче паспорта (паспорта нового поколения) от граждан  Российской Федерации, проживающих  или пребывающих на территории России, принимается территориальными органами ФМС России и подчиненными им подразделениями. Выдача нового паспорта (паспорта нового поколения) не допускается без изъятия  ранее выданного паспорта, если срок действия его не истек.

Перечень документов, необходимых  для оформления паспорта лицам, достигшим  совершеннолетия:

-заявление о выдаче  паспорта в двух экземплярах; (Приложение к заявлению о выдаче  паспорта)

-паспорт гражданина Российской  Федерации, удостоверяющий личность  гражданина Российской Федерации  на территории Российской Федерации  и его копия; 

-квитанция об оплате  госпошлины;

- ранее выданный паспорт , если срок действия его не истек.

Лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающие на территории Российской Федерации: должны предъявить справку из военкомата

Заявление подается лично  гражданином Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, в  территориальный орган или подразделение  по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания, а также  в ФМС России (в пределах ее компетенции).

В отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения 18-летнего возраста или гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным, заявление подается одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (законных представителей) при представлении документов, подтверждающих права законных представителей.

В заявлении гражданин  Российской Федерации должен указать  свои фамилию, имя, отчество (в том  числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства и (или) пребывания, указать дату регистрации  по месту жительства, данные внутреннего  паспорта, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет.

Одновременно с этим в  заявлении гражданин Российской Федерации указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных Федеральным  законом, которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации.

Вторая строка в поле «цель  получения паспорта» предназначена  для указания страны выезда при получении  паспорта нового поколения для проживания за границей.

Заявления сдаются на одном  листе с оборотом. Заявления, отпечатанные на двух листах, не принимаются. Для  печати оборотной стороны используйте  лоток ручной подачи документа на принтере.

"Грин-кард" ("Green-card" - "Permanent Resident Card") - удостоверение иммигранта, имеющего разрешение на постоянное проживание в стране.

Название green-card происходит от цвета такого удостоверения (зеленого), выдававшегося в США Службой иммиграции и натурализации (СИН) в 60-е годы. Затем цвет поменяли на голубой, потом - на розовый. Выдаваемые с 1998 г. удостоверения нового образца имеют белый цвет и жирную зеленую полосу на обратной стороне.

В отличие от своих "ламинированных" предшественниц новый документ больше похож на обычную кредитную карточку: на нем имеется фотография владельца (которая делается с помощью особых цифровых фотокамер с высокой  разрешающей способностью), и отпечаток  большого пальца его правой руки. Степень  защищенности значительно увеличена. С помощью голографии и микроточечной технологии нанесены портреты всех американских президентов и изображение Статуи Свободы. На обратной стороне имеется специальная оптическая полоса, на которой с помощью лазерной технологии нанесена та же информация, что и на лицевой стороне, в том числе имя, дата рождения, подпись владельца и его регистрационный идентификационный номер. Помимо этого, там же содержится закодированная информация, которую можно прочесть только с помощью специальной аппаратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Визовые формальности

2.1 О визах

 В современных условиях  практически во всех странах  существует разрешительный порядок  как въезда на территорию, так  и выезда с территории государства.  Это касается не только иностранцев,  но и собственных граждан. Разрешение  на въезд, подтверждается соответствующим  образом оформленной визой либо  выдачей соответствующего документа.  Некоторые страны на взаимной  основе, в соответствии с межгосударственными  соглашениями, упрощают поездки  своих граждан. Так называемое  безвизовое посещение. 

 Визовый порядок въезда - это такой режим въезда на  территорию иностранного государства,  при котором основным условием  для въезда является наличие  соответствующим образом, оформленного  разрешения в форме визы. Наличие  у лица визы подтверждает выполнение  им всех требований для въезда  и пребывания в стране. Виза  не только дает иностранцу  право въезда на территорию  государства, но и определяет  режим его пребывания там (срок, правоспособность). Как правило,  выдачей виз занимаются дипломатические  представительства или консульские  учреждения, представляющие данное  государство за рубежом. Хотя  имеет место и такая практика, как выдача виз непосредственно  на границе, а и иногда и  в бюро путешествий или агентствах  авиакомпаний.

При въезде в страну турист по требованию пограничных властей  обязан сообщить, сколько дней он будет  там находиться, п одновременно предъявить необходимую на этот срок сумму. Платежеспособность иностранца может подтвердить кредитная карточка, туристский ваучер с отметкой принимающей стороны, гарантирующий туристу полный пансион, или дорожные чеки. Считается, что такие правила позволяют бороться с бытовой преступностью иностранцев, а также сокращают приток нелегальных иммигрантов. Характерный пример: демократичная и свободная Швеция, иммиграционные власти которой непосредственно у трапа самолета, еще до прохождения паспортного контроля, проверяют наличие денежных средств и обратных билетов у некоторых из въезжающих лиц (как правило, жителей Юго-Восточной Азии или Африки), и возвращают отдельных из них обратно на борт самолета, причем без каких-либо объяснений и невзирая на наличие виз, если посчитают, что те не имеют достаточно средств.

2.2 Виды виз:

По цели въезда и пребывания:

 - Иммиграционные (виза места жительства): резидентская, репатриационная.

 - Неиммиграционные: дипломатические, посетительские, бизнес-визы, рабочие, студенческие, иждивенческие, пенсионные, брачные, визы временной защиты, визы вынужденного пребывания.

По условиям въезда и пребывания:

- въездные и выездные 

- транзитные (портового, аэропортового и территориального транзита)

По территории действия визы:

- национальные 

- международные (шенгенская виза)

По количеству субъектов  въезда:

- индивидуальные 

- групповые 

По количеству посещений:

- однократные 

- многократные (мульти)

По сроку пребывания:

- краткосрочные 

- долгосрочные 

2.3 Получение визы

Как правило, вопрос о выдаче визы осуществляется через Дипломатическую  или Консульскую Миссию, расположенные  в стране происхождения. Запрос визы для краткосрочного пребывания в  стране постоянного проживания может  быть произведен как лично, так и  через уполномоченного представителя. В случае запроса визы не по месту  постоянного проживания необходимо личное присутствие. Целью личного  присутствия во время запроса  визы является: идентификация личности, подтверждение действительности личных документов, а также таких сведений, как: цель, маршрут, продолжительность  поездки и гарантия возвращения  в страну происхождения. Дипломатические  или Консульские Миссии стран, имеющие  соглашения об общем визовом режиме с другими странами, могут выдавать визы, действующие как на территории этого государства, так и на территории стран, с которыми заключены подобные соглашения.

Паспортно-визовые формальности в РФ