Пассажирские перевозки. 6
1. Общая характеристика и технико–экономические показатели работы автотранспортного предприятия
1.1 Общая характеристика автотранспортного предприятия
Проектируемое АТП располагает 120 единицами ПС, в числе которых автобусы ЛАЗ-699Н.
Исходные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателей |
Условные обозначения |
Величина показателя |
пассажирские перевозки | ||
1. Марка подвижного состава |
ЛАЗ-669Н | |
2. Среднесписочное количество автомобилей, ед. |
Асп |
120 |
7. Средняя длина ездки пассажира, км. |
ℓ |
5,59 |
8. Среднее время в наряде, час. |
Тн |
10,00 |
9. Коэффициент выпуска автомобилей на линию |
αв |
0,52 |
10. Коэффициент использования пробега |
Я |
0,69 |
Распределение объёмов перевозок грузов по классам в % от общего объёма перевозок: |
||
15. Коэффициент использования вместимости автобуса |
γн |
0,64 |
16.Коэффициент сменяемости пассажиров на маршруте |
ηсм |
1,74 |
17. Эксплуатационная скорость |
Vэ |
20,75 |
18. Грузоподъёмность, т. |
q |
- |
19. Тип двигателя |
бензин | |
20.Размер шин (обода) |
280*508 | |
21. Вместимость, чел. |
41 |
2
1.2 Производственная программа маршрутного автобуса
Среднесуточный пробег 1 автобуса, км :
, (1)
км
Среднее количество рейсов на маршруте за сутки 1 автобуса:
, (2)
Количество перевезённых пассажиров за сутки 1 автобусом, пасс.:
, (3)
пасс.
Пассажирооборот 1 автобуса за сутки, пасс-км :
, (4)
пасс-км
1.3. Производственная программа за год по всему парку автомобилей
Пассажирские перевозки рассчит
Автомобиле-дни пребывания на предприятии, а-дни:
,(5)
а-дни
Автомобиле-дни в эксплуатации, а-дни:
в , (6)
а-дни
Автомобиле-часы работы на линии, а-ч.:
, (7)
а-ч
3
Количество ездок с пассажирами в год, ед. :
, (8)
Общий пробег, км :
, (9)
км
Пробег с пассажирами, км:
,(10)
км
Объём перевозок пассажиров, т:
, (11)
пасс
Пассажирооборот, пасс-км :
, (12)
пасс-км
4
Результаты расчётов сведём в таблицу 2.
Таблица 2
Показатели работы автотранспортного предприятия за год
Nп/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Маршрутные автобусы |
1 |
Среднесписочное количество |
ед. |
120 |
2 |
Коэффициент использования парка αв |
- |
0,52 |
3 |
Коэффициент использования пробега Я |
- |
0,69 |
4 |
Коэффициент использования грузоподъёмности: вместимости(для автобуса) γн |
0,64 | |
5 |
Время в наряде Тн |
час |
10 |
6 |
Эксплуатационная скорость Vэ |
км/час |
20,75 |
7 |
Грузоподъёмность q |
т/пасс |
41 |
8 |
Автомобиле-дни в работе АДэ |
а-дни |
22776 |
9 |
Автомобиле-часы работы АЧэ |
а-час |
227760 |
10 |
Количество ездок с грузом,ездок автобусов Z |
ед |
341640 |
11 |
Общий пробег Lобщ |
км |
4726020 |
12 |
Объём перевозок Qгод |
т/пасс |
15601560 |
13 |
Пассажирооборот Ргод |
пасс-км |
87212720 |
1.4 Определение себестоимости перевозок
Себестоимость автомобильных перевозок представляет собой затраты предприятия в денежном выражении на выполнение единицы транспортной работы и определяется делением суммы затрат предприятия за определённый период времени на эксплуатацию автомобильного парка, на выполненную за этот период транспортную работу.
5
Транспортная работа исчисляется в зависимости от вида перевозок в пасс-км. Себестоимость перевозок определяется по формуле:
, (13)
Себестоимость определяется отдельно по маркам автомобилей, имеющихся в рассматриваемом автотранспортном предприятии.
Затраты на эксплуатацию подвижного состава подразделяются на переменные и постоянные. К переменным затратам относятся: затраты на топливо, смазочные материалы, на восстановление износа и ремонт шин, на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, амортизационные отчисления на полное восстановление и капитальный ремонт. К постоянным расходам относятся затраты на заработную плату водителей, накладные расходы.
Переменные затраты
Переменные затраты
Пассажирские перевозки:
Нормативные затраты на топливо на 1 км, руб/км, определяются по формуле:
, (14)
Нормативный расход топлива на 1 км, л, для автобусов определяются по формуле:
, (15)
6
Нормативные затраты на смазочные материалы, руб/км, определяются по формуле:
, (16)
.
Затраты на восстановление износа и ремонт шин на 1 км пробега, руб/км, определяются по формуле:
(17)
Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационные ремонты автомобилей на 1 км пробега, руб/км, определяются по формуле:
(18)
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава определяются по формуле:
(19)
7
Постоянные затраты
Постоянные затраты
Затраты по заработной плате водителей, приходящиеся на один час, складываются из основной заработной платы Зосн, куда входят зарплата по тарифу Зт, надбавки за классность Зкл, премии из фонда заработной платы Зпр, доплат за экспедирование Зэксп, дополнительной заработной платы Здоп, руб/час.
Затраты по заработной плате определяются по формуле:
, (20)
Для водителей автобусов заработная плата по тарифу равна часовой тарифной ставке (руб/ч):
(21)
где Сч – часовая тарифная ставка,руб/ч.
Для водителей автобусов надбавка за классность, руб/ч, определяется по формуле:
, (22)
Премия для водителей автобусов определяется по формуле:
(23)
8
Дополнительная заработная плата определяется по формуле:
(24)
Затраты на заработную плату водителей автобусов составляют:
Начисление на социальное страхование определяется по формуле:
(25)
Среднечасовые накладные расходы на один автобус, руб/ч, определяются по формуле:
(26)
где Ннр – норматив накладных расходов на 1 автомобиль, руб.
Затраты на заработную плату руководителей, специалистов и служащих составляют:
, (27)
Ф=4224000руб.
9
По ремонтным и
Таким образом, постоянные затраты за 1час (руб/ч) эксплуатации для автомобилей определяются по формуле:
, (28)
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1 ткм по постоянным расходам, руб/км (руб/пасс-км), определяются по формуле:
, (29)
где - эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч, γ=γн
10
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1 ткм по переменным расходам, руб/км (руб/пасс-км), определяются по формуле:
, (30)
Общая себестоимость по каждой марке автомобилей определяется как сумма рассчитанных составляющих, руб/ткм (руб/пасс-км), определяется по формуле:
, (31)
Результаты расчётов себестоимости сводятся в таблицу 3.
Таблица 3
Расчёт себестоимости перевозок
Наименование статей расхода |
Затраты на 1км и на 1час, руб |
Затраты по автобусу | |
ЛАЗ-699Н |
на 10 пасс-км,руб |
% к итогу | |
1 |
2 |
6 |
7 |
Переменные затраты: |
|||
1.Топливо |
6,7 |
3,7 |
20,1 |
2.Смазочные и |
1,16 |
0,64 |
3,48 |
3.Износ и ремонт шин |
0,6 |
0,33 |
1,8 |
4.ТО и эксплуатационные работы ПС |
0,033 |
0,02 |
0,12 |
5.Амортизационные отчисления |
13,5 |
7,41 |
40,3 |
Всего: |
22 |
12,1 |
65,8 |
Постоянные затраты: |
|||
6.Заработная плата: -водителей |
109,94 |
2,93 |
15,9 |
- ИТР |
18,5 |
0,49 |
2,7 |
-ремонтных рабочих |
35,3 |
0,94 |
5,1 |
- вспомогательных рабочих |
23,5 |
0,63 |
3,4 |
7.Начисления на зарплату: - водителей |
28,58 |
0,76 |
4,1 |
- ИТР |
4,81 |
0,13 |
0,7 |
- ремонтных рабочих |
9,2 |
0,24 |
1,3 |
-вспомогательных рабочих |
6,1 |
0,16 |
0,87 |
8.Накладные расходы: |
0,89 |
0,02 |
0,13 |
Всего: |
236,82 |
6,3 |
34,2 |
Итого: |
258,82 |
18,4 |
100 |
Штатное расписание работников АТП
Наименование должности |
Количество работников, чел. |
Средне- месячный оклад, руб. |
Годовая зарплата, руб. |
Общее руководство |
|||
Директор |
1 |
20000 |
240000 |
Главный инженер |
1 |
16000 |
192000 |
Зам. начальника по эксплуатации |
1 |
16000 |
192000 |
Зам. начальника по экономике |
1 |
16000 |
192000 |
Планово- экономический отдел |
|||
Начальник отдела |
1 |
14000 |
168000 |
Экономист |
1 |
10000 |
120000 |
Отдел труда и заработной платы |
|||
Начальник отдела |
1 |
14000 |
168000 |
Инженер по труду и заработной платы |
1 |
10000 |
120000 |
Бухгалтерия |
|||
Главный бухгалтер |
1 |
14000 |
168000 |
Зам. главного бухгалтера |
1 |
12000 |
144000 |
Старший кассир |
1 |
10000 |
120000 |
Кассир |
1 |
9000 |
108000 |
Экономист |
1 |
8000 |
96000 |
Материально – техническое снабжение |
|||
Начальник отдела |
1 |
14000 |
168000 |
Агент по снабжению |
2 |
6000 |
144000 |
Экономист |
1 |
7000 |
84000 |
Техник |
1 |
6000 |
72000 |
Комплектование и подготовка кадров |
|||
Начальник отдела |
1 |
14000 |
168000 |
Инженер по кадрам |
1 |
10000 |
120000 |
Делопроизводство |
|||
Делопроизводитель |
1 |
5000 |
60000 |
Эксплуатационная служба |
|||
Начальник отдела |
1 |
14000 |
168000 |
Руководитель группы
по организации и анализу |
1 |
9000 |
108000 |
Старший диспетчер |
1 |
6000 |
72000 |
Линейный диспетчер |
1 |
5000 |
60000 |
Инженер |
1 |
7000 |
84000 |
Техник |
2 |
5500 |
132000 |
Инженер по БД и ТБ |
2 |
9000 |
216000 |
Техническая служба |
|||
Начальник отдела |
1 |
12000 |
144000 |
Инженер |
1 |
7000 |
84000 |
Слесарь |
1 |
6000 |
72000 |
Электрик |
1 |
6000 |
72000 |
Уборщик |
1 |
4000 |
48000 |
Охрана |
2 |
5000 |
120000 |
Всего: |
37 |
4224000 |
1.5 Определение доходов от автомобильных перевозок
Доходы представляют собой объём денежных выплат автотранспортному предприятию за выполненные им транспортные и другие услуги.
Доходы за перевозки пассажиров
в городах и пригородном
(32)
где Тг - тариф за перевозку одного пассажира в городе, равный 10руб.;
Q – объём перевозок пассажиров, пасс.
13
Средняя доходная ставка определяется по формуле:
, (32)
1.6 Расчёт и распределение прибыли автотранспортного предприятия
Прибыль от выполнения перевозок, руб., определяется по формуле:
(33)
где - годовые затраты на транспортную работу, руб. (34)
Пассажирские перевозки:
1.7 Определение уровня производительности труда
Производительность труда на автомобильном транспорте принято измерять количеством транспортной работы, приходящейся на одного среднесписочного работника эксплуатационного контингента (водителя) или на одного среднесписочного работающего в автотранспортном предприятии.
При натуральном методе производительности труда:
, (35)
, (36)
14
где Nс – среднесписочное количество работающих в автотранспортном предприятии, чел.
При стоимостном методе производительность труда рассчитывается в рублях валового дохода:
, (37)
Общее среднесписочное количество работающих Nс в автотранспортном предприятии складывается из численности основных категорий работников: водителей Nвод , ремонтных и транспортных рабочих Nрем , руководителей, специалистов и служащих Nитр:
, (38)
Среднесписочное количество водителей определяется по формуле:
(39)
где 1,05 – коэффициент, учитывающий подготовительно - заключительное время, предрейсовый медосмотр;
Фр.в.- годовой фонд рабочего времени.
Численность ремонтных и вспомогательных рабочих можно условно принять равным 0,32 человека на один списочный автомобиль.
Пассажирские перевозки:
Численность Nитр определяется в соответствии с нормативами численности.
Расчёт численности ИТР и служащих производится по следующим формулам:
1.Общее руководство
N1=0,2924Х10,0899 ·Х30,2949 , (40)
15
где Х1- количество автомобилей в приведённом виде, ед.;
Х3 – среднесписочная численность работающих, чел.
2.Технико – экономическое планирование
N2=0,1364Х10,1709 · Х30,3124 , (41)
3.Труд и зарплата
N3=0,0883Х30,5180 , (42)
4.Бухучёт и финансы
0,1899Х30,5510 , (43)
5. Материально-техническое снабжение
N5=0,0011Х11,173 ·Х41,055 , (44)
где Х4 – режим работы автомобилей (Тн), ч.
6. Комплектование и подготовка кадров
N6=0,0198Х30,7234 , (45)
7. Делопроизводство и хозяйственное обслуживание
N7=0,1059Х10,4258 , (46)
8. Эксплуатационная служба
N8=0,0196Х10,8328 ·Х20,2602·Х40,773 , (47)
где Х2 – коэффициент выпуска автомобиля (αв).
9. Техническая служба
N9=0,11Х10.5477 · Х50,3 , (48)
где Х5 – численность ремонтных рабочих, чел.
Пассажирские перевозки:
Х1=120 ед.
Х2=0,52
Х3=129+38=167 чел.
Х4=10 ч.
Х5=0,7·39=27 чел.
N1=2 чел.
N2=1 чел.
17
N3=1 чел.
N4=3 чел.
N5=3 чел.
N6=1 чел.
N7=1 чел.
N8=5 чел.
N9=4 чел.
Nспис=188 чел.
Результаты расчётов сводятся в таблицу 6.
Таблица 6
Результаты производственно – хозяйственной деятельности АТП
Наименование показателей |
Пассажирские перевозки |
|
15601,560 |
|
87212,720 |
|
17,9 |
|
18,4 |
|
160471405 |
|
156015600 |
7. Прибыль, руб. |
- 4455805 |
|
|
т (пасс) |
82987 |
ткм (пасс-км) |
463897,45 |
руб |
829870,2 |
17
2. Организационно-технические мероприятия
В результате производственно-хозяйственной деятельности АТП пассажирские перевозки и приносят убытки, соответственно -4455805руб.
Чтобы улучшить показатели производственно – хозяйственной деятельности по пассажирским перевозкам необходимо провести ряд организационно-технических мероприятий.
Эффективная работа подвижного состава зависит от многих технико-эксплуатационных показателей. Улучшение каждого из этих показателей значительно, но по-разному воздействуют на снижение себестоимости пассажиров.
Снижение себестоимости
Для улучшения показателей работы перевозок выберем следующее мероприятие: - повысим коэффициент использования пробега Я.
- Расчёт экономической эффективн
ости от внедрения мероприятий по пассажирским перевозкам
Увеличим коэффициент
Расчёт производственной программы проводим по формулам (1)-(4):
18
Расчёт производственной программы за год по всему парку проводим по формулам (6)-(12):
2.2 Определение себестоимости перевозок.
Переменные затраты.
Нормативные затраты по пассажирским перевозкам остаются неизменными.
Нормативные затраты на топливо на 1 км, руб./км:
Нормативные затраты на смазочные материалы, руб/км: .
Затраты на восстановление износа и ремонт шин на 1 км пробега, руб/км:
Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационные ремонты автомобилей на 1 км пробега, руб./км:
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава:
19
Постоянные затраты.
Так как для водителей автобусов тарифная ставка остаётся прежней, следовательно, затраты по заработной плате водителей автобусов не меняются.
Среднечасовые накладные расходы на один автомобиль руб/ч:
Таким образом, постоянные затраты за 1 час, руб/ч, эксплуатации:
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1ткм по переменным расходам, руб/пасс-км:
20
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1ткм по постоянным расходам, руб/пасс-км
Общая себестоимость, руб/пасс-км:
Доходы от пассажирских перевозок:
Средняя доходная ставка, руб/10пасс-км:
Расчёт и распределение прибыли
Определение уровня производительности труда
21
Расчёт экономического эффекта.
Таким образом, в результате изменения
маршрутизации перевозок
После завершения расчётов экономической эффективности по каждому мероприятию все данные обобщают и сводят в таблицы 7,8,9 в которых отражают основные показатели и себестоимость до и после внедрения мероприятий.
Таблица 7
Изменение значений основных показателей по пассажирским перевозкам, на которые влияют мероприятия
Мероприятие |
Перечень основных показателей, на которые влияет мероприятие |
Ед. измерения |
Значение показателей |
Результаты (экономический эффект) | |
До внедрения |
После внедрения | ||||
Маршрутиза-ция перевозок |
1. Коэффициент использования пробега |
0,69 |
0,74 |
10868706 | |
2. Объём перевозок |
пасс |
15601560 |
16649256 |
||
3. Транспортная работа |
пасс-км |
87212720 |
93069569 |
||
4. Пробег с пассажирами |
км |
3260954 |
3497255 |
||
5. Количество ездок автобусов |
ед. |
341640 |
364416 |
||
6. Себестоимость |
руб/ 10пасс-км |
18,4 |
17,2 |
||
7. Валовые расходы |
руб. |
160471405 |
160079658 |
||
8. Валовые доходы |
руб. |
1560156600 |
166492560 |
||
9. Доходная ставка |
руб/10ткм |
17,9 |
17,9 |
||
10. Прибыль |
руб. |
-4455805 |
6412902 |