Пассажирские перевозки. 9

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

 

Факультет «Заочный»

Кафедра «Организация перевозок и управление на транспорте»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

курсового проекта

 

по дисциплине «Пассажирские перевозки»

 

Работу выполнила:

студентка гр. ОПУТсп – 09 – Z1

Шифр: ОПУТз  – 07 – 16 сп

Азарина А.Л.

Работу принял: ст. преподаватель

Сорокин С.В.

 

Работа допущена к защите             

                                                            _________                     _________

                                                                              (дата)                                     (подпись)                                   

Работа принята  с оценкой                 

                                                                           _________                     _________

                                                                                                   (дата)                                     (подпись)

 

Омск – 2012

Реферат

 

Курсовой проект по дисциплине «Пассажирские перевозки» на тему:

«Совершенствование  организации перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте № 73 Романенко - Стрельникова».

Пояснительная записка к курсовому проекту  содержит 46 листов печатного текста, 16 таблиц, 15 рисунков, два приложения формата А1. Использовано 4 источника.

Целью данного  курсового проекта является получение  практических навыков по выполнению мероприятий направленных на совершенствование  организации работы на городском  автобусном маршруте. Для достижения поставленных целей предусмотрено выполнение следующих задач:

  1. Используя материалы обследования пассажиропотока и технико-эксплуатационные характеристики дать оценку маршрута.
  2. Произвести выбор рационального типа и необходимого количества подвижного состава (ПС) на маршруте.

 

  1. Разработать рациональные графики работы автобусов и водителей на маршруте, используя графоаналитический метод.
  2. Составить расписание работы автобусов на маршруте на ПЭВМ.
  3. Провести анализ качества составленного расписания по критериям:

-  равномерности  интервалов движения автобусов;

- соответствия  запланированного движения спросу  на перевозки;

- величины времени  ненормативного простоя;

- соответствия  составленного расписания нормативным  требованиям.

6. Составить  месячные графики работы водителей.

7. Дать оценку целесообразности организации укороченного режима движения на маршруте.

8. Дать оценку  экономической эффективности мероприятий  по совершенствованию организации работы ПС на маршруте [1].

 

Содержание

 

Исходные данные...................................................................................................4 Введение ..................................................................................................................9

1 Характеристика  маршрута.................................................................................10 1.1 Общая характеристика маршрута..................................................................10

1.2 Анализ пассажиропотоков  на маршруте.......................................................13 2 Определение рационального типа и необходимого количества подвижного состава на маршруте .............................................................................................19 3 Разработка рациональных графиков работы автобусов на маршруте ..........24 4 Составление расписания работы автобусов на маршруте .............................28

4.1 Составление  расписания работы автобусов  .................................................28

4.2 Оценка качества составленного  расписания.................................................29

5 Разработка  графиков работы водителей на  маршруте ...................................37 6 Оценка целесообразности организации укороченного режима движения на маршруте................................................................................................................40 7 Оценка экономического и социального эффекта разработанных предложе-ний по совершенствованию организации перевозок на маршруте .................44 Заключение.............................................................................................................45 Список использованных источников...................................................................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные данные:

Таблица 1

Распределение пассажирообмена и загрузка перегонов  на маршруте           за сутки (прямое направление)

Наименование

остановочного пункта

Вошло

пасс.

Вышло

пасс.

Проехало по

перегону пасс.

Длина

перегона,

км

1. Романенко

359

-

359

0,6

2. 50 лет ВЛКСМ

151

44

466

0,51

3. 50 лет ВЛКСМ

44

13

497

0,45

4. Поликлиника

187

59

625

0,3

5. 75-й Гвардейской  бригады

249

59

815

0,32

6. Без названия

-

-

815

0,23

7. ПТУ-43

168

54

929

0,48

8. ПО Автоматика

173

104

998

0,68

9. Столовая

171

85

1 084

0,68

10. Кинотеатр  Космос

256

118

1 222

0,38

11. СПТУ-21

85

69

1 238

0,2

12. Без названия

-

-

1 238

0,55

13. Без названия

-

-

1 238

0,14

14. Без названия

-

-

1 238

0,06

15. Шинный завод

75

196

1 117

0,23

16. Шинный завод

-

-

1 117

0,18

17. Без названия

-

-

1 117

0,25

18. Кислородный  завод

80

71

1 126

1,02

19. ПО Полёт

35

141

1 020

0,35

20. ПО им. Баранова

177

185

1 012

0,62

21. Лизы Чайкиной

285

152

1 145

0,68

22. ПКиО им. 30 лет. ВЛКСМ

143

49

1 239

0,25

23. Без названия

-

-

1 239

0,25

24. ПКиО им. 30-лет.  ВЛКСМ

6

2

1 243

0,44

25. ПО Большевичка

139

56

1 326

0,63

26. Степная

211

60

1 477

0,39

27. В направлении  Академии

-

-

1 477

0,44

28. Транспортная  Академия

86

135

1 428

0,26

29. Магазин Голубой  огонек

200

148

1 480

0,6

30. Детский мир

99

112

1 467

0,4

31. Площадь Ленина

168

110

1 525

0,12

32. Театральная  площадь

-

-

1 525

0,42

33. Дом туриста

382

197

1 710

0,38


 

Продолжение таблицы 1

34. Госпиталь

-

-

1 710

0,22

35. Без названия

-

-

1 710

0,08

36. Без названия

-

-

1 710

0,07

37. Главпочтампт

283

166

1 827

0,4

38. КДЦ им. Маяковского

293

208

1 912

0,09

39. Без названия

-

-

1 912

0,35

40. Без названия

-

-

1 912

0,48

41. Рабиновича

181

306

1 787

0,53

42. Сибзавод

88

100

1 775

0,61

43. Волховстроя

-

-

1 775

0,27

44. Городок Водников

198

185

1 788

0,26

45. Без названия

-

-

1 788

0,42

46. Старозагородная  роща

91

95

1 784

0,23

47. Без названия

-

-

1 784

0,4

48. Дворец творчества

28

20

1 792

0,74

49. Аграрный  университет

65

68

1 789

0,67

50. Телецентр

156

120

1 825

0,12

51. Без названия

-

-

1 825

0,1

52. Без названия

-

-

1 825

0,07

53. Без названия

-

-

1 825

0,21

54. СибАДИ

136

392

1 569

0,36

55. Столовая

101

326

1 344

0,32

56. Технический  университет

7

46

1 305

0,52

57. КДЦ Кристалл

190

206

1 289

0,89

58. Студия Ермолаевой

104

375

1 018

0,39

59. ДК Химик

71

252

837

0,24

60. ДК Химик

-

-

837

0,35

61. Энтузиастов

43

243

637

0,3

62. Без названия

-

-

637

0,44

63. Сады

37

177

497

0,19

64. Без названия

-

-

497

0,19

65. Райсобес

12

154

355

0,35

66. Институт  Газтехнологий

1

126

230

0,41

67. Без названия

-

-

230

0,2

68. Стрельникова

-

230

0

0

Всего в прямом направлении:

6 014

6 014

 

24,96


 

 

 

 

Таблица 2

Распределение пассажирообмена и загрузка перегонов  на  маршруте           за сутки (обратное направление)

Наименование

остановочного пункта

Вошло

пасс.

Вышло

пасс.

Проехало по

перегону пасс.

Длина

перегона,

км

1. Стрельникова

109

-

109

0,2

2. Без названия

-

-

109

0,41

3. Институт Газтехнологий

105

1

213

0,35

4. Райсобес

147

7

353

0,19

5. Без названия

-

-

353

0,19

6. Сады

212

17

548

0,44

7. Без названия

-

-

548

0,3

8. Энтузиастов

281

42

787

0,35

9. ДК Химик

-

-

787

0,24

10. ДК Химик

261

90

958

0,39

11. Студия Ермолаевой

332

101

1 189

0,89

12. КДЦ Кристалл

216

258

1 147

0,52

13. Технический  университет

52

15

1 184

0,32

14. Столовая

192

127

1 249

0,36

15. СибАДИ

195

78

1 366

0,21

16. Без названия

-

-

1 366

0,07

17. Без названия

-

-

1 366

0,1

18. Без названия

-

-

1 366

0,12

19. Телецентр

74

97

1 343

0,67

20. Аграрный  университет

59

51

1 351

0,74

21. Дворец творчества

65

25

1 391

0,4

22. Без названия

-

-

1 391

0,23

23. Старозагородная роща

114

82

1 423

0,42

24. Без названия 

-

-

1 423

0,26

25. Городок Водников

274

164

1 533

0,89

26. Волховстроя

-

-

1 533

0,61

27. Сибзавод

126

114

1 545

0,53

28. Рабиновича

368

230

1 683

0,48

29. Без названия

-

-

1 683

0,35

30. Без названия

-

-

1 683

0,09

31. КДЦ им. Маяковского

245

323

1 605

0,25

32. Без названия

-

-

1 605

0,34

33. Драмтеатр

123

268

1 460

0,72

34. Без названия

-

-

1 460

0,2


 

Продолжение таблицы 2

35. Краеведческий  музей

143

242

1 361

1

36. Дом одежды

-

-

1 361

0,15

37. Магазин 1000 мелочей

30

102

1 289

0,11

38. Без названия

-

-

1 289

0,23

39. Транспортная  Академия

315

104

1 500

0,84

40. Степная

122

189

1 433

0,63

41. ПО Большевичка

34

114

1 353

0,44

42. ПКиО им. 30 лет. ВЛКСМ

58

180

1 231

0,68

43. Лизы Чайкиной

129

330

1 030

0,62

44. ПО им. Баранова

108

129

1 009

0,35

45. ПО Полёт

44

27

1 026

1,02

46. Кислородный  завод

42

24

1 044

0,25

47. Без названия

-

-

1 044

0,18

48. Шинный завод

98

81

1 061

0,6

49. Без названия

-

-

1 061

0,41

50. Без названия 

-

-

1 061

0,2

51. СПТУ-21

37

100

998

0,38

52. Кинотеатр  Космос 

167

154

1 011

0,68

53. Столовая

102

86

1 027

0,68

54. ПО Автоматика

146

156

1 017

0,48

55. ПТУ-43

49

130

936

0,23

56. Без названия

-

-

936

0,32

57. 75-й Гвардейской  бригады

117

310

743

0,3

58. Поликлиника

92

132

703

0,45

59. 50 лет ВЛКСМ

10

58

655

0,51

60. 50 лет ВЛКСМ

75

273

457

0,6

61. Романенко

-

457

0

0

Всего в обратном направлении:

5 468

5 468

 

25,17


 

Таблица 3

Эксплуатационные  показатели маршрута

Наименование  показателя

Значение показателя в направлении

прямом

обратном

всего

1. Длина маршрута, км.

24,96

25,17

50,13

2. Нулевой пробег, км.

3,5

17,3

20,8

3. Время рейса,  мин.

   

188

4. Коэффициент  использования вместимости

   

0,25


 

 

Таблица 4

Распределение объёма перевозок и загрузки лимитирующего перегона                  по часам суток на маршруте

Часы

суток

Объём перевозок  в направлении:

Количество  пассажиров на лимитирующем перегоне

прямом

обратном

всего

6-7

311

-

311

257

7-8

698

150

848

246

8-9

740

731

1 471

274

9-10

202

345

547

134

10-11

243

81

324

77

11-12

562

186

748

187

12-13

543

511

1 054

228

13-14

560

485

1 045

179

14-15

353

387

740

155

15-16

160

762

922

218

16-17

577

307

884

220

17-18

707

291

998

236

18-19

76

459

535

125

19-20

91

199

290

60

20-21

102

120

222

35

21-22

88

177

265

85

22-23

1

219

220

45

23-24

-

58

58

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организация городских  пассажирских перевозок является одной  из серьёзных проблем, решение которой  обеспечивает жизнедеятельность современных городов. Уровень развития городского транспорта в городах России отстаёт от потребностей населения. Особенно остро транспортные проблемы проявляются в больших, крупных и крупнейших городах. Здесь нередко затраты времени пассажиров на проезд превышают предельно допустимые нормы в 1,5-2 раза и более.

Преодолевать  отставание в области городских  перевозок пассажиров необходимо в основном по направлениям интенсификации имеющихся провозных возможностей и более полного использования выделяемых городскому транспорту ресурсов, поскольку в настоящее время финансовые возможности инвестиций в ГПТ ограниченны [2].

Основными критериями при разработке систем городского транспорта являются: затраты времени на передвижение, объём капиталовложений, эксплуатационные расходы, повышение безопасности и удобства передвижений. Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с недостаточным финансированием предприятий, занимающимися городскими пассажирскими перевозками стало сложным предоставление качественных услуг населению. Поэтому возникает задача сокращения подвижного состава, работающего на линии там, где это не повлечет за собой ухудшения качества перевозки. Это возможно только при применении подвижного состава соответствующей вместимости и планировании распределения автобусов на маршруте в каждый час суток. Данный подход позволит сократить затраты на осуществление перевозок пассажиров, а также обеспечить наиболее рациональную загрузку подвижного состава.

 

 

1 Характеристика маршрута и анализ                                                                       пассажиропотоков

 

1.1 Общая характеристика  маршрута

 

Маршрут – это установленный и оборудованный путь следования подвижного состава, выполняющего регулярные перевозки. Трасса маршрута прокладывается по улицам и дорогам, техническое состояние которых соответствует установленным требованиям. На маршруте организуют остановочные, контрольные и технические пункты, имеющие соответствующее обустройство. Перемещение пассажиров по маршрутам называют маршрутными перевозками. Маршрутные перевозки выполняются автобусами различной пассажировместимости, троллейбусами и вагонами трамвая. В данном курсовом проекте перевозка пассажиров осуществляется автобусами маршрута №73. Общегородской автобусный маршрут № 73 по своей роли в транспортной системе города относится к основному, т. е. осуществляет самостоятельные транспортные связи; по расположению на плане города он принадлежит к диаметральным – проходит через центр, соединяя два отдалённых района; по характеру оборота – это маятниковый маршрут с различными путями следования на некоторых участках в прямом и обратном направлении. Количество остановочных пунктов в прямом направлении - 43 ед., в обратном - 41 ед., причём существуют также расхождения в наименовании остановочных пунктов в прямом и обратном направлении.

К основным объектам, оказывающим влияние на формирование пассажиропотоков на маршруте можно отнести: крупные жилые массивы по пр. Космическому (Чкаловский посёлок), по ул. Маяковского и по ул. Химиков, а также кинотеатры Космос и Маяковский, профессиональное училище № 21, спортивные комплексы Шинник, Юность и Сибирский нефтяник, шинный, автогенный заводы, ПО Полёт, ПО им. Баранова, парки отдыха им. 30 лет ВЛКСМ и Зелёный остров, Историко-краеведческий музей и музей искусств им. Врубеля, театр для детей и молодёжи и Драматический театр, Омский торговый центр, Университет путей сообщения, ОмГАУ, СибАДИ, ОмГТУ, институт Газтехнологий, молодёжный центр Химик.

Также к пассажирообразующим  объектам относятся крупные пересадочные пункты, через которые проходит рассматриваемый маршрут: КДЦ Кристалл, Телецентр, Городок водников, КДЦ им. Маяковского, Дом туриста, Краеведческий музей, маг. Голубой огонёк, ПКиО им. 30 лет ВЛКСМ, Лизы Чайкиной, что подтверждается данными из таблиц распределения пассажирообмена (табл. 1,2).

Используя таблицу  «Эксплуатационные показатели маршрута рассчитать эксплуатационную, среднесписочную и среднетехническую скорости.

Эксплуатационная  скорость движения автобусов Vэ определяется:

 

, (1)

 

          где Lм – общая длина маршрута (табл. 3), км;

tо – время оборота (табл. 3), ч

Время рейса в прямом и обратном направлении определится по формуле:

 

  (2)                                                   (2)

 

Скорость сообщения  рассчитывается по формуле:

 

, (3)

 

где  tк – время стоянки на конечных пунктах (принимается равным 5 мин).

Среднетехническая скорость движения автобусов VТ определяется по данным экспертной оценки как ( ).

Используя данные о длинах перегонов (табл. 1, 2) и результаты расчёта скорости сообщения, определяются нормы времени на прохождение автобусов между контрольными пунктами АСДУА в обоих направлениях:

 

,                                                      (4)

 

где Li-j – длина перегона между двумя контрольными пунктами, км.

Номера контрольных пунктов в прямом направлении следующие: 1, 20, 33, 46, 54, 59, 68, в обратном – 1, 10, 15, 23, 35, 44, 61 (табл. 1,2).

Нормы времени  на нулевые пробеги до обоих конечных пунктов рассчитываются по формуле:

 

,                                                 (5)

 

где Lнул – длина нулевого пробега, км (Lнул1 = 3,5 км, Lнул2 = 17,3 км).

 

Расчёт по формулам 1 – 5 представлен ниже:

 

 

 

Расчёт нормы  времени между контрольными пунктами в прямом направлении:

 

 

 

 

 

Расчёт норм времени в обратном направлении:

 

 

 

Следовательно, норма времени на рейс ( ) в прямом и обратном направлении одинакова и равна:

 

 

Время на нулевой  пробег от ПАТП №1 до конечного пункта Романенко:

 

 

 

Время на нулевой  пробег от ПАТП №1 до к.п. Стрельникова:

 

 

1.2 Анализ пассажиропотоков  на маршруте

 

При анализе  пассажиропотоков на маршруте необходимо:

  • дать оценку объема перевозок и пассажирооборота, сравнить с нормативными и среднестатистическими данными по городу значения пассажиронапряженности, коэффициентов сменяемости, неравномерности по времени суток, длине маршрута и направлению.
  • построить эпюры изменения пассажиропотока по перегонам и по времени;
  • определить наиболее загруженные перегоны и часы суток, объяснить причины наблюдаемой неравномерности;
  • дать характеристику следующих показателей пассажиропотока: средней дальности поездки пассажиров, коэффициента сменяемости пассажиров, коэффициента неравномерности пассажиропотока по длине, по времени и по направлениям;
  • сделать предварительно заключение о целесообразности организации на маршруте укороченного и скоростного сообщения;

Средняя дальность  поездки пассажиров определяется:

 

,                                    (6)

 

где Робщ – общий пассажирооборот за сутки, пасс-км;

Qобщ – общий объём перевезённых пассажиров за сутки (из табл. 1,2);

 

 

С помощью таблиц исходных данных (табл. 1,2) можно определить Робщ:

 

                  (7)

 

где Пj – количество пассажиров, проехавших по j-му перегону, пасс;

lj – длина j-го перегона, км.

 

, (8)

 

где  hсмпр/об - коэффициент сменяемости пассажиров в прямом и обратном направлении.

Коэффициент неравномерности  пассажиропотока по времени суток  определяется по формуле:

 

, (9)

 

где - максимальное количество перевезённых пассажиров за час           (из табл. 4), пасс;

Qср - среднее количество перевезённых пассажиров за час, пасс.

 

 (10)

 

где Тм – время работы на маршруте (с 6.00 до 24.00), Тм = 18 ч.

Коэффициент неравномерности  по перегонам определяется:

 

, (11)

 

где Пmax - количество пассажиров, проехавших по наиболее загруженному перегону за день (из табл. исходных данных Пmax = 1912 пасс.);

Пср - среднее количество пассажиров проезжающих по перегону за день,

 

 (12)

 

Коэффициент неравномерности  по направлениям определяется:

 

. (13)

 

Расчёт по формулам 6 – 13:

 

 

 

 

 

Результаты  всех произведённых расчётов сведены  в таблицу 5.

 

Таблица 5

Рассчитанные  эксплуатационные показатели маршрута

Показатель

Условное

обозначение

Значение показателя в направлении

прямом

обратном

в обоих

направлениях

Время рейса, мин

93,6

94,4

188

Средняя длина  перегона, км

lпер

0,37

0,41

0,39

Суточный объём  перевозок, пасс.

Qсут

6 014

5 468

11 482

Суточный пассажирооборот, пасс.км

Рсут

31 055

28 670

59 726

Средняя дальность  поездки, км

lср

5,16

5,24

5,2

Коэффициент сменяемости за рейс

ηсм

4,80

4,84

-

Коэффициент неравномерности пассажиропотока по времени

Кнвр

2,2

2,5

2,3

Коэффициент неравномерности пассажиропотока по перегонам

Кнпер

-

-

1,6

Коэффициент неравномерности пассажиропотока по направлениям

Кннапр

-

-

1,1

Пассажирские перевозки. 9