Патриотическое воспитание школьников

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н  Ульянова 
 

Кафедра иностранных языков 

Научная студенческая работа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ И В АМЕРИКЕ  
 

                                                                                                      Студентки  4 курса                                             

дневного  отделения 

педагогического факультета

группы  НОЯ – 05 – 03

Викторовой  Людмилы Викторовны

Научный руководитель:

Ассистент кафедры иностранных языков

Забурдаева  Галина Александровна 

                                                

Ульяновск, 2009 г 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания в России……………………………………………………………………………..11

        1.1.Задачи и принципы патриотического  воспитания…………………………………………………………………………11

        1.2. Краеведческая работа как форма  патриотического воспитания…………………………………………………………………………19

       1.3. Методика патриотического воспитания в начальной школе………………………………………………………………………..……..25

      

Глава 2. Теоретические основы патриотического воспитания в США….28                                                           

2.1. История возникновения патриотизма, сравнение национализма и патриотизма в США (на английском языке). …………………….…………..29

Анализ  материала……………………………………………………………….32 

2.2. Секреты американского патриотизма в статье    «Patriotism's Secret History» By Peter Dreier & Dick Flacks……………………………………………..33

Анализ  предложенной статьи……………………………………………………….   41 

2.3. Американская система воспитания; особенности патриотического воспитания…………………………………………………………………………42

                        2.3.1.Общие положения о воспитании в США………………………….42

                         2.3.2.Истоки американского воспитания (пуританское                           воспитание)………………………………………………………………...44

                          2.3.3. Воспитание, осуществляемое в дошкольных детских           учреждениях…………………………………………………....................45

                          2.3.4. Патриотическое воспитание………………………………………46

2.4. Система патриотического воспитания школьников   в США…………....47

Заключение……………………………………………………………………....50

Список  литературы……………………………………………………………..53

Приложения……………………………………………………………………..55

         1. Тексты статей из центральных газет на тему: «О проблемах совершенствования законодательства в области государственной поддержки военно-исторических музеев и повышения их роли в патриотическом воспитании граждан России»…………………………………………………………………………….55 

         2. Современное российское законодательство в области патриотического воспитания на примере государственного документа: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.»……………………………………………………………………………...73 

          3. Современное американское законодательство в области патриотического воспитания на материалах «Американского  Акта о патриотизме»………………………………………………………………………89

         4. Современные патриотические произведения американских студентов, посвященные родной стране…………………………………………………....102

 

 5. Русский взгляд на патриотическое воспитание на примере статьи  из                журнала «Сенатор» «С чего начинается Родина … в Америке»; Основные положения американского    патриотизма……………………………………..104

  
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

                                          Историческое значение  каждого русского  человека

                                       измеряется его  заслугами Родине, его человеческое 

                      достоинство –  силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Патриотическое  воспитание подрастающего поколения  всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.                                                                                                                 К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

              Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

       Понимание патриотизма имеет  глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

       За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и  государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

       Многие мыслители и педагоги  прошлого, раскрывая роль патриотизма  в процессе личностного становления  человека, указывали на их многостороннее  формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм  является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [17].

       Содержание патриотизма включает в себя:

    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    уважительное отношение к языку своего народа;

    заботу об интересах Родины;

    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

          Для формирования патриотизма  в системе воспитательной работы  в школе нужно знать не только  его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты [18].

       Вопросы патриотического воспитания  подрастающего поколения рассматриваются  в немалом количестве пособий,  методических разработок педагогов-новаторов.  В этом направлении работают И.А.Пашкович [14], Т.А.Касимова [7],  Н.К.Беспятова [3],  Буторина Т.С. [4], Т.А.Орешкина [16] и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

     Таким образом, значимость изучения  системы патриотического воспитания  учащихся заключается в том,  что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

     К настоящему времени уже сформирована  определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»  (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

       В «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 г.»  определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

В России проблема встает очень остро, ее решение требует  незамедлительных действий. Очень важно  обращаться к зарубежному опыту  по воспитанию патриотов. Если в России воспитанию  патриотов не уделяется должное внимание, то в Европе или в Соединенных Штатах Америки дело обстоит совсем иначе.  
В Европе в силу исторических причин в большинстве стран используется метод ненавязчивого патриотического воспитания. Например, в школах проводят всевозможные исторические конкурсы, исходя из позиции, что история и патриотизм неразрывно связаны между собой. В некоторых странах существуют государственные программы защиты государственного языка, культуры. Например, во Франции есть государственная программа по защите национального кинематографа.

В США, например, нет государственной программы  по воспитанию патриотизма как таковой. Чувство патриотизма, гордости за то, что ты гражданин этой страны, прививается  в США с пеленок – родителями, школами, университетами, всеми ячейками общества. Вот пример. В Вашингтоне на Арлингтонском кладбище каждый час сменяется караул у могилы Неизвестного солдата, павшего в Первую  мировую войну. Тысячи школьников наблюдают следующий ритуал: к разводящему подходит солдат и рапортует: «Солдат Джонс нес караул у могилы Неизвестного солдата, погибшего за Америку». Разводящий отвечает: «Америка благодарит солдата Джонса за то, что он нес караул у могилы погибшего за Америку».

У каждой страны есть свои наработки в воспитании патриотов. И одним из ярчайших примеров построения мощного государства на идее патриотического воспитания являются Соединенные Штаты Америки.

Цель  данной работы – провести сравнительную параллель в патриотическом воспитании в России и Америке

Задачи:

- обосновать  задачи и принципы патриотического воспитания в России;

- выявить методы  и приемы патриотического воспитания  младших школьников в России;

- показать эффективные  формы воспитания патриота в  начальной школе в России;

- рассмотреть  проблему российского патриотизма  на материалах статей из центральных газет России;

- Рассмотреть  приоритетные направления образования  в «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 г.» 

- показать американскую  систему образования;

- рассмотреть  основные аспекты об американском патриотизме на английском языке;

- показать русский  взгляд на американский патриотизм;

- раскрыть секреты  американского патриотизма, пользуясь  статьей  «Patriotism's Secret History»( By Peter Dreier & Dick Flacks. This article appeared in the June 3, 2002 edition of The Nation.) 
- рассмотреть основные американские законы о патриотизме;

- раскрыть истинное  отношение американцев к своей  стране через произведения, посвященные  США

Объект  исследования - процесс патриотического воспитания школьников в обеих странах

Предмет исследования – содержание и педагогические условия эффективности работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

- Работа состоит  из введения, двух глав, приложений, заключения, списка литературы.

Методы  исследования. В работе использовались следующие теоретические методы исследования: анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Актуальность  исследования. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Считается, что Соединенные Штаты Америки являются одной из стран, где патриотическое воспитание подрастающего поколения осуществляется на самом высоком уровне. Поэтому сравнение опыта именно этой страны будет особенно полезным в данной ситуации, требующей безотлагательного решения. 

Глава 1. Теоретические основы патриотического  воспитания в России

1.1.Задачи  и принципы патриотического  воспитания

Исторический  опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.

В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо v него формировать. В результате распространение получили различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм", "сионизм", "антисемитизм", "космополитизм" и т.д. В столь опасной ситуации происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового -российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Характеризуя  создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что  даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или  даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [11,6].

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).

В реализации этой программы огромное значение имеет  раскрытие сущности цели, задач и  принципов воспитания граждан в  духе патриотизма и дружбы народов. Рассмотрим ключевые понятия.

Как говорится  в учебниках по политологии, Российский патриотизм - это отношение граждан  к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить  ей и защищать ее. Это отношение  к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинств); культурам, традициям, соотечественникам[10,102].

Дружба народов  Российской Федерации -это взаимоотношения  наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей[10,108].

Дружба народов  России и российский патриотизм взаимосвязаны  и взаимодополняют друг друга. Это  объясняется тем, что в многонациональном  государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины. родной республики, области или национального округа.

В российском патриотизме  должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни, В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Политологи отмечают, что цели образования и воспитания в многонациональном государстве  формируются в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в федерацию. Эти цели, естественно, отражают уровень развития общества. При этом важно заметить, что свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов[11,81].

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель - воспитание культуры межнационального общения - дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу); уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности; уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ; дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;

Патриотическое воспитание школьников