Патриотическое воспитание младших школьников. 3
урсовая работа: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений
Курсовая работа: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений
Федеральное агентство по образованию
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Педагогика ч. 2»
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений
Выполнил студент 2 курса
Заочного отделения ИПП
Специальность Менеджмент
организаций
ШИФР 0352
Николаев Дмитрий
Николаевич
Проверила Герасименко К.М.
Содержание
Введение
1. Гражданско-патриотическое
воспитание молодежи на
1.1 История гражданско-
1.2 Гражданско-патриотическое
воспитание в современной
2. Гражданско-патриотическое
воспитание молодежи в
2.1 Ярославская
Городская Общественная
2.2 Ярославская
областная общественная
2.3 Ярославская
областная общественная
2.4 Детское школьное объединение «Школьный океан»
2.5 Международное
миротворческое движение «
2.6 Военно-патриотический клуб «Десантник» Первомайский район
2.7 Детская общественная
организация Патриотический
2.8 Военно-спортивный клуб «Патриот» города Тутаев
2.9 Детско-юношеский
военно-патриотический клуб «
2.10 Детское общественное
объединение «Юный друг
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении XX века российское
общество решало масштабные исторические
и социально-экономические
Для миллионов людей актуальным
стал поиск новой мировоззренческой,
культурной, гражданской идентичности,
обострились проблемы в духовно-нравственной
сфере жизни общества. Многие утратили
жизненные ориентиры, не нашли себя
в череде непрерывных социально-
В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране, народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этом многие ученые усматривают главную причину современных трудностей в формировании гражданственности и патриотического сознания молодежи.[1;86-87]
Целью нашей работы является рассмотрение гражданско-патриотического воспитания в Ярославской области и в России в целом.
Исходя из целей мы выделяем следующие задачи:
- рассмотреть исторические
этапы развития гражданско-
- выявить особенности
развития гражданско-
- предположить дальнейшее
развитие гражданско-
- составить рекомендации
для благотворного развития
Объектом нашего исследования стали 10 детских и молодежных общественных организаций и объединений.
1. Гражданско-патриотическое
воспитание молодежи на
1.1 История гражданско-
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
В официальной педагогике
и школе дореволюционной России
господствующей являлась религиозно–монархическая
парадигма гражданского воспитания,
основывавшаяся на принципе нравственно
– православного
Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.
Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизации
сельского хозяйства и
Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности – чести, человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.
Начиная с 1993 г. по настоящее
время характеризуется
В своей работе, ее практической
части, я рассмотрю гражданско-
1.2 Гражданско-патриотическое
воспитание в современной
В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий российских граждан, особенно молодежи.
Одной из таких проблем
является гражданско-патриотическое воспитание,
которое рассматривается в
Большинство диссертационных
исследований и научных работ
сосредоточены на изучении отдельных,
причем не самых важных, аспектов гражданско-патриотического
воспитания, в то время как рассмотрение
его в целостном виде осуществляется
крайне редко, вследствие чего до сих
пор отсутствуют теоретические
основы этого направления, которое
занимает все более приоритетное
положение по сравнению с другими.
Соответственно, не приходится рассчитывать
на действенность и эффективность
гражданско-патриотического
Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко - в ущерб и противоположность друг другу. Причем сами эти составляющие, особенно первая из них - гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.
Характеризуя в самом
общем виде современное понимание
гражданско-патриотического
В результате отрицания патриотизма
или ухищрений, осуществляемых с
целью его имитации, гражданское
воспитание приобретает странный смысл,
доходящий до абсурда. Можно, оказывается,
формировать, вернее, создавать все
необходимые условия для
Именно такая "гражданственность" и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме, разумеется, самих себя, нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (равно как и оно им). Аналогично решается вопрос и в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан данного типа.
Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой - служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.
Патриотическое воспитание,
как известно, уже институциализировалось
в качестве важнейшего, относительно
самостоятельного направления воспитания,
причем на высоком официальном уровне.
Приняты Государственная
Другим важным моментом, заслуживающим особого внимания, является специфика патриотического воспитания, определяемая его задачами, содержанием и особенно - формами и средствами конкретной работы. В связи с их большим многообразием и широкими возможностями организации и проведения мероприятий патриотической направленности в самых различных условиях и сферах общественной и государственной жизни, реализация патриотического воспитания, в том числе в рамках Государственной программы, осуществляется по ряду направлений, которые в еще большей степени усиливают его специфику (военно-патриотическое, героико-патриотическое, движение Постов N 1, поисковая деятельность, "Зарница", оборонно-спортивный оздоровительный лагерь и т. д.).
Анализ содержания и особенностей
этих направлений и наиболее распространенных
форм патриотического воспитания свидетельствует
о том, что главной целью, которую
видят перед собой его
Целенаправленное формирование
ценностей и качеств
Таким образом, односторонность, чрезмерная специфика патриотического воспитания, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают его потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле.
Появление феномена гражданско-патриотического
воспитания в условиях недостаточности
и ограниченности каждого из этих
его компонентов в отдельности,
что в наибольшей мере проявляется
на практике, в том числе при
анализе результатов
Практика гражданского воспитания выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности. Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности, - формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.
Реализация столь сложных
и социально ориентированных
целей и задач гражданского воспитания
предполагает разработку и обоснование
его концептуальных основ, а также
инновационных технологий и методик
осуществления различных видов
социально-педагогической деятельности,
прежде всего на всех уровнях системы
образования, по формированию такой
гражданственности в
Патриотизм, равно как
и патриотическое воспитание, имеет,
в отличие от гражданственности
и гражданского воспитания, значительно
более высокую степень
Говоря в этом смысле о
патриотизме, следует отметить, что
Он представляет собой сложное и
многогранное явление. Будучи одной
из наиболее значимых ценностей общества,
он интегрирует в своем содержании
социальные, исторические, духовные, культурные,
этнические и другие компоненты. Проявляясь
в первую очередь как эмоционально-
Патриотизм выступает
в качестве одного из факторов развития
общества и государства, атрибутов
их жизнеспособности. Патриотическая
идея является наиболее мощным мотивом
сплочения самых различных - социальных,
национальных, региональных, половозрастных,
религиозных и других групп и
общностей, источником консолидации общества
и укрепления государства. Это с
особой силой проявляется в условиях
необходимости преодоления
Патриотические идеи и лозунги являются одним из главных факторов мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляются прежде всего в активной сопричастности проблемам, волнующим общество, ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней, со своим народом все трудности и невзгоды. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству.
Сравнительный анализ содержания
и направленности гражданственности
и патриотизма, гражданского и патриотического
воспитания свидетельствует о том,
что при оптимальном подходе,
предполагающем возможность и целесообразность
их интегрирования в единое целое, можно
констатировать: основа для этого, безусловно,
имеется. Этой основой является социальная
направленность как гражданского, так
и патриотического воспитания, которая
наиболее рельефно выражается в цели
гражданско-патриотического
В то же время гражданское
и патриотическое воспитание существенно
отличаются друг от друга. Корни различий
находятся в той же социальной
основе. Природа социального бесконечно
многообразна и многопланова, включает
многие компоненты, имеет то или
иное отношение к самым различным
процессам и явлениям, сферам жизни
и видам деятельности. Этим объясняется
наличие самых различных
В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени - на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания безусловно доминирует.
Что же касается патриотического
воспитания, то в нем социальное
соотносится с другим, не менее
значимым компонентом - духовным, в
котором, в свою очередь, выделяются
нравственные и патриотические основы.
Это объясняется тем, что патриотизм
имеет духовно-нравственную природу,
которая тесно связана с
Исходя из вышеизложенного,
наиболее оптимальным направлением
интеграции гражданского и патриотического
воспитания является преодоление дифференциации
посредством совмещения, синтезирования
их отличительных особенностей, по
крайней мере основных, наиболее явных
и реально проявляемых. В более
конкретном плане речь идет о сближении
и соединении ярко выраженного социального
и правового компонента гражданского
воспитания с духовно-нравственной
составляющей, стержнем патриотического
воспитания. На примере общественных
организация Ярославской
Если духовно-нравственные
основы были традиционно присущи
отечественному воспитанию, то социальное
и особенно правовое его содержание
имеет сравнительно недавнюю историю,
находится в стадии формирования.
Социальное, особенно в начальный
период (первые годы либеральных реформ),
выступало в качестве альтернативы
государственному, хотя не может не
включать его в себя как явление
более широкого порядка. О недопустимости
отрицания государственности в
воспитании уже говорилось ранее, поэтому
социальное не может и не должно
противопоставляться