Патриотическое воспитание. 2

Содержание

1.Теоретическая  часть

Введение………………………………………………………………………3-4         

1.1. Актуальность выбранной темы …………………………………………..5   

1.2. Цели, задачи, методы, средства  воспитания…………………………….5-7

1.3 Структура психолого-педагогической

характеристики учебной  группы………………………………………….8-9  

1.4. Годовой план воспитательной работы

классного руководителя…………………………………………………9-12

1.5 Фрагмент годового плана  воспитательной

      работы по системно-ролевой модели…………………………………….13      

 

2.Практическая  часть

2.1.Этапы воспитательного  мероприятия

2.1.1 Подготовительный этап………………………………………….15-24    

2.1.2. Проведение воспитательного мероприятия……………………25-26 

2.1.3. Заключительный этап……………………………………………….26 

Заключение…………………………………………………………………….27     

Список  литературы………………………………………………………….28        

 

Введение

Современная историческая ситуация в России коренным образом изменила ход общественного развития страны. В период преобразований в обществе началась ломка прежних ценностей, а также поиск новых нравственных ориентиров. Это обусловило появление  новых идеалов, вошедших в противоречия с традиционным содержанием воспитания.

Последовавшее изменение  психолого-педагогического мышления к теориям развития личности актуализировало  проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического  воспитания в частности.

Актуальность данной проблемы подтверждается также несоответствием имеющегося теоритического опыта патриотического воспитания современным условиям развития России.

Обширный опыт, накопленный  в советское время по данному  направлению воспитательной работы, требует философско-педагогического  переосмысления с гуманистических  позиций.

Более того, идеи многих ученых, в том числе В.Г. Белинского, Н.А.Бердяева, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Г. Чернышевского и других, о сущности патриотического воспитания как становлении готовности к сознательному служению Родине, в советский период были утрачены. А также адаптированы к задаче формирования патриотического воспитания: принятия идеала советской Родины и ненависти к ее врагам. В советской педагогике вопрос о патриотическом воспитании разрабатывался на основе трудов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко и других ученых. Они заложили фундамент теории и практики основ советского патриотического воспитания учащихся, раскрыли сущность понятия "патриотизм", а также особенности его формирования.

Таким образом, можно утверждать, что в научно-педагогической литературе на современном этапе нет исследований аспекта патриотического воспитания в педагогической деятельности, что, на наш взгляд, в достаточной мере определяет актуальность поставленной нами научной проблемы.

Анализ научной литературы и практики в педагогической деятельности свидетельствует, что на современном  этапе существует ряд противоречий между:

- высокой потребностью  общества в личности человека, готового к служить Родине, а также недостаточным вниманием института образования к проблемам патриотического воспитания в период активного взросления подрастающего поколения;

- потребностью в научно-методическом  обеспечении процесса патриотического  воспитании, а также недостаточной  изученностью специфики организации  патриотического воспитания в  педагогических учреждениях; 

- потребностью старшеклассников  в самоопределении. 

Объектом патриотического воспитания является учащиеся, обучающиеся в образовательных учреждениях или системе СПО.

Предметом патриотического воспитания является сведения о формирование патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели, задачи, методы и средства и форм воспитания

 

Цель: Формирование патриотической культуры личности

Задачи:

•  создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активной личности;  

•  Формирование знаний и представлений о патриотической культуре;

        • Формирование заинтересованности личности к истории и развитию патриотической культуры;

•  Снижение уровня правонарушений  и вредных привычек средствами патриотического воспитания;

•  Приобретение и развитие патриотической культуры личности;

Формы проведения:

Для каждого педагога, очевидно, что эффективность патриотического воспитания возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе. Например:

  • Семинары (классные часы) по проблемам и актуальности патриотизма в нашей стране;
  • Беседы по решению вопросов, связанных с формированием личности, в качестве волонтера;
  • Конкурсы, викторины и концерты, посвященные историческим событиям (День Победы; 70-ти летие битвы под Москвой; День Народного Единства, и т.д)
  • Экскурсии на места, где происходили сражения (Бородинское поле, Куликовское поле, Озеро, где проходило Ледовое побоище) ;

Возрастные особенности  определяются сочетанием внутренних условий  развития, т.е. определенным уровнем  развития психических процессов, свойств  личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.

Методы  воспитания:

 

    1. Методы формирования сознания

Убеждение в необходимости сохранения патриотической культуры народа и передачи их последующим поколениям:

  • Дискуссия или диспут- необходимы для формирования

  Дискуссии по вопросам патриотического воспитания:

    • Лекции – «Я-гражданин»
    • Беседы – «Что значит быть патриотическим человеком?»

Постановка подростка  в позицию полноправного участника  процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает  активное участие в их использовании.

II. Методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения:

 

    • Упражнения – сборка и разборка автомата; как правильно одевать противогаз и т.д
    • Соревнование – командная эстафета (метание гранаты, сборка и разборка автомата, преодоление различных препятствий и т.д)

Необходимо создавать  ситуации, в которых подросток  упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению  к коллективу, обществу, ответственность  за свои поступки. Важно демонстрировать  значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью  регулирующих требований формируются  традиции поведения.

III.  Методы мотивации  и стимулирования:

  • Поощрение (похвала) – грамотами, подарками за активное участие в эстафетах и патриотических мероприятиях;
  • Наказание – например, уборка территории, за то, что не принимает активное участие в мероприятиях;
  • Взаимовыручка – поддержка учащихся во всех начинаниях, помогать, когда они в этом нуждаются.

Необходимо побуждать  подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его  формах должно быть дозированным и  заслуженным. Стимулирование побуждает  подростка к анализу собственной  деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

Средства  патриотического воспитания:

  • Исторические (документальные) фильмы - Великая Отечественная война (1812,1941-1945 гг.; Блока Ленинграда; Жизнь великих людей (Ленин, Сталин, Петр I и т.д)  ;
  • Рассказы ветеранов (приведение фактов на личном опыте)- Блокада Ленинграда; Отечественная война 1941-1945 гг.
  • Фотографии – ветеранов, космонавтов, выдающихся исторических личностей (Александр Невский, Екатерина II, Минин и Пожарский) или ход битв и сражений, исторических музеев;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика учебной группы

СПО Долгопрудненского Авиационного Техникума

    1. Общие демографические сведения

Номер группы: 64

Отделение: Очное

Специальность: Автоматизация технологических процессов и производств

Возраст группы: от 17 до 19 лет, в группе 25 человек;

Половой состав: Преобладание количества молодых людей

Национальный состав: Преобладание русских (19 человек), но также есть татары (2 человека), украинцы (4 человека).

По социальному происхождению  все практически равны, в среднем по группе все хорошо материально обеспечены, за исключением двух человек – имеются справки о том, что у них материальное положение ниже прожиточного минимума;

По данным органов социальной защиты, в основном в группе полные семья, только 2 человека имеют неполные семьи, отсутствует один из родителей. Усыновленных не имеется в учебной группе.

    1. Учебная деятельность группы

Успеваемость группы по уровню успеваемости составляет 3,9 %.

Приоритеты в изучении технических дисциплин, а при изучении гуманитарных предметов возникают трудности.

Уровень развития в группе умственной культуры средний, взаимопомощь в коллективе высокая.

В течение всего семестра активно занимаются, кто-то лучше, кто-то хуже и к концу семестра все  успешно сдают экзаменационную  сессию.

  • Активно принимают участие в соревнованиях по различным видам спорта;
  • Создана своя рок-группа «Unusual way»
    1. Морально-психологический климат в группе

Сплоченная группа, особых разделений по группировкам не наблюдается. Есть лидеры в группе, которые подталкивают и стимулируют всех остальных к активному участию во всех мероприятиях.

Группа не склонна к  конфликтам, возможно это из-за того, что преобладание молодых людей.

    1. Общие выводы. Методические рекомендации

Рассмотрев психолого-педагогические характеристики учебной группы, можно  сделать вывод, что группа активная, сплоченная, способная найти свои место «под солнцем», т.е. принимает  активное участие в различных  видах деятельности.

 

Годовой план воспитательной работы классного руководителя

Цель: воспитание гармонически развитой личности, способной выполнять социальные роли, обладающей социальной базовой культурой, высокой гражданственностью и чувством патриотизма.

Мероприятие

Задачи

Дата

Ответственные

1

Классный час

«Порядок призыва на военную  службу»

  1. Формирование знаний и представлений о том, что ты за личность в России
  2. Формирование заинтересованности к патриотической культуре
  3. Приобщение к самореализации и активной деятельности к патриотической культуре

10.09.2011

Классный руководитель

Маслова В.С.

2

«День пожилого человека», (встреча с пожилыми людьми)

  1. Формирование знаний и представлений об истории этого дня
  2. Условия для формирования встречи
  3. Формирование заинтересованности в участие во встрече
  4. Приобщение к активной помощи пожилым людям

06.10.2011

Классный руководитель

Маслова В.С.

 и учебная группа

3

Концерт, посвящённый 70-ти летию «Битвы под Москвой»

  1. Формирование  представлений об этом празднике
  2. Формирование заинтересованности к патриотическому  концерту
  3. Вовлечение учебной группы к организации и проведению концерта

26.10.2011

Заместитель директора по воспитательной работе: Каковкина Л.В.

Классный руководитель Маслова В.С.      и учебная группа

 

4

Классный час

«Патриотизм в жизни молодежи»

1.формирование представлений  и знаний об этом понятии

2. формирование норм поведения  и поступков

3. вовлечение учебной  группы к волонтерскому движению 

12.12.2011

Классный руководитель Маслова  В.С.

5

Конкурс патриотической песни

«Три танкиста»

1.формирование представлений  группы о важности участия в этом конкурсе     

2. Формирование патриотических  качеств и заинтересованности  в участии 

3. Приобщение учебной  группы к патриотическому конкурсу

29.01.2012

Заместитель директора по воспитательной работе: Каковкина Л.В.

Классный руководитель Маслова  В.С.      и учебная группа

 

6

Конкурс, на лучший боевой листок            «Подарок солдату»

  1. Формирование представлений о конкурсе и его значимость.
  2. Формирование патриотических и нравственных качеств
  3. Вовлечение не только патриотическую деятельность, но и приобщение к творческой деятельности.

26.02.2012

Классные руководители

7

Поход в Музей - экспозиция бронетехники на Поклонной Горе

1.формирование знаний  об истории развития танков  в России                                                2. формирование заинтересованности к созданию танков                                                         3. приобщение к патриотическому воспитанию и развитию творческих навыков

20.03.2012

Классный руководитель учебной  группы

8

Экскурсия в Бородино

1.формирование представлений  и знаний об исторических данных  этого сражения           2. формирование заинтересованности каждого учащегося к истории нашего государства                                                        3. Заинтересованность каждого учащегося к патриотическому воспитанию и развитию творческих навыков

23.04.2012

Классный руководитель

9

Концерт, посвященный

Дню Победы

1. Формирование  представлений об этом празднике                                                  2. Формирование заинтересованности к   концерту                            

3.Привлечение учебной группы к организации и проведению концерта

07.05.2012

Заместитель директора по воспитательной работе,   классные руководители;


 

Фрагмент  годового плана воспитательной работы по системно-ролевой модели

Социальная роль личности/

Задачи воспитания

Направленность воспитания, методы, формы, средства и самовоспитание

Гражданское 

Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

Литературно-музыкальное 

Привитие художественного  вкуса, потребности в общении  с искусством, изучение произведений и творчества  местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной  культуры.

Физкультурно - оздоровительное 

Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья, воспитание здорового  спортивного соперничества между  детскими коллективами.

Пропаганда здорового  образа жизни.

Экскурсионно-туристическое 

Воспитание потребности  в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой  культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной  Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России.

Краеведческое и поисковое  направление 

Освоение детьми и подростками  традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через  изучение народных обычаев и  традиций. Изучение истории Отечества


 

 

Практическая часть.

Воспитательное мероприятие  — это одна из организационных  форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного  руководителя строится как система  организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

При подборе и подготовке заданий педагогу необходимо учитывать  то, что их выполнение должно дополнять  имеющиеся у учащихся знания, развивать  умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому  задача состоит в том, чтобы подобрать  задание, соответствующее выбранной  форме мероприятия и времени  его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности  и времени), некорректными и непонятны.

 

 

 

Этапы воспитательного мероприятия.

1. Подготовительный этап. 

1.1.Подбор материала.

Целью каждого образовательного учреждения является повышение качества патриотического воспитания.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями  в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

События последнего времени  подтвердили, что экономическая  дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и  возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие  российской культуры, искусства и  образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все  более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно  российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться  в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение  равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и  социальным институтам. Проявляется  устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

Патриотизм проявляется  в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к  своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам  и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

 На личностном уровне  патриотизм выступает как важнейшая  устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении,  нравственных идеалах, нормах  поведения.

Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно  выполнять гражданские обязанности  в мирное и военное время.

Цель  патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Патриотическое чувство  свойственно всем национальностям  и народностям. Это чувство, которое  мы впитываем с детства “с молоком  матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества  – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство  собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством  различных средств и способов.

Героическая борьба, подвиги  лучших сынов Отечества должны стать  основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Героические события отечественной  истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили  качества нравственных идеалов, что  создает реальные предпосылки для  разработки комплекса мероприятий  по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с  консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Система гражданско-патриотической работы в образовательных учреждениях включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.

 

    1. Подбор методического материала

Подготовка  вопросов и заданий

Интересные вопросы и  интеллектуальные задания имеют  большое значение для развития интереса к теме (проблеме). Правильно подобранные  вопросы помогают сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают  мыслительные способности, повышают активность.

1. История о становлении  российской армии

2. Нужна ли нашему государству  армия?

3.Правильно ли утверждение  о том, что если не вставать  на воинский учет, то и в  армию не призовут?

4. когда могут призывать  на воинскую службу?

5. Имеет ли гражданин  право, поступая после школы  в учебное заведение более  высокого уровня, на время поступления  получать отсрочку?

Задания

При подборе и подготовке заданий педагогу необходимо учитывать  то, что их выполнение должно дополнять  имеющиеся у учащихся знания, развивать  умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.

Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими и иметь различные  цели:

1.3. Оформление класса.

    • ТСО;
    • Раздать каждой команде ватман, и им необходимо будет  представить российскую армию через 20 лет

.