Пассажирский самолёт BOEING 747-400
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Самарский государственный аэрокосмический университет
имени
академика С. П. Королёва
Кафедра
прочности летательных аппаратов
Пассажирский
самолёт BOEING 747-400
Пояснительная
записка к курсовому
проекту
Студент А. А. Парамончев
Группа 1401
Руководитель
проекта Ю. Л. Тарасов
2008
Задание
Реферат
Содержание
Введение
1 Определение геометрии сечений основных силовых элементов конструкции крыла.
Цель
расчёта – определение геометрических
характеристик сечений основных элементов
силовой схемы крыла (площадей сечений
стрингеров, толщины обшивки и стенок
лонжеронов) с учётом ограничений по их
прочности и устойчивости.
Максимальное число Маха полёта самолёта - прототипа на высоте - .
Определению подлежит максимальная скорость полёта самолёта – прототипа:
, (1)
где
- скорость звука на высоте
.
Значение предельного скоростного напора может быть определено из выражения:
, (2)
где - плотность воздуха на высоте ;
- предельная скорость, которая
фиксируется в конце отвесного пикирования,
соответствующая величине
.
Эта скорость, согласно рекомендациям, предложенным в /1/, может быть определена из выражения:
. (3)
Тогда согласно формуле (2):
. (4)
Число Маха, соответствующее
скорости
, определится из выражения:
. (5)
- Геометрические параметры крыла.
Согласно заданию, крыло имеет следующие геометрические характеристики:
размер концевой хорды крыла: ,
размер корневой хорды крыла: ,
размер размаха крыла: ,
площадь крыла:
, (6)
относительное удлинение крыла:
, (7)
относительное сужение крыла:
. (8)
Согласно
заданию расчётное сечение крыла соответствует
координате
. Величина хорды крыла в этом сечении
может быть определены согласно формуле:
, (9)
где - относительная координата, которая может быть определена по формуле:
. (10)
Толщины крыла в концевом и корневом сечениях определятся из выражений:
, (11)
. (12)
Толщина крыла в сечении может быть найдена из выражения:
. (13)
С учётом выражений (9) и (13) будет построен профиль крыла в расчётном сечении (см. приложение 1). Координаты эпюрного профиля и приведены в задании.
Координаты профиля крыла в расчётном сечении могут быть определены из выражений:
, (14)
. (15)
- Определение конструктивно – силовой схемы крыла.
Ввиду того, что масса конструкции крыла самолёта превышает 20…25 т. (то есть выходит из области рационального использования лонжеронной КСС), в качестве КСС крыла будет принята моноблочная силовая схема с тремя лонжеронами.
Стенки лонжеронов в расчётном сечении крыла будут расположены, соответственно, на расстояниях от носка профиля:
, (16)
, (17)
. (18)
Высоты стенок в этом случае могут быть приближенно приравненными к толщине крыла на соответствующих расстояниях от носка профиля крыла:
, (19)
, (20)
, (21)
где величины
,
и
могут быть определены графически
(см. приложение 1) или по формуле:
. (22)
Шаг
стрингеров принимается согласно рекомендациям,
предложенным в /1/,
, а расстояние между нервюрами
.
- Определение перерезывающих сил, изгибающих и крутящих моментов.
Для подбора силовых элементов конструкции крыла в расчётном сечении необходимы значения перерезывающих сил, изгибающих и крутящих моментов в этом сечении.
- Построение эпюр погонных нагрузок, перерезывающих сил и изгибающих моментов для нестреловидного крыла большого удлинения.
Определение интенсивности нормальной расчётной нагрузки производится по формуле:
, (23)
где - расчётное значение вертикальной составляющей интенсивности ;
- расчётное значение
- угол атаки, соответствующий
расчётному случаю А’.
Зависимость интенсивностей от определится из выражения:
. (24)
Тогда уравнение
(32) может быть приведено к виду:
, (25)
где - угол между векторами интенсивностей и ;
- интенсивность распределённой
воздушной нагрузки.
При этом для расчётного случая A’ произведение , ввиду чего последнее выражение может быть преобразовано к виду:
(26)
Величина может быть определена согласно формуле:
(27)
где - теоретический коэффициент безопасности в расчётном случае A’;
- эксплуатационное максимальное значение перегрузки;
- полётная масса самолёта;
- масса конструкции рыла;
- местная хорда крыла;
- часть хорды, занятая баком;
- масса топлива, распределённая по всему размаху крыла;
- часть площади крыла в плане, занятая топливом;
- часть местной хорды крыла, отведённой под топливный бак.
- Определение потребного объёма топливного бака и способа размещения топлива в крыле.
Потребный объём топливного бака может быть определён по формуле:
, (28)
где
- плотность керосина.
В рамках проектировочного расчёта топливо может быть распределено по всему размаху крыла, при этом объём топливного бака определится из следующих соображений (см. рисунок 2).
Площадь топливного бака в плане согласно рисунку 1 может быть определена по формуле:
, (29)
где
и
- размеры, определяющие торцевые части
топливного бака.
Средняя высота топливного бака на полуразмахе крыла может быть определена из выражения:
, (30)
где и - высоты топливного бака соответственно в концевой и корневой части крыла.
Рисунок
1 – К расчёту внутреннего объёма топливного
бака.
Чтобы определить величины, входящие в формулу (40), можно воспользоваться выражением:
(31)
и
. (32)
Тогда согласно выражению (40):
. (33)
Пусть топливо будет размещено между стенками первого и третьего лонжеронов. Тогда значения величин и могут быть определены из следующих соотношений:
(34)
и
. (35)
Согласно выражению (39):
. (36)
Искомый объём топливного бака во всём крыле определится из выражения:
. (37)
При
сравнении результатов, полученных
по формулам (38) и (47), делается вывод, что
полученный бак может вмещать необходимое
количество топлива, расположенного в
крыле.
Очевидно, что отношение площади всего крыла в плане к площади крыла в плане, занятой топливом (см. рисунок 1), составит:
- Определение перерезывающих сил и изгибающих моментов.
Согласно формуле
(36), а также выводам, представленным в
1.3.2:
. (39)
Поперечные
силы
и изгибающих моментов
в сечении крыла могут быть определены
с помощью численного интегрирования
по методу трапеций:
(40)
и
, (41)
где , (42)
, (43)
а сосредоточенное
усилие, действующее в сечении
крыла определится из выражения:
, (44)
где - масса груза, агрегата или топлива, расположенного на отсечённой части крыла.
Результаты вычислений
сведены в таблицу 1.
- Определение крутящих моментов в сечении крыла.
Построение эпюр крутящих моментов производится для случая B, так как профиль крыла является безмоментным ( ). В связи с малостью угла атаки при вычислении погонных крутящих моментов можно учитывать только составляющие воздушных и массовых сил в направлении оси y:
. (45)
Координата центра жёсткости сечения крыла приближенно может быть определена по формуле:
, (46)
- число продольных стенок,
- расстояние до j-го лонжерона
от носка сечения и его габаритная высота.
Толщина эпюрного профиля может быть определена по формуле:
. (47)
Тогда выражение
(56) преобразится к виду:
. (48)
Центр
давления в случае безмоментного профиля
определится из выражения:
, (49)
где
- абсолютная величина производной
без учёта сжимаемости, для профиля
сечения берётся из профильной характеристики.
, (50)
где
- поправочный коэффициент подъёмной
силы крыла определяется по графику, приведённому
в /1/.
Величина в формуле (59) учитывается только для сечений, проходящих через отклонённый элерон. Для этих сечений величина .
Коэффициент
может быть определён из выражения:
, (51)
где
. (52)
Эффективный угол отклонения элерона может быть определён по формуле:
, (53)
где угол отклонения
элерона для безмоментного
Тогда: . (53)
Значение
может быть определено согласно /1/,
при отношении средней хорды элерона к
хорде крыла -
. Тогда
.
Согласно выражению
(62):
. (54)
Коэффициент
определяется с помощью графика, представленного
в /1/, и составляет
.
Согласно выражению
(61):
. . (55)
Коэффициент приближенно находится по формуле:
, (56)
Крутящий момент в сечении крыла будет определён по формуле:
, (57)
где - сосредоточенные моменты от массовых сил агрегатов или грузов.
Результаты вычислений
сведены в таблицу 2.
Таблица 1 – К расчёту поперечной силы и изгибающего момента.
1,00 | 4,86 | 61,26 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0,90 | 5,63 | 71,00 | 66,13 | 3,22 | 212,65 | 212,65 | 106,32 | 341,88 | 341,88 |
0,89 | 5,73 | 72,27 | 71,64 | 0,42 | 29,94 | 242,59 | 227,62 | 95,15 | 437,03 |
0,80 | 6,40 | 80,75 | 76,51 | 2,80 | 214,03 | 456,62 | 349,61 | 978,02 | 1415,05 |
0,70 | 7,18 | 90,49 | 85,62 | 3,22 | 275,27 | 731,89 | 594,26 | 1910,65 | 3325,70 |
0,70 | 7,18 | 90,49 | 90,49 | 0,00 | 0,03 | 731,92 | 731,91 | 0,24 | 3325,94 |
0,65 | 7,56 | 95,36 | 92,92 | 1,61 | 149,40 | 881,32 | 806,62 | 1296,82 | 4622,76 |
0,60 | 7,95 | 100,23 | 97,79 | 1,61 | 157,20 | 890,90 | 812,30 | 1305,71 | 5928,50 |
0,50 | 8,72 | 109,97 | 105,10 | 3,22 | 337,96 | 1228,89 | 1059,91 | 3408,14 | 9336,92 |
0,47 | 8,95 | 112,90 | 111,43 | 0,96 | 107,49 | 1336,38 | 1282,63 | 1237,25 | 10574,17 |
0,40 | 9,49 | 119,72 | 117,62 | 1,38 | 162,63 | 1598,17 | 1516,85 | 2097,30 | 13874,79 |
0,37 | 9,72 | 122,64 | 121,18 | 0,96 | 116,89 | 1715,06 | 1656,61 | 1598,00 | 15472,79 |
0,30 | 10,27 | 129,46 | 127,95 | 0,99 | 127,13 | 1851,16 | 1787,59 | 1776,13 | 19318,09 |
0,20 | 11,04 | 139,20 | 134,33 | 3,22 | 431,94 | 2283,10 | 2067,13 | 6646,85 | 25964,93 |
0,12 | 11,66 | 146,99 | 145,53 | 0,96 | 140,38 | 2651,20 | 2581,00 | 2489,68 | 32308,32 |
0,10 | 11,81 | 148,94 | 147,97 | 0,64 | 95,16 | 2658,42 | 2610,84 | 1679,03 | 33987,43 |
0 | 12,58 | 158,69 | 153,81 | 3,22 | 494,59 | 3153,01 | 2905,72 | 9343,33 | 43330,77 |
Таблица 2 – К расчёту крутящего момента.
1,00 | 4,86 | 0 | 83,94 | 0 | 0 | 0 |
0,90 | 5,63 | 3,22 | 112,76 | 98,35 | 316,24 | 316,24 |
0,89 | 5,73 | 0,42 | 116,82 | 114,79 | 47,98 | 364,22 |
0,80 | 6,40 | 2,80 | 170,24 | 153,31 | 428,88 | 793,11 |
0,70 | 7,18 | 3,22 | 213,80 | 192,02 | 617,38 | 1410,49 |
0,70 | 7,18 | 0,00 | 213,80 | 213,80 | 0,07 | 1410,56 |
0,65 | 7,56 | 1,61 | 237,44 | 225,62 | 362,74 | 1773,29 |
0,60 | 7,95 | 1,61 | 224,69 | 214,04 | 344,05 | 1678,71 |
0,50 | 8,72 | 3,22 | 270,50 | 247,60 | 796,16 | 2432,30 |
0,47 | 8,95 | 0,96 | 285,07 | 277,79 | 267,96 | 2687,47 |
0,40 | 9,49 | 1,38 | 320,55 | 309,53 | 427,98 | 3338,94 |
0,37 | 9,72 | 0,96 | 336,39 | 328,47 | 316,85 | 3643,00 |
0,30 | 10,27 | 0,99 | 374,85 | 366,23 | 363,88 | 3846,77 |
0,20 | 11,04 | 3,22 | 433,39 | 404,12 | 1299,45 | 5060,94 |
0,12 | 11,66 | 0,96 | 483,28 | 473,77 | 457,00 | 6171,32 |
0,10 | 11,81 | 0,64 | 496,18 | 489,73 | 314,94 | 6677,49 |
0 | 12,58 | 3,22 | 563,21 | 529,69 | 1703,23 | 8309,08 |
Эпюры
поперечных сил, изгибающего и крутящего
моментов представлены ниже (см. соответственно
рисунки 3 и 2).
Рисунок 2 – Эпюра погонного крутящего и крутящего моментов.
Рисунок 3 – Эпюры интенсивностей нормальной расчётной нагрузки, поперечной силы и изгибающего момента.
- Подбор сечений элементов силовой схемы крыла.
- Определение геометрических параметров продольного силового набора крыла в растянутой зоне.
Определяется
приведённая толщина обшивки
из условия работы продольного силового
набора крыла на растяжение:
, (58)
где - коэффициент, определяющий долю нормальной силы, воспринимаемой поясами лонжеронов;
- величина нормальной силы в расчётном сечении ;
- значение разрушающего
- расстояние между крайними лонжеронами в сечении , перпендикулярном линии центра жёсткости крыла;
- количество лонжеронов;
- высота стенки j-ого лонжерона (в рамках проектировочного расчёта принимается равной толщине профиля крыла в расчётном сечении);
- наибольшая из высот
Величина нормальной силы в расчётном сечении крыла определяется по величине изгибающего момента в том же сечении с учётом стреловидности крыла. Изгибающий момент в расчётном сечении с учётом стреловидности крыла будет найден из выражения:
. (59)
Тогда величина нормальной силы будет найдена из выражения:
, (60)
где - средняя высота среди стенок лонжеронов, определится из выражения:
. (61)
Значение
разрушающего напряжения стрингеров (при
растяжении) определится из выражения:
, (62)
где - предел прочности материала стрингера;
и - коэффициенты, учитывающие ослабление сечения растянутых элементов отверстиями под заклёпки и возможную концентрацию напряжений, соответственно.
Отношение будет найдено из выражения:
. (63)
Согласно выражению (68): . (64)
Для растянутой зоны толщину обшивки принимают равной:
. (65)
По стандартным
значениям толщины листов, принимается
.
Тогда потребная площадь стрингера определится из выражения:
, (66)
где
- расстояние между стрингерами.
По /1/ подбирается прессованный профиль Пр-100 № 62 со следующими геометрическими характеристиками:
,
,
,
,
,
.
Рисунок
4 – Профиль стрингера в
В случае
полёта самолёта с отрицательными углами
атаки и скоростным напором, равным
(расчётный случай D’), нижняя панель
крыла будет подвергаться сжатию, а значит,
при определённых нагрузках, возможна
её потеря устойчивости. Задача состоит
в определении критических напряжений
сжатой нижней панели в расчётном случае
D’.
Выражение для определения критического напряжения местной потери устойчивости стрингера запишется в виде:
, (67)
где - коэффициент, учитывающий геометрические размеры пластинки (лапки стрингера) и способ закрепления;
- модуль упругости первого рода для материала Д16Т;
- толщина пластинки;
- ширина пластинки.
Величины коэффициентов определятся из выражений:
. (68)
Величина критического напряжения определится из выражения: