Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
66
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания………...……….6
1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма…………………………………………………
1.3. Глоссарий ………..………………………………………...…………22
Выводы по главе…………………………………………………………..
Глава 2. Практика реализации развития патриотизма и диагностики патриотического воспитания
2.1. Содержание практического опыта……...…………………………...27
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте …………...……...34
2.3. Результаты педагогического опыта…………...…………………….52
2.4. Интернет-поддержка педагогического опыта….………...…...…....60
Выводы по главе…………………………………………………………..6
Заключение
1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта…………………………………………………………………
2. Рефлексивное отношение к описанному опыту……………………...64
Список использованной литературы....................
Приложения……………………………………………………
Введение
Патриотическое воспитание традиционно рассматривается как необходимая составная часть образовательного процесса, которая объективно зависит от политических и социально-экономических условий в стране. Поэтому проблема патриотического воспитания — одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием патриотического воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы работы с детьми.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, складывается человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Только заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
В разное время в своих работах патриотическим воспитанием занимались К. Туровский, В. Тяпинский, С. Полоцкий, Ф. Скорина, Ф. Богушевич, К. Калиновский, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, В. Ластовский и др. В советское время различные аспекты патриотического воспитания нашли отражение в работах А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А.Ильиной, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др.
В современном понимании патриотическое воспитание означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке формируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки и качества личности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою Родину, желание нести ответственность за ее настоящее и будущее. При этом патриотическое воспитание предполагает также формирование чувства уважения к представителям других стран и народов, понимание ценности и важности других культур.
Все дети вырастают из того дошкольного детства, когда они искренне признаются в любви к Родине, легко называют идеалы патриотического поведения, опираясь на художественную литературу и образы, созданные воспитателями. Переходя в начальную школу, они все больше убеждаются в том, что «эта страна – такая же, как другие», мечтают уехать из нее, потому что «там лучше».
Проблема – недостаток патриотического воспитания в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду.
Предмет исследования: патриотическая воспитанность детей дошкольного возраста как результат патриотического воспитания.
Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность исследований и мероприятий, направленных на повышение патриотической воспитанности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: исследование будет эффективным средством диагностики патриотического воспитания детей дошкольного возраста, если разработать программу педагогических мероприятий в области патриотической воспитанности детей-воспитанников детского сада и внедрить ее в образовательный процесс.
Задачи исследования:
1) подобрать, проанализировать и обобщить теоретические данные по проблеме;
2) провести экспериментальную работу среди дошкольников по выявлению уровня их патриотической воспитанности;
3) внедрить новые формы воспитания патриота в детском саду и проверить их эффективность;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Работа проходила на базе ДОУ № 161«Лесовичок» г. Тольятти. В эксперименте приняли участие средняя, старшая и подготовительная группы детского сада.
В ходе исследования патриотической воспитанности дошкольников с целью выявления характера представлений детей о патриотизме и определения уровня сформированнности у них патриотических чувств были использованы метод беседы и педагогического эксперимента.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается дефицит нравственности у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема патриотического воспитания не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие "воспитание патриотизма" не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей-дошкольников через познание Родины-России.
В широком понимании, которое относится не только к детям и подрастающему поколению, но и ко всем людям, исследователи выделяют несколько подходов к трактовке понятия «патриотизм»:
- патриотизм как чувство любви к Родине, Отечеству, выражающееся в особом эмоциональном отношении к родной природе, отчему дому и родному краю, к картинам детства и т. д.;
- патриотизм как одно из высших социальных чувств, характеризующееся глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, активными действиями, направленными на благо Родины;
- патриотизм как общественное явление, обусловленное особенностями исторического развития общества и государства;
- государственный патриотизм, проявляющийся в чувстве национальной гордости за государство, активном участии в его развитии и укреплении;
- личностный патриотизм, который выражается в «праведной» и «благословенной», по словам Г. Флоровского, любви к Родине и культурном творчестве;
- патриотизм как важный этап развития личности, а именно ее духовного развития и самовыражения, проявляющийся в любви к Отечеству и готовности к самопожертвованию и самоотречению ради ее блага (духовно-религиозное направление).
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даль дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб». Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев — все перечисленное входит в данное понятие. При этом естественной характеристикой патриота является чувство уверенности в себе, собственного достоинства и радости от того, что родился, вырос и живешь на родной земле, земле Родины. Все названные качества характеризуют проявления патриотизма, который формируется в процессе и результате патриотического воспитания.
Таким образом, в широком понимании патриотизм — это проявление любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре и природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, формирующие патриотическую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Если рассматривать данную позицию через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений патриотического воспитания:
- отношение к природе родного края, родной страны;
- отношение к людям, населяющим страну;
- отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
- отношение к государственному устройству.
Применительно к ребенку дошкольного возраста патриотизм определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Патриотизм, являясь нравственной категорией, на личностном уровне выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, поведении. Патриотизм тесно связан с таким качеством личности, как гражданственность. Проявляется патриотизм прежде всего в поступках, деятельности человека. Л.П. Буева говорит, что воспитывать детей необходимо «нравственными, социально заинтересованными, т.е. такими, которые, помимо своих личных забот, ориентировались бы и на общественные ценности... Человек лишь тогда становится человеком в духовном смысле, когда у него есть ценности, превышающие ценность его собственной личности».
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, развитие — это «эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности». Развитие патриотизма также проходит несколько этапов: от любви к матери, другим близким людям, родной школе, городу (деревне, селу), т. е. к своей малой родине, до любви к своему большому Отечеству. Это, можно сказать, количественный параметр, характеризуемый изменением масштаба, горизонтов. Качественная сторона патриотизма характеризуется развитием его деятельностной составляющей.
В определениях понятиях патриотизма, данных в ряде других словарей, также утверждается представление о том, что это качество характеризуется не только чувством любви к своему Отечеству, своему народу, но и преданностью им, гордостью за прошлое и настоящее страны, а главное — готовностью подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, стремлением своими действиями верно служить ей и защищать ее.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в общественных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм может рассматриваться как идеология. В условиях России важно, чтобы он стал фактором, объединяющим граждан одной страны: людей разных национальностей, вероисповедания.
«Мы собираем сильных!» — можно прочитать на расклеенных листовках, призывающих принять участие в так называемом русском марше в новый государственный праздник — День народного единства 4 ноября. В этой связи сразу вспоминается выражение «Сила есть — ума не надо!». Проводить разного рода массовые акции, собирая людей по национальному признаку, в России — это похоже на выполнение заказа ее врагов и недоброжелателей, не желающих видеть нашу страну сильным, стабильным, процветающим государством.
Национальный и религиозный экстремизм и фанатизм, ксенофобия неприемлемы для многонациональной и многоконфессиональной России. Российский путь развития — гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения.
Настоящий патриотизм — это не просто чувство любви к Родине, а, прежде всего, высокое осознание гражданской ответственности за ее судьбу. Мнимыми патриотами можно считать всех тех, кто по недомыслию или сознательно, целенаправленно совершает действия, ведущие к расколу в обществе, разжиганию национальной розни, ослабляющие его внутреннее единство, наносящие таким образом ущерб стране, государству. В нашей многонациональной стране патриотизм как качество личности неотделим от интернационализма и как минимум предполагает наличие у нее толерантности. Поэтому при оценке воспитанности личности эти два качества — патриотизм и интернационализм — должны рассматриваться неотделимо друг от друга, в совокупности.
В этой связи важной задачей является воспитание поликультурной личности, знающей, уважающей культуру, традиции, национальное достоинство других народов, умеющей поставить себя на место человека другой национальности, исходя из принципов-заповедей: «Не делай другому человеку того, чего ты не хочешь, чтобы другие делали тебе», «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Настоящий патриот России исходит из понимания того, что национальные культуры обогащают общероссийскую культуру, а оценка человека определяется его личностными и деловыми качествами, а не цветом кожи, национальностью, вероисповеданием.
Растить патриотов, готовых встать на защиту Отечества, — важнейшая задача и обязанность семьи и государства.
1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма
Культура гражданского общества, задача построения которого сформулирована в основополагающих государственных документах, предполагает наличие гражданственности и патриотизма у его граждан. Поэтому их воспитание у подрастающего поколения является непреложным условием успешного существования и процветания общества и первейшей задачей системы воспитательной работы образовательных учреждений с учетом кардинального изменения внутренних и внешних условий функционирования российского общества. Переход страны к рыночной экономике, породивший известные социальные явления (безработицу, социальную незащищенность части населения, расслоение народа на богатых и бедных, стремительное уменьшение населения ввиду превышения смертности над рождаемостью и др.) породил у многих, в том числе молодых людей, социальную и политическую апатию, неверие в будущее страны. Социологические опросы свидетельствуют о произошедших негативных изменениях в иерархии ценностей у значительной части современных подростков и молодежи. Последние места в ней занимают долг перед обществом, защита отечества и другие социально значимые ценности. Материальное, утилитарное в предпочтениях молодежи начинает превалировать над духовным, высшим. Создавшаяся ситуация угрожает безопасности страны. Поэтому при моделировании воспитательной системы образовательного учреждения важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту. Это трудная задача, так как после крушения господствующей идеологии, совпавшего с распадом СССР, общество не выработало общие для всех ориентиры, общенациональную идею (идеологию). На сегодняшний день такой общенациональной идеологией, как и раньше в трудные, переломные для нашей страны периоды истории, может стать патриотизм.
Такое понимание его роли выразил в одном из своих выступлений В.В. Путин: «Если говорить о какой-то объединяющей идеологии, то для такой сложной, федеративно устроенной, многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, одним из самых существенных объединяющих факторов должен быть общероссийский патриотизм. И конечно, одним из его оснований является наша история».
Успех решения задачи формирования молодежи в духе высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, повышения эффективности деятельности в этой области зависит от объединения всех здоровых сил общества, налаживания скоординированной работы социальных и государственных институтов, направленной на возрождение патриотизма у молодежи как духовно-нравственного фактора и социально значимой составляющей реформирования России.
Огромные изменения последних лет, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Являясь одним из направлений воспитания, оно выступает неотъемлемой составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. Основой всей системы патриотического воспитания детей и молодежи является вера в Россию, в ее великое будущее.
Направления этой сложной и ответственной работы составляют: гражданское, героико-патриотическое, национально-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов). Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все происходящее в обществе и стране чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято. Формирование у детей активной гражданской позиции нужно начинать с дошкольного возраста.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, о чем рассказывать детям. Тем более что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и необходимо его использовать.
Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой (пусть даже очень маленький) народ.
Военно-патриотическое воспитание — составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у детей глубокого патриотического сознания, готовности служить Отечеству и его защищать, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. Военно-патриотическое воспитание — это процесс целенаправленного формирования высокого чувства любви к Родине, своему народу, к своему государству, его Вооруженным силам, развития нравственных, психических, психомоторных, физических качеств, важных при овладении военно-профессиональной деятельностью, а также формирование ряда военно-профессиональных навыков и умений, связанных с боеспособностью, готовностью встать на защиту Отечества с оружием в руках. В настоящее время это направление в стране наиболее развито, оно признается особенно актуальным, так как резко упал престиж военных профессий, юноши не хотят служить в армии, произошел не всегда верный пересмотр истории страны. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно.
В работе по патриотическому воспитанию реализуются принципы воспитания детей, которые сформулированы ниже.
Принцип целеустремленности и общественной направленности. В соответствии с ним в образовательном учреждении обеспечивается направленность содержания, форм и методов воспитательной работы на решение задач патриотического воспитания подрастающего поколения, т. е. таких граждан России, которым были бы присущи желание и способность жить для Родины, делать все зависящее от них для ее величия и процветания. Он означает необходимость обеспечения направленности всей деятельности на формирование личности гражданина-патриота Родины, соответствие всех направлений работы требованиям общества, политике России. Этот принцип осуществляется через непосредственную связь всей воспитательной работы с общественно-политической и социально-экономической жизнью страны.
Принцип деятельностного подхода. Основной его смысл: воспитание необходимо осуществлять через специально организованную деятельность детей. Воспитатель не должен ограничиваться и увлекаться словесными обращениями к детям, разговорами, беседами и пояснениями. Качества личности формируются в социально актуальной деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффективного воспитания. Поэтому налаживание деятельности и общения детей, т.е. такой организации деятельности, в процессе которой функционируют воспитательно-ценные отношения, является важнейшей задачей и стороной работы педагога дополнительного образования как воспитателя. Данный принцип непосредственно связан с принципом целеустремленности. Он означает не только знание теории (основ наук) и понимание учащимися своих гражданских обязанностей, но и овладение определенными навыками, в том числе на профессиональном уровне. Работа с опорой на этот принцип обеспечивает связь патриотического воспитания с трудовым, физическим, эстетическим, умственным воспитанием.
Воспитание в коллективе (группе) и через коллектив. Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в образовательном учреждении. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Такой коллектив представляет собой наиболее благоприятную, педагогизированную среду, многократно усиливая влияние педагога для развития детей в желательном направлении. Используется, в первую очередь, для развития социальной направленности личности ребенка, поскольку именно в коллективе создаются самые тонкие и разнообразные отношения: взаимной ответственности и зависимости, деловые отношения организаторов и исполнителей, отношения между старшими и младшими, отношения товарищества, дружбы и др.