Пассивные и активные операции Банка России

Федеральное агентство по образованию 
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

РЦПК 
 
 
 
 
 
 
 
 

Деньги. Кредит. Банки.

Контрольно-курсовая работа

 

На  тему: Пассивные и активные операции Банка России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил ______________       гр. 760766с__Свистунова И.В.______

                             (подпись)                                     (группа, расшифровка подписи) 

    Проверил   ______________        __доц. Шелопаев Ф.М.____________

                                 (подпись)                    (расшифровка подписи, ученая степень, звание) 
 
 
 
 
 
 

Тула  2010

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

  1. Общая характеристика Центрального Банка……………………4
  2. Задачи и функции Центральных Банков…………………………8
  3. Операции Банка на открытом рынке:
    1. Активные операции…………………………………………13
    2. Пассивные операции………………………………………..15
  4. Денежно-кредитное регулирование………………………………17

Заключение………………………………………………………………..27

Список используемой литературы………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ

 

     Формирование  современной модели Центрального Банка России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.

      Сегодня в любой, даже самой маленькой  стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи.

          Первая задача - центральный банк  должен обеспечить стабильность  функционирования банковской и  финансовой систем. 

          Вторая задача Центрального банка  состоит в осуществлении такой  денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом  денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.

     Важнейший метод государственного регулирования  общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка.  С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.

           В целях поддержания конъюнктуры  рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

      Монопольное положение Центрального банка в  общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

          Успешное выполнение  возложенных  на Банк России задач и функций  требует, чтобы он был независим  от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов,  входящих в его компетенцию. 

1. Общая характеристика  центральных банков

    Главным звеном банковской системы  любого государства  является центральный  банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

    Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и  банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

    Создание  центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

    Во  всех развитых странах действует  несколько законов, в которых  сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

    Наряду  с законом о центральном банке  взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

    Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в  решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных  и субъективных факторов.

    К субъективным факторам относятся сложившиеся  взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

    Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

    • участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

    • процедура назначения (выбора) руководства  банка;

    • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

    • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

    • правила, регулирующие возможность  прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

    Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

    В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.

    Третий  фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

    В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

    От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.

    Наиболее  низкой степенью независимости от вмешательства  государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.

    В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

    Несколько на более высокой ступени независимости  находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

    Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

    Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

2.  Задачи и функции  центральных банков

    Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому  их деятельность связана  с укреплением  денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

    Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

     эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

     банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

    • банкиром правительства, для этого  он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

     главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

     органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

    В качестве банка банков центральный  банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

    Важную  роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).

    При решении пяти задач центральный  банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

    К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

    С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

    Всем  центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.

    В законе о национальном банке большое  значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

    Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

    Информационно-исследовательская  функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

    Функции Центрального банка  Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

    • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    • монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

    • быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

    • устанавливать правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

    • устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    • проводить государственную регистрацию  кредитных организаций, выдавать и  отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

    • осуществлять надзор за деятельностью  кредитных организаций;

    • регистрировать эмиссию ценных бумаг  кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

    • выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

    • регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;

    • организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    • принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление  платежного баланса Российской Федерации;

    • в целях осуществления перечисленных  функций проводить анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;

    • осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.

    Детальный перечень функций Центрального банка  Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию. 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Операции Банка России

    3.1 Активные операции  Центрального Банка.  

    К активным операциям центральных  банков относятся:

    - учетно-ссудные - купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года. 

    - ломбардное кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.

    - инвестиционные – долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются  центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств  служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита.  В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка  последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

    - купля/продажа золота  и иностранной валюты. 

    Операции  центрального банка отражаются в  его балансе, который состоит  из активов и пассивов. К активным статьям пассива относятся:

    - драгоценные металлы;

    - средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;

    - кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям – резидентам и нерезидентам;

    - ценные бумаги, включая государственные  бумаги;

    - прочие активы. 

    К пассивным статьям относятся:

    - наличные деньги в обращении;

    - средства на счетах в Центральном  банке, в том числе Правительства РФ, кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;

    - средства в расчетах;

    - капитал;

    - прочие пассивы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пассивные операции  Центрального Банка 

    Центральный банк осуществляет свои функции путем  проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. А активные – операции по размещению и выдаче банковских ресурсов.

    К пассивным операциям центральных  банков относятся:

    - эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов) является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка.  В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота. Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

    В условиях стран с административно-распределительной  системой хозяйства эмиссия безналичных  денег осуществлялась на основе кредитных планов, путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

    В странах с рыночной моделью экономики, когда монополия на эмиссии разрушена, действие подобного механизма становится невозможным. 

Пассивные и активные операции Банка России