Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста



66

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания

1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания………...……….6

1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма………………………………………………………………………13

1.3. Глоссарий ………..………………………………………...…………22

Выводы по главе…………………………………………………………..25

Глава 2. Практика реализации развития патриотизма и диагностики патриотического воспитания

2.1. Содержание практического опыта……...…………………………...27

2.2. Технологии и методики, используемые в опыте …………...……...34

2.3. Результаты педагогического опыта…………...…………………….52

2.4. Интернет-поддержка педагогического опыта….………...…...…....60

Выводы по главе…………………………………………………………..61

Заключение

1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта……………………………………………………………………………...63

2. Рефлексивное отношение к описанному опыту……………………...64

Список использованной литературы....................................................65

Приложения………………………………………………………………68

 

 

 

 

 

Введение

Патриотическое воспитание традиционно рас­сматривается как необходимая составная часть об­разовательного процесса, которая объективно зави­сит от политических и социально-экономических ус­ловий в стране. Поэтому проблема патриотического воспитания — одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием патриотического вос­питания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы работы с детьми.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, складывается человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Только заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

В разное время в своих работах патриотическим воспитанием занимались К. Туровский, В. Тяпинский, С. Полоцкий, Ф. Скорина, Ф. Богушевич, К. Калиновский, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, В. Ластовский и др. В советское время различные аспекты патриотического воспитания нашли отражение в работах А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А.Ильиной, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др.

В современном пони­мании патриотическое воспитание означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыс­лового пространства, которое способствует форми­рованию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к ок­ружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке фор­мируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки и качества лич­ности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою Родину, желание нести ответствен­ность за ее настоящее и будущее. При этом патри­отическое воспитание предполагает также формиро­вание чувства уважения к представителям других стран и народов, понимание ценности и важности других культур.

Все дети вырастают из того дошкольного детства, когда они искренне признаются в любви к Родине, легко называют идеалы патриотического поведения, опираясь на художественную литературу и образы, созданные воспитателями. Переходя в начальную школу, они все больше убеждаются в том, что «эта страна – такая же, как другие», мечтают уехать из нее, потому что «там лучше».

Проблема – недостаток патриотического воспитания в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.

 

 

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду.

Предмет исследования: патриотическая воспитанность детей дошкольного возраста как результат патриотического воспитания.

Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность исследований и мероприятий, направленных на повышение патриотической воспитанности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: исследование будет эффективным средством диагностики патриотического воспитания детей дошкольного возраста, если разработать программу педагогических мероприятий в области патриотической воспитанности детей-воспитанников детского сада и внедрить ее в образовательный процесс.

Задачи исследования:

1) подобрать, проанализировать и обобщить теоретические данные по проблеме;

2) провести экспериментальную работу среди дошкольников по выявлению уровня их патриотической воспитанности;

3) внедрить новые формы воспитания патриота в детском саду и проверить их эффективность;

4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Работа проходила на базе ДОУ № 161«Лесовичок» г. Тольятти. В эксперименте приняли участие средняя, старшая и подготовительная группы детского сада.

В ходе исследования патриотической воспитанности дошкольников с целью выявления характера представлений детей о патриотизме и определения уровня сформированнности у них патриотических чувств были использованы метод беседы и педагогического эксперимента.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания

1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается дефицит нравственности у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема патриотического воспитания не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие "воспитание патриотизма" не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей-дошкольников через познание Родины-России.

В широком понима­нии, которое относится не только к детям и подрас­тающему поколению, но и ко всем людям, исследо­ватели выделяют несколько подходов к трактовке понятия «патриотизм»:

- патриотизм как чувство любви к Родине, Отече­ству, выражающееся в особом эмоциональном отно­шении к родной природе, отчему дому и родному краю, к картинам детства и т. д.;

- патриотизм как одно из высших социальных чувств, характеризующееся глубиной и возвышен­ностью любви к Отечеству, активными действиями, направленными на благо Родины;

- патриотизм как общественное явление, обуслов­ленное особенностями исторического развития об­щества и государства;

- государственный патриотизм, проявляющийся в чувстве национальной гордости за государство, активном участии в его развитии и укреплении;

- личностный патриотизм, который выражается в «праведной» и «благословенной», по словам Г. Флоровского, любви к Родине и культурном творчестве;

- патриотизм как важный этап развития личнос­ти, а именно ее духовного развития и самовыраже­ния, проявляющийся в любви к Отечеству и готов­ности к самопожертвованию и самоотречению ради ее блага (духовно-религиозное направление).

В «Толковом словаре живого великорусского язы­ка» В.И.Даль дает такое определение слову «пат­риот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб». Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание не­повторимости культуры своего народа, почитание его героев — все перечисленное входит в данное по­нятие. При этом естественной характеристикой пат­риота является чувство уверенности в себе, собствен­ного достоинства и радости от того, что родился, вы­рос и живешь на родной земле, земле Родины. Все названные качества характеризуют проявления пат­риотизма, который формируется в процессе и ре­зультате патриотического воспитания.

Таким образом, в широком понимании патри­отизм — это проявление любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре и природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, формирующие патриотическую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Если рассматривать данную позицию через поня­тие «отношения», можно выделить несколько на­правлений патриотического воспита­ния:

- отношение к природе родного края, родной страны;

- отношение к людям, населяющим страну;

- отношение к моральным ценностям, традици­ям, обычаям, культуре;

- отношение к государственному устройству.

Применительно к ребенку дошкольного возраста патриотизм определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания:

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Патриотизм, являясь нравственной категорией, на личност­ном уровне выступает как важнейшая, устойчивая харак­теристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, поведении. Патриотизм тесно связан с таким качеством личности, как гражданственность. Прояв­ляется патриотизм прежде всего в поступках, деятельности человека. Л.П. Буева говорит, что воспитывать детей необходимо «нравственными, социально заинтересованными, т.е. такими, которые, помимо своих личных забот, ориентировались бы и на общественные ценности... Человек лишь тогда становится человеком в ду­ховном смысле, когда у него есть ценности, превышающие ценность его собственной личности».

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, развитие — это «эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности». Развитие патриотизма также проходит несколько этапов: от любви к матери, другим близким людям, родной школе, городу (деревне, селу), т. е. к своей малой родине, до любви к своему большому Отечеству. Это, можно сказать, коли­чественный параметр, характеризуемый изменением масштаба, горизонтов. Качественная сторона патриотизма характеризуется развитием его деятельностной составляющей.

В определениях понятиях патриотизма, данных в ряде других словарей, также утверждается представление о том, что это качество характеризуется не только чувством любви к своему Отечеству, своему народу, но и преданностью им, гордостью за прошлое и настоящее страны, а главное — го­товностью подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, стремлением своими действиями верно служить ей и защищать ее.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в обществен­ных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм может рассматриваться как идеология. В усло­виях России важно, чтобы он стал фактором, объединяющим граждан одной страны: людей разных национальностей, веро­исповедания.

«Мы собираем сильных!» — можно прочитать на рас­клеенных листовках, призыва­ющих принять участие в так называемом русском марше в новый государственный праздник — День народного единства 4 ноября. В этой связи сразу вспоминается выражение «Сила есть — ума не надо!». Проводить разного рода массовые акции, собирая людей по национальному признаку, в России — это похоже на выполнение заказа ее врагов и недоброжелателей, не желающих видеть нашу страну сильным, стабильным, про­цветающим государством.

Национальный и религиозный экстремизм и фанатизм, ксенофобия неприемлемы для многонациональной и мно­гоконфессиональной России. Российский путь развития — гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения.

Настоящий патриотизм — это не просто чувство любви к Родине, а, прежде всего, высокое осознание гражданской ответственности за ее судьбу. Мнимыми патриотами мож­но считать всех тех, кто по недомыслию или сознательно, целенаправленно совершает действия, ведущие к расколу в обществе, разжиганию национальной розни, ослабляющие его внутреннее единство, наносящие таким образом ущерб стране, государству. В нашей многонациональной стране патриотизм как качество личности неотделим от интернационализма и как минимум предполагает наличие у нее толерантности. Поэтому при оценке воспитанности личности эти два качества — патриотизм и интернационализм — должны рассматриваться неотделимо друг от друга, в совокупности.

В этой связи важной задачей является воспитание поли­культурной личности, знающей, уважающей культуру, тра­диции, национальное достоинство других народов, умеющей поставить себя на место человека другой национальности, исходя из принципов-заповедей: «Не делай другому человеку того, чего ты не хочешь, чтобы другие делали тебе», «Пос­тупай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Настоящий патриот России исходит из понимания того, что национальные культуры обогащают общероссийскую культуру, а оценка человека определяется его личностными и деловыми качествами, а не цветом кожи, национальностью, вероисповеданием.

Растить патриотов, готовых встать на защиту Отечест­ва, — важнейшая задача и обязанность семьи и государс­тва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма

Культура гражданского общества, задача построения кото­рого сформулирована в основополагающих государственных документах, предполагает наличие гражданственности и пат­риотизма у его граждан. Поэтому их воспитание у подраста­ющего поколения является непреложным условием успешного существования и процветания общества и первейшей задачей системы воспитательной работы образовательных учреждений с учетом кардинального изменения внутренних и внешних условий функционирования российского общества. Переход страны к рыночной экономике, породивший известные соци­альные явления (безработицу, социальную незащищенность части населения, расслоение народа на богатых и бедных, стремительное уменьшение населения ввиду превышения смер­тности над рождаемостью и др.) породил у многих, в том числе молодых людей, социальную и политическую апатию, неверие в будущее страны. Социологические опросы свидетельствуют о произошедших негативных изменениях в иерархии ценностей у значительной части современных подростков и молодежи. Последние места в ней занимают долг перед обществом, за­щита отечества и другие социально значимые ценности. Ма­териальное, утилитарное в предпочтениях молодежи начинает превалировать над духовным, высшим. Создавшаяся ситуация угрожает безопасности страны. Поэтому при моделировании воспитательной системы образовательного учреждения важ­но предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту. Это трудная задача, так как после крушения господствующей идеологии, совпавшего с распадом СССР, общество не выработало общие для всех ориентиры, общенациональную идею (идеологию). На сегодняшний день такой общенациональной идеологией, как и раньше в трудные, переломные для нашей страны периоды истории, может стать патриотизм.

Такое понимание его роли выразил в одном из своих вы­ступлений В.В. Путин: «Если говорить о какой-то объединяющей идеологии, то для такой сложной, федеративно устроенной, многонациональной и многоконфес­сиональной страны, как Россия, одним из самых существен­ных объединяющих факторов должен быть общероссийский патриотизм. И конечно, одним из его оснований является наша история».

Успех решения задачи формирования молодежи в духе высо­кой социальной активности, гражданственности и патриотизма, повышения эффективности деятельности в этой области зависит от объединения всех здоровых сил общества, налаживания скоординированной работы социальных и государственных институтов, направленной на возрождение патриотизма у молодежи как духовно-нравственного фактора и социально значимой составляющей реформирования России.

Огромные изменения последних лет, новые проблемы, свя­занные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Являясь одним из на­правлений воспитания, оно выступает неотъемлемой состав­ной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. Основой всей системы патриотичес­кого воспитания детей и молодежи является вера в Россию, в ее великое будущее.

Направления этой сложной и ответственной работы со­ставляют: гражданское, героико-патриотическое, национально-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Гражданское воспитание — это формирование правовой куль­туры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов). Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской по­зицией до всего есть дело, он за все происходящее в обществе и стране чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято. Формирование у детей активной гражданской позиции нужно начинать с дошкольного возраста.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гор­диться, о чем рассказывать детям. Тем более что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и необходимо его использовать.

Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой (пусть даже очень маленький) народ.

Военно-патриотическое воспитание — составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формиро­вание у детей глубокого патриотического сознания, готовнос­ти служить Отечеству и его защищать, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумноже­нию славных воинских традиций. Военно-патриотическое воспитание — это процесс целенаправленного формирования высокого чувства любви к Родине, своему народу, к своему государству, его Вооруженным силам, развития нравственных, психических, психомоторных, физических качеств, важных при овладении военно-профессиональной деятельностью, а также формирование ряда военно-профессиональных навыков и умений, связанных с боеспособностью, готовностью встать на защиту Отечества с оружием в руках. В настоящее время это направление в стране наиболее развито, оно признается особенно актуальным, так как резко упал престиж военных профессий, юноши не хотят служить в армии, произошел не всегда верный пересмотр истории страны. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно.

В работе по патриотическому воспитанию реализуются принципы воспитания детей, которые сформулированы ниже.

Принцип целеустремленности и общественной направлен­ности. В соответствии с ним в образовательном учреждении обеспечивается направленность содержания, форм и методов воспитательной работы на решение задач патриотического воспитания подрастающего поколения, т. е. таких граждан России, которым были бы присущи желание и способность жить для Родины, делать все зависящее от них для ее вели­чия и процветания. Он означает необходимость обеспечения направленности всей деятельности на формирование лич­ности гражданина-патриота Родины, соответствие всех на­правлений работы требованиям общества, политике России. Этот принцип осуществляется через непосредственную связь всей воспитательной работы с общественно-политической и социально-экономической жизнью страны.

Принцип деятельностного подхода. Основной его смысл: воспитание необходимо осуществлять через специально ор­ганизованную деятельность детей. Воспитатель не должен ограничиваться и увлекаться словесными обращениями к детям, разговорами, беседами и пояснениями. Качества лич­ности формируются в социально актуальной деятельности и общении с другими людьми. Без специально организован­ной деятельности нет эффективного воспитания. Поэтому налаживание деятельности и общения детей, т.е. такой орга­низации деятельности, в процессе которой функционируют воспитательно-ценные отношения, является важнейшей зада­чей и стороной работы педагога дополнительного образования как воспитателя. Данный принцип непосредственно связан с принципом целеустремленности. Он означает не только знание теории (основ наук) и понимание учащимися своих гражданс­ких обязанностей, но и овладение определенными навыками, в том числе на профессиональном уровне. Работа с опорой на этот принцип обеспечивает связь патриотического воспитания с трудовым, физическим, эстетическим, умственным воспитанием.

Воспитание в коллективе (группе) и через коллектив. Дет­ская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в образовательном учреждении. Правильно организован­ный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Такой коллектив пред­ставляет собой наиболее благоприятную, педагогизированную среду, многократно усиливая влияние педагога для развития детей в желательном направлении. Используется, в первую очередь, для развития социальной направленности личности ребенка, поскольку именно в коллективе создаются самые тонкие и разнообразные отношения: взаимной ответственности и зависимости, деловые отношения организаторов и исполни­телей, отношения между старшими и младшими, отношения товарищества, дружбы и др.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста