Патриотическое воспитание младших школьников. 4

 
 
 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ №13 ИМЕНИ С.Я МАРШАКА 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Патриотическое воспитание младших школьников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………… .  3

Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников

1.1 Цели и задачи патриотического воспитания………………… 5

1.2 Возрастные особенности младших школьников……………13

Глава 2  Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин

2.1 Воспитание среды предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………………………….20

2.2  Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………..26 

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время одной из самых актуальных проблем является            проблема воспитания патриотизма. Не определённость перспектив,

межнациональные конфликты, криминальная обстановка, телевиденье и

другие  средства массовой информации, обесценивание человеческих ценностей в современном мире – всё это не способствует воспитанию патриота, достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям. Тем самым у детей создаётся отрицательное мнение о своей стране и всех её составных частей в виде заселяющих её народах, правоохранительных органах и даже о своём родном языке. Таким образом, встаёт острая проблема патриотического воспитания нашей стране.

      Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потери общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата российского патриотического сознания. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умение трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет трудней и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Таким образом встаёт острая проблема патриотического воспитания в нашей стране.

    На  основании вышеизложенного была поставлена цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности).

    На  основании цели работы был определён  объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.

    В соответствии с целью и объектом исследования был выделен предмет исследования – возможности воспитания патриотических чувств в процессе обучения младших школьников.

    В процессе изучения проблемы предложено решить следующие задачи:

  1. Обосновать цели и задачи патриотического воспитания;
  2. Изучить особенности патриотического воспитания учащихся с учётом возрастных особенностей;
  3. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания младших школьников средствами предметов социально-гуманитарных дисциплин;
 
 

       Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания

     1.2. Цели и задачи патриотического воспитания

     Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью и разнообразием. Это объясняется сложной природой данного явления, разнообразием его содержания и многообразием форм проявления. Проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний.

     Термин  “патриотизм” употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных компаниях политиков, движений, деятелей культуры и искусства. Диапазон толкования термина очень велик. Первое знакомство с определением данного понятия происходит с помощью словарей. Широко распространённые словари: С.И.Ожегова, этический, философский, политический, иностранных слов – определяет патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите.

     В педагогическом энциклопедическом  словаре, даётся следующие понятие патриотизма: “ … любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Ясное сознание свои обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…”.

     Все определения достаточно расплывчаты  и определяют, как правило, данное понятие как вне историческую категорию.

     Патриотизм  – это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагают общество и человек.

     Патриотизм  является одним из способов духовно-ценносного, идейного и нормативно-личностного регулирования поведения человека. Он представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном коллективе, обществе и государстве понятиями о долге, ответственности, чести, достоинстве, защите Родины, благе ближних,  совести.

     Воспитание  патриотизма является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

     Воспитание  патриотизма выступает как процесс  духовного прикосновения к истории  и культуре своего народа, его традициям, общества и государства, а также активно-деятельностного, творческого участия в решении важнейших проблем в современной России.

     В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нём идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

     Я.А.Каменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребёнка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.

     В отечественной школе всегда уделялось  огромное внимание воспитанию у подрастающего  поколения нравственных качеств  личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, художественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

     А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только “героическая вспышка”, но и длительная, мучитьная, нажимная работа, часто даже очень тяжёлая, неинтересная, грязная.

     Особое  значение в исследовании вопросов патриотического  воспитания имеются в работах В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина, будущего патриота. В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту “трудно постижимую ценность” – патриотизм. Любовь к отечеству становиться силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что это – твоя Родина.

     Целевыми  параметрами образовательно – воспитательного  процесса является воспитание (формирование, развитие, обретение, нахождение) у подрастающего поколения сознания, чувств, ценностей и идеалов, правил поведения и отношения, общей культуры человека, соответствующей облику личности, готовой к служению Отечеству и своим ближним.

     Идеологической  основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

     Целью обучения является формирование основных идей, чувств, установок служения Отечеству и своим ближним и других слагаемых патриотизма гражданина России, обретение знаний о мире и человеке, его предназначение и смысле существования; способов осуществления здорового образа жизни, экологии духа, души и тела; опыта созидательной деятельности в пространстве собственной жизнедеятельности, опытом защиты Отечества как наследия своих предков.

     Ещё недавно вместо воспитания коллективизм стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия “патриотизм”, «патриот” приобретают негативный оттенок. Порой слово “патриотизм” подчас используется в ироническом или даже в ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие совершения.

     У каждой состоявшейся личности есть Родина, а у гражданина – Отечество. Уважение наследия своего народа – одна из сфер проявления внутренней культуры человека, поэтому смысл обучения – это работа с умом молодого гражданина.

     Однако  процессы частичной утраты патриотизма  происходят в российском обществе, особенно среди молодёжи, по таким причинам, как:

  • “ большая часть молодёжи, не имеет возможность, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом”;
  • резкое стремление экономического статуса молодёжи, значительная часть находится на грани бедности и нищеты в силу падения жизненного уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д.;
  • ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодёжи как социального ресурса в целом;
  • усиление духовного кризиса молодёжи, девальвация её важнейших социально-экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и не редко противоправным путём. 

Выделяя патриотическое воспитание в условно  самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано ещё и с тем, что:

  • патриотизм, возникает и развивается как чувство, всё более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  • понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемым субъектом на благо Отечества;
  • патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлениям, представляет собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию её жизни, исполненной служению Отечеству;
  • истинный патриотизм – в его духовности.

         Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный и духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

       Воспитание  патриотизма следует рассматривать  как процесс распредмечивания артефактов действительности в ценностные основания  образов “внутреннего плана” личности, преобразования некоторую ориентировочную основу мотивов поведения.

       Данные  мотивы концентрируются в самосознании человека – как в области сознания, так и в области подсознания (привычное поведение и устойчивое эмоционально-волевое отношение). Для того чтобы отношение сложилось и закрепилось как качество личности, оно должно достаточно длительное время функционировать, определяя своеобразный характер связи данного человека с окружающим его духовным, природным и социальным миром. Поэтому патриотическое воспитание требует особой организации событий в жизни и деятельности детей, направленных на создание образов как идеалов и образцов, служащих основой отношений с окружающим миром и, в частности, отношений между самими детьми, между детьми и педагогами, другими работниками школы, родителями и другими субъектами.

       Данная  задача, в значительной мере выходит за пределы учебного процесса и является предметом деятельности классного руководства, педагогов дополнительного образования.

       Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе  педагогического взаимодействия;
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

     Процесс патриотического воспитания имеет  своей целью обретение опыта  служения Отечеству. Его динамика направлена на реализацию задач преобразования человека, что опосредуется в сферах воспитания целостной личности, формирования гражданственности, развития способности и готовности к самосовершенствованию в мотивационно-потребностной сфере служения Отечеству.

     Задачи  и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия “патриотизм”, а оно имеет далеко не одинаковую в педагогической литературе. некоторые учёные считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

         
 
 

      

            

           
 
 
 
 
 
 

1.2. Возрастные особенности младших школьников

     Подготовка  новых поколений российских граждан  к служению Отечеству – длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Классные руководители, администрации школ часто испытывают затруднения в определении специфики патриотического воспитания школьников разных возрастов.

     При всей многомерности и многоаспектности данного вопроса главной здесь  является проблема определения особенностей формирования опыта служения Отечеству  у учащихся разных возрастов, речь идёт о необходимости раскрытия психологических основ патриотического воспитания личности, закономерностей её развития на разных возрастных этапах.

     Возрастные  психологические особенности это  ориентир для более чёткого и  строгого суждения педагога о своих  учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому воспитательному воздействию взрослых

     Отечественные учёные и педагоги-практики исходят  из того, что воспитание (как обучение) не может плестись “в хвосте детского развития”, ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать “завтрашнему дню детского развития”, что предполагает включение ребёнка в систему взаимосвязанных, изменяющих друг друга ведущих деятельностей.

     Возрастной  подход к построению процесса патриотического  воспитания – это активное целенаправленное формирование развития личности защитника  Родины, основывающееся на учёте её возрастной предрасположенности к усвоению соответствующих элементов социального опыта и механизмов деятельности.

     С младшего школьного возраста ведущее  место в психическом развитии занимает учебная деятельность.

     В этой возрастной группе начинается важная работа по закреплению и развитию, а иногда и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Сложность этой работы заключается в том, что под неосознанные детские чувства и представления начинает подводится фундамент научного знания, вследствие чего усложняется мировосприятие ребёнка. Успех здесь в первую очередь зависит от позиции учителя, его умение вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и в соответствии с этим строить работу с учащимися. На начальном этапе обучения многие учителя недооценивают роль эмоционального мира ребёнка и сосредотачивают внимание главным образом на вооружении учащихся знаниями и умениями. Но одно лишь знание понятий, определений, правил не может гарантировать формирование  поведения. Если сила чувств, характер его проявления в решающей мере зависит от темперамента человека, то содержание и направленность чувства определяются жизненной позицией человека, его отношением к процессам, протекающим в жизни.

     Действие  в соответствии с требуемым результатом  формирует у детей такие качества, устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учётом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

     Формируя  коллективистские качества, нравственность и ответственность детей по отношению к окружающему миру учитель начальных классов вырабатывает и их взгляды на развитие России, её роль в мировом сообществе, Вооружённые Силы страны, примеры служения Отечеству, помогает осознать коллективный характер созидания и защиты Родины, её конституционного строя.

     При этом следует учитывать, что развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний ребят о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по её защите, особенно организованной в виде игры. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развивать чувство любви к ней, её защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества.

     Общественно полезная деятельность ребёнка включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, художественная, организационно-общественная, спортивная. Она должна быть специально организована , предусматривать решение социально значимых задач и получать общественную оценку. К общественно полезной деятельности относится участие в походах по местам боевой и трудовой славы, создание уголков и музеев боевой и трудовой славы, занятия в спортивных кружках и секциях и др. Конкретный тип деятельности, обеспечивает развитие взаимоотношения ребёнка со взрослым.

     Деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитее социальной активности ребёнка, с одной стороны, должна отвечать его потребности в самоутверждении, с другой – создавать условия для развёртывания определённых форм отношений, не просто взаимопонимания с товарищами, а признания реальной значимости ребёнка как члена общества.

     Эти особенности необходимо учитывать  при организации патриотически  ориентированного образования.

     Важное  место в формировании личности будущего созидателя и защитника Родины занимает учебный процесс. В этот период учащиеся начинают изучать основы наук, что способствует овладению новыми понятиями, умениями, способами умственной деятельности.

     Особенно  значимы для школьников этого  возраста предметы гуманитарного цикла, физическое воспитание, разнообразные формы общественной деятельности патриотической деятельности. Благодаря изучению этих предметов учащиеся познают патриотические понятия: долг, честь, ответственность.

     Важной  частью формирования патриотического  воспитания являются классные часы, важны они тем, что можно заинтересовать большее количество детей данной темой. И это не требует дополнительных затрат со стороны родителей и неких физических затрат со стороны учеников. И во время классного часа можно рассказать, показать и обсудить с детьми некоторые исторические и современные события, которые могут вызвать в ребёнке чувство гордости за свою страну.

     Важным  элементом является кружок. Где интерес ребёнка поддерживает группа его сверстников. В этом возрасте очень важно для ребёнка признание в коллективе. На базе кружка ребята могут познакомиться с огромным количеством различного материала, обсудить его между собой, поддержать друг друга в исследовании, подготовить свой проект.

     Также важным, но более сложным является экскурсия. Экскурсия может проходить в рамках изучения родного края, а может заметно расшириться в зависимости от места нахождения. Если взять к примеру Москву, то появляется возможность посетить множество музеев, памятников истории и исторических мест.

     Младшие школьники совершают экскурсии  по родному краю, к памятникам нашего отечества, встречаются с ветеранами войны и труда, выпускниками школы – солдатами, курсантами и офицерами Российской Армии и Флота; с интересом знакомятся с историей и формой одежды различных родов войск, знаками отличия, орденами и медалями, участвуют в спортивных играх, днях здоровья и спортивных соревнованиях. Своеобразными воспитательными центрами этой работы становятся залы трудовой и боевой славы, школьные музеи.

     Школа призвана заботиться формировании психологии ребёнка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.

     Однако  в этой работе школы проходят мимо одного важного обстоятельства.

     Чувство Родины своими корнями уходит не просто в историю школы, страны. Это история народа, людей и прежде всего – история родных и близких учащихся. Между тем дети очень часто плохо знают, где и кем работают их родители, какую пользу своим трудом они приносят людям, ещё хуже знают жизнь своих дедушек и бабушек, совсем не знают своих предков. А ведь это – не просто родство, это корни, которые связывают их с историей народа и делают чувство Родины особенно прочным.

     Обязанности родителей, трудовые и гражданские, родительские и семейные, могут способствовать формированию у подростков идеала гражданина, любящего Родину и ответственного за неё, патриотической направленности этого идеала (служение Отечеству, своим близким, окружающим людям). Формами влияния на ребёнка является сама жизнь родителей, их надёжность, уверенность, причастность ко всем делам общества, в том числе и в вопросах защиты Отечества.

     Система образования в России не должна быть основана на пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям.