Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки. 2

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава 1.  Теоретические основы патриотического  воспитания школьников…5

    1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы…..5
    2. Возрастные особенности младших школьников…………………..…..14

Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы…17

    1. Воспитание среды урока музыки………………………………….……..17
    2. Воспитание патриотизма на уроке музыки……………………….……24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  литературы………………………………………………………………30

 

      Введение 

     С начала реформ в системе образования  в 90-х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания. Стала  проявляться гиперболизация идеи индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

     Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу - отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния  углубляющегося духовного кризиса.

     В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена. Именно эта идея всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

     Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего  поколения – залог стабильного  развития страны в будущем. Этот процесс  длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.

     Тема  нашей курсовой работы: «Патриотическое  воспитание младших школьников на уроках музыки».

     ЦЕЛЬ  Выявить педагогические условия  патриотического воспитания младших  школьников на уроках музыки.

     ОБЪЕКТ  Патриотическое воспитание  младших  школьников.

       ПРЕДМЕТ  Патриотическое воспитание  младших школьников на уроках музыки.

       ЗАДАЧИ

     1) Изучить особенности патриотического  воспитания  и его особенности в работе с младшими школьниками;

     2)  Охарактеризовать средства воспитания  уроков музыки, способствующие патриотическому  воспитанию младших школьников;

     3)  Проанализировать программу «Музыка» (1-3 классы) как педагогическое условие патриотического воспитания.

     Методы  исследования:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу;
    2. Анализ научно-популярной литературы.

 

      Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРТИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 

     1.2. Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципы 

     Современное понимание патриотизма характеризуется  многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема  патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

     Термин  «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина  очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

     Спекулятивные воззрения на почве патриотизма  представляют собой формы так  называемого лжепатриотизма. Все  они рассматривается как преднамеренные извращения истиного смысла и значения патриотической идеи.

     Достаточно  полно раскрыто содержание данного  понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» (5).

     И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними (19).

     Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его  защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности (8).

     Воспитание  является механизмом взаимодействия между  поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

     В различных исторических эпохах, в  зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

     Я.Л. Коменский отмечал, что одним  из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка  стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах 
общего благополучия" (17).

     В отечественной школе всегда уделялось  большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

     Педагогические  исследования по проблеме патриотического  воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и др,), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.).

     А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических  поступках. От настоящего патриота требуется  не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" (7).

     Особое  значение в исследовании вопросов патриотического  воспитания этого периода имеют  работы В.Л. Сухомлинского, который  считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству" (14). В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина (15).

     Идеологической  основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации.  Сущность  патриотического  воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

     Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" (12). 

     Однако  процессы частичной утраты патриотизма  происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:

     • "…большая часть, которой не имеет  возможность, не может или не хочет  трудиться, особенно заниматься производственным трудом" (4);

     • резкое стремление экономического статуса  молодежи, значительная часть которой  находятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д. (11);

     • "ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом (6):

     • усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально-экономических  ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.

     Но, как пишет А.В. Усова, "если мы хотим  сохранить свою страну, если мы хотим  возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи" (16). Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее".

     Выделяя патриотическое воспитание в условно  самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

  • во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  • во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  • в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
  • в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.

     Патриотизм  как возвышенное чувство, незаменимая  ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству (6).

     В связи с этим мнением стиль учителя при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота (12).

     Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К  их числу относятся:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; 
  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; 
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

     С учетом особенностей патриотического  воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

     Задачи  и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

     Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.

     1.2. Возрастные особенности младших  школьников  

     Воспитание   патриотизма на уроках музыки имеет  огромное значение, так как речь  идет о судьбе настоящего и будущих  поколений, так как наши молодые  современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

     Материализм продолжает все больше довлеть над  обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы  воспитания, что приводит  к жизненным противоречиям. Отсюда  -  острая необходимость в воспитании  патриотизма  младших школьников  на уроках музыки,  которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать  в  молодом  поколении качества  во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

     Поскольку в музыкальном воспитании громадную  роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве сущего и должного.  В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем – предметником психологических данных об учениках. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при  построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на занятиях музыкой.

     Возрастные  психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых.

     Приведем  здесь наиболее типичные, чаще всего  встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:

  • моторная активность;
  • сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
  • интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение “трудных” ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
  • мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, “обозначению”, символизации, комбинаторике, замещению);
  • способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

     Первые  четыре показателя зарождаются и  естественно проявляются в “самодеятельности” детей этого возраста. Последний  показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.

     Воспитание  этой способности через отрицательную  оценку, порицание ведет к нарушению  преемственности  с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции  деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

     Действия  в соответствии с требуемым результатом  формирует у детей такие качества, устойчивость поведения, способность  к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции  своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

     Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при коллективной форме занятий необходимо учитывать возможности каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача на разных ступенях общего и музыкального развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с существенными отличиями. Специфическую трудность составляет и то, что каждый элемент урока музыки, даже тренировка в чтении нотной записи или обычное интонационно-ритмическое упражнение, должны приобщать учащихся к музыке, быть занятием музыкальным искусством.

     Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию.

     Школа призвана заботиться о формировании  психологии ребенка, в  воспитании  его в  духе  терпимости и братской любви  к людям, школа обязана  научить  молодых  людей умению различать  добро и зло.

     Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель -  создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с  приобщением учащихся  к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система  должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть  нечутким к трагедиям отечества и народа.

     Глава 2  ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

    Воспитательные  средства  урока музыки 

     Развитие  музыкальной культуры учащихся начальных  классов приобретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы  можно сформулировать в двух аспектах:

    • во-первых, о месте музыки в жизни человека
    • во-вторых, о роли музыки в воспитании патриотизма.

       Раздел программы «Музыка моего  народа» — имеет особое значение  для патриотического воспитания  учащихся. Любовь к Родине —  многогранное чувство. Это и  умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры.

     Музыкальная грамотность — это способность  воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное». Это  особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это  способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений.

     Наиболее  близкими и понятными ребятам  композиторами в начальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Прокофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Разумеется, на этом первоначальном этапе развития их музыкальной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому восприятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.

     Музыка  и жизнь — это генеральная  тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство.  Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и   размышления   самих   учащихся,   направляемые   учителем, — все должно    помогать    постепенному    решению    этой    «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы здесь не было ни  капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и эмоциональности.

     Но, отвергая «общие слова», нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

     Одна-две  лаконичные, но образные фразы, сказанные  учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным произведениям, это относится к богатым по содержанию темам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), с музыкой Великой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки. 2