Патриотическое воспитание старших школьников

Содержание

 

 

Введение 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5

1.1 Понятие патриотического воспитания 5

1.2 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников. 11

1.3 Компоненты и уровни сформированности  патриотизма как качества личности старшего школьника 14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19

2.1 Факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.. ..19

2.2 Методические рекомендации по формированию чувства патриотизма у старших школьников. 23

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение

 

Актуальность исследования определяется сложившейся ситуацией  в нашей стране в настоящее  время и обусловленная преобразованиями в общественной жизни, переоценкой  ценностей в сознании людей. Многое в новой ситуации, в новых ценностях  способствует возрождению национальной культуры и приводит к серьезным  изменениям в сфере школьного  образования.

Одной из основных проблем  общеобразовательной школы на сегодняшний  день является недостаточное внимание к вопросам  патриотического воспитания молодежи, тогда как любовь к Родине, Отечеству всегда была и является залогом сильной и могущественной державы и единой, сплоченной нации.

Страна все острее ощущает  потребность в формировании личности, способной жить в гражданском  обществе и вывести свою страну из  экономического и социального кризисного состояния.

В наше время у части  молодежи часто отсутствует чувство  гордости, любви, привязанности к  Родине, юное поколение мало интересуется историей своей великой страны, своего народа, культурным богатством России, национальной культурой. А для того, чтобы пробудить интерес у  подрастающего поколения интерес  к стране, родному краю необходимо совершенствовать процесс патриотического  воспитания.

Патриотическое воспитание привлекало внимание педагогов, философов. В истории отечественной педагогики и философии данной проблеме уделяли  внимание М.В.Ломоносов, В.Г.Белинский, А.Н. Радищев, А.И.Герцен, Л.Н. Толстой. Они  полагали, что человек должен любить и ценить свою родную культуру, поэтому  одной из главных проблем современной  российской школы является формирование патриота, готового верой и правдой  служить Родине. Особенности патриотического  воспитания молодого поколения проанализированы в трудах М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, и др. Психологические нюансы патриотического воспитания исследованы в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Ключевая роль в процессе формирования патриотического воспитания молодого поколения отводится знакомство с национальной культурой, с устным народным творчеством, богатством народного  фольклора.

Различные аспекты патриотического  воспитания, формы и методы его  реализации, особенности патриотического  и гражданского воспитания нашли  освещение в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Э.И. Моносзона, Г.Н. Филонова, И.Ф.Харламова и других.

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса патриотического  воспитания старших школьников.

Объект исследования - процесс  патриотического воспитания.

Предмет исследования – особенности патриотического воспитания старших школьников.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие патриотического воспитания.
  2. Рассмотреть содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.
  3. Выделить компоненты и уровни сформированности  патриотизма как качества личности старшего школьника
  4. Выделить факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.
  5. Дать методические рекоменации по формированию патриотизма у старших школьников.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. Понятие патриотического  воспитания

 

Исторический опыт становления  и развития нашего Отечества указывает  на то, что важнейшим средством  формирования гражданского общества, укрепление единства и целостности  многонациональной Российской Федерации  является патриотическое воспитание граждан [6, c.61].

 После развала Советского  Союза произошла деградация сложившейся  прежде системы патриотического  воспитания. В сознании людей  стали появляться цинизм, агрессивность,  нравственный релятивизм. В других  же странах, наоборот, усиливается  патриотическое воспитание, культивируется  верность Родине, уважение к государственному  флагу, гербу. Многие американские  школьники считают, что победе  во второй мировой войне мир  обязан именно США, а не Советскому  Союзу. 

За последнее время  в российском обществе значительно  усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились  негативизм, демонстративное отношение  к взрослым, жестокость в крайних  проявлениях. Резко подросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались  сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают  нелегкую науку воспитания в жестких  условиях. За последнее десятилетие  Россия практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

 Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы [8, с.3]. Сложившиеся в нашей стране ситуация вызвала озабоченность работником учреждений образований и культуры, государственных и общественных деятелей. Ведь патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.

 Анализ исторических  событий позволяет сделать вывод, что история России – это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому школьникам необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества [20,с.18].

 Патриотическое воспитание  составляет одно из важнейших  направлений государственной политики  в образовании, потому что оно  всегда являлось одной из важнейших  задач современной школы, ведь  детство и юность - самая благодатная  пора для привития священного  чувства любви к Родине. Воспитание  патриотизма - это неустанная  работа по созданию у школьников  чувства гордости за свою Родину  и свой народ, уважения к  его великим свершениям и достойным страницам прошлого[16, с.54]. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане неоспорима. Очевидна необходимость разработки и реализации приоритетов в основополагающих принципах патриотического воспитания.

 По Постановлению Правительства  Российской Федерации от 16 февраля  2001 года № 122 была разработана  государственная программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской  Федерации на 2001-2005 годы», а также  подпрограмма МО РФ « Формирование  условий для гражданского становления,  патриотического, духовно-нравственного  воспитания молодежи. Увековечивание  памяти защитников Отечества  « в рамках федеральной целевой  программы «Молодежь России»  (2001-2005 годы), в которых были определены понятие, содержание, проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программ, что являлось основой организации деятельности с детьми. Она не была полностью реализована и поэтому возникла необходимость принятия второй программы.

 В 2005 году Правительство  Российской Федерации разработало  вторую Государственную программу  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2006-2010 годы».  Эта программа разработана в  соответствии с Концепцией патриотического  воспитания граждан Российской  федерации и с учётом предложений  федеральных органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, научных и образовательных  учреждений, общественных организаций,  творческих союзов и религиозных  конфессий. Программа имеет государственный статус и является продолжением программы 2001-2005 годов. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Продолжить создание  системы патриотического воспитания.

2. Совершенствовать нормативно - правовую и организационно –  методическую базу патриотического  воспитания.

3. Шире привлекать к  участию общественные организации,  трудовые коллективы.

4. Повышать качество патриотического  воспитания в общеобразовательных  учреждениях, превратив их в  центры патриотического воспитания подрастающего поколения.

5. Проводить организаторскую  и пропагандистскую деятельность  с целью дальнейшего развития  патриотизма как стержневой духовной  составляющей России.

 Для России, одной из  крупнейших многонациональных стран  мира, важнейшая цель воспитания  и образования - формирование  у граждан российского патриотизма,  чувства дружбы народов и веротерпимости. Истинный патриотизм по своей  сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений [9,с. 21]. При решении воспитательных задач педагог должен руководствоваться принципами воспитания. Он должен учитывать не только природу самого воспитания, но и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.

 Школа - как социальный  институт, должна готовить к жизни.  А жизнь-это не только академические  знания. На воспитание патриота, защитника Отечества должен быть  направлен весь учебно-воспитательный  процесс. Особое место в нем  отводится внеучебной работе по подготовке молодежи к защите Родины.[3, c.55]. Хотя в документах о школьной реформе и поставлена задача «охватить» всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеучебное время, однако без анализа сущностных черт этого процесса, его особенностей в новых исторических условиях все попытки «охвата» приведут к формализму. Не вызывает сомнения, что роль воспитательной работы сегодня значительно изменилась. Новые тенденции в сфере воспитания обусловлены обновлением общества, развернувшимися процессами гуманизации, демократизации, потребностью формирования нового политического мышления, совершенствования всех аспектов нашей жизни: политики, культуры, развития современной системы духовных приоритетов, обновления содержания нравственных ориентаций, усиления морального фактора в регулировании отношений и деятельности людей. Данные объективные факторы определяют сегодня все стороны нашей жизни, в том числе и осмысление целей, выбор содержания, форм и методов воспитательной деятельности. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности - это обязательное развитие: интеллекта, уверенности в себе, самосовершенствования, уважения к окружающим, своей Родине. Все это вместе взятое, можно назвать гуманистической психологией воспитания и обучения. Никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с подростком не возможно без учета его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, то есть побудительные источники этих действий, их мотивация может быть разной. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, социальные установки, ценности. Нужно знать особенности характера школьников, создать такой психологический климат в школе, чтобы дети сами заинтересовались тем, что предлагают им педагоги, то есть для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только сущность и содержание воспитания, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

 Приступая к планированию, не следует забывать, что конечный  результат работы школы - сформировать  чувство любви к Родине, готовность  в случае необходимости беззаветно  её защищать - это продукт учебно-воспитательного  процесса в целом, всего комплекса  влияний на учащихся, всей деятельности  по формирования личности учащихся. Поэтому любая попытка планирования  работы по патриотическому воспитанию  отдельно от плана работы школы,  в целом неминуемо будет вести  к ограниченности и утилитарности  плана, к его неполноценности  и несовершенству. Несмотря на  многообразие форм планирования  патриотического воспитания не  нужно забывать, что обилие направлений  может привести к значительным  трудностям в выборе и организации  форм и методов воспитательной  работы, внести элементы беспорядочности  и значительно усложнить процесс  планирования. Возможны разные классификации средств патриотического воспитания по формам проведения и организации, по месту проведения и составу учащихся. Но наиболее адекватно отвечает задачам целостного подхода типология средств патриотического воспитания по их функциям и формирования у школьников готовности к защите Родины. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы о доблести, о подвигах и славе всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле [2].

 Очень важно, проводя  работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в нельзя ничего  навязывать. Это может вызвать  протест, отчуждение, нужно стараться  делать это ненавязчиво, заинтересовывая  школьников возможностью проявить  свои таланты и способности.  Значимость изучения системы  патриотического воспитания учащихся  заключается в том, что именно  в школе воспитание гражданина  страны рассматривается как одно  из главных средств национального возрождения/

 Педагоги, руководствуясь  принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России через воспитание у граждан чувств российского патриотизма. Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение цели и задач воспитания, воплощают педагогическую практику в содержании образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности образовательных учреждений и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию [7].

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой масштабную работу многих специалистов по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

1.2 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.

 

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В настоящее время гражданское  образование находится на этапе  становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал  в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и  информационно – методические материалы  Министерства образования РФ стимулировали  деятельность общеобразовательных  учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с  целью разработки региональных концепций  и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом  государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование  направлено на формирование гражданской  компетентности личности. Гражданская  компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской  компетентности школьников неразрывно связано с формированием у  них основополагающих ценностей  российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

В процессе формирования демократических  ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование  представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование  и воспитание, реализуемое посредством  организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового  пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.

Гражданское образование  в общеобразовательной школе  включает в себя три ступени [1].

На первой ступени (начальное  образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему  ценностей и установок поведения  подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей  самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени  углубляются, расширяются знания о  процессах, происходящих в различных  сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его  социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в  том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели  строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь  на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику  успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают  опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника), школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия  личности в решении общественно  значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так  и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и  соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они  сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими  событиями, происходящими в масштабах  села, города, страны в целом.

Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.

Таким образом, основной целью  гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование и  развитие полноценной личности с  определенными моральными принципами, которая осознает себя не просто как  часть общества, но и как гражданина своей страны,  своего Отечества.

1.3 Компоненты и уровни сформированности  патриотизма как качества личности старшего школьника

 

 Анализ философских  подходов к определению патриотизма  убеждает в многогранности этого  понятия. Его современная трактовка   перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, педагогов - А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, которые понимали патриотизм, прежде всего, как участие в гражданских делах.

 В «Концепции патриотического воспитания» А.К.Быкова патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность,  общественно значимые поведение и деятельность.

Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [6, с.41-42].

 Солдатенков А.Д. полагает, что объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе,  к родному краю, героям войны,  людям труда, к Родине» [22, с. 46-52].  Формирование этической культуры (у подростков) и моральная направленность (у взрослых), конечно, могут быть показателем патриотизма. Как отметил Дробницкий О.Г., «нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом…» [11, с.15].

 Следует отметить, что   с одной стороны, умение различать  добро и зло, действовать в  защиту кого-то или чего-то, уважение  к другим и т.д.  (то есть категории, отражающие нравственные начала личности) - могут стать основой становления патриотизма. С другой стороны – патриотизм может быть тем интегративным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, поскольку процесс нравственного воспитания человека предполагает усвоение нравственных норм как ценностей общего жития, готовности сохранять и оберегать все то, что дорого человеку, в том числе - Родину.

Терентий  М.А. считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника [25]. Суходолова Т. М. уточняет содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и другое [24].

 Обобщая перечисленные  суждения,  можно сделать вывод о том, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента: 

  • когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно);
  • эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны);
  • деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).

 Эти компоненты (когнитивный,  эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота  – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности  субъекта выстраивается смысловой  ряд личностно значимых ценностей,  происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

 Перечисленные выше  компоненты могут проявляться  на разных уровнях и в различных  сочетаниях.  Максимов В.Г. отмечает, что уровней воспитанности по каждому качеству можно представить как минимум два и как максимум - неограниченное количество [17]. Можно предположить, что наиболее оптимальным является выделение трех уровней (высокий, средний и низкий) сформированности   патриотизма старшеклассника: 

  1. высокий уровень – учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности  суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и прочее;
  2. средний уровень – учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер,  нуждается в стимулировании со стороны;
  3. низкий уровень – знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.

 Таким образом, рассматривая патриотическое воспитание школьников  как  целенаправленный, специально организуемый процесс формирования патриотических качеств, можно выделить не только компоненты, составляющие патриотизм, но и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшеклассника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников

 

 Факторы, влияющие на  воспитание патриотизма, следует  понимать как обстоятельства, условия,  природные и социальные факты,  влияющие на эффективность системы  воспитания и побуждающие человека  к активной деятельности. Бабанский Ю.К. классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые. Турченко В.Н. выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса. В трактовке Н.В. Бордовской и А.А. Реана также - факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные [15]. Мудрик А.В. выделяет факторы воспитания макро-, мезо -, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологическую природу человека . По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, таких групп три. Подобные разногласия в классификации факторов не случайны. Они свидетельствуют не только и не столько о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. Это свидетельствует о неразработанности данной научной проблемы.

Патриотическое воспитание старших школьников