Патриотическое воспитание младших школьников

     Введение

     Актуальность. Изменения, происходящие в современной  России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для  развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни.

     Указанные выше тенденции развития России требуют  переосмысления целей и результатов  образования и воспитания. В качестве главного результата образования и  воспитания должна рассматриваться  готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут.

     Построение  правового общества - как задача государства, построение патриотического  общества - как задача социального  развития, воспитание социально ответственного гражданина - как задача реформирования школьного образования связываются в единый узел и решаются посредством патриотического образования и воспитания в школе.

     Патриотическое  образование и воспитание - это  комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами. Это система навыков, которые  облегчают жизнь в социально-политическом окружении, выявляют рационально-критические  противоречия и оценивают собственные  действия и допускают толерантность  по отношению к другим. Принципиально  важным представляется и ценностный аспект патриотического образования  и воспитания. Оно не может быть сведено к простой сумме знаний о праве, государстве, институтах и  отношениях, обеспечивающих участие  индивида в общественно-политической жизни, но предполагает и воспитание соответствующих ценностей, убеждений и установок, определяющих гражданско-правовое поведение в демократическом обществе.

   В теоретическом и практическом аспекте  в настоящее время остается актуальной разработка основ патриотического  воспитания подрастающего поколения  россиян. Для этого сейчас государственная  власть и общественность объединили свои усилия, особое внимание уделили  патриотическому воспитанию детей  в школе, так как она является важнейшим общественным институтом воспитания подрастающего поколения  россиян.

Проблемой патриотического воспитания занимались такие ученые как: С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие.

     К сожалению, усилия творчески работающего  учительства направлены в современной  школе, прежде всего, на интеллектуальное развитие школьников. Между тем, если познание, восприятие, усвоение знаний, освоение социального опыта может  формироваться в процессе обучения, интеллектуального развития ребенка, то отношение детей к самим  знаниям, к делу, к людям не может  быть сформировано только в обучении. Как следствие - преобладание стихийных факторов в процессе сформированности жизненных ценностей современной молодежи, все более широкие формы отклоняющейся от нормы сформированности жизненных ценностей.

     Ребятам в школе необходимо уметь давать нравственную оценку всех сторон жизни  общества, уважать законы. Однако нередко  демократические ценности детям  преподносятся в авторитарной форме, т.е. без учета интересов и потребностей самих детей. Еще не так много  педагогов, способных к открытому  диалогу, терпимости, имеющих демократические  убеждения, обладающих высокой коммуникативной  культурой. Будущим гражданам потребуются  знания тех отраслей, которые обеспечивают им социальную адаптацию. Указанные противоречия позволили нам сформировать следующую тему:

     Цель  исследования: обосновать особенности патриотического воспитания младших школьников.

     Объект исследования: особенности патриотического воспитания.

     Предмет исследования:  методы  патриотического воспитания младших школьников.

     Задачи исследования:

     - изучить и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по данному вопросу;

     - раскрыть сущность и содержание  понятия «патриотическое воспитание»;

     - дать психолого-педагогическую характеристику  младшего школьника;

     - обосновать методы патриотического  воспитания.

     Методы  исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сбор документального материала. 
 
 
 
 
 

Историко-теоретический  аспект патриотического  воспитания в России. 

  Воспитание - одна из основных категорий педагогике. Термин «воспитание» впервые был  использован в славянском тексте и 1056 г. в Остромировом Евангелии. С  того времени (а может быть и раньше) оно широко употребляется в бытовом  общении  в значение «вскармливать», а с 16 в. – в значение «наставлять». Как теоретическое педагогическое понятие, воспитание утверждается в 18 в. во многом усилиями И.И. Бецкого и  Н.И. Новикова одновременно с освоением  западных взглядов на гуманизм.

  Выдающиеся  педагоги прошлого в иерархии ценностей  образование, а образование- его  составляющей , обеспечивающей развитие интеллекта личности и общества. Так  Я. Коменский говорил: «Пренебрежение воспитание есть гибель семей, государств и всего мира.»

О.Н.Козлова  пишет: «Воспитание- деятельность по приобщению человека к социальному опыту  во всех его формах - знание, эмоции, этические, эстетические нормы - и по развитию внутренних своеобразных возможностей и склонностях индивида. Поэтому  основные источники воспитание становящийся личности – это общество и сам  индивид.

  Патриотический  ориентированный подход к пониманию  феномена воспитания вообще и патриотического, в частности, заключается в том, что необходимо ответить на коренные вопросы воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота России.

Патриотическое  воспитание есть в огромной мере интеграция личности воспитанника в мир ценностей  и отношений своего наставника, где  «работают» механизмы подражания, внушения, заражения.

     Историческое  развитие педагогической и общественной мысли определило различные подходы  к пониманию целей и сущности патриотического воспитания. В публикациях, посвященных особенностям истории патриотического воспитания в отечественной педагогики (середина 18 - начало 20 вв.) ряд ученых (В.Н. Власова, А.М. Бабаев) выделяют два основных подхода: утилитарно-охранительный и общественно-патриотический.

     В первом случае патриотическое воспитание понимается как послушание, повиновение  личности правительственной власти, беспрекословное подчинение (М.Н. Катков, Д.А.Толстой, С.С. Уваров).

     Представители общественно-патриотического направления (И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) видели идеал гражданина в свободной личности, которая  предана общественному долгу, национальным традициям. Для А.Н. Герцена и Е.Г. Чернышевского настоящий гражданин  должен быть готов к насильственным действиям ради улучшения жизни  во имя всеобщего социального  равенства.

  Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую  традицию, уходящую корнями в глубь  веков. Уже у Платона имеются  рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В  более  разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается  в трудах таких мыслителей как  Макиавелли, Крижанич, Руссо, Рихте. За последнее время все большее  распространение в рамках данного  направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. В связи с этим можно дать определение, что патриотизм-это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень  ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо отечества.

Патриотизм  олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и  незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую  позицию и потребность в достойном, самоотверженном вплоть до самопожертвования, служения Родине. Важнейшей составной  частью воспитательного процесса в  современном российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые  имеют огромное значение в социально-гражданском  и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь  укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей  общества, развивается достоинство  личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма  в процессе личностного становления  человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей  воспитания, но и могучим педагогическим средством:"Как нет человека без  самолюбия, так нет человека без  любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору  для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".

Приведенное определение позволяет уяснить  содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: 

  • Чувство привязанности к тем местам, где  человек родился и вырос;
  • Уважительное отношение к языку своего народа;
  • Заботу об интересах Родины;
  • Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости(защита Отечества);
  • Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • Гордость за культурные и социальные достижения своей страны;
  • Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • Ответственность за судьбу Родины, за судьбу народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный  патриотизм предполагает, как видно  из его определения, формирование и  его длительное целого комплекса  позитивных качеств. Основой этого  развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает  в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с  Отечеством.

Патриотизм  формируется в процессе обучения, социализации и воспитание школьников. Однако социальное пространство для  развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные  институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации  учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные  объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.   Все  это необходимо учитывать педагогом  в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать  не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся  заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Патриотизм  является одним из способов духовно-ценностного  идейного и нормативно-личностного  регулирования поведения человека, особо оформленным в индивидуальном, групповом, коллективном и общественном сознание, и видом общественных отношений. Он представляет собой систему принципов  и норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном коллективе, обществе и государстве понятиями о  долге, ответственности, чести, достоинстве, защите Родины, благе ближних, совести  и др.

Патриотизм  является элементом как общественного, так и индивидуального сознания.

На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и  государственная идея единства и  неповторимости данного народа, которая  формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.

На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее.

Таким образом, патриотизм представляет собой  один из элементов структуры общественного  сознания, в котором отражено отношение  личности  к  Отечеству, Родине, народу. На протяжении нескольких веков это  отношение проявлялось на уровне психогенического гомеостаза мощнейшим  стимулом самопожертвования ради ее защиты.

Как идеологический принцип, патриотизм сформировался  в эпоху становления наций  и национальных государств.

Для государства  патриотизм чаще всего выступает  частью идеологии, для общества- частью образа жизни, для личности- смыслом  жизни.

Проявление  патриотизма могут быть самыми разными.

Патриотизм  как чувство может иметь своим  результатом социальную активность  личности, но в определенных условиях может обернуться и депрессивной пассивностью, страхом за будущее  государства и, следовательно, свое собственное.

Патриотизм  как элемент сознания может реализоваться  в бесконечных речах, порывах  и лозунга, которые, однако, не всегда стимулируют людей к общественно  полезной деятельности на благо отечества.

Патриотизм  как деятельность является наиболее желательным и выступает системообразующей  силой в деле консолидации общества и кризисные периоды.

   Актуальность  проблемы определяется отнюдь не просто академическим интересом. Современные  взгляды на то, что есть гражданственность  в современном мире, дают возможность  понять наиболее общие императивы, характерные для европейских  стран, позволяют проследить эволюцию, становление патриотического общества или причины торможения, отрицания  гражданских прав и свобод в отдельных  государствах, при тех или иных политических режимах. Это позволяет  с достаточной долей условности говорить о наличии или отсутствии патриотического общества в различных  странах, а значит, ставить эту  проблему в качестве одной из приоритетных для изучения. Для нашей страны все, что относится к понятию  «патриотизм», является, несомненно, актуальным, ибо длительное существование общества в условиях тоталитарного режима не могло не отразиться на взглядах многих людей старшего поколения, но продолжает в той или иной форме  оказывать влияние на молодежь. Именно это обязывает преподавателей школ не просто изучать проблему становления  и развития патриотического общества, но, используя накопленный опыт, последовательно знакомить молодое поколение с историей его становления, способствовать внедрению в сознание молодежи понимания его значимости и принципов функционирования в России и мире.

Таким образом, можно сделать вывод: Воспитание патриотизма является наиболее актуальной проблемой в настоящее время. Современная Россия ограничивает права и свободы человека, что отражается на социальном уровне жизни в обществе, тем самым вызывая негативные взгляды старшего поколения, которое непосредственно  формирует в молодежи отрицательные отношения  к своей стране и своей Родине. … 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы   патриотического  воспитание.

  Первый  этап правильно организованного  воспитания — знание (понимание) воспитанником  тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения. Если ученики безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения, поскольку главное их назначение — формировать устойчивые убеждения. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

  Убеждение в воспитательном процессе достигается  при использовании различных методов.

В нынешней школе почти полностью отказались от использования традиционных воспитательных средств, заменив их прямыми, упрощенными, не требующими размышлений способами морализирования. Эффективность таких методов оказалась низкой: бесконечные указания принесли воспитанию мало пользы. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, усматривая в них средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы и беседы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодействующий метод убеждения — пример.

  Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций*: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании.

  К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

  • соответствие социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
  • сопровождение иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает восприятие и хорошо подобранное музыкальное сопровождение;
  • соответствующая обстановка для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. В арсенале педагогических средств профессионального воспитателя всегда наготове рассказ для любой обстановки — походного костра, автобусного путешествия, неубранного поля и уютной комнаты, площади большого города или весеннего сада;
  • создание должного впечатления, т. е. рассказ должен излагаться профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех;
  • должное восприятие слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от рассказа сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только потому, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному соревнованию.

    Разъяснение —  эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Этот метод основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

  Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).

  В практике школьного воспитания разъяснение  опирается на  третий метод - внушение, для которого, однако, характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

  В практике воспитания прибегают и  к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания во многом зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

  Увещевание  иногда принимает форму возбуждения  чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности  собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В таких случаях необходимо убедительно показать значение, суть негативного поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение.

  Педагог всегда знает, что при неквалифицированном  применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотаций, но они никогда не достигают цели, скорее вызывают противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

  Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

  Этическая беседа — метод привлечения воспитанников  к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

  В большинстве, поводом для этической  беседы становятся конкретные факты, события, поступки одноклассников. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т. е. сразу же после события, поступка или несколько позже, когда ребята осмыслят и поймут их.

  Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

  • проблемный характер, т. е. предполагается борьба взглядов, идей, мнений. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы;
  • нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения;
  • нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу;
  • близость материала для беседы эмоциональному опыту воспитанников.
  • выявление и сопоставление всех точек зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости, культуры общения;
  • правильное руководство ходом беседы, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к нужному выводу. Для этого воспитатель должен уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Патриотическое воспитание младших школьников