Патриотическое воспитание современной молодежи
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тольяттинский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра
«Социология»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Курсовая работа по дисциплине
«Менеджмент
в социальной сфере»
Выполнил студент
гр. СОЦ 401 Д. В. Лузина
Научный руководитель
К.
соц.н., Е. В. Желнина
Тольятти 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1
Концепция воспитания Н. Лумана
2.1.
Концепция патриотического
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы
и формы патриотического
2.2.
Оценка эффективности
Заключение 42
Список
литературы: 45
Введение
Актуальность выбранной темы:
В конце XX - начала XXI веков в нашей стране начались коренные преобразования, которые сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм является одной из базовых составляющих национального самосознания народа. Он выражается в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту. Настоящий патриот должен осознавать свой нравственный долг перед Родиной, что должно выражаться в готовности к защите его интересов, а также в проявлении толерантности в отношении других народов. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей. В условиях модернизации образования важнейшей проблемой становится не только теоретическое осмысление феномена патриотизма, его миссии в современном российском обществе и, на этой основе, но и создание проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания, которые бы могли эффективно использоваться в системе общего образования. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
В соответствии с поставленной
целью необходимо выполнить
- рассмотреть теоретико-методологические концепции воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
- изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
- в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
- определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
- Определить слабые и сильные стороны патриотического воспитания школьников.
В качестве объекта исследования было взято патриотическое воспитания молодежи.
Предметом изучения является эффективность методов и форм организации патриотического воспитания в системе школьного образования в г. Тольятти.
В рамках эмпирического исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
- существует множество разнообразных методов и форм патриотического воспитания, активно использующихся в общеобразовательных учебных заведениях;
- участие ветеранов ВОВ - это важный компонент патриотического воспитания школьников;
- у большинства школьников г. Тольятти сформировались патриотические чувства к Родине;
- традиционные мероприятия патриотической направленности, проводимые в школах весьма устарели и не вызывают особого интереса у школьников;
Теоретическая база и методологическая основа исследования
Курсовая работа основывается на теоретической концепции Н. Лумана и концепции патриотического воспитания учащейся молодежи А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов.
И. Демидова, В. К. Криворученко, описывают основные тенденции в развитии патриотического воспитания. Роль учебного заведения в патриотическом воспитании молодежи рассматриваются в работах И. В.Бондаревой, Г.П.Разумейко, Н.П.Овчинниковой, В. Ю. Троцкого и других авторов. По данной проблематике изучен большой ряд статей следующих авторов З.Т.Гасанова, Н. З.Максименко, А.Н.Малинкин и др.
Для
получения необходимой
Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, двух глав (два параграфа в каждой
главе), заключения, списка литературы
и приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана
Одна из лучших социологических концепций образования и воспитания, адекватная для познавания современной реальности, была предложена германским социологом, автором системно-функциональной теории общества Н. Луманом. После выхода в свет в 1984 г. монографии «Социальная система. Очерк общей теории» Луман задался целью применить разработанную им социологическую теорию к анализу различных функциональных подсистем общества – экономики, науки, права, искусства, политики, религии, а также воспитания. Уже после смерти социолога в 2002 году была издана монография под редакцией его младшего коллеги и соавтора Д. Ленцена. Эта работа стала итогом предпринятого Луманом многолетнего анализа воспитания с позиции разработанного им теоретико-методологического подхода.1
Теоретическая
концепция Лумана содержит инструментарий
для анализа процесса социокультурной
эволюции воспитания, его функциональной
дифференциации. Благодаря данной
теории становится методологически
возможным социологическое
Прежде чем перейти к непосредственному изложению концепции Лумана, необходим ряд предварительных замечаний.
- Луман принципиально обозначает социальную систему образования как «систему воспитания».
Согласно Луману, понятие «образование» – это та форма, облекаясь в которую воспитание различает себя как систему со свойственной ей средой.2 Эта форма разворачивается содержательно в процессе социокультурной эволюции.
- Согласно позиции Лумана, и социализация, и воспитание – это механизмы формирования и изменения личности.3 Однако между ними существуют принципиальные различия. Социализация, по мнению Лумана, относится исключительно к аутопойетической операционально закрытой системе – сознанию индивида.
Социализация – это процесс построения ожиданий, обеспечивающий аутопойезис (самовоспроизводство) сознания.1 Луман подчеркивает, что социализация осуществляется посредством действия или подражания. Она лишена направленности и вплетена во все социальные контексты.
Воспитание – это деятельность, которая осуществляется только через коммуникацию и специализируется на изменении личности.2 Специфика воспитательной коммуникации состоит в том, что она всегда интенциональна, т.е. содержит определенный воспитательный замысел. По мысли Лумана, воспитание дополняет и корректирует результаты социализации.
Определяя воспитание в качестве системы, Луман рассматривает ее структуру по той же схеме анализа, по которой в его теории изучаются и все другие функциональные подсистемы общества.
Луман выделяет символически генерализированную медиа - форму системы, медиа-код системы, собственную формулу контингенции и иерархические уровни функционирования системы (интеракцию, организацию, общественно/коммуникационный уровень).4
Рассмотрим, как трактуются Луманом вышеперечисленные понятия.
Символически генерализированная медиа-форма – это символ, смысл, которые передаются в коммуникации и обеспечивают вероятность ее позитивного исхода.
Собственного бинарный медиа-код – это способ шифрования смысла коммуникации, делающей информацию понятной для самой системы. Он обеспечивает обособление и индивидуализацию медиа-формы. Благодаря медиа-коду воспитание способно различать принадлежащие ей операции от тех, которые принадлежат другим подсистемам. Медиа-код придает смыслу – неотъемлемой составляющей коммуникации – ту форму, которая доступна для наблюдения и понимания в конкретной коммуникативной среде.
Выделение
медиа-кода осуществляется одновременно
с установлением его
Таким
образом, символически генерализированная
медиа-форма функциональной системы
должна с необходимостью располагать
собственным медиа-кодом и
Луман считает, что символически генерализированная медиа-форма воспитания может быть выражена через понятие «жизненный путь». По мысли социолога, именно такая медиа-форма обнаруживается в представлении о том, что каждый член общества проходит определенный жизненный путь, состоящий из индивидуальных событий.5 Формой данного медиального субстрата выступает «знание». Иными словами, возможности, определяющие дальнейшее направление индивидуального жизненного пути, обретаются только в форме знания. Луман поясняет, что для воспитания знание – это, прежде всего, индивидуальное знание. Только в такой форме становится возможным обретение шансов на реализацию жизненного пути.6
Как отмечалось, с помощью бинарного медиа-кода система маркирует собственные операции и отличает их от операций других систем.
Луман выделяет две основные операции воспитания:
- Воспитание,
- Селекция.
Передача нового, еще неизвестного знания кодируется бинарным кодом «усвоенное/неусвоенное».1 Однако, по Луману, операция воспитания не содержит критериев для определения успешности или неуспешности усвоения знания. В силу этого первичное кодирование дополняется ретроспективным способом выявления результата операции воспитания – селекцией. Селекция предоставляет критерии «успеха/не успеха» обучения, поскольку именно она вводит повторное бинарное кодирование по принципу «лучший/худший». Именно код селекции – «лучший/худший» – Луман и обозначает как медиа-код системы воспитания.7
Луман поясняет, что воспитание обнаруживает свой медиа-код в социальной селекции – процедуре определения позиции внутри и вне ее. Для воспитания социальная селекция – это процесс воздействия на свою среду. Именно поэтому, согласно Луману, процесс социальной селекции, в котором воспитание обнаруживает свой медиа-код, должен определять ее программу. Но он не исчерпывается лишь критериями для определения значений кода селекции, а содержит в себе также указания на воспитательный идеал. В результате такого способа формулирования программы воспитание обретает структурную специфику. В воспитании отсутствует четкое различение между кодированием и программой, поскольку семантика программы включает в себя не только указание для распределения значений медиа-кода, но также содержит обозначения функции. Выше было отмечено, что символически генерализированная медиа-форма и медиа-код обозначают границы системы. Установление границ ставит перед системой проблему неопределенности отношения к самой себе и к среде. С помощью понятия «формула контингенции» – «существует так, но может быть иначе» – Луман демонстрирует, каким образом воспитание решает эту проблему двойной неопределенности. Это форма с двумя сторонами. На одной, немаркированной стороне оказывается когнитивное пространство возможностей. На другой - маркированной, устанавливается нечто понятное, что может быть использовано в коммуникации. Формула контингенции фиксирует, каким образом система обозначает собственное единство, и как она реагирует на изменения среды.8 Таким образом, анализ формулы контингенции и ее содержания делает методологически возможным установление динамики развития воспитания, которое обусловлено ее изменениями в ответ на изменения среды. Символом единства воспитания выступает воспитательный замысел. В процессе рефлексии о содержании этого замысла воспитание приходит к определению собственной формулы контингенции. Согласно Луману, воспитание обретает собственную формулу контингенции в понятии «образование». Понятие «образование», сложившееся в XVIII в., означает не процесс воспитания, а исключительно его отчетливый результат. Образование – это итог активной работы индивида над собой, символ его общественного успеха.9 Понятие «образование» выступает в качестве маркированной, определенной стороны формулы контингенции, которая используется в общественной коммуникации. Немаркированной стороной этой формы оказывается бесконечное количество возможностей конкретного содержания образования. Согласно Луману, внутренне присущие системе структурные компоненты обретаются ею лишь постепенно в процессе социокультурной эволюции. В исторической перспективе вычленяются ее собственные генерализированная медиа-форма, бинарный код, три иерархических уровня ее функционирования. Вместе с тем уточняется семантика системы, ее собственная проблемная область.
Необходимо подчеркнуть, что динамика развития воспитания рассматривается Луманом исключительно в контексте эволюции европейского общества – его последовательного перехода от сегментарного к стратификационному и затем функциональному типу дифференциации. Причем выделение воспитания в самостоятельную функциональную подсистему осуществляется лишь на поздних этапах общественного развития.10
В сегментарных и стратифицированных обществах воспитание функционально и организационно не обособлено от семьи и религии.11 Обособление происходит в интеракции, контекстом которой является «урок», означающий наличие ролевой дифференциации учитель–ученик. На уровне интеракции по типу «урок» уже вполне проявляется различение воспитания и среды, где роли учителя и ученика составляют среду, а коммуникация в виде «урока» – активную преобразовательную деятельность. Принципиально важно отметить отличие лумановской концепции от классических и современных, составляющих предметное поле социологии образования. В большинстве социологических концепций выделение воспитания/образования увязывается исключительно с вычленением их организационного уровня – созданием государственных образовательных учреждений. В методологической логике такой трактовки объектом социологического изучения становятся те аспекты воспитания, в которых отчетливо выкристаллизовался организационный уровень. И, соответственно, вне теоретико-методологической рефлексии оказываются интерактивный и общественный уровни функционирования образования. Луман, напротив, подчеркивает, что интерактивное выделение воспитания предшествует профессионализации преподавательской деятельности и созданию школьных организаций.12 Наличие ролевой дифференциации на уровне интеракции «урок» свидетельствует о начальном этапе ее функциональной дифференциации. Изменение воспитания напрямую связано с внутренней дифференциацией его иерархических уровней – усложнением интеракции, уточнением ее среды, и выделением организационного уровня.13
Лумановская
концепция социокультурной эволюции
функциональной системы детальным
образом была проанализирована Е.А.
Островской-мл.В её монографии «Религиозная
модель общества: Социологические аспекты
институционализации традиционных религиозных
идеологийю»14 отмечается, что в
концепции Лумана идет вычленение
организационного уровня воспитания,
которе осуществляется лишь при
опоре на государство. Вслед за
классиками и современными социологами
образования Луман признает, что образовательные
организации воспитания обретают форму
государственных образовательных
учреждений.15 В европейских
обществах становление общегосударственных
образовательных структур датируется
второй половиной XVIII в. Вслед за
вычленением интерактивного и
организационного уровней выделяется
самоописание – коммуникационный
уровень. Применительно к воспитанию
таким воплощением ее коммуникационного/
Итак, в рамках системно-функционального подхода Лумана воспитание анализируется как общественная подсистема, осуществляющая специфическую функцию. Эта функция реализуется на трех уровнях – интерактивном, организационном и коммуникативном/общественном. Следует подчеркнуть преимущества лумановского подхода для решения актуальных проблем социологии образования. Прежде всего, необходимо отметить, что в нем обретают свое определение и операционализацию основные для социологии образования понятия – социализация, воспитание, образование. В фокусе социологического анализа Лумана воспитание реализуется как целенаправленная социализация, осуществляемая посредством коммуникации.
2.1.
Концепция патриотического воспитания
учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев,
В.И.Лутовинов)
Межнаучная
интеграция знаний о феномене патриотизма
позволила авторам создать
Авторами данной концепции определяется основное содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания
Современное
состояние патриотического
Вместе с тем мощная государственная поддержка советского патриотического воспитания, для чего под эгидой партийного аппарата использовались пропаганда, образование, культура, все средства информационного воздействия, способствовали достаточно высокому уровню патриотизма, воспитывали в естественной форме любовь и уважение к Отечеству, осознание подрастающим поколением своего гражданского долга, обязанности служить интересам страны и общества, прививали чувство коллективизма.
С разрушением идеологической оболочки декларативного патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» были утрачены, потеряны многие его корни. Этот негативный процесс, объективный в cилy глубинных катаклизмов во всех сферах жизни страны, связанный с разрушением, распадом советской команднo-административной системы, во многом был инициирован «перестроечной» конъюнктурой, политическими спекуляциями, внутренним, идущим «сверху» антикоммунизмом, который расшатал фундамент не только социалистического, но и общероссийского здания.19
Наиболее опасными негативными процессами стали, по мнеию ученых, депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. 20Отечественная история, ее героические события, персоналии выдающихся деятелей, независимо от того, какой социальнo-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодёжи и особенно в молодежной субкультyре получили широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и корпоративное отношение к государству и социальным инститyтам. 21
Под воздействием вестернизации отечественной культyры и образования в сознании молодёжи утрачивает собственно российскую основу народный менталитет, стираются складывавшиеся веками национальные черты образа жизни россиян, являющиеся важнейшими механизмами её социокультурной идентификации.
В связи со значительным ослаблением воспитательного потенциала Вооружённых Сил, значительно снизился уровень работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, что обнаружилось в устойчивой тенденции падения престижа военной службы.
Авторы книги «Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодёжи»22 утверждают, что причины сложившейся ситуации не только в отсутствии общей стратегии и резком ослаблении управления важнейшими звеньями и механизмами в процессе организации деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию молодежи. Они ведут речь о том, что фактически прекратилась целенаправленная разработка теоретических основ, создающих возможности инновациям, появлению новых технологий, перспективных методик, комплексного использования наиболее эффективных методов, форм и средств в патриотического воспитания в ХХ1 веке, остаётся за гранью научного переосмысления богатейший исторический опыт зарубежных стран, накопленный в этой сфере, а имеющиеся в образовательно-воспитательной практике модели необдуманно переносятся на отечественную почву воспитания.23
Целогo комплекс проблем, накопившихся в сфере патриотического воспитания молодежи как важнейшего компонента процесса воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота требует срочного решения. В связи с чем появляется необходимость глубокого изучения и всестороннего анализа всех происходящих в российском обществе изменений, тенденций развития с учетом существующих и нарождающихся проблем и противоречий. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности по формированию у подрастающего поколения служения Отечеству, учитывающей систему его ценностных ориентаций, потребностей и интересов на фоне современных тенденций общественного развития.
Патриотизм - это многоаспектное явление, по - разному проявляющееся на различных уровнях социального пространства и представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик.24
На сегодняшний день сложились следующие подходы к рассмотрению понятия патриотизма:
- Духовно-ценностный., в котором под патриотизмом понимается любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей родины. Патриотизм рассматривается как ценность, в основе которой лежит сакральная связь «прошлое – настоящее - будущее», нравственно-эмоциональная связь «личность – окружающие люди - родина», отражающая единство этнических, культурных, религиозных, эстетических, исторических характеристик в рамках понятия «Отечество».25
- Смыслообразующий, рассматривающий патриотизм как отражение духовной культуры индивида и общества в целом. Содержанием этого подхода является нахождение смыслов служения Отечеству, гордость и великодушие, верность и преданность ему.26
- Культурно созидательный, рассматривающий патриотизм с точки зрения с деятельности во благо Отечеству.2 Основой такого подхода выступает идея служения Отечеству, а целью воспитания в системе образования – трансляция данного социокультурного опыта разнообразными средствами педагогического процесса в единстве и многообразии его направлений и сфер (историко-культурного, правового, нравственного, эстетического, физического и др.).
Возрождение
российского патриотизма в