Пассивные операции коммерческого банка и перспективы их развития

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 
 

«Воронежский  государственный  аграрный

университет имени К.Д.Глинки» 
 

Экономический факультет 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

  

по  дисциплине «Деньги, кредит, банк» 
 

Тема: Пассивные операции коммерческого банка  и перспективы  их развития. 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

  экономического факультета

специальность Ф курса 3 (с)

группа  заочного отделения

Сапрыкина Надежда Александровна

Шифр 09516

Проверил: Пшеничников Владислав

                                                                   Владимирович

                                         Результаты защиты : 

                           Дата защиты : 
 
 

2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 
     

    1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ИХ СТРУКТУРА. 

    2.СОБСТВЕННЫЕ  СРЕДСТВА БАНКА: СТРУКТУРА, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ……….  

    3.ПАССИВНЫЕ  КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ 
     
     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время коммерческие банки - основное звено рыночной системы, без которого было бы трудно представить  нашу жизнь. В полной мере это можно сказать и о России, где за годы перестройки сформировалась двухуровневая банковская система. Низовое звено банковской системы, куда и входят коммерческие банки, состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие банки. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

       Банки - центры, где в основном  начинается и завершается деловое  партнерство. Коммерческие банки  осуществляют активные и пассивные  операции. Суть пассивных операций заключается в привлечении различных видов вкладов в рамках депозитных и сберегательных операций,  получении кредитов от других  банков, эмиссии различных ценных бумаг, а также проведения других операций, в результате которых увеличиваются денежные средства в пассиве. Пассивные операции характеризуют источники поступления средств и природу финансовых связей банка, поскольку они в  значительной  мере определяют условия,  формы и направления использования банковских ресурсов. В связи с этим вопросы наращивания ресурсного потенциала и обеспечения его стабильности посредством эффективного управления пассивами приобретают особую остроту и актуальность. С точки зрения источников образования пассивы банка можно разделить на две крупные группы: собственные средства и привлеченные  средства.

     Коммерческие  банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной экономике, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения.

     Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций,  прежде всего кредитных. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

     Банки должны научиться  зарабатывать на классических банковских операциях. Чтобы  называться банком  финансовому  институту необходимо: принимать  депозиты, выдавать кредиты, проводить  расчеты и оказывать финансовые консультации своим клиентам. А выбор того, или иного из наиболее перспективных направлений развития пассивных операций, позволит коммерческим банкам улучшить свою деятельность.

      Целью курсовой работы является изучить пассивные операции коммерческих банков и понять структуру ресурсов коммерческого банка.

      Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач. К ним относятся: изучение понятия и сущности пассивных операций банка,  рассмотрения их основных видов и форм, методов управления пассивными операциями определить из чего складываются ресурсы коммерческого банка и как он их использует.

               
 

1.СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

    В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единого мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

    Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики

    Более структурированным выглядит определение  данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных  мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и

эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и  производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазною государства.

    Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных  экономистов.

    Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики , отмечал ее связь с  учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

    Другой  экономист И. В. Левчук, подчеркивая  большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

    Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

    Итак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования финансов в системе  стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натурального и денежной базы народного хозяйства.

    Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

    1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

    2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, снижение затрат  на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

    3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на оспнове  развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

    Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется  в настоящее время, так как  последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

    Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ЗАДАЧИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

      2.1.Денежно-кредитная политика.

         Денежно-кредитная политика- это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

       Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

   Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года является снижение инфляции без ущерба для устойчивости экономического роста.

    Снижение  инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественных монополий).

    Динамика  обменного курса рубля будет  определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации рубля.

    Кроме того, необходимо принятие следующих  мер:

    создание  условий для полной конвертируемости рубля;

    сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования;

    постепенный переход к более активному  использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической стабильности;

    реализация  денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;

    сглаживание неоправданно резких колебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке.  

2.2.Бюджетная политика

     Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

    • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

     Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

          Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

    Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

    закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;

    формирование  бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

    выработка критериев эффективности бюджетных  расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

    завершение  процесса перевода региональных и муниципальных  бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

    создание  действенного механизма для перевода средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней;

    отмена  законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

    ограничение роста непроцентных расходов;

    оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач;

    обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в  их ведении организаций и учреждений.

    Преобладание  долга, номинированного в иностранной  валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в  жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся  рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам.

    В этой связи приоритет при осуществлении  государственных заимствований  должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

    Политика  в области государственного долга  в среднесрочной перспективе будет базироваться на следующих принципах:

    снижение  расходов на обслуживание государственного долга;

    увеличение  удельного веса внутреннего долга  в структуре государственного долга;

    ограничение принятия новых обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций;

    прекращение заимствования по неэффективно используемым займам;

    концентрация  привлекаемых средств на реализацию проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;

    размер  государственного долга и его  структура должны обеспечивать выполнение Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность  рефинансирования долга независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период;

    активное  управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных  с его структурой, и стоимости  его обслуживания;

    увеличение  сроков рыночных внутренних заимствований без существенного роста доходности инструментов, в том числе с целью формирования уровня процентных ставок по субфедеральным и корпоративным займам, повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет увеличения объемов новых выпусков;

    разработка  и внедрение новых видов государственных  облигаций с учетом интересов  различных групп инвесторов, в  том числе в связи с проведением  пенсионной реформы.

    Для снижения зависимости экономики  и федерального бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры предусматривается создание в федеральном бюджете стабилизационного фонда за счет накопления дополнительных доходов бюджета, связанных с благоприятной мировой ситуацией на рынке нефти. Создание стабилизационного фонда позволит обеспечить выполнение государственных обязательств независимо от мировой конъюнктуры на товары сырьевого экспорта. Механизм формирования и расходования стабилизационного фонда будет определен в законодательном порядке.

      2.3.Налоговая политика

      Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.  

    Как специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.     

 Научный подход  к выработке налоговой политики  предполагает ее соответствие  закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  требования приводит к большим  потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.

     Приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

    Основные  направления реформирования налоговой  системы в среднесрочный период будут включать:

    совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога на добавленную  стоимость и единого социального  налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе  в части налогового учета);

    введение  налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции;

    упрощение порядка подтверждения нулевой  ставки по экспортным поставкам и  при осуществлении международных  перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;

    реформирование  отдельных видов налогов и  отмену неэффективных налогов и  сборов, в частности:

    пересмотр перечня региональных и местных  налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;

    совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, имея в виду введение водного налога и сбора  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами;

    установление  особого режима налогообложения  судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов;

Пассивные операции коммерческого банка и перспективы их развития