Патриотическое воспитание младших школьников. 3

урсовая работа: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских  организаций и объединений

Курсовая работа: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских  организаций и объединений

 

Федеральное агентство по образованию

 

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

 

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Педагогика  ч. 2»

 

Тема: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских  организаций и объединений

 

Выполнил студент 2 курса

 

Заочного отделения ИПП

 

Специальность Менеджмент

 

организаций

 

ШИФР 0352

 

Николаев Дмитрий

 

Николаевич

 

Проверила Герасименко К.М.

 

 

Содержание

 

Введение

 

1.      Гражданско-патриотическое  воспитание молодежи на территории  Российской Федерации

 

1.1    История гражданско-патриотического  воспитания

 

1.2    Гражданско-патриотическое  воспитание в современной России

 

2.      Гражданско-патриотическое  воспитание молодежи в Ярославской  области

 

2.1    Ярославская  Городская Общественная организация  «Молодежный совет города Ярославля» 

 

2.2    Ярославская  областная общественная организация  Российский Союз Молодежи

 

2.3    Ярославская  областная общественная организация  «Союз пионерских организаций» 

 

2.4    Детское школьное  объединение «Школьный океан» 

 

2.5    Международное  миротворческое движение «Харитоновцы»

 

2.6    Военно-патриотический  клуб «Десантник» Первомайский  район

 

2.7    Детская общественная  организация Патриотический клуб  «Ермак»

 

2.8    Военно-спортивный  клуб «Патриот» города Тутаев

 

2.9    Детско-юношеский  военно-патриотический клуб «Святогор»

 

2.10 Детское общественное  объединение «Юный друг милиции» 

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные  ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной  идеологии. На исходе прошлого века эта  идеология утратила свое монопольное  положение, в стране возникло, а затем  было законодательно закреплено мировоззренческое  разнообразие. Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту  гражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей  и государство в целом в  трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать  личностному становлению человека и эффективному развитию страны в  новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении  общенациональных задач.

 

Для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывных социально-экономических  преобразований, оказались потерянными  для общества и государства потому, что само общество и государство  вступили в процессы длительного  реформирования. Ставящиеся при этом цели и достигаемые результаты реформ оказываются не всегда значимыми  или понятными для граждан. Соответственно, широкое распространение приобрело  явление социальной пассивности. Многие молодые люди проявляют нежелание  принимать участие в жизни  общества и государства. Большая  часть молодежи вовлекается в  различные суррогатные формы  групповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности и т.п. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж, где находят лучшие условия для самореализации, другие пополняют криминальные структуры и экстремистские организации.

 

В аспекте гражданского становления  личности это выражается в пренебрежительном  отношении к стране, народу, базовым  социальным институтам и социокультурным  ценностям. Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом  от базовых духовно-нравственных ценностей  и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этом многие ученые усматривают  главную причину современных  трудностей в формировании гражданственности  и патриотического сознания молодежи.[1;86-87]

 

Целью нашей работы является рассмотрение гражданско-патриотического  воспитания в Ярославской области  и в России в целом.

 

Исходя из целей мы выделяем следующие задачи:

 

- рассмотреть исторические  этапы развития гражданско-патриотического  воспитания на территории Российской  Федерации и Ярославской области  в частности;

 

- выявить особенности  развития гражданско-патриотического  воспитания;

 

- предположить дальнейшее  развитие гражданско-патриотического  воспитания;

 

- составить рекомендации  для благотворного развития гражданско-патриотического  воспитания.

 

Объектом нашего исследования стали 10 детских и молодежных общественных организаций и объединений.

 

 

1. Гражданско-патриотическое  воспитание молодежи на территории  Российской Федерации

 

1.1    История гражданско-патриотического  воспитания

 

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член  общины или народа, состоящего под  одним общим управлением». А гражданственность  раскрывается как «состояние гражданской  общины; понятие и степень образования, необходимые для составления  гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество»  использовалось в России, но, в отличие  от его западной, преимущественно  правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.

 

Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил  как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика  понимания гражданственности в  России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

 

В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно–монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно  – православного долженствования.

 

Для послереволюционного  периода характерно прерывание преемственности  в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось  целью утверждение государства  диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой  пролетарской культуры.

 

Идея сплоченности, воспринятая  советской педагогикой из предшествующего  периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с  наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в  мировом масштабе.

 

Согласно Конституции  РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия  в решении задач, стоявших перед  государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить  это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались  следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции  субъекта народовластия, хозяина государства  и труженика, сделать школу орудием  духовного освобождения масс, чтобы  ребенок учился в ней «быть  хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).

 

Начало коллективизации  сельского хозяйства и провозглашенное  наступление социализма по всему  фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением  самодеятельных начал в жизни  общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к воспитанию доверия граждан к государству  и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие  «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое  воспитание», понятие «гражданственность»  отсутствовало в словарях и справочной литературе.

 

Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение  к идее трудовой политехнической  школы, способной наиболее успешно  формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность  формируется на основе выработке  простых норм нравственности – чести, человечности, трудолюбия.

 

Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи  с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением  тезиса о самоценности личности в  отрыве ее от гражданской ответственности.

 

Начиная с 1993 г. по настоящее  время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось  определение гражданственности  как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно  и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, то есть педагогическая мысль на новом уровне вернулась  к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как  субъекте народовластия. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной  политики отнесены идеалы патриотического  сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к  выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как  основы консолидации общества и укрепления государства. В основу политики формирования патриотического сознания граждан  положена организация государственной  системы гражданско-патриотического  воспитания. К системе гражданско-патриотического  воспитания отнесены: формирование и  развитие в образовательных учреждениях  всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность  и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными  организациями; деятельность СМИ, научных  организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско–патриотического воспитания.[2;15-26]

 

В своей работе, ее практической части, я рассмотрю гражданско-правовое воспитание в молодежных и детских  общественных организациях Ярославской  области.

 

 

1.2    Гражданско-патриотическое  воспитание в современной России

 

В современной педагогической науке сохраняется интерес к  разработке проблем воспитания в  условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых  подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов  и других важных аспектов современного воспитания различных категорий  российских граждан, особенно молодежи.

 

Одной из таких проблем  является гражданско-патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее  время не только на теоретическом  уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования, в том числе фундаментального научного уровня, все еще не привели  к пониманию гражданско-патриотического  воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления  в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными  видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др.

 

Большинство диссертационных  исследований и научных работ  сосредоточены на изучении отдельных, причем не самых важных, аспектов гражданско-патриотического  воспитания, в то время как рассмотрение его в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих  пор отсутствуют теоретические  основы этого направления, которое  занимает все более приоритетное положение по сравнению с другими. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность  гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных  и долговременных социально-педагогических и иных позитивно ориентированных  задач в отношении различных  категорий современной молодежи.

 

Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается  в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных  составляющих гражданско-патриотического  воспитания, которые рассматриваются  сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко - в ущерб и противоположность  друг другу. Причем сами эти составляющие, особенно первая из них - гражданское  воспитание, все еще не приобрели  не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они  нуждаются в более высокой  степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в  российском обществе в целом.

 

Характеризуя в самом  общем виде современное понимание  гражданско-патриотического воспитания в ракурсе доминирования в  нем первого компонента, приходится констатировать, что многие исследователи, специалисты, в том числе чиновники  из Министерства образования и науки  России, фактически начисто забывают о патриотизме. В качестве компенсации  предпринимаются попытки соотнести  гражданское воспитание с межнациональным, интернациональным, традиционным, корпоративным, гуманистическим и даже толерантным  направлениями. Естественно, что такого рода подмены не могут способствовать сколь-нибудь успешному решению  проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков.

 

В результате отрицания патриотизма  или ухищрений, осуществляемых с  целью его имитации, гражданское  воспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается, формировать, вернее, создавать все  необходимые условия для становления  и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое  богаче и благополучнее России), гражданина всего мира, наконец. Порождением  гражданского воспитания в таком  варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности  перед обществом и государством, освобождающая от необходимости  решать их проблемы и представляющая, таким образом, формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую  привязанность к ней и выступающий  в качестве антипода патриотизма.

 

Именно такая "гражданственность" и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и  располагают большими возможностями  для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме, разумеется, самих себя, нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым  трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие  граждане, безусловно, не нужны (равно  как и оно им). Аналогично решается вопрос и в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан  данного типа.

 

Таким образом, абсолютизация  гражданственности, предполагающая депатриотизацию  воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для  общества и государства, но и для  самой личности, высшее предназначение которой - служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.

 

Патриотическое воспитание, как известно, уже институциализировалось в качестве важнейшего, относительно самостоятельного направления воспитания, причем на высоком официальном уровне. Приняты Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", являющаяся продолжением первой, также 5-летней программы на 2001 - 2005 гг., Концепция с одноименным названием, другие документы и решения, как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы определенные основы системы патриотического воспитания, включающей многие министерства, ведомства, органы и организации, условия их функционирования - организационные, информационные, методические, финансовые и др. Однако проблем, требующих решения, по-прежнему много. Одна из них заключается в весьма выраженной односторонности, определенной ограниченности патриотического воспитания, актуальность и востребованность которого в современном российском обществе не вызывает сомнений. Это обусловлено самим государственным статусом Программы, предопределяющим высокий ранг ее исполнителей из числа целого ряда государственных институтов при отсутствии среди них общественных организаций и объединений.

 

Другим важным моментом, заслуживающим  особого внимания, является специфика  патриотического воспитания, определяемая его задачами, содержанием и особенно - формами и средствами конкретной работы. В связи с их большим  многообразием и широкими возможностями  организации и проведения мероприятий  патриотической направленности в самых  различных условиях и сферах общественной и государственной жизни, реализация патриотического воспитания, в том  числе в рамках Государственной  программы, осуществляется по ряду направлений, которые в еще большей степени  усиливают его специфику (военно-патриотическое, героико-патриотическое, движение Постов N 1, поисковая деятельность, "Зарница", оборонно-спортивный оздоровительный  лагерь и т. д.).

 

Анализ содержания и особенностей этих направлений и наиболее распространенных форм патриотического воспитания свидетельствует  о том, что главной целью, которую  видят перед собой его организаторы и исполнители, является формирование патриота - защитника Отечества. Это  вполне соответствует интересам  России, учитывая широкий спектр проблем  обеспечения ее национальной, в том  числе военной безопасности. Однако осуществляемое в таком виде патриотическое воспитание страдает слабой социальной направленностью, недостаточной обращенностью  к явлениям, процессам, происходящим в обществе, к его нерешенным проблемам  во всей их сложности и взаимосвязи. Это проявляется, в частности, в  слабой связи патриотического воспитания с социокультурным направлением, в явном преобладании военно-исторического  компонента над общеисторическим, военного права над гражданским и т. д. Эту ситуацию мы видим и в  Ярославской области.

 

Целенаправленное формирование ценностей и качеств патриотической и военно-патриотической направленности в детском, подростковом и юношеском  возрасте, особенно осуществляемое в  рамках подготовки к военной или  государственной службе, связанной  с защитой Отечества и обеспечением национальной безопасности России, не в полной мере способствует готовности к социальной адаптации в более  широком плане. Обладающий высокоразвитыми  патриотическими качествами молодой  человек, вступающий в жизнь, при  столкновении с негативными фактами  и явлениями асоциального, антипатриотического  характера может оказаться в  трудноразрешимой для него конфликтной  ситуации, испытывая сложности в  понимании проблем социально-экономического, правового, информационного, психологического и иного плана, их обусловленности соответствующими факторами и причинами, выборе оптимального варианта поведения и конкретных действий и т. п.

 

Таким образом, односторонность, чрезмерная специфика патриотического  воспитания, слабая связь с другими  направлениями воспитания существенно  ограничивают его потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной  социализации в важнейших сферах общественной и государственной  жизни, без чего довольно сложно самореализоваться  в достойном служении Отечеству  в широком, а не в узко ограниченном смысле.

 

Появление феномена гражданско-патриотического  воспитания в условиях недостаточности  и ограниченности каждого из этих его компонентов в отдельности, что в наибольшей мере проявляется  на практике, в том числе при  анализе результатов деятельности в рамках того или иного направления, представляется вполне закономерным. Сформировавшееся в советский период и имеющее богатейшую практику, глубокие традиции, военно-патриотическое воспитание, адаптируемое в новых, постоянно  изменяющихся условиях, может и должно быть усилено другим, более широким, социально ориентированным направлением, преодолевающим его ограниченность и способным обеспечить созвучность  и соответствие духу нашего времени. Однако для этого гражданское  воспитание, все еще находящееся  в процессе формирования, должно не только институциализироваться, но и  преодолеть присущие ему негативные стороны, о которых говорилось выше.

 

Практика гражданского воспитания выступает в качестве ценностно-деятельного  процесса и обеспечивает активизацию  социального функционирования личности. Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту  соответствующей практической деятельности, - формирование готовности и способности  личности к позитивному изменению  социальной среды, к ее полноценной  самореализации в обществе и государстве  в интересах их и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного  взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения  социально значимых и духовно-творческих задач.

 

Реализация столь сложных  и социально ориентированных  целей и задач гражданского воспитания предполагает разработку и обоснование  его концептуальных основ, а также  инновационных технологий и методик  осуществления различных видов  социально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системы  образования, по формированию такой  гражданственности в современном  российском обществе, которая соответствовала  бы высоким критериям, параметрам и  требованиям времени.

 

Патриотизм, равно как  и патриотическое воспитание, имеет, в отличие от гражданственности  и гражданского воспитания, значительно  более высокую степень теоретической  разработанности и опыта практической реализации. Это избавляет от необходимости постулировать уже достаточно известные идеи и положения, раскрывающие их концептуальные основы, вполне адаптированные к современным реалиям. В то же время благодаря этому представляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуют патриотизм и патриотическое воспитание в контексте их взаимосвязи с гражданственностью и гражданским воспитанием. Это позволит увидеть то общее, что объединяет их и составляет основу для рассмотрения в более интегрированном виде и определения конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближения этих компонентов воспитания, вплоть до слияния их в единое целое.

 

Говоря в этом смысле о  патриотизме, следует отметить, что  Он представляет собой сложное и  многогранное явление. Будучи одной  из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное  отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей  составляющей духовного богатства  личности, характеризует высокий  уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной  побудительной силой и реализуется  в ее деятельности на благо Отечества.

 

Патриотизм выступает  в качестве одного из факторов развития общества и государства, атрибутов  их жизнеспособности. Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом  сплочения самых различных - социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и других групп и  общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Это с  особой силой проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей и испытаний, обострения внешних  опасностей и угроз.

 

Патриотические идеи и  лозунги являются одним из главных  факторов мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальная направленность деятельного патриотизма  проявляются прежде всего в активной сопричастности проблемам, волнующим  общество, ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить  и преодолеть с ней, со своим народом  все трудности и невзгоды. В  переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет  смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя  служения Отечеству.

 

Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности  и патриотизма, гражданского и патриотического  воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно  констатировать: основа для этого, безусловно, имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так  и патриотического воспитания, которая  наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданина-патриота Отечества, обладающего высшими социально  ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т. д.

 

В то же время гражданское  и патриотическое воспитание существенно  отличаются друг от друга. Корни различий находятся в той же социальной основе. Природа социального бесконечно многообразна и многопланова, включает многие компоненты, имеет то или  иное отношение к самым различным  процессам и явлениям, сферам жизни  и видам деятельности. Этим объясняется  наличие самых различных проявлений социального, многовариантность его  взаимодействия с другими сферами  общества.

 

В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей  степени на правовую, в меньшей  степени - на гуманитарную сферу, рассматриваемую  через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания безусловно доминирует.

 

Что же касается патриотического  воспитания, то в нем социальное соотносится с другим, не менее  значимым компонентом - духовным, в  котором, в свою очередь, выделяются нравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В патриотизме  духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в  патриотическом воспитании наиболее значим и занимает приоритетное положение  по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим.

 

Исходя из вышеизложенного, наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического  воспитания является преодоление дифференциации посредством совмещения, синтезирования их отличительных особенностей, по крайней мере основных, наиболее явных  и реально проявляемых. В более  конкретном плане речь идет о сближении  и соединении ярко выраженного социального  и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического  воспитания. На примере общественных организация Ярославской области  мы увидим, что синтезирование особенностей гражданского и патриотического  воспитания молодежи затруднено хотя бы тем, что не каждый руководитель понимает их различия. В моей работе представлены организации обоих  типов воспитания, в том числе  и в чистом виде, однако в большинстве  своем все они заявлены как  гражданско-патриотическое, объединенное, воспитание.

 

Если духовно-нравственные основы были традиционно присущи  отечественному воспитанию, то социальное и особенно правовое его содержание имеет сравнительно недавнюю историю, находится в стадии формирования. Социальное, особенно в начальный  период (первые годы либеральных реформ), выступало в качестве альтернативы государственному, хотя не может не включать его в себя как явление  более широкого порядка. О недопустимости отрицания государственности в  воспитании уже говорилось ранее, поэтому  социальное не может и не должно противопоставляться государственному: отношения и взаимодействие между  ними необходимо совершенствовать и  гармонизировать.

Патриотическое воспитание младших школьников. 3