Патриотическое воспитание молодежи России

 

 

Министерство  образования  и  науки  РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт социальных и гуманитарных наук

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Социология молодежи»

 

на тему:

«Патриотическое воспитание молодежи России»

 

 

Студент(ка) гр. 820431    _________________________________Есипова В.В.

(подпись)

 

Науч. рук.: ассистент ___________________________________Абросимова О.В.

(подпись)

 

 

 

Тула 2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к исследованию  патриотизма

    1.  Анализ категорий «патриотизм» и «гражданственность» …………………5

    1.  Основы патриотического воспитания………………………………………..7

Глава 2 Тенденции и проблемы гражданского патриотического воспитания в современной России

  2.1 Организация патриотического воспитания в РФ..........................................11

   2.2 Концепция патриотического воспитания граждан РФ.................................14

Глава 3 Государственные программы патриотического воспитания молодежи

   3.1 Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»………………………………………………………………....17

   3.2 Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи в Тульском регионе…………………………………………………………………………..…..19

Заключение………………………………………………...……………………..…24

Список используемой литературы……………………………………………...…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема патриотического воспитания молодежи становится сейчас важнейшей государственной проблемой, и решать ее сегодня на разных уровнях пытаются все. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у молодежи - характерные и тревожные особенности современной ситуации в государстве. Это обусловило необходимость выполнения социального заказа по обновлению содержания.

Тема патриотизма важна для изучения, потому что является одной из основных тем российской духовной жизни на протяжении всей её истории. Без внутреннего стремления людей сохранить и возвысить собственную страну невозможно существование никакого государства. Особую же актуальность тема патриотизма приобретает в исторические периоды, когда те или иные угрозы стране становятся явными и ощутимыми. На сегодняшний день широко известно, что такими могут быть угрозы разного рода, не только военные. Угрозы духовные рассматривают обычно в рамках разговора об идеологических и психологических войнах. я образования для разрешения столь серьезной проблемы. Поскольку само понятие патриотизма указывает на деятельность людей в отношении некоей конкретной социально-территориальной и культурной целостности, имеющей свои отличия, а не на деятельность по выполнению определённых функций в каком-то безликом абстрактном обществе. Поэтому любая угроза культурному своеобразию этой целостности порождает проблему патриотизма.

Объект исследования – патриотическое воспитание молодежи.

Предмет исследования – сущность гражданского и патриотического воспитания молодежи в современной России.

Цель  курсовой работы является изучение особенностей гражданского, патриотического воспитания молодежи в условиях развития демократии и совершенствование гражданского общества.

Для достижения результата требуется выполнить следующие задачи:

-Рассмотреть актуальность  данной темы;

-Изучить особенности  гражданского и патриотического  воспитания молодежи;

-Выявить проблемы гражданского  и патриотического воспитания;

- Изучить концепция патриотического воспитания граждан РФ

- Рассмотреть программу патриотического воспитания

-Выявить работу по патриотическому воспитанию в Тульском регионе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к исследованию  патриотизма

    1. Анализ категорий «патриотизм» и «гражданственность»

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм - это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.1

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям), чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства), сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии) и космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода).

У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность - это: антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.2

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. 3

Особенностями российского патриотизма является гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе.

1.2 Основы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.

Патриотического воспитание основывается на таких законодательных актах как, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.4

Создание системы патриотического воспитания предполагает сочетание деятельности органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

В систему патриотического воспитания входят соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также мероприятия по формированию патриотических чувств и сознания граждан. Охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи и заканчивая высшими органами государства, и предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.5

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая государственными органами при активном участии СМИ, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и общественных организаций, основных религиозных конфессий.

Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Обеспечение патриотического воспитания:

Нормативно-правовое обеспечение: совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации; создание базы патриотического воспитания в системе образования.

Педагогическое и методическое обеспечение: разработка учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания; развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок и информирование о новациях; издание литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

Информационное обеспечение: активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации.

Научно-теоретическое обеспечение: организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина.

Обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в системе патриотического воспитания.

Кадровое обеспечение: подготовка специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан.

Финансово-экономическое обеспечение: оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания.

Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Тенденции и проблемы гражданского патриотического воспитания в современной России

2.1 Организация патриотического воспитания в РФ

Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последнее десятилетие по основным физического развития заметно уступает показателям социального положения и предыдущим. Оно менее здорово физически, слабее развито умственно, более безнравственно и криминально, все более негативно относится к общественно полезной деятельности, в большей мере отчуждено от общества и государства.

От советской еще совсем недавней эпохи нас отделяет не так много лет. Но сколь огромна и устрашающа для российской государственности перемена! Какой же должна быть идеология воспитания, чтобы соответствовать общему направлению социального развития постсоветской России?

Думается, ответ на этот вопрос, скорее всего, будет дан в будущем столетии. Речь идет о развитии патриотизма у подрастающего поколения, формировании у него таких важнейших ценностей, как любовь к Отечеству, своему народу, уважение к государству. Сегодня еще более очевидной становится вся сложность реализации этой идеи, ее нерешенность, пожалуй, запущенность, обусловленные отсутствием научной концепции, способствующей возрождению Отечества и становлению его будущих защитников.6

Основным институтом, обеспечивающим организацию системы патриотического воспитания, ее функционирование, контроль за его эффективностью и конечными результатами, должно оставаться Российское государство. Важное значение имеет массовая патриотическая работа, проводимая государственными и общественными организациями, органами Вооруженных сил России, соответствующими структурами гражданской обороны, Госкомитета по делам спорта, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, некоторыми объединениями и союзами молодежи и др. Их задача - создавать патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и спортивные клубы и объединения, спецшколы, различные кружки, спортивные секции; организовывать занятия, в клубах, университетах, учебных пунктах будущего воина, офицера. Особая роль принадлежит средствам массовой информации, творческим союзам, которые должны отображать, изучать, решать проблемы национально-патриотического воспитания в духе идей укрепления Отечества.

Какими же представляются условия оптимизации патриотического воспитания российской молодежи, если иметь в виду те реальные возможности, которыми располагают социальные и государственное институты, общественные движения и объединения граждан? Думается, основное научно-практическое содержание этих условий, формулируемых в системном виде, может быть представлено следующим образом7.

1. Институциональное и  информационное обеспечение, утверждение  патриотизма в качестве одной  из важнейших ценностей в сознании  и чувствах молодежи. Возрождение  и конкретное наполнение патриотической  идеи в тесной связи с интересами  государства, общества, личности. Активная  пропаганда патриотического воспитания  в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся  стереотипов и комплексов негативного  плана. Противодействие попыткам  дискредитации патриотической идей  со стороны отдельных государственных  и общественных деятелей. Целенаправленное  творческое использование позитивных  возможностей идей патриотизма  в процессе воспитательной деятельности  со всеми категориями молодежи  при активном участии соответствующих  социальных и государственных  институтов, особенно силовых министерств  и ведомств,

2. Создание нормативно-правовых  основ патриотического воспитания. Определение роли, места, социально-правового  статуса, задач, функций каждого  органа, ведомства как составных  элементов единой системы патриотического  воспитания с учетом их специфики. Разработка нормативно-правового  механизма взаимосвязи и взаимодействия  субъектов в этой сфере социально  значимой деятельности.

3. Разработка научно-теоретических  основ патриотического воспитания. Обоснование и обогащение его  содержания путем включения культурно-исторического, военно-исторического, духовно - нравственного, идеологического, социально-психологического  и других компонентов, важнейших  достижений социально-гуманитарных  наук, современной военной мысли.

4. Педагогическое и методическое  обеспечение. Развитие и совершенствование  форм и методов патриотического  воспитания молодежи, осуществляемого  министерствами и ведомствами, общественными  организациями. Организация новой  соответствующей реальностям России, системы подготовки педагогических  кадров, способных эффективно, на  высоком уровне решать современные  задачи. Создание общеобразовательных  учебных заведений открытого  типа с углубленной профессиональной  подготовкой к некоторым видам  деятельности, связанных с служением Родине.

5. Обеспечение взаимодействия  субъектов федерации и их структур. Разработка моделей реализации  основных направлений деятельности  по патриотическому воспитанию  молодежи в регионах Российской  Федерации; опытное ее использование  в ряде областей европейской  части страны. Проведение научно - практических конференций представителей  основных патриотических союзов, объединений, центров, а также международных  конференций совместно со странами  ближнего и дальнего зарубежья.

Создание таких условий для оптимизации деятельности по патриотическому воспитанию молодежи предполагает поиск принципиально новых подходов, способных существенно повысить интерес к патриотическому воспитанию.

Патриотические чувства молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач связанных с возрождением России, преодоление ее нынешних бед и невзгод. В лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретет ценнейший созидательный потенциал, который будет определяться прежде всего его готовностью взять на себя ответственность за будущее России.

2.2 Концепция патриотического воспитания граждан РФ

Концепция патриотического воспитания граждан РФ - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».8

Цель: определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан, как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Концепция дает два определения патриотизму - первое: патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества; и второе, на котором и базируется данная Концепция: патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Задачи, которые выделяет Концепция в качестве задач патриотического воспитания:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан  социально значимых патриотических  ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому  прошлому России, к традициям, повышение  престижа государственной, особенно  военной, службы;

- создание и обеспечение  реализации возможностей для  более активного вовлечения граждан  в решение социально-экономических, правовых и других проблем;

- воспитание граждан в  духе уважения к Конституции  РФ, законности, нормам общественной  и коллективной жизни, создание  условий для обеспечения реализации  конституционных прав человека  и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского  долга;

- привитие гражданам чувства  гордости, глубокого уважения и  почитания символов РФ;

- привлечение традиционных  религиозных конфессий для формирования  у граждан потребности служения  Родине, ее защиты как высшего  духовного долга;

- создание условий для  усиления патриотической направленности  СМИ, , активное противодействие антипатриотизму;

- формирование терпимости, развитие дружеских отношений  между народами.

Принципами патриотического воспитания являются:

системно организованный подход (скоординированная, целенаправленная работа всех государственных и общественных структур),

адресный подход (использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп),

активность и наступательность (настойчивость и инициатива в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок),

универсальность основных направлений патриотического воспитания (целостный и комплексный подход к ним),

учет региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного),

Принципы данной концепции взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Объекты: семья, молодые граждане и молодежные общественные объединения, военнослужащие, работники системы правоохранительных органов, трудовые коллективы, представители власти, творческая интеллигенция и СМИ, преподаватели и воспитатели, представители традиционных религиозных конфессий.

Субъекты: государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения; общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; СМИ.

Таким образом, концепция формирует основные направления взглядов и деятельности государственной политики в области патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Государственные программы патриотического воспитания молодежи

3.1  Программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

Данная программа является продолжением аналогичных программ, рассчитанной на 2001 – 2005 годы и 2006 – 2010 гг. Данные программы исходят из того, что в процессе реализации программ сложились основы гражданско-патриотического воспитания в РФ. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании. учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур9.

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи: продолжить создание системы патриотического воспитания, совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы; привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, отдельных граждан; повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях; проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей.

Приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения — детей и молодежи, при чем, главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы институтов государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций, координации их деятельности. Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Исполнителями являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Они разрабатывают ведомственные программы патриотического воспитания и организуют их реализацию. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.

В качестве структур, осуществляющих эти функции, в федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — региональные межведомственные координационные советы. Для исполнения функций указанных советов создаются центры патриотического воспитания.

Общий объем финансирования Программы составит более 777,2 млн. рублей.

3.2 Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи в Тульском регионе

Одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти администрации Тульской области, органов местного самоуправления, политических и общественных организаций региона является гражданское, военно-патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе. Данная работа в Тульской области проводится комплексно, с учётом региональных и муниципальных особенностей, возрастных групп населения, а также на основе отечественных традиций и современного опыта.

По данным социологических исследований, проведённым МУ социальной службы для молодёжи «Центр социально-психологической помощи молодёжи «Шанс» 75% опрошенных молодых туляков считают себя патриотами своей страны и полагают, что, как гражданам России, им есть чем гордиться.10

Патриотическое воспитание молодежи России