Пассажирские перевозки. 11

ВВЕДЕНИЕ

 

  Общественный пассажирский транспорт играет огромную роль в перевозке граждан. Так как в нашей стране ещё не каждый гражданин может позволить себе личный автомобиль, поэтому именно общественный пассажирский транспорт обеспечивает доставку к месту работы, культурного отдыха и для прочих целей наибольшую часть населения городов.

  В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения.

  Городской общественный пассажирский транспорт занимает особое место в общественной жизни. Данный транспорт предназначен, прежде всего, для перевозок групп населения, обеспечения территориальной целостности городов, доступности всех элементов городского хозяйства. Он входит в комплекс отраслей социальной инфраструктуры, т.е. отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы и жизнедеятельностью населения, наряду со здравоохранением, образованием, розничной торговлей, жилищно-коммунальным хозяйством, сферой организации досуга и пр. Выступает как средство ускорения или замедления развития городов.

  Перевозочную деятельность осуществляют субъекты предпринимательства. Для них эта деятельность составляет область инициативы, свободы, она направлена на получение прибыли от предоставления услуг по перевозке.

  Для правильного решения задач планирования и организации движения пассажирских транспортных средств и определения тенденций в развитии пассажирских перевозок города необходимо знать закономерности формирования пассажиропотоков и систематически их изучать в конкретных условиях. Под пассажиропотоком понимают число пассажиров, перевезённых за рассматриваемый период времени в заданном сечении дороги (одного или нескольких маршрутов). Для пассажиропотоков характерна неравномерность по участкам, направлению (прямые и обратные) маршрутов и по времени.

  Городской транспорт, выполняя функции связи между основными элементами города, привязан обеспечивать перевозки населения и грузов, экономить время и энергию, затрачиваемые на передвижения, при условии соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов.

 

 

                   1. Анализ работы автобусного маршрута

1.1 Описание маршрута

 

В данном подразделе необходимо дать краткое описание исследуемого маршрута по следующей схеме:

1) отметить какой это  маршрут согласно классификации  автобусных маршрутов;

2) отметить востребованность  маршрута, при этом указать:

- какие основные районы  города связывает маршрут;

- через какие основные  пассажирообразующие пункты проходит маршрут.

3)  отметить, по каким  проспектам и улицам города  проходит маршрут, и с какими  другими маршрутами города данный  маршрут совмещен.

4) отметить, кто обслуживает  маршрут, и какой подвижной  состав работает на маршруте.

5) отметить с каким  интервалом движутся автобусы  на маршруте.

Привести схему маршрута на плане города с указанием всех совмещенных маршрутов.

 

Характеристика автобусного  маршрута № 206.

  Объектом исследования  является автобусный маршрут № 206-Эссен- Усманова. Схема следования: Эссен-14к-с-п. ЗЯБ-пр. Мира-ул. Ш. Усманова-пр. Мира-Эссен.

   Как видно на карте этот маршрут объединяет проспекты города : Набережночелнинский, Мира, Вахитова, Чулман, а так же районы Новый Город и Зяб. Проходит через крупные торговые центры «Торговый квартал», «Омега», »Палитра», »Глобус», »Океан», в том числе и через Пединститут, КамПИ, УВД, Ипподром и Профилакторий. Совместно с маршрутом № 206 через проспект Чулман проходят маршруты №25, 43а, 424, 209, 203, 304, через проспект Вахитова маршруты №207,207а, 203, через проспект Мира маршруты № 7, 211, 213, 25, 203, 22, 205, 307, через проспект Набережночелнинский маршруты №1а, 1б, 2, 6, 7, 8, 10, 10а, 22, 25, 43а, 109, 203, 205, 206, 209, 211, 212, 213,304,305, 424.     

  Протяженность  маршрута составляет 39,640 км.

   По 206 маршруту курсируют  «ГАЗели» .У них высокая скорость сообщения, но малая вместимость пассажиров. Интервал движения по сравнению с другими маршрутами большой. Автобусы не ходят по расписанию, иногда пассажирам приходится ждать очень долго.

1.2 Исследование протяженности автобусного маршрута

 

В данном подразделе необходимо привести данные по замерам протяженности  исследуемого маршрута с указанием  всех остановочных пунктов и длину перегона.

Необходимо указать какой  способ замера использовался.

Результаты замеров оформить в таблице.

 

Таблица 1.1 – Протяженность  автобусного маршрута

 

Наименование остановочного  пункта

Расстояние между остановочными  пунктами, км

Расстояние от начального пункта ,км

1

Эссен

-

-

2

Музыкальная школа

0,360

0,360

3

14-й комплекс (ЗЯБ)

0,410

0,770

4

Миляш

0,480

1,250

5

Школа №8

0,300

1,550

6

ГорЭлектроСеть

0,360

1,910

7

18-й  комплекс

0,440

2,350

8

Сармановский тракт

0,860

3,210

9

17й комплекс

0,490

3,700

10

Дом обуви

0,430

4,130

11

Микрорайон  Бумажников

0,480

4,610

12

Пединститут

0,850

5,460

13

Челныгорстрой

1,330

6,790

14

Орловка

0,420

7,210

15

Электротехников

0,950

8,160

16

Медгородок

0,740

8,900

17

КамПИ

0,720

9,620

18

7-й комплекс

0,410

10,020

19

УВД

0,520

10,550

20

Улица Н. Ершова

0,340

10,880

21

6-й комплекс

0,300

11,190

22

Райисполком

0,270

11,460

23

Театр кукол

0,660

12,120

24

Молодежная

0,210

12,330

25

Магазин Глобус

0,550

12,880

26

Магазин Океан

0,380

13,260

27

Магазин КамАЗ

0,450

13,720

28

Магазин КамАЗ

0,850

14,570

29

Магазин Океан

0,500

15,070

30

Магазин Глобус

0,370

15,440

31

30-й комплекс

0,500

15,940

32

45-й комплекс

0,810

16,750

33

Кереселидзе

0,380

17,130

34

44-й комплекс

0,260

17,390

35

Ипподром

0,510

17,900

36

48-й комплекс

0,530

18,430

37

Профилакторий

0,520

18,950

38

Садовод

0,850

19,800

39

50-й комплекс

0,570

20,360

40

Шамиля Усманова

0,660

21,020

41

бульвар Боровецкий

0,310

21,330

42

51-й комплекс

0,420

21,750

43

Боровецкое

0,580

22,330

44

Профилакторий

0,390

22,720

45

48-й комплекс

0,520

23,240

46

Ипподром

0,530

23,770

47

44-й комплекс

0,500

24,270

48

Кереселидзе

0,350

24,620

49

45-й комплекс

0,460

25,080

50

Молодежная

0,680

25,750

51

Театр Кукол

0,270

26,020

52

Райисполком

0,510

26,530

53

6-й комплекс

0,340

26,870

54

улица Н. Ершова

0,380

27,250

55

УВД

0,420

27,660

56

7-й комплекс

0,450

28,120

57

КамПИ

0,500

28,620

58

Медгородок

0,560

29,180

59

Электротехников

0,660

29,900

60

Орловка

1,020

30,900

61

Челныгорстрой

0,400

31,260

62

Пединститут

1,360

32,620

63

Микрорайон Бумажников

0,830

33,450

64

Дом обуви

0,800

34,250

65

17-й комплекс

0,460

34,720

66

Сармановский тракт

0,420

35,140

67

19-й комплекс

0,590

35,730

68

19-й комплекс

0,300

36,030

69

18-й комплекс

0,430

36,460

70

ГорЭлектроСеть

0,430

36,890

71

Школа №8

0,320

37,210

72

Садовый пер.

0,360

37,570

73

Военкомат

0,350

37,920

74

Санэпидемстанция

0,510

38,430

75

Эссен

0,560

39,000


 

1.3 Расчет технико-эксплуатационных  показателей маршрута

 

Дать краткую характеристику технико-эксплуатационных показателей, используемых для расчета в данном подразделе.

Произвести расчет следующих  показателей:

          1)время движения автобуса;

2)время оборота;

          3)время работы маршрута определяется количеством часов работы маршрута;

         4)время в наряде определяется количеством часов работы маршрута с учетом времени нулевых пробегов и вычета времени на обед.

                                                Тн = Тм+t0 -Tобед,                                  

где Тм – время работы маршрута, ч; t0 – время нулевых пробегов, ч; Tобед – время, отведенное на обеденные перерывы (принять условно Тобед = 2 ч).

          5)время нулевых пробегов;

          6)количество оборотов, выполняемых автобусом за рабочий день:

                                                ;                                                

  7) общий пробег автобуса:

 

8) коэффициент использования пробега

;

13) коэффициент непрямолинейности:

 

 

где,, км

        14) Общий пробег за время работы на маршруте:

 

       15)  :

 

где, – коэффициент использования пробега за оборот

       16) Количество оборотов:

,

где, – время работы маршрута, ч;

        17) Время  в наряде:

=

где, – время на нулевые пробеги, ч

       18) Время  движения :

,

где,

      19)Техническая скорость :

=,

     20) Скорость сообщения:

=,

где, – время на остановочных пунктах ,с; n-количество остановок

    21) Эксплуатационная скорость:

=

где,

    22)Коэффициент  использования пробега :

,

 

                          Результаты расчетов оформить в таблице.

 

 

Таблица 1.2- Технико-эксплуатационные показатели маршрута

Показатели

Обозначения

Значения

1

Длина маршрута, км

 

39,640

2

Общий пробег, км

 

398,000

3

Общий пробег за время работы на маршруте, км

 

396,000

4

Пробег автобуса на маршруте за время работы на маршруте, км

      

 

35,700

5

Нулевой пробег, км

 

2,100

6

Количество оборотов

 

10

7

Время :

-оборота, ч

- работы маршрута, ч

- нулевого пробега, ч

-в наряде, ч

-стоянки на остановочных пунктах, с

-движения, мин

 

 

 

 

 

 

 

 

1,97

19,00

0,07

19,20

20

 

84,00

8

Скорость:

-техническая, км/ч

-сообщения, км/ч

-эксплуатационная, км/ч

 

 

 

 

28,5

22,1

20,9

9

Коэффициент использования  пробега

      

0,08


  

   По результатам произведенных расчетов можно сделать выводы, что длина данного маршрута составляет 39,640 километров. Для преодоления этого расстояния потребуется 1,97 часов. За время работы маршрута совершается 10 оборотов. Данный автобусный маршрут является кольцевым.  Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега. Величина коэффициента использования пробега главным образом зависит от характера пассажиропотока, расположения пунктов посадки ,высадки и степени организации диспетчерской службы на линии. Величина должна стремиться к единице. Повышение коэффициента использования пробега увеличивает полезную работу подвижного состава и снижает расходы на перевозки. Этот коэффициент повышают путем увеличения производительности подвижного состава,  улучшением организации  диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов.

 

  2. Организация движения автобусов на маршруте

 

Организация работы автобусов  на маршруте предполагает выполнение ряда предварительных работ с  целью обеспечения эффективности  транспортного процесса по обслуживанию населения города в качественных перевозках.

Для ее реализации необходимо провести анализ пассажиропотока на исследуемом маршруте и определить величину пассажиропотока по направлениям движения и часам суток, выбрать  тип подвижного состава с точки  зрения удобства пользования и комфортности проезда для пассажиров при установленной  величине пассажиропотока, определить потребное количество подвижного состава  на маршруте и произвести выбор системы организации движения автобусов с использованием рациональных режимов труда водителей.

2.1 Анализ пассажиропотока  на маршруте

В данном подразделе курсового  проекта необходимо изложить существующие методы обследования пассажиропотока, указать достоинства и недостатки.

В соответствии с задание  определит величину пассажиропотока  по часам суток. Результаты расчета  оформить в таблицах.

Пассажиропоток величина непостоянная. Распределение суточного  объема перевозок пассажиров характеризуется  коэффициентом неравномерности  по часам суток.

Мощность пассажиропотока  на исследуемом маршруте в каждом часе работы маршрута определим по формуле:

                                                      ,                                             (2.1)

где Qсут – суточный объем перевозок по маршруту, пасс;   hн – коэффициент неравномерности пассажиропотока в каждом часе, %.

Для расчетов принимаем максимальное значение пассажиропотока из двух направлений:

                                                                                          (2.2)

 

 Таблица 2.1 – Распределение пассажиропотока на маршруте по часам суток

 

Часы суток

η

Принимаемый пассажиропоток для расчета

5-6

3,9

592

592

6-7

8

1216

1216

7-8

10,2

1550

1550

8-9

8

1216

1216

9-10

7

1064

1064

10-11

5,3

806

806

11-12

3,6

548

548

12-13

2,3

350

350

13-14

2

304

304

14-15

3,1

472

472

15-16

4,2

639

639

16-17

8,5

1292

1292

17-18

9,5

1444

1444

18-19

7

1064

1064

19-20

5

760

760

20-21

4

608

608

21-22

3,4

517

517

22-23

3

456

456

23-24

2

304

304


 

  Пассажиропоток величина  непостоянная. Непостоянство характеризуется  показателем, который называется  степень неравномерности пассажиропотока.  Если коэффициент больше 2-х в  межпиковые периоды, то следует  увеличить интервал движения  и сократить число автобусов ,либо установить автобусы меньшей вместимости. Интервал движения автобусов 5 мин. По таблице видим, что в часы пик пассажиропоток большой, Городским пассажироперевозкам характерны резкие колебания пассажиропотока по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние «не пиковые» часы), а также по дням недели (в предвыходные дни пассажиропоток возрастает, а в будние уменьшается). …………………………………

  По данным таблицы 2.1 построить эпюру пассажиропотока по часам суток для обоих направлений. Эпюры строятся в системе координат х-у, где по оси х откладывают время работы маршрута , а по оси у – количество пассажиров в каждом часе .

  Определить степень неравномерности пассажиропотока по часам суток по каждому направлению.

  Значение показателя степени неравномерности пассажиропотока по часам суток сравнить с нормативным значением и сделать соответствующие выводы о рациональной схеме исследуемого маршрута.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Эпюра

 

2.2 Выбор подвижного  состава

Основными факторами, влияющими  на выбор автобусов рациональной вместимости являются: пассажиропоток, характер колебания пассажиропотока по часам суток, режим работы автобусов на маршруте, скорость движения, протяженность маршрута, интервал движения, пропускная способность дорог, производительность автобусов и себестоимость перевозок.

Выпуск автобусов на маршрут  той или иной вместимости должен соответствовать характеру изменения  пассажиропотока на маршруте.

В зависимости от числа  пассажиров в одном направлении  маршрута проезжающих по наиболее пассажиронапряженному перегону за час выбирают автобусы следующих типов:

 

Пассажиропоток, пасс/ч

Класс автобуса

До 1000

Малый или средний

1000-1800

Средний или большой

1800-2600

Большой (80-95 мест)

2600-3200

Большой (95-115 мест)

Свыше 3200

Особо большой


 

Указанные соотношения между  пассажиропотоком и вместимостью используемых автобусов следует рассматривать  как примерные.

В общем случае руководствуются  целесообразным интервалом движения I = 1…12 мин, который определяется по данным обследования пассажиропотоков и затратами на эксплуатацию автобусов.

Конкретному пассажиропотоку  и интервалу соответствует определенная вместимость автобуса. Целесообразный интервал движения автобусов для городских маршрутов в час-пик составляет 1÷4 мин.

Через заданный целесообразный интервал движения и максимальную величину пассажиропотока можно установить номинальную вместимость автобуса

 

                                                       ,             !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!                          (2.3)                      

где Qmax – максимальная мощность пассажиропотока в часы пик, пасс; Iпл – плановый интервал движения  в час пик, мин.

По величине максимального  пассажиропотока Qmax, используя зависимость (2.3), определить рациональную вместимость автобуса для часа-пик.

Привести внешний вид  и краткие технические характеристики выбранной модели автобуса.

 

2.3 !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Определение потребности в подвижном составе для работы на маршруте

Потребное число подвижного состава для работы на маршруте определить с помощью номограммы.

При определении потребного числа подвижного состава с помощью  номограммы в качестве исходной величины принимается количество перевезенных пассажиров в каждом часе периода  работы маршрута, вместимость автобуса и  время оборота.

На рис. 2.1 показан пример построения номограммы.

Построение номограммы включает в себя следующие этапы:

1. Строится график изменения  пассажиропотока по часам суток,  как показано на рис. 2.1.

3. С правой стороны  графика строится таблица, размеры  которой по высоте соответствуют  величине максимального пассажиропотока.  В таблице записываются значения  количества автобусов на маршруте  и интервалы их движения

 

 

Число строк n таблицы равно максимальному числу автобусов, которое можно принять при Qmax

                                                    ,                                           (2.4) 

где Qmax – максимальная мощность пассажиропотока в час-пик, пасс; tоб – время оборота, ч; qрац - номинальная вместимость автобуса, пасс.

Число автобусов и интервалы  их движения определяются следующим  образом 

                              ,                        (2.5)

где А – количество автобусов, ед.; I – интервал движения, мин; tоб – время оборота, мин.

4. Строится опорная точки qрац как точка пересечения двух лучей (пунктирные линии на рис. 2.1).

Первый луч проводится от начала координат графика распределения  пассажиропотока по часам суток  до клетки А1 таблицы номограммы. Другой луч проводится из точки, соответствующей максимальному пассажиропотоку до клетки Аn таблицы номограммы.

 

 

Работа с номограммой.

С величины пассажиропотока  любого часа суток опускается перпендикуляр  на ось y, далее проводят луч через опорную точку qрац до таблицы. Концы луча при этом упираются в клетку, которая показывает количество автобусов на маршруте и интервал их движения при данном пассажиропотоке.

Используя номограмму определить потребное число автобусов и  интервал движения автобусов по маршруту.

Результаты оформить в  таблице по следующей форме

 

Таблица 2.2 – Расчетная  потребность в автобусах на маршруте

Часы суток

Qрасч

По данным  номограммы

Арасч

Iрасч

5-6

     

6-7

     

     

23-24

     

Итого

∑АЧ

-


 

 

 

 


Пассажирские перевозки. 11