Пассажирские перевозки. 8
ВЕДЕНИЕ
В
современных условиях пассажирский
транспорт играет огромную роль в
развитии и совершенствовании экономики
страны. От надежности, эффективности,
безопасности и комфортабельности
перевозки пассажиров, их ручной клади
и багажа во многом зависят: настроение
людей, их работоспособность, социальное
развитие и здоровье граждан в
целом. При пользовании
Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта. Во внутригородском сообщении (в пределах административных границ города или населенного пункта) и в пригородном (удаление в большинстве случаев до 50 км от границы города) основную часть перевозок выполняет автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта (использующий земную поверхность в качестве естественной опоры для путей сообщения) получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров.
Из существующих основных видов городского пассажирского транспорта автобус является наиболее распространенным и доступным, а в подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом пассажирского транспорта. Автобусные маршруты представляют собой основной для России элемент общественного транспорта.
Автобусный
транспорт имеет следующие
- хорошая маневренность, возможность быстрого введения новых линий и изменения маршрутов;
- быстрая организация массовых и единичных перевозок;
- небольшие первоначальные затраты.
Целью
курсового проекта по дисциплине «Пассажирские
перевозки» является приобретение знаний
и навыков но разработке технологических
схем организации перевозок; определению
рациональных сфер использования автомобильного
транспорта и координации его работы с
другими видами транспорта; выбору типа
подвижного состава; проведению расчетов
и анализу эксплуатационных показателей;
составлению маршрутов и графиков движения
автобусов; исследованию пассажиропотоков
и режимов движения транспортных средств.
А также приобретение общих навыков проектирования,
анализа и планирования; овладение научно
обоснованными, прогрессивными методами
организации и управления перевозками
пассажиров.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Исследование автобусного маршрута
Маршрутом называется установленный соответствующим образом, путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами.
Технико-эксплуатационные
показатели
Маршрут автобусов | №23 (ул. Дружаева - Московский вокзал) |
Длина маршрута в прямом направлении, км | 13,7 |
Длина маршрута в обратном направлении, км | 14,8 |
Количество остановок в прямом направлении | 31 |
Количество остановок в обратном направлении | 34 |
Подвижной состав | ПАЗ-32051 |
Количество подвижного состава | 14 |
Время рейса в прямом направлении, час | 0,6 |
Время рейса в в обратном направлении, час | 0,72 |
Средняя длина перегона маршрута, км | 0,4 |
Число рейсов автобуса | 24 |
Интервал движения, час | 0,08 |
Распределение пассажиропотока по часам суток
|
Перегонам называется расстояние между двумя смежными остановочными пунктами. Маршруты разбивают на перегоны в зависимости от расположения пассажироотправляющих и пассажиропринимающих пунктов.
При организации маршрутов и выборе мест размещения остановочных пунктов необходимо учитывать факторы, влияющие на безопасность движения и техническую скорость. Остановочные пункты, как правило, должны устанавливаться вблизи пунктов массового скопления пассажиров за перекрестком или площадью, у тротуаров на расстоянии от перекрестка не далее 20-25 метров.
От правильного размещения остановочных пунктов зависит не только расстояние пешеходных подходов и удобств пересадок, а следовательно, и общая зарата времени пассажира на передвижение, но и скорости движения перевозочных средств (эксплуатационная и скорость сообщения).
Остановочные пункты бывают постоянные, временные и по требованию пассажиров, их устанавливают в местах наибольшего скопления потенциальных пассажиров.
Постоянные остановки устанавливают в пунктах образования постоянного пассажирообмена со значительным количеством принимаемых и высаживаемых пассажиров в течение дня.
Временные остановки устанавливают в местах, где пассажирообмен возникает или в определенные часы суток (театр, стадион), или в определенное время года (сезонные).
Остановки по требованию пассажиров устанавливают в местах с малым, но периодически возникающим лассажирообменом.
Конечные остановки (станции) устраивают на конечном пункте маршрута, Лде происходит отдых и смены автобусных бригад и контроль за работой автобусов.
Автобусные маршруты по условиям использования и характеру движения разделяются на:
обычные маршруты (остановка обязательна нз всех промежуточных пунктах);
укороченные маршруты (организуется лишь на определенной части обычного маршрута, где наиболее интенсивный пассажиропоток) бывают: постоянные и периодические (в час «пик»);
скоростные маршруты (автобусы останавливаются только на установленных остановочных пунктах)
экспрессные маршруты (движение автобусов прямым сообщением без остановок в пути, предназначены для доставки пассажиров от начального до конечного пункта) бывают: постоянные, временные (летние) и периодические (в субботу, воскресенье).
Критерием оптимальности схемы маршрутов принимается минимум суммарных затрат времени пассажиров на передвижение, включающих время на следование, ожидание и пересадки. А также обеспечение эффективного использования подвижного состава, т.е. равномерного их наполнения по всей дли не маршрута.
Правильный выбор маршрутов следования автобусов оказывает решающее влияние на общую величину времени населения на передвижение и эффективность использования подвижного состава.
Обследование пассажиропотоков
При разработке рациональных маршрутных схем, определении количества подвижного состава на маршруте и управлении движением транспортных средств, проводят систематическое изучение пассажиропотоков.
Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.
Пассажиропотоки характеризуются:
- Мощностью, т .е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.
- Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов.
- Объемом перевозок, т.е. количеством перевезенных пассажиров я целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях.
Колебания пассажиропотоков по времени специфичны для различных видов автобусных перевозок:
- на внутригородских перевозках - пассажиропотоки резко колеблются по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние «не пиковые» часы);
- для пригородных перевозок - характерны колебания пассажиропотоков по дням недели, сезонам года (возрастание объема перевозок в выходные дни, в летний период).
Показателями изменения пассажиропотока являются: коэффициент неравномерности пассажиропотока по времени:
Kв=Qmax /Qср
Kв=
где Qmax - максимальный часовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс.;
Qср - среднечасовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс. Для средних городов Kв =1,5 - 2,0.
коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута:
Куч = Qmax /Qср
Куч =
где Qmax - максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка
маршрута или группы участков, пасс.;
Qср - средняя напряженность пассажиропотока, пасс.
коэффициент неравномерности пассажиропотока по направлениям:
К н = Q ср.max / Q ср.min
где Q ср.max — максимальный средний пассажиропоток за час в наиболее загруженном направлении, пасс.;
Q ср.min - минимальный средний пассажиропоток в обрагном направлении,
К н= 1,3 *1,6.
Обследования пассажиропотоков позволяют получить сведения о внутри маршрутных корреспонденция х пассажиров, величинах и направлениях пассажиропотоков на маршрутах городского транспорта, пассажирообмене остановочных пунктов и наполнении подвижного состава.
В основном, при обследовании пассажиропотоков применяются следующие методы:
- анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет);
- талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов);
- визуальный или глазомерный метод (путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 6 баллов) позволяет определить мощность пассажиропотока по перегонам маршрута и по часам суток. Проводится работниками учёта, водителем или кондуктором.
- балл - низшая - соответствует занятости 1/3 сидений
- балла - занято 2/3 сидений ,
- 3 балла - заняты все сиденья
- балла - заняты все сиденья и примерно половина мест для проезда стоя
- баллов - соответствует предельно допустимому наполнению
- баллов - высшая степень наполнения, салон автобуса переполнен
- опросный метод - путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров;
- отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах;
- табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц).
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
4.1. Классификация
автобусов и их
Автобус (сокращение от автомобиль-омнибус) - автомобиль, вмещающий более 8 человек и предназначенный для перевозки пассажиров. Автобусный транспорт представляет наиболее массовый вид пассажирского автомобильного транспорта. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города и способствуют объединению всех районов города в единый городской комплекс.
Автобусы классифииируются:
- По назначению:
• автобусы общего пользования
• ведомственные автобусы (для транспортных служебных нужд, специальных целей - санитарные автомобили, киноустановки, передвижные библиотеки и т.д.)
- По вместимости, выраженной числом пассажирских мест. По вместимости кузова (по числу мест для сидения) различают автобусы особо малой вместимости, малой, средней, большой и особо большой вместимости.
- По габаритной длине
Особо малый (до 5,5 м)
Малый (6м - 7,5м)
Средний (8м - 9,5м)
Большой (10,5м - 12,0м)
Особо большой (6,5м и более)
- По типу кузова: капотные (КАВЗ-685) и вагонные (ЛИАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и т.д.).
- По количеству этажей пассажирского помещения: одно-, полутора-, двухэтажные автобусы.
- По числу салонов кузова автобусов: обычные (с одним салоном), с прицепом, сочлененные.
- По типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные автобусы.
- По расположению двигателя: спереди, сзади, под полом автобуса.
К основным эксплуатационным свойствам автобусов относятся:
- вместимость автобуса
- конструктивные планировочные параметры, определяющие, длительность простоя автобуса на остановках для посадки-высадки
пассажиров (количество и ширина дверей, размеры накопительных площадок, ширина центрального прохода между сидениями, высота уровня пола пассажирского помещения, число подножек, их высота и т.д.). Кузова городских автобусов должны иметь широкие проходы, площадки для стоящих пассажиров, широкие двери (не менее двух: вход и выход) и низкорасположенный пол (минимальное количество ступеней) для быстрой посадки и высадки пассажиров.
- скоростные свойства
- соответствие конструкции автобуса требованиям безопасности движения (устойчивость, легкость и удобство управления, обзорность с места водителя, наружное освещение и т.д.).
- комфортабельноеть (удобство пользования)
- топливная экономичность
- проходимость автобуса –
4.2. Выбор типа и определение необходимого количества автобусов на маршруте
Организация транспортного процесса заключается, в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов, их пассажировместимости, режима и продолжительности работы автобуса на маршруте.
Выбор
автобуса существенно влияет на уровень
транспортного обслуживания и эффективность
использования автобусов, обеспечивающее
обслуживание населения с наименьшими
транспортными издержками, может
быть обеспечено в том числе, если
подвижной состав по типу и вместимости
максимально соответствует
Тип автобуса по вместимости выбирают в зависимости от размеров пассажиропотока, так как от этого непосредственно зависит производительность, себестоимости перевозок, интервала движения и скорости сообщения.
Автобусы большой вместимости не целесообразно использовать на маршрутах с малым пассажиропотоком и в течение всего дня на маршрутах с высокой неравномерностью пассажиропотока, т.к. это приведет либо к высоким интервалам движения и соответственно увеличению затрат времени пассажиров на ожидание, либо к значительному удорожанию себестоимости перевозок.
Эксплуатация
автобусов малой вместимости
на маршрутах с мощным пассажиропотоком
уменьшает интервалы движения, но
увеличивает потребность в
При выборе типа и вида автобусов, прежде всего, учитывают:
- мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы «пик»;
- неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута;
- целесообразный интервал следования автобусов по часам суток;
- дорожные условия движения автобусов и пропускную способность улиц;
- провозную способность, т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами за один час в одном направлении;
- себестоимость автобусных перевозок.
Вместимость автобуса рекомендуется выбирать по соотношениям, относящимся к участку маршрута с наиболее напряженным движением (табл. 1).
Таблица 1
№ |
Пассажиропоток в часы «пик» в одном направлении | Вместимость автобуса (число мест для сидения и стояния) |
1 | До 350 пассажиров | 30-35 мест |
2 | 350-700 пассажиров | 50-60 мест |
3 | 701-1000 пассажиров | 80-85 мест |
4 | Более 1000 пассажиров | 100-120 мест |
В
ряде случаев можно считать
Автобусные
предприятия, располагающие двухмарочным
парком или дополнительным парком прицепов,
может работать более эффективно
благодаря возможности
Количество автобусов на маршруте определяют в зависимости от пассажиропотоков, вместимости автобусов, удобства пассажиров (интервал движения), стоимости перевозок и т.д.
Потребное
число автобусов по каждому часу,
необходимое для освоения заданного
пассажиропотока, рассчитывают как
отношение часового пассажиропотока
Qч, к производительности работы одного
автобуса Uрч в час:
Ам = Qч/ Uрч
Ам =1280/95= 13,47 (принимаем 14)
Производительностью автобуса определяется количеством перевезенных пассажиров.
Выражение часовой производительности автобуса можно получить, если разделить количество перевезенных пассажиров (Qр) за рейс на время рейса (tР):
Uрч = Qр/tр
Uрч
= 63/0,66= 95
Количество пассажиров, находящихся в автобусе, равно
qф = qyc
qф =42*0,75=31,5
где: q - вместимость автобуса;
ус - коэффициент статического наполнения автобуса.
Ориентировочные данные по коэффициенту наполнения автобусов:
Городские автобусы - не более 0,28, в часы «пик» - 0,73 - 0,78 (в зависимости от типа подвижного состава)
Пригородные автобусы - не более 0,56
Междугородные автобусы - 0,8 - 0,9
Так как во время рейса пассажиры в автобусе сменяются (одни на промежуточных остановочных пунктах выходят, другие входят), то количество
перевезенных пассажиров за рейс может быть выражено
QP = qфnсм = qycnсм
QP =31,5*2= 63
где: nсм- коэффициент сменности пассажиров.
Коэффициент сменности пассажиров - отношение длины маршрута (рейса) к средней дальности поездки пассажира:
nсм = lм/lеп
nсм =14,25/7= 2
где: lм - длина маршрута (рейса);
lеп - средняя дальность поездки пассажиров.
Ориентировочные данные о сменности (пересадочноети) пассажиров:
Свыше 1 млн. жителей 1,4
От 500 тыс. до 1 млн. 1,3
От 250 до 500 тыс. 1,2
До 250 тыс. 1,1
Средняя дальность поездки пассажиров изменяется и зависит от многих факторов:
- размера и планировки города;
- протяженности и конфигурации автобусной сети;
- распределение маршрутов по сети;
- системы тарифов и др.
Различают среднюю дальность поездки как по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные), так и по отдельным маршрутам, она может быть определена путем обработки материалов обследования пассажиропотоков.