П.А.Столыпин и программа модернизации России

Курсовая  работа

 

по дисциплине «История России конца XIX - начала XX века» на тему: 

        «П.А.Столыпин и программа модернизации России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание

 

  Введение……………………………………………………………………………

 Глава I. Детство и юность П. А. Столыпина. Начало политической карьеры.        

 Глава II. Политическая деятельность П.А. Столыпина   и Государственная  Дума……………………………………………………………

 Глава III. Программа реформирования России ………………….…....

      2.1.Иные направления реформирования……………………………

      2.2. Столыпин и смертная казнь………………………………………

      2.3. Реформа губернского, уездного и волостного     управления……………………………

      2.4. Реформа полиции…………………………………………

      2.5.Попытка Столыпина решить «еврейский вопрос»………….

 Глава IV. Результаты политической и государственной деятельности реформатора………………………………………………  Заключение………………………………………………………………………  Список использованных источников и литературы……………………..…..

 Приложения……………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение

           Не так давно Россия  вступила  в новый век и в новое тысячелетие.  Уже почти двадцать лет как сменился Советский режим, и Россия живет по демократическим принципам, но до сих пор стоит на распутье, ищет  именно тот приемлемый национальный путь, который и отличает ее от других стран. За последнее десятилетие проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, и их удачный национальный реформаторский опыт  был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были малоэффективны и приемлемы для нашей страны,  несмотря на громкие политические лозунги различных политических движений, предлагающие свое эффективное решение проблем стране. Но зачастую воплощение этих идей на практики приводили, в лучшем случаи к удовлетворительной стабильности, в худшем   поворачивало реформирование вспять. И дело не только в лоббировании крупных финансовых и промышленных инвесторов своих интересов, в специфической российской бюрократии и коррупции, но и нежелание учитывать самое ценное, что есть у человечества и в частности у любой страны это  учитывать исторический опыт, опыт предыдущих поколений.

            Исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой - то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли об ошибках наших. Возможно это замкнутый круг, но хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно.

             Возможно, не случайно в середине  восьмидесятых годов на заре  перестройки советские историки, политики, общественные деятели  стали все чаще оглядываться  назад и пытаться найти ответы  на свои вопросы именно там. И в этом отношении П.А.Столыпин является идеальным историческим примером, который попытался во имя общего блага преодолеть тот многовековой общинный застой и вечную российскую земельную проблему.

            Ведь Столыпин возглавил правительство в труднейшую для страны пору. Тяжелое поражение России в войне с Японией, экономический хаос, кризис власти, падение общественной морали и утрата нравственных ориентиров, разгул преступности, политического террора и массового неповиновения — вот некоторые штрихи тогдашней обстановки. В том и заключается историческая заслуга великого реформатора, что он прозорливее других увидел основные причины столь бедственного положения России, а главное, сумел предложить и во многом осуществить грандиозные планы ее преобразования, обеспечившие всестороннее и стремительное развитие страны.

            Он не преследовал чьих - то  интересов  и принципов. Для него высшей ценностью был российский императорский престол и русский народ. И в этом и была его, как не парадоксально это звучит, главная преграда и проблема, мешающая воплощению его великих реформаторских замыслов. Еще один парадокс - Столыпина не любил царь, завидовавший  его популярности. Ненавидели царица, придворные, замаравшие себя связями с Распутиным. Многие думские депутаты и вместе с тем революционные круги — социал-демократы, эсеры, большевики, словом, и крайне правые, даже монархисты, и крайне левые — всяческие «потрясатели основ».

           На главу российского правительства  было совершено множество покушений. Смерть Столыпина от руки убийцы всколыхнула русское общество, остро отозвалась и за рубежом. Драматические события почти всегда застают врасплох, кажутся неожиданными, однако можно сказать, что гибель Столыпина была предопределена, да и он сам неоднократно говорил об этом и, чувствуя краткость отведенного судьбой срока, как беспредельно мужественный человек действовал решительно, взвешенно, с неиссякаемой энергией, стремясь максимально полно свершить задуманное. Целью же своей он ставил создать обновленную, реформированную страну, благоденствующее, демократическое государство. Известна его гневная отповедь, обращенная ко всяческим ниспровергателям: «Вам, господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».             

           Личность и деятельность П. А. Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушным. Более того, само его имя вызывало резкую поляризацию не только политических мнений, взглядов, пристрастий, но и сугубо личных чувств — от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутную пору, другие — обер-вешателем, черносотенцем, палачом, а выражения «столыпинский галстук», «столыпинский вагон» стали нарицательными.

          Итак, целью работы является определение важности роли П.А. Столыпина его программы модернизации в жизни России. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть предпосылки реформ в России П.А.Столыпиным;
  • Выделить и проанализировать политические и другие реформы П. А. Столыпина;
    • Выявить ошибки П.А.Столыпина;

           Источниками и литературой для  данной работы служат воспоминания  его дочери М. Бок, также  воспоминания Николая I и Крыжановского, также произведения ряда советских и современных историков. К сожалению, приходится замечать что, с тех пор как наша историческая наука пошла в услужение идеологии, заботясь лишь угодить власть предержащим, приходится говорить о фальсификации ряда данных.  Очень часто под "научностью" литературы о Петре Столыпине скрывается желание исказить историческую правду. Понятно, что некоторые советские историки десятилетиями сознательно лгали и искажали правду и им сегодня трудно вдруг стать объективными и честными исследователями. Борьба против Петра Столыпина - человека, реформатора, патриота - продолжается и в наше время. Через Столыпина борются против подлинного возрождения России, против реформ, против нашего национального самосознания. За пеленой объективности видно всю ту же патологическую ненависть к русскому патриоту.

         Но внимание в данной работе  направлено на всю деятельность  П. А. Столыпина, поэтому источники  и использованная литература  многообразны. И подходы к жизни  самого Столыпина, проводимой им политики, вообще всего, что с ним связано, также имеют расхождения во мнениях. Но советская литература и историки, в силу проводимой тогда политики, относятся к П. А. Столыпину предвзято.  Но уничтожить и осквернить память о Столыпине никак не удается. История все расставляет по местам. Петр Аркадьевич был, безусловно, одним из самых великих государственных деятелей России. И вот наряду с  идеологическими работами есть исторически объективные работы и исследования о великом деятеле и реформаторе, в которых авторы пытаются более объективно переосмыслить историю и личность Петра Аркадьевича Столыпина как человека и реформатора. Среди интересных материалов  посвященных П.А.Столыпину - архивные материалы, воспоминания дочери премьер-министра Марии Бок, первый вариант опубликован в 1935г., но, к нашему большому сожалению, опубликованному за границей в Нью-Йорке. Она  уделяет внимание его реформаторской деятельности. Которой он так самоотверженно посвятил жизнь, и которую он ставил даже выше своей любимой семьи, зная, что благо отечества превыше всего, ради чего он жил и ради чего он погиб, хотя это и предвидя, но упорно шел до конца, видя перед собой единственную цель – Великую, благополучную, обновленную Россию.

             Также важным источником данной курсовой работы является «Красный Архив», научный журнал архивных органов РСФСР и СССР, 1922-41 годов. Содержит различные документы по истории России, международным отношениям. Мной были использованы документы, содержащие воспоминания Николая Романова об убийстве П.А.Столыпина. Это 4,5,6 тома.

            В использованной литературе есть моменты, где обсуждают, был ли он великим, и говорят, что вот западные ученые его великим не называют. Пытаются доказать, что и реформы не его, да и не удались они. Пытаются использовать слова врагов и недоброжелателей, ищут мифических покровителей, перевирают все и вся. Красноречивый пример такого рода - "научная" деятельность  А. Я. Авреха. Он посвятил значительную часть жизни растиранию П. А. Столыпина в прах, а в конце 1980-х годов это делать столь же безоглядно было уже невозможно. Поэтому в своей последней книге "П. А. Столыпин и судьбы реформ в России" 1991г., являющейся лишь слегка подновленным вариантом книги 1968 г. "Столыпин и Третья Дума", он пытается выглядеть объективным - но все равно имеет тенденции европейской точки зрения. К примеру, «ум у Столыпина заурядный, идей у него не было, смелостью не отличался - держался за кресло, как все….».  Печально, что это псевдонаучное "наследие" и сегодня для кого – то имеет вес. Писателя Д. Жукова, осмелившегося сказать несколько добрых слов в отношении Петра Аркадьевича, буквально топтали ногами во множестве статей в течение нескольких лет.

          Среди положительных работ, можно  выделить Б.Г.Федорова, Петр Столыпин: «Я верю в Россию». В своей книге, он делается попытку посмотреть на П. Столыпина, прежде всего как на человека, на личность, на факты его биографии, а не рассматривает подробно существо всей его многогранной деятельности и реформ. Например, только столыпинской аграрной реформе посвящены гигантская "научная" литература, тонны псевдонаучных книг и статей. Автору интересно было узнать все подробности о роде Столыпиных, о его семье, образовании, чертах характера, взглядах. Он не пытался дать "политический портрет" Петра Аркадьевича. Не ставил и задачу "раскрыть" загадку убийства премьера, хотя почти все остальные авторы уделяют этому большую часть времени.

        Другой автор В.В. Казарезов, восхищаясь великим реформатором, пытается с исторической правотой и объективностью оценить его великий вклад в историю России. Идет все повествование с осмысления истории его родного края. Ведь он сибиряк: его дед по отцовской линии переселился из Орловской губернии и стал крестьянствовать на Алтае. И сегодня значительная часть населения Сибири — потомки «столыпинских» переселенцев из центральных российских губерний, с Украины и Белоруссии, из других мест. Для него очевидно — не будь мощного импульса, данного реформами Столыпина переселенческому процессу, сегодняшняя Сибирь не была бы настолько заселенной, развитой и освоенной, а вся наша страна оказалась бы значительно слабее. Вот почему этот человек ему дорог и близок. И второе, что сделало автора его почитателем - Столыпин увидел главную причину застоя сельского хозяйства России в общинном землепользовании. Было получено много откликов, причем, весьма неоднозначной тональности. Он старался вести речь, в позитивном плане, стремясь извлечь из опыта столыпинских преобразований то, что могло бы пригодиться в наше непростое время. И тут видятся богатейшие возможности, поскольку у Столыпина есть чему учиться. Работа этого автора не претендует на исчерпывающую полноту и законченность, на доскональное и завершенное раскрытие всего связанного с феноменом Столыпина, и наверняка здесь не отыщутся ответы на все возникающие вопросы. Да подобной цели он перед собой и не ставил. Задача виделась куда более скромная: рассказать, что был в истории России такой  человек, горячо любивший свою Родину, много для нее сделавший и погибший в расцвете сил. И что дела его должны служить   Отечеству   и  сегодня.

        Есть огромное множество  и других  работ и исследователей, как на русском, так и на иностранных языках,  этой сложной и противоречивой фигуры как П.А. Столыпин, которые более или менее с исторической объективностью пытаются анализировать этого выдающегося деятеля Российской истории. Но неизменным остается и тот факт, что о П. А. Столыпине еще появятся крупные исследования, где будут предприняты попытки всестороннего, скрупулезного анализа его времени, его личности, мыслей и деяний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I.Краткая биография Столыпина. Начало его  политической карьеры

            Пётр Аркадьевич Столыпин родился  2 апреля 1862 года в Дрездене в знатной дворянской семье. Своё детство провёл он в основном в Литве. Летом семья жила в Колноберже или уезжала в Швейцарию. Когда детям пришла пора учиться, купили дом в Вильно. Виленскую гимназию П. А. Столыпин и окончил. В 1881 году он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Кроме математики и физики, здесь преподавались астрономия, география, биология и химия. Именно эти науки, последние из названных, нравились П. А. Столыпину. «Однажды на экзамене по химии у Д. И. Менделеева он попал в сложное положение. Профессор стал задавать дополнительные вопросы, П. А. Столыпин отвечал, но Д. И. Менделеев не унимался, экзамен уже перешёл в учёный диспут, когда великий химик спохватился: “Боже мой, что это я? Ну, довольно, пять, пять, великолепно!”»1

          П. А. Столыпин рано женился,  оказавшись чуть ли не единственным  женатым студентом в университете. Ольга Борисовна, жена П. А.  Столыпина, прежде была невестой  его старшего брата, убитого  на дуэли.  А поскольку в семье  Столыпиных строго хранились традиции дворянской чести, то с убийцей своего брата стрелялся и сам Пётр Аркадьевич, получив ранение в правую руку, которая с тех пор плохо действовала. Существует, впрочем, и другая версия, которой придерживался, в частности, С. Н. Сыромятников, близко знавший П. А. Столыпина по службе: “Рука у него начала сохнуть ещё в гимназические годы. Ему сделали несколько хирургических операций.   В конце концов, это и определило его решение идти в университет,  а не на военную службу по примеру деда,  отца и старшего брата”.

            Внешне П. А. Столыпин сильно  походил на отца. Он был так  же высок, подтянут и подвижен. «Но его привычки и жизненный  уклад были совсем другими.  П. А. Столыпин не курил, почти  не употреблял спиртного и редко играл в карты. Рознило его  с отцом и отсутствие музыкального слуха. Но литературу и живопись П. А. Столыпин любил, отличаясь, несколько старомодными для своего времени вкусами. Ему нравилась проза И. С. Тургенева, поэзия   А. К. Толстого.  Сам П. А. Столыпин тоже был неплохим рассказчиком и сочинителем. Его дочери приходили в восторг от сказок о «девочке с двумя носиками» и о приключениях в «круглом домике», сочиняемых экспромтом каждый вечер»2.

             В литературе тех лет часто  противопоставлялись мятежное поколение, сформировавшееся в 60-е годы,  и  законопослушное, практичное поколение 80-х годов. П. А. Столыпин был типичным «восьмидесятником». Он никогда не имел недоразумений с полицией. «В 1884 году, ещё до окончания университета, его зачислили на службу в Министерство внутренних дел. Вслед за этим, правда, последовал полугодовой отпуск, в течение которого П. А. Столыпин, по-видимому, завершал дипломную работу. Вернувшись на службу, он подал прошение о переводе в Министерство государственных имуществ. 1887 – 1889-е годы П.А.Столыпин просидел в Департаменте земледелия и сельскохозяйственной промышленности на скромной должности помощника столоначальника, имея чин коллежского секретаря. Однако, как оказалось, скромный чиновник имел неплохие связи в верхах, так как в 1888 году он получил придворное звание камер-юнкера. В Министерстве государственных имуществ положение П. А. Столыпина было рутинным, и в 1889 году он опять перешёл в МВД. Его назначили Ковенским уездным предводителем дворянства. О деятельности П. А. Столыпина на посту уездного предводителя мало что известно. Вспоминая те годы, П. А. Столыпин писал, что он «служил себе просто, исполнял свои обязанности, не мудрил». По его инициативе и под его наблюдением уездное попечительство о народной трезвости построило в Ковно «Народный Дом». Первый этаж занимала «чайная трезвости», на втором этаже располагался просторный зрительный зал, в котором предполагалось устраивать народные чтения, спектакли и концерты. Строительство было окончено в 1899 году – в тот год, когда П. А. Столыпин оставил пост уездного предводителя»3.

           Надо отметить, что основным занятием  П. А. Столыпина в те годы  было хозяйство, ведь семье   принадлежало много поместий.

          Недвижимость семьи П. А. Столыпина4 

Имение Площадь Имение Площадь
Колноберже,

Петровское  и

Ольгино

835

десятин

Имение в  Пензенской губернии 950

десятин

Имение  в Нижегородской губернии 820

десятин

Имение в  Московской губернии 140

десятин

Имение  в Саратовской губернии 1000

десятин

Чулпановка в Казанской губернии 4845

десятин


 

             П. А. Столыпину удалось превратить  свои имения в образцовые хозяйства  с многопольным севооборотом  и развитым животноводством. Но  дети не хотели знать никаких  других имений, кроме Колноберже.

            Поэтому самые малодоходные из имений были проданы, а другие свои владения П. А. Столыпин объезжал один раз в год. К 1902 году общая площадь имений составляла 7450 десятин земли, но, несмотря на это, П. А. Столыпин не входил в разряд крупнейших латифундистов, зато занимал видное место в среде российского поместного дворянства.

         В 1899 году П. А. Столыпин был  назначен на должность Ковенского  губернского предводителя дворянства, которая в губернской иерархии  стояла на первом месте после  губернаторской. Одно из первых дел П. А. Столыпина на новом посту заключалось в создании Ковенского общества сельского хозяйства. «Его организационное собрание состоялось 8 октября 1900 года. Председателем единогласно был избран П. А. Столыпин. Среди ста с небольшим  членов общества,  выделялись представители польской, русской и немецкой аристократии. По существу, это было собрание наиболее влиятельных в губернии помещиков. Общество занималось обсуждением жизненно важных для всех его членов вопросов и разработкой рекомендаций, направляемых в Министерство земледелия и государственных имуществ, которые впоследствии учитывались при доработке законопроектов.         

         Деятельность общества началась  с рассмотрения вопроса о торговых  взаимоотношениях с Германией. Через два года истекал срок действующего русско-германского торгового соглашения, предстоял его пересмотр, и ковенские помещики спешили высказаться по этому вопросу. Ими было выработано «Представление Ковенского общества сельского хозяйства в Министерство земледелия и государственных имуществ по вопросу о новом торговом договоре с Германией»»5.  

                 В 1902 году В.К.Плеве назначил его исполняющим должность гродненского  губернатора. Нужно отметить, что Столыпин стал самым молодым губернатором России, после назначения  на эту должность он сразу взялся за изучение дел губернии, но его действия контролировались генерал-губернатором Виленским, и это претило характеру Столыпина. В 1903 году Столыпин стал саратовским губернатором. Здесь и застала его первая революция, в которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков. При этом в деятельности губернатора появились две отчетливые черты: во-первых, он не смущался карать не только  левых, но и правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой.

          В апреле 1906 года Столыпин назначен  министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа. В ней Столыпин объявлял направления своей политики  в подготовке важнейших законов:

  • о свободе вероисповедания;
  • о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
  • об улучшении крестьянского землевладения;
  • об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
  • о реформе местного самоуправления;
  • о преобразовании местных судов;
  • о реформе высшей и средней школы;
  • о земском самоуправлении в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
  • о реформе полиции…

          Для этого Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств. П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору,  расшатанную  революцией,  сделав  ставку  на  крестьянство. Столыпин принял ряд мер, рассчитывая модернизировать сложившуюся в России обстановку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Политическая деятельность П.А. Столыпина   и  Государственная Дума.

           П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору,  расшатанную  революцией,  сделав  ставку  на  крестьянство.

         Столыпину было доверено обеспечить  сожительство неограниченной власти  самодержавия с «народным представительством»,  то  есть  Думой.

I Дума

        Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года. Депутаты I Думы были приняты царем на другой день - 27 апреля. Вскоре Столыпин сменяет Горемыкина на посту председателя Совета министров. И здесь судьба I Думы оказалась взаимосвязанной с судьбой Столыпина. В Думе кипели словесные сражения. Депутаты-крестьяне горячо требовали передачи земли в руки земледельцев. Им столь же страстно возражали представители дворянства, отстаивавшие неприкосновенность собственности.

      Преобладавшие в Думе кадеты постарались найти “средний путь”, примирить враждующие стороны. Кадеты предлагали передать часть земли крестьянам - но не бесплатно, а за выкуп. Речь шла не только о помещичьих, но и о казенных, церковных и иных землях. В то же время кадеты подчеркивали, что надо сохранить “культурные помещичьи хозяйства”.

      Предложения кадетов жестко критиковались с  обеих сторон. Правые депутаты видели в них покушение на право собственности. Левые считали, что землю надо передать крестьянам без выкупа - даром. Правительство также категорически отвергало кадетский проект. К лету 1906 года борьба достигла предельной остроты. Власти решили поторопить события к развязке. 20 июня появилось заявление правительства о том, что никакого нарушения прав землевладельцев оно не допустит. Это вызвало взрыв негодования среди большинства депутатов. 6 июля Дума выступила с декларацией, в которой подтверждалось намерение передать часть помещичьих земель крестьянам. Ответом властей на это стал роспуск Думы. Высочайший указ о роспуске последовал три дня спустя, 9 июля 1906 года.

             Первая Дума была враждебной правительству с первого до последнего дня. Она поставила себе целью прорваться дальше прав манифеста 17 октября, хотя внешне, казалось, должна быть вполне послушной.

             За короткое время своего существования Дума закидала правительство запросами. Обсуждались вопросы о конфискации земель у помещиков, отстранение администрации, отмены смертной казни для политических заключенных. Столыпин не считал, что сила правительства проявится лишь в том случае, если оно будет выносить свои решения "объединенным" министерством и этим облегчит работу государю.

              П.А. Столыпин  начал политику успокоения народа. Меры были очень строгие - введение военно-полевых судов, где кучка офицеров решала судьбу человека. Частым было применение армии "в помощь гражданской власти". На "успокоение" были брошены все силы правительства, и временно удалось подавить революционное движение. И до последнего времени наша советская история «бубнила» одно и то же: казни, «столыпинские галстуки»… Отбросив все идеологические штампы, сегодня надо сказать: это была настоящая война государства с террором, в котором защитные действия государства были, по крайней мере, логичны. Столыпин, проводя такую политику, был  просто необходим дворянству и классу имущих.

               Политика Столыпина была не по  душе агрессивно настроенным партиям, тем же кадетам. Это вылилось в террористический акт, который произошел 12 августа 1906 года. В результате взрыва погибло 27 человек. Пострадали и дети Столыпина, который сам не пострадал, в момент взрыва он был в своем рабочем кабинете, который находился в противоположном конце дачи. Старшая дочь Столыпина, Маша, не пострадала. Младшей дочери Наташе предстояла ампутация обеих ног, впрочем, врачам удалось сохранить ноги. У сына Аркадия были раны на голове и перелом ноги, но гораздо сильнее ребёнок страдал от нервного потрясения. Память о взрыве часто тревожила Столыпина, он приписывал всю вину себе за кровь и слезы, за искалеченные жизни людей, пострадавших от взрыва. Но вскоре он нашел в себе силы и стал готовить новые разработки по способам подавления революционного движения. Да, Столыпин ещё до покушения на Аптекарском знал, что никто не может гарантировать ему безопасность. После покушения он просто перестал думать об этом, с холодным равнодушием идя навстречу неизбежному. После 12 августа престиж Столыпина среди министров поднялся. Для всех он стал примером моральной силы. Реальным результатом этого акта явилась быстрая и более жестокая реакция правительства, Столыпин приложил максимум усилий для этого. 24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа, которая состояла из двух частей - репрессивной и реформистской. В ней говорилось, что правительство противопоставит насилию силу. В местностях, объявленных на военном положении, вводились военно-полевые  суды. В центре реформистской программы был знаменитый указ 9 ноября 1906 года о возможности выхода из общины. Цель данного закона, который подписал  смертный приговор извечной крестьянской общине - повернуть аграрную проблему другой стороной, вместо того чтобы экспроприировать землю у помещиков, обезземеливалась община, так как принадлежавшие общине земли распределялись между крестьянами. За то время пока составлялись крестьянские запросы и проходили земельные бунты, община утвердилась как настоящий орган крестьянского самоуправления. Социальный смысл аграрной реформы П.А.Столыпина состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум - создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества.

П.А.Столыпин и программа модернизации России