П.А.Столыпин и программа обновления России, ее осуществление и результаты

     Содержание 
 
 
 

     Введение 

     
  1. П.А.Столыпин и программа обновления России, ее осуществление  и результаты.
    1. Государственный переворот 3 июня 1907 года.
    2. П.А. Столыпин и его программа.
    3. Столыпинская аграрная реформа.
 
  1. Революционное и общественное движение.
    1. Революционное движение в 1908–1913 гг.
    2. Либеральное движение 1908 – 1913 гг.
 
     
  1. IV Государственная Дума.
    1. Деятельность III и IV Государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма
    2. Разложение третьеиюньской политической системы (1911-1914). Новый революционный подъем.
 

     Заключение 

     Список  используемой литературы 

 

     

Введение

 

     

    1. П.А.Столыпин и программа обновления России, ее осуществление  и результаты.
 
     
    1. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

     Издав Основные государственные законы 23 апреля 1906, за 4 дня до открытия заседаний I Государственной Думы, царизм постарался поставить Думу перед свершившимся фактом, стремясь избежать обсуждения ею данного законодательного акта. Царь и его сановники не без оснований опасались, что Дума, взявшись за обсуждение конституционных вопросов, может объявить себя Учредительным собранием. Ведь в Думе сложилось прочное “левое” большинство: из 448 депутатов -153 фракция кадетов и 107—трудовиков. Еще 68 депутатов принадлежали к “автономистам” (поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане — члены национал-автономистических группировок), которые голосовали обычно в Думе с “левым” большинством. Правым — Совету объединенного дворянства и черносотенным партиям не удалось провести в Думу ни одного депутата. Даже октябристов было всего 13. Социал-демократы, как известно, бойкотировали выборы, поэтому у них лишь в результате довыборов к моменту разгона Думы была фракция в 17 депутатов-меньшевиков.

     Две ведущие думские фракции —  кадетская и крестьянская (трудовики) внесли в мае 1906 г. свои проекты решения  аграрного вопроса. При всех различиях  оба проекта исходили из того, что  крестьяне должны быть наделены дополнительной землей за счет создания государственного земельного фонда, формируемого из земель казенных, кабинетских и удельных (земель императорской фамилии, большая  часть которых на окраинах страны пустовала), а также за счет частновладельческих  земель помещиков. Но далее шли различия. Проект 42-х депутатов (кадетов) предлагал  скупку помещичьих земель через Крестьянский банк или их принудительное отчуждение (особенно тех, которые сдавались  в аренду или велись на полуфеодальных методах), но за “справедливое вознаграждение”  с последующим наделением безземельных и малоземельных крестьян землей за выкуп (Не на правах собственности, а в пожизненное наследственное владение). Проект 104-х (трудовиков) предусматривал принудительное отчуждение помещичьих земель, превышающих трудовую норму, в порядке национализации с последующей  передачей этих земель крестьянству бесплатно.

     Внесенный несколько позже в Думу проект эсеров (33-х депутатов) вообще предлагал  национализацию всей земли и передачу ее тем, кто ее обрабатывает на основе уравнительного землепользования по единой трудовой норме.

     Все эти проекты были категорически  отвергнуты правительством. В октябре 1905 г., когда угроза силового захвата  помещичьих земель крестьянами представлялась правящим кругам реальной и страшной, сам царь и его окружение согласны были отдать половину помещичьих земель крестьянам, лишь бы сохранить другую половину. В подготовленном в Главном  управлении землеустройства и земледелия под руководством его начальника Н.Н. Кутлера проекте закона предполагался принудительный выкуп около 25 млн. десятин помещичьих земель, пустовавших и сдававшихся в аренду (т.е. тех, где хозяйство велось полуфеодальными методами). Конечно, 25 млн. десятин было мало, чтобы удовлетворить крестьянскую нужду в земле, но характерно, что в октябре 1905 г. правительство готово было идти на принудительное отчуждение помещичьих земель. А летом 1906 г., когда угроза крестьянской революции отступила, правительство категорически отказалось даже обсуждать кадетский проект закона, хотя он, видимо, мог бы стать основой для какого-то компромисса, чтобы парламентским путем решить один из наиболее острых вопросов, стоявших перед Российским государством. Аграрные законопроекты Думы явились той последней каплей, которая переполнила терпение царя и правительства и 8 июля 1906 г. Дума была распущена.

     Роспуск Государственной Думы вызвал разочарование  в стране и нанес сильный удар по престижу правительства и лично  императора как внутри страны, так  и за рубежом. 230 депутатов Думы (кадеты и трудовики) не подчинились указу  о роспуске и собрались в Выборге, который в то время находился  в пределах Великого княжества Финляндского, входившем в состав Российской империи, но был недосягаем для российской полиции и жандармерии. В своем  Выборгском воззвании они призвали народ к “пассивному сопротивлению” до созыва народного представительства, т.е. не давать ни копейки в казну, ни единого солдата в армию, не признавать государственных займов и т.д.

     Правительство пыталось путем внесения “разъяснения”  избирательного законодательства и  прямого “нажима” на избирателей  добиться приемлемого для себя состава  новой Думы. Так, было “разъяснено”, что по крестьянским куриям могут  голосовать не все крестьяне мужского пола, а лишь домохозяева (главы крестьянских дворов). Теперь все рабочие независимо от наличия ценза должны были голосовать только по рабочей курии.

     Однако  эти усилия не помогли. II Государственная  Дума, собравшаяся 20 февраля 1907 г., оказалась  еще более левой. Из 518 депутатов  народнические партии получили 157 мест (трудовики— 104, эсеры— 37, народные социалисты— 16), социал-демократы — 65 мест. Всего  левые партии получили 222 места или 43% голосов в Думе.

     В центре внимания II Думы по-прежнему был аграрный вопрос. Несмотря на то что кадеты “смягчили” свою позицию, отказавшись от бесплатной передачи земли из государственного фонда в бессрочное и наследственное пользование, и предлагали передать ее в собственность за выкуп “по справедливой оценке”, т.е. выкуп переложить на самих крестьян, левые партии настаивали на национализации земли. По-прежнему на заседаниях II Думы звучали требования пересмотра Основных законов, расширения полномочий Думы и создания правительства ответственного перед ней. Разочаровавшись и во II Думе правительство искало повод для ее роспуска. 1 июня 1907 г. П.А. Столыпин, назначенный премьер-министром вместо И.Л. Горемыкина еще в июле 1906 г., потребовал отстранения от участия в работе Думы 55 депутатов фракции социал-демократов, а 16 из них — лишения депутатской неприкосновенности и предания суду за якобы подготовлявшийся ими заговор с целью свержения самодержавия. Дело против депутатов было сфабриковано охранкой. Конечно, социал-демократы добивались свержения самодержавия и это было записано в их программе. Но организовывать заговор с такой целью в момент спада революции было бессмысленно.

     3 июня 1907r. был опубликован царский Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении Положения о выборах. Роспуск Думы нанес сильный удар по престижу царизма. Издание нового Закона о выборах фактически явилось государственным переворотом, т.к. в соответствии с Основными законами царь не имел права без согласия Думы принимать новый закон о выборах. Попытки I и II Государственных Дум добиться создания парламентской монархии с правительством, ответственным перед парламентом, потерпели крах.

     Новый избирательный закон на 33% увеличил число выборщиков от помещиков. Единая городская курия была разделена  на две курии. Смысл этой новеллы  состоял в том, чтобы предоставить сравнительно узкому слою самых богатых  городских избирателей столько  мест выборщиков, сколько и второй городской курии, где голосовали мелкие собственники городской недвижимости, мелкие чиновники, квартиросъемщики небольших квартир и т.д. Объективно это давало перевес на выборах крупным землевладельцам и крупной буржуазии. Рабочие теперь только в центральных губерниях голосовали по рабочей курии. В остальных губерниях им было предписано голосовать по второй городской курии, если у них был для этого необходимый имущественный ценз. Это новшество, во-первых, отстраняло от выборов значительную часть рабочих как не имевших ценза и, во-вторых, голоса тех, кто имел ценз и голосовал по второй городской курии, растворялись в массе голосов мелкой буржуазии, чиновников и т.д. Теперь голос одного помещика стал равен 260 голосам крестьян или 543 голосам рабочих. Численность лиц, обладавших активным избирательным правом, сократилась до 15% от общей численности населения Российской империи. Резко сокращено было количество депутатских мест от национальных окраин (от Польши 14 вместо 37, от Кавказа 10 вместо 29 и т.д.). Сокращена была и общая численность депутатов Думы (442 вместо 524).

     Новый избирательный закон, нажим, осуществлявшийся местной администрацией, разгул погромов и террора, проводившихся черносотенцами, массовые репрессии властей дали свои результаты. В III Думу было избрано: правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов - 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков — 13 и социал-демократов - 19 депутатов. Пост председателя Думы от кадетов перешел к октябристам. В III Думе, работавшей до 1912г., и IV Думе (1912-1917 гг.) правительство могло опираться на блок правых и октябристов, а если правые по каким-либо вопросам расходились с октябристами, то на блок октябристов с кадетами. Царь и правительство получили послушную (“карманную”) Думу. Но она не отражала истинных интересов социальных, групп населения и оказалась неспособной решить насущные задачи страны. Поскольку мирный конституционный путь решения основных вопросов был заблокирован, остался единственный путь — революционное свержение самодержавия. Царизм, совершив государственный переворот 3 июня 1907 г. повел страну прямиком к новой революции. 

     П.А. Столыпин и его  программа

     Создателем  необходимых, серьезных реформ страны должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин. Он родился в  Дрездене (Германия) в 1862 году. Окончил  Петербургский университет и  с 1884 года служил в министерстве внутренних дел. Служебный путь, проделанный  Столыпиным в провинции, не отличался  от карьеры других чиновников, ставших  губернаторами. В 1902 назначается губернатором Гродненской губернии. Участвует  в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы  и расселение по хуторам. Эта позиция  была высказана позже в 1906 году и  в комбинации с другими новшествами  была принята как "Столыпинская реформа". В марте 1903 года П. А. Столыпина назначают  губернатором в более крупную  и важную Саратовскую губернию. Здесь  и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого  обращения к народу до расправы с  помощью казаков. В апреле 1906 года Столыпин назначается министром  внутренних дел. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная  программа, содержащая две части: репрессивную (методы борьбы с революцией, вплоть до создания военно-полевых судов) и  реформистскую, являвшуюся, по своей  сути, аграрной реформой.

     Перед правительством, возглавляемым Столыпиным, стояла задача разрешить три группы противоречий, выявившихся в ходе первой российской революции, между: 1) либеральным обществом и самодержавной  властью царя; 2) непривилегированными «низами» и привилегированной элитой (так называемые крестьянский и рабочий  вопросы); 3) общероссийским центром  и национальными окраинами. Разрешить  противоречия предполагалось через  коренную модернизацию экономики (прежде всего аграрного сектора) и частичное  реформирование социальных отношений  и госаппарата. Это должно было поставить  Россию в один ряд с индустриально  развитыми державами мира. В конечном счете, успех (или неуспех) социально-экономической  модернизации с неизбежностью вел  к уменьшению или, соответственно, увеличению социальной напряженности в обществе.

     Для решения всего комплекса задач  Столыпиным был избран путь консервативно-либерального реформаторства, осуществляемого совместными  усилиями правительства и умеренно-либеральной  части общества (представленной правоцентристским  большинством III Государственной думы). За образец принималась общественно-политическая модель бисмарковской Германии. Курс реформ был рассчитан на 10-20 лет. Основными задачами правительственной политики Столыпин полагал сохранение Россией своей целостности и великодержавного статуса с одновременным превращением ее в «государство правовое». 25 августа 1906 года была обнародована программа мер, которые намеревалось принять правительство П.А.Столыпина. В перечень намеченных реформ входили: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих (государственное страхование), реформа местного самоуправления, введение земства в Прибалтийском и в Западном крае, земское и городское самоуправление в Царстве Польском, реформа местного суда, реформа средней и высшей школы, введение подоходного налога, объединение полиции и жандармерии. Намеревалось оно собрать созыв церковного собора и отменить некоторые ограничения для евреев.

     В 1906 г. возросло количество революционных  выступлений, армейских мятежей  и убийств. Столыпин был вынужден принять «меры исключительной охраны государственного порядка». Для этого  был принят Закон о военно-полевых  судах. Этот закон (скопированный с  австрийского уложения о военно-полевых  судах) в качестве временной меры, вводил особые суды из офицеров, разбиравшие  дела, где преступление было очевидным. Суды эти вводились в столице  и во всех губерниях, объявленных  на особом положении (правда, это была почти вся территория страны). Весь процесс судопроизводства длился не более 3-4 дней. За время действия этих судов было казнено 683 (по другим данным - 1102) человека. В 1906-1909 годах по приговорам военно-окружных судов было повешено 2694 человека (за предшествующие 80 лет  казнили в среднем по 9 человек  в год), 23 тысячи человек отправлено на каторгу, около 39 тысяч выслано  административно без суда. Судей, которые выносили мягкие приговоры, отстраняли от должности. Была введена  сельская полиция. Однако число репрессивных мер сокращалось: в 1908 г. смертных приговоров было вынесено 697, в 1909 - 537, в 1910 - 129. Сократились  и административные высылки: в 1908 - около 10 тыс., в 1909 - менее 3000.

     Главная идея его аграрных преобразований, на которой базировались все последующие - разрушение (или хотя бы раздробление) общины и создание класса крестьянина-собственника. Эта мера снизила бы, по мнению Столыпина, революционную активность крестьян. Основной аграрной проблемой была - нехватка земли, для её разрешения был  создан земельный фонд, в который  передавались Крестьянскому банку  удельные земли сельскохозяйственного  пользования, принадлежащие царской  фамилии. Была разрешена продажа  казенных земель, годных для обработки. Также для удовлетворения земельной  нужды передавались кабинетские  земли на Алтае; крестьяне были уравнены в правах со всеми сословиями в  отношении государственной, воинской службы, поступления в высшие учебные  заведения. Признавалась личная собственность  крестьянина на свой участок земли.

     Все эти законы подготовили главный  указ - Указ 9 ноября 1906 года о раскрепощении  общины. Таким образом, прекращалась власть общины. Этот указ позволял каждому  крестьянину право выхода из общины в любое время. Крестьянин мог в любое время требовать закрепления в единоличную собственность той земли, на которой он работал. Крестьяне освобождались от принудительного севооборота. В целях предотвращения спекуляции землей была запрещена продажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов. Крестьяне, отделившиеся от общины, могли получить кредит в Крестьянском банке под залог этих земель, могли приобретать на льготных условиях новые участки из земельного фонда.

     Несмотря  на очевидные трудности, с которыми столкнулась аграрная реформа (нехватка средств, агротехнического персонала, схематизм, неумелые действия представителей власти, сопротивление реформе со стороны некоторых земств, психологическая  неподготовленность значительной части  крестьянства, сложности с переселением за Урал и т.п.), в целом она развивалась  успешно.

     В тесной связи с аграрными преобразованиями стояли задуманные Столыпиным реформы  системы местного самоуправления, административного  управления и суда. Фундаментом государственной  пирамиды призвано было стать бессословное волостное земство, ключевой фигурой  в котором, по мысли Столыпина, должен был со временем явиться крепкий  крестьянин-предприниматель. Компетенция  органов местного самоуправления расширялась, а отношение к ним административных властей предполагалось свести к  «надзору за законностью их действий».

     Столыпин  также разработал реформу местного самоуправления. Все казенные уездные  учреждения России объединялись под  властью выборного предводителя дворянства. Однако учреждений становилось  все больше, а дворян все меньше, и предводителя, служившего из чести, без жалованья, становилось не из кого выбирать. Столыпин предложил  поставить во главе уезда правительственного чиновника (назначаемого министром  внутренних дел), оставив предводителю дворянства сословные дела. Также  была разработана реформа местного самоуправления (земства). Его выбирали по куриям - дворяне, собственники недворянского  происхождения и крестьяне-общинники. Большинство гласных принадлежало дворянам, но во многих уездах избирателей-дворян собиралось меньше, чем надо было выбрать  гласных. Столыпин предложил сделать  курии не сословными, а имущественными. А также понизить избирательный  ценз. В будущем, в случае удачной  крестьянской реформы, в число избирателей  вошли бы и богатые крестьяне-единоличники (на это очень рассчитывал Столыпин - именно тогда, говорил он, писаные  свободы станут законом). Однако дворяне  не хотели ничего менять. Они увидели  в этом оскорбление, умаление своей  власти в деревне. Предполагалось упразднить институт земских начальников и  лишить уездных предводителей дворянства административных функций, заменив  тех и других назначаемыми МВД  участковыми комиссарами и начальниками уездного управления соответственно. Планировалось создание административного  суда, рассматривающего жалобы на должностных  лиц.

     Жандармская полиция объединялась с общей, причем с жандармов следовало снять  обязанности по производству политических дознаний. На место земских начальников и сословного волостного суда становился упраздненный в период контрреформ, избираемый всем населением местности мировой суд. Предусматривалась европеизация уголовного процесса: «допущение защиты на предварительном следствии, введение состязательного начала в обряде предания суду, установление институтов условного осуждения и условного досрочного освобождения и т.п.»

     Рабочий вопрос предполагалось разрешить при  помощи государственного страхования  и законодательного упорядочения условий  труда, а так же посредством легализации  экономических стачек и профсоюзов.

     Реформа образования основывалась на идее преемственности  низшей, средней и высшей школы, при  этом брался курс на постепенное введение всеобщего начального образования.

     Столыпин  предлагал укрепить финансовую систему  за счет увеличения налогов, повышения  акциза на спиртные напитки, введения прогрессивного налога и налога с  оборота. Был поставлен вопрос о  реформировании промышленности - иностранные  займы предполагалось использовать только на исследования недр земли, строительство  железных дорог и дорог с твердым  покрытием.

     Особое  внимание уделялось восстановлению военного могущества Российской империи, подорванного неудачной войной с  Японией.

     Наиболее  спорной частью столыпинской программы  явилась так называемая «политика  русского национализма», подвергавшаяся ожесточенной критике. По мысли Столыпина, данная политика должна была предохранить реформируемую Россию от распада.

     Прежде  всего, необходимо было, чтобы все  государственные учреждения (в том  числе Государственная дума) оставались «русскими по духу», т.е. в абсолютном большинстве состояли из русских  людей (которыми, впрочем, принято было считать вообще всех православных российских подданных). Следовало также положить «в основу всех законов о свободе  совести начала государства «христианского», в котором Православная Церковь, как господствующая, пользуется данью  особого уважения и особою со стороны  государства охраною»

     Столыпин  продолжил начатую в предыдущее царствование политику наступления  на конституционные привилегии Финляндии, стремясь максимально унифицировать  гражданско-правовое и административно-правовое пространство на всей территории империи. Так как намечаемые реформы предполагали развитие органов самоуправления на окраинах, следовало, по мысли Столыпина, выделить из состава последних русско-населенные территории. Там, где русское население  находилось в абсолютном, либо относительном  меньшинстве, следовало искусственным  путем расширить его представительство  в органах самоуправления.

     Подавляющее большинство намеченных Столыпиным реформ (за исключением аграрной и  отчасти военной) осталось нереализованными. Незначительная их часть была осуществлена после многолетних проволочек, в  существенно сокращенном либо искаженном виде.

     При реализации реформ Столыпину пришлось столкнуться с множеством проблем. Царь, поддерживавший его вначале, после  спада угрозы революции фактически стал на позицию его противников. Большинство предложений Столыпина, даже принятых Госдумой, были отвергнуты промонархистским Госсоветом.

     1 сентября 1911 г., во время спектакля  в киевском оперном театре, где  Столыпин находился вместе с  семьей царя, Столыпин был смертельно  ранен. Покушение совершил Д.  Богров - член партии эсеров и  агент царской охранки.

     Известно  изречение Столыпина: «Дайте 20 лет  покоя, и вы не узнаете Россию!». Иногда Столыпина обвиняют в том, что он надеялся провести свою реформу за 20 лет, а это не представлялось возможным. Столыпин прекрасно понимал и говорил о том, что аграрные преобразования - дело десятилетий и что его реформа - лишь начало долгого пути. В этой фразе он акцентировал не на срок, он подчеркивал важность стабильности и спокойствия для реформ. И в этом он оказался абсолютно прав. Вряд ли за 20 лет аграрная реформа была бы полностью осуществлена, но результат ее, безусловно, был бы огромен, и изменения, произошедшие в обществе, стали бы необратимы. 

     
    1. Столыпинская  аграрная реформа
 

   Центральное место  в столыпинской программе занимали планы решения аграрного вопроса. Без его решения, без ликвидации крепостнических пережитков было невозможно прогрессивное развитие страны, большая часть населения которой жила в деревне. Царское правительство понимало, что нерешенность вопроса о земле в многомиллионной крестьянской стране грозит новой народной революцией. Однако оно не могло пойти на решительную ломку аграрных отношений, на ликвидацию помещичьего землевладения. Поэтому царское правительство сделало попытку решить аграрный вопрос сверху, за счет крестьян, не ущемляя интересов помещиков и полностью сохраняя их землевладение.

     Революция 1905 - 1907 гг. показала, что у царизма прочной опоры в деревне нет, что его безоговорочно поддерживают только помещики и духовенство. Царизм поставил перед собой цель - расширить свою социальную базу путем создания более благоприятных условий для развития капитализма в сельском хозяйстве. Аграрное законодательство 1906 - 1910 гг. явилось, как указывал В. И. Ленин, второй после 1861 г. «чисткой» земель для капитализма.

     До  революции 1905 г. самодержавие поддерживало общинную организацию русской деревни. Самодержавие поддерживало общину потому, что она служила удобным средством  взимания налогов и эксплуатации крестьян помещиками. Круговая порука связывала людей.

     Община  была ответственна за уплату каждым крестьянином налогов, арендных платежей, за выполнение различных повинностей; она затрудняла развитие буржуазных отношений в  патриархальной русской деревне, опутанной  многочисленными крепостническими пережитками. Однако капитализм все  более разрушал общину. Крестьянство расслаивалось на кулачество и бедноту.

     Подъем крестьянского движения в 1905 - 1906 гг. и опыт первых двух Дум показали самодержавию, что расчет на монархические иллюзии крестьянства несостоятелен и что общинная организация деревни не предохраняет ее от революционных потрясений.

     Это и побудило правительство отказаться от традиционной политики поддержки  общины и стать на путь ее разрушения. Новая аграрная политика самодержавия началась указом, изданным 9 ноября 1906 г. Однако во время революции правительству  не удалось провести его через  Думу. Лишь наиболее контрреволюционная III Дума утвердила указ с некоторыми дополнениями, способствовавшими ускоренному  разрушению общины, и он получил  силу закона в 1910 г. Правительство проводило  этот закон в жизнь, не дожидаясь  утверждения его в Думе.

     Указ 9 ноября 1906 г. предусматривал прежде всего  разрушение общинного пользования  землей. Каждый крестьянин получил  право выйти из общины и выделить в личную собственность свой надел  земли. Он мог продать этот надел, передать его по наследству. Крестьянин получил право закрепить за собой  разрозненные участки, т. е. участки, которыми он пользовался при общинном владении. Он мог потребовать от крестьянского  общества соединения своей земли в один участок - отруб. Наконец, он мог выселиться из деревни на отведенную ему землю и основать хутор.

     Этот  закон был выгоден крестьянам-кулакам. Правительство выдавало хуторянам  через Крестьянский банк денежную ссуду, обязывало выделять им лучшие земли. Лишь кулаки могли развернуть крупное  хуторское хозяйство. Они становились  новыми помещиками, беспощадно грабившими своих односельчан.

     Бедняки и середняки не могли воспользоваться  ссудой, которую давал Крестьянский банк, так как за нее необходимо было выплачивать высокий процент. А за неуплату долга все имущество  крестьянина продавалось с молотка. Крестьяне-бедняки выделялись из общины лишь для того, чтобы полученную в собственность землю продать  за бесценок кулакам и уйти в город.

П.А.Столыпин и программа обновления России, ее осуществление и результаты