Пассажирские перевозки автобусами

Министерство  образования и науки Российской Федерации

АНО ВПО

Северо-Западный открытый технический университет

 

 

Курсовой проект

 

           По дисциплине: Пассажирские перевозки.

 

 

 

 

Работа выполнена

Студенткой 4 курса 

 заочного отделения

Билибиной Е.В.

Шифр 130599

 

Проверил преподаватель:

Иванов С.Е

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

 

 

Введение

Пассажирские перевозки автобусами играют огромную роль в перевозке граждан. В крупных городах не всегда уместно пользоваться личным автомобилем, а место работы порой бывает очень далеко от остановок общественного транспорта, именно по этому организация пассажирских перевозок является основной проблемой всех мегаполисов.

Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребностей людей в перевозках. Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению.

Автобусный транспорт представляет наиболее массовый вид пассажирского автомобильного транспорта. Он играет существенную роль в единой транспортной системе страны. Автобус как транспорт общего пользования получил распространение не только в городах, но и в сельской местности. 

Автобусы используются в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщениях. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта.

Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города и способствуют объединению всех районов города в единый городской комплекс. На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. 

В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени.

На рынке пассажирских автотранспортных услуг работают предприятия всех форм собственности от государственной, муниципальной, акционерной и частные предприниматели.

Целью настоящего курсового проекта является организация работы автобусов на городском маятниковом маршруте.

Организация перевозок включает в себя:

· систематическое изучение пассажиропотоков;

· разработку на основе материалов обследования пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, определение количества подвижного состава на маршруте;

· составление расписаний движения автобусов и график выпуска автобусов на линию;

· управление движением транспортных средств и оперативный контроль регулярностью движений;

· обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути следования;

· организация труда и отдыха водителей;

Настоящий курсовой проект состоит из нескольких основных разделов, в которых раскрыты основные тезисы организации перевозки пассажиров на городском маятниковом маршруте, изучение пассажиропотока в зависимости от времени суток, а так же организация режима труда и отдыха водителей. 

 

Отечественная классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Расшифровать и дать краткое описание транспортных средств.

 

Каждому отечественному автомобилю присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов). Вторые две цифры - модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра -- вид исполнения: 1 -- для холодного климата, 6 -- экспортное исполнение для умеренного климата, 7 -- экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 -- резерв для других экспортных модификаций. Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 - с полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя

Технические характеристики ЗИЛ-4104

Кузов открытый пятиместный, со съёмным брезентовым тентом, четырёхдверный, боковые двери со съёмными металлическими остеклёнными надставками. Задний борт («пятая дверь») — для погрузки багажа, на двух откидных сиденьях сзади могут разместиться ещё два пассажира. Дуги тента съёмные, рамка ветрового стекла откидывается на капот, что облегчает маскировку и транспортировку (например, в вертолёте).

Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жёсткой на кручение лонжеронной раме.

Двигатель — рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ.

Мощность — 75 л. с.

Топливо — бензин А-72 или А-76.

Сцепление — сухое однодисковое.

Коробка передач — 4-ступенчатая (с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах). Раздаточная коробка двухступенчатая, жёстко крепится к КПП (промежуточный карданный вал отсутствует).

Топливные баки — 2 по 39 л.

Расход топлива при скорости 90 км/ч — 16 л на 100 км.

Общее число мест — 7.

 

Технические характеристики ГАЗ-32217 «Газель» (4х4)

Машина выполнена по колесной формуле 4х4 и в базовом варианте имеет 8 посадочных мест. Сцепление однодисковое, с гидроприводом. В трансмиссии использована механическая двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей и принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Обе подвески рессорного типа, с телескопическими амортизаторами, причем задняя снабжена стабилизатором поперечной устойчивости.

Передние тормоза ГАЗ-32217 дисковые, задние – барабанного типа. Привод гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем. Машина комплектуется трансмиссией с пятиступенчатой механической коробкой, которая работает совместно с двумя типами двигателей: отечественным бензиновым УМЗ-4216, либо импортным турбированным дизелем Cummins ISF 2.8.

 

 

Двигатель (марка, тип)

УМЗ-4216

Cummins ISF 2.8

с искровым зажиганием, микропроцессорным управлением

четырехтактный дизель, с турбонаддувом и системой впрыска топлива Common Rail

— количество и расположение цилиндров

4, рядное

4, рядное

— рабочий объем, см3

2890

2781

— степень сжатия

8,8

16,5

Максимальная мощность, кВт/л.с. (мин-1)

78.5/106.8 (4000)

88.3/120 (3200)

Максимальный крутящий момент, Нм (мин-1)

220.5 (2500)

297 (1600…2700)

Топливо

бензин с октановым числом не менее 91

дизельное

Система питания

впрыск топлива с электронным управлением

впрыск топлива под давлением

ТНВД (марка, тип)

 

Bosch CR/CP 1H3/L85/10-789S

Форсунки (марка, тип)

 

Bosch 0 445

Турбокомпрессор (марка, тип)

 

Holset HE211W

Воздушный фильтр (марка, тип)

АК31105-1109010, АК2217-1109010 или 3110-1109010-10 с сухим бумажным элементом

АК2705-1109010 с сухим бумажным элементом

Система выпуска и нейтрализации отработавших газов Основной глушитель (марка, тип)

 

один глушитель, система нейтрализации отработавших газов отсутствует 3221-1201008-50 с набивкой, резонаторно-расширительного типа

Нейтрализатор (марка, тип)

367. 1206000-27 или КФ.2310.1206005-30 КФ.2217.1206005-30, PKa.2217.1206005-30 или 367.1206000-31

 

Модель

ГАЗ-32217 "Газель"

Колесная формула

4х4

Число мест

1+8

Габаритные размеры: длина/ширина/высота по кабине (по тенту), мм

5475/ 2075/ 2300

Масса снаряженного а/м, кг

2500/ 2620

Полная масса а/м, кг

3195/ 3315

Максимальная скорость, км/ч

120/110

Время разгона, с

0-60 км/ч

15/12

0-100 км/ч

50/30

Контрольный расход топлива (бензин/дизель), л/100 км

при 60 км/ч

12,0/9,5

при 80 км/ч

15,0/11,5

Минимальный радиус поворота, м

7,5

Шины

195R16C


 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

Технические характеристики УАЗ 3741

 

Автомобиль УАЗ-3741 полноприводной фургон промтоварный цельнометаллический. Грузоподъемность одна тонна, двухместный, подвеска рессорная. Оснащен тремя боковыми одностворчатыми дверьми и двустворчатой дверью сзади. Предназначен для перевозки грузов по плохим дорогам и полному бездорожью. Адаптирован для работы в любых климатических условиях.

 

2. Пассажиропотоки  и методы их изучения

 

Автобусный транспорт представляет наиболее массовый вид пассажирского автомобильного транспорта. Он играет существенную роль в единой транспортной системе страны. На его долю приходится более 60% объёма перевозок от всех видов массового пассажирского транспорта, и пассажирооборот составляет около 40%. Автобус как транспорт общего пользования получил распространение не только в городах, но и в сельской местности. Автобусы используются в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщений. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города и способствуют объединению всех районов города в единый городской комплекс. На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени.

Основными задачами субъектов осуществляющих пассажирские перевозки являются: полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках.

Обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и обеспечение безопасности перевозок.

Эффективное использование транспортных средств и максимальное снижение транспортных расходов обобщение и распространение передовых методов работы.

В период проведения экономических реформ с 1992 по 2002 год на автомобильном транспорте страны произошли глобальные изменения в управлении и реформировании этой отрасли. Коренным образом изменилась собственность автомобильного транспорта, как субъектов оказания автотранспортных услуг. На рынке пассажирских автотранспортных услуг работают предприятия всех форм собственности от государственной, муниципальной, акционерной до частных предпринимателей.

Организация перевозок включает в себя:

  • систематическое изучение пассажиропотоков;

  • разработку на основе материалов обследования пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов, выбор топа и определение количества подвижного состава на маршруте;

  • составление расписаний движения автобусов и график выпуска автобусов на линию;

  • управление движением транспортных средств и оперативный контроль регулярностью движений;

  • обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути следования;

  • организация труда водителей.

 

3. Организация движения  автобусов на городских маршрутах.

Организация движения автобусов на городских маршрутах начинается с выявления трассы маршрута и пассажирооборота. Внутригородские маршруты по территориальному расположению подразделяются на диаметральны, полудиаметральные, радиальные, хордовые, вылетные, кольцевые. Целесообразная вместимость автобуса для маршрута в зависимости от пассажиропотока выбирается из следующего Пассажиропоток, пасс/ч Тип и средняя вместимость автобуса 200 – 1000 Малый (40) 1000 – 1800 Средний (65) 1800 – 2600 Большой (80) 2600 – 3800 Большой (100) 3800 и выше Особо большой (160) Интервал движения автобусов на маршруте J в зависимости от средней вместимости q и пассажиропотока Q может быть определен по диаграмме, рис. 6. Потребность в автобусах устанавливают по всем часам периода движения, (обычно 5…6 утра до 0…1 ч ночи), т.е. на период 18…20 ч. Потребность в автобусах в рассматриваемый час равна Qр tо Кт Арас = q Т γн, ед, где: Qр – наибольший по двум направлениям пассажирооборот в рассматриваемый час; tо – время оборота автобуса на маршруте; Кт – 1,1 – коэффициент внутричасовой неравномерности движения; q – вместимость автобуса; Т = 1 ч – расчетный период времени; γн = 0,73…0,8 – расчетное значение коэффициента наполнения автобуса.

Исходя из расчетного числа автобусов по всем часам периода движения Арас строится диаграмма потребности в автобусах, характерный вид диаграммы для частного случая. Далее с использованием графоаналитического метода форма диаграммы потребности преобразуется в другую форму. Суть преобразований сводится к выравниванию верхней части диаграммы при сохранении неизменным площади под кривой диаграммы и величин потребностей в автобусах по часам суток.

По измененной диаграмме, производится расстановка автобусов на маршруте по сменности работы.

В автобусных парках обычно принято автобусы по сменности работы делить на четыре группы: 3-х сменная работа; 2-х сменная утреннего и вечернего выходов; 2-х сменная с дневной выемкой; 1-сменная утреннего и вечернего выхода.Число водителей для каждой группы автобусов рассчитывается по формуле [Тм + 2tн + 2(tпз +tмо)] Агр Дn Nвод = , Фв где: Тм – время работы группы автобусов на маршруте, ч; tн, tпз, tмо – время нулевого пробега, подготовительно-заключительных операций и медицинского осмотра по каждому выходу; Агр – число автобусов в конкретной группе; Дn – число календарных рабочих дней месяца; Фв – месячный фонд рабочего времени водителя, ч. Число Nвод для каждой группы автобусов округляется до целого числа.

Важным в городских автобусных перевозках является организация движения автобусов в «часы пик». Для этого целесообразно иметь в автобусном парке целевую комплексную программу транспортного обслуживания населения в «часы пик». Важные разделы работы этой программы – это выпуск на линию в «часы пик» автобусов большой и особо большой вместимости, развитие централизованного управления движением на маршруте и т. д.

 

4. Организация легковых  пассажирских перевозок

Для лучшего обслуживания населения автомобилями-такси они размещаются по территории города на специально выделенных стоянках. Стоянки такси организуются в местах скопления жителей города. Сеть стоянок автомобилей-такси и их территориальное размещение должны отвечать требованиям качественного обслуживания пассажиров и эффективности использования автомобилей-такси. Чем разветвленнее сеть стоянок и больше их число, тем меньше теряют пассажиры времени на подход к ним, меньше неоплаченные пробеги и время подачи такси по вызову. Число стоянок должно соответствовать размерам и планировке города. В зависимости от спроса на таксомоторные перевозки они могут быть постоянными или временными, действующими круглосуточно или в определенные часы суток.

Целесообразно размещать стоянки такси так, чтобы обеспечивать подход к ним населения не далее чем за 500 м.

Большинство таксомоторных стоянок располагаются на магистральной сети города с достаточно интенсивным движением легкового общественного транспорта, т. е. они доступны для автомобилей, передвигающихся по дугам дорожной сети.

Задача формирования сети стоянок состоит в отыскании множества пунктов, в которых должны быть организованы стоянки, лежащие в узлах и на дугах дорожной сети.

Уровень удовлетворения потребностей пассажиров в транспортном обслуживании характеризуется системой показателей качества перевозок, главными из которых являются: наполнение подвижного состава; регулярность движения транспортных средств; время, затрачиваемое пассажиром на передвижение; возможность прямой, беспересадочной поездки; безопасность движения; информирование пассажира.

Базой для измерения качества транспортного обслуживания служит система установленных нормативов. С точки зрения пассажира качество обслуживания во многом определяется общими затратами времени на поездку. Затраты времени на передвижения от мест проживания до мест работы и других мест массового посещения (в один конец) не должны превышать 40 мин. для 80 % пассажиров в крупных городах и 30 мин - в остальных населенных пунктах.

Безопасность работы транспорта может быть выражена через вероятность безотказной работы - свойство подвижного состава выполнять все свои функции (т. е. сохранять работоспособность) на маршруте в заданных пределах в течение определенного периода времени.

Показатель информационного сервиса предполагает оценку качества информации о функционировании транспорта. В отличие от информационного обслуживания, входящего в показатель комфортности и определяющего получение информации во время поездки, показатель информационного сервиса предполагает получение информации и ее оценку до начала пользования услугами транспорта.

Повышение эффективности использования автомобилей-такси и качества обслуживания пассажиров этим видом транспорта предполагает разработку и внедрение комплексной системы, включающей деятельность всех служб таксомоторных предприятий и центральной диспетчерской службы. При этом повышение качества обслуживания пассажиров предполагает: сокращение затрат времени на найм такси; рационализацию размещения стоянок; развитие системы обслуживания по заказам; снижение оплаты за подачу такси по вызову и заказу.

Сокращение затрат времени пассажиров на найм такси обеспечивается введением обязательных остановок по требованию пассажиров свободных автомобилей-такси вне мест стоянок. Сокращение времени на выполнение вызова такси обеспечивается централизацией диспетчерского управления таксомоторных перевозок, приемом и исполнением заказов, а также наличием достаточных каналов связи с радиофицированными автомобилями-такси и телефонизированными стоянками. Повышению качества обслуживания пассажиров способствует распространение системы "Гарантирую отличное обслуживание".

Внедрение комплексных систем управления качеством перевозок пассажиров по всем видам перевозок предполагает моральное и материальное стимулирование труда водителей, работников службы эксплуатации, отдельных работников других подразделений АТП. Стимулирование качества труда должно включать в себя как текущее премирование, так и вознаграждение по итогам работы за год.

 

5. Организация  труда обслуживающего персонала  транспортных средств

Комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей, регламентирующих время и сменность их работы на маршруте, а также время отдыха, называют системой организации труда бригад транспортных средств.

На пассажирском автомобильном транспорте широко распространился и получает дальнейшее совершенствование бригадный метод работы водителей, при котором бригада водителей обслуживает один маршрут без строгого закрепления автобусов за каждым водителем бригады.

Рациональная организация труда бригад должна обеспечивать:

- качество обслуживания  пассажиров на всех маршрутах  во все часы суток;

- наиболее полный выпуск  автобусов на линию в часы  пик;

- эффективное использование  автобусов на маршрутах;

- полное использование  в течение месяца установленного  баланса рабочего времени каждого  водителя;

- соблюдение установленных  трудовым законодательством продолжительности  рабочего дня, перерывов в работе  для отдыха и приема пищи, а  также перерывов в межсменное время;

- безопасность движения  автобусов во все часы суток; закрепление группы автобусов  за бригадами водителей;

- повышение производительности  труда водителей;

- своевременное проведение  операций по уходу, содержанию, техническому  обслуживанию и текущему ремонту  автобусов.

Водители автобусов непосредственно общаются с пассажирами, реализуют конечные результаты деятельности и выступают как представители всех транспортных служб. В связи с этим особое значение приобретают высокая культура их труда, хорошее знание техники, овладение передовыми методами работы» образцовое отношение к своим обязанностям и взаимовежливое обращение с пассажирами.

Условия движения транспортных средств на каждом маршруте различаются по характеру распределения пассажиропотоков и объему перевозок, по времени оборотного рейса, открытия движения и его закрытия, режиму и интервалам движения, а также по продолжительности пребывания автобусов на линии.

Поэтому продолжительность смены водителей различается по времени их выезда на различных маршрутах и зависит от данных расчета и обоснования маршрутных расписаний движения.

Учитывая, что время оборотного рейса не кратно продолжительности рабочей смены, не всегда можно создать водителям семичасовой рабочий день. Поэтому по действующему Положению водителям городских автобусов по согласованию с профсоюзными органами допускается введение суммированного месячного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за месяц не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством.

По условиям безопасности движения, продолжительность рабочей смены водителя, при суммированном учете рабочего времени, может устанавливаться не более 10 часов. Рабочее время водителя городского автобуса (при суммированном учете рабочего времени) регламентируется графиками сменности, которые составляются на весь месяц из расчета выполнения установленной месячной нормы рабочих часов.

В графиках сменности определяется время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха. Графики доводятся до сведения каждого водителя не позже чем за две недели до введения их в действие.

Водителям при планировании месячного баланса рабочего времени учитываются предусмотренные законодательством: перерывы в течение рабочей смены для отдыха и пи пиши (обеденный перерыв); ежедневный отдых (междусменный), еженедельный отдых (выходные дни); отдых в праздничные ДНИ; ежегодный отпуск.

Перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более 2 ч в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 ч после начала работы.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующую отдыху смену (рабочий день).

Графики сменности водителей автобусов при различных режимах работы. Составление графиков сменности водителей, а также маршрутных расписаний в городском сообщении производится на основании «Положения о рабочем времени и примени отдыха водителей автомобилей». Графики сменности используются на пассажирских АТП с учетом организации бригадной работы.

Автотранспортные предприятия разрабатывают такие графики сменности, которые обеспечивают необходимую продолжительность работы автобусов на каждом маршруте в течение всего дня в соответствии с потребностью транспортного обслуживания населения.

Рассмотрим два типовых графика сменности водителей автобусов.

График I применяется в случаях, когда необходимо, чтобы городской автобус работал на линии все дни месяца (в том числе воскресные) по 17,1 ч (в две смены) с ранним выездом на линию и поздним возвращением в гараж.

График II применяется в случаях, когда необходимо, чтобы автобусы (городские) работали на линии все дни месяца (в том числе воскресенье) по 14,2 ч в две смены.

 

6. Диспетчерское  управление движением транспортных  средств

Решение вопросов, связанных с организацией и управлением перевозок, осуществляется службой эксплуатации транспортных предприятий и региональных центров управления.

Каждое транспортное предприятие имеет в своем составе пять основных служб: организации перевозок; техническую; экономическую; безопасности движения и кадровую.

Основной задачей технической службы является содержание подвижного состава в технически исправном состоянии за счет его надлежащего хранения, проведения качественного технического обслуживания и ремонта. Экономическая служба занимается планированием производственной деятельности предприятий и ее анализом. Основной задачей службы безопасности движения является предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Кадровая служба отвечает за укомплектование квалифицированными кадрами всех подразделений предприятия, их учебу и переподготовку.

Служба организации перевозок реализует работу всех других служб, а результаты ее деятельности определяют основные технико-эксплуатационные и экономические показатели. Пассажирская служба организации перевозок выполняет следующие задачи:

- разрабатывает рациональную  систему планирования перевозок  и организации движения подвижного  состава применительно к местным  условиям;

- обеспечивает внедрение  и функционирование передовых  систем диспетчерского управления  движением автомобилей;

- осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безопасную  перевозку пассажиров с минимальными  затратами времени им поездку;

- организует эффективное  использование подвижного состава  и его рентабельную эксплуатацию;

- осуществляет полный  сбор проездной платы; создает  условия для высокопроизводительного  труда работников службы;

- обобщает и широко  распространяет передовые методы  вождения и передовой опыт  работы;

- систематически проводит  работу среди вспомогательного  и диспетчерского состава по  безопасности движения.

Основными условиями, которые обеспечивают возможность совместной эксплуатации различных видов транспорта являются:

- единое управление всеми  видами транспорта, работающего  по согласованному расписанию, составленному  для комплексной маршрутной системы;

- единый центральный диспетчерский  пункт, координирующий движение  через диспетчерские пункты отдельных  видов городского транспорта;

Пассажирские перевозки автобусами