Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования

Содержание

Введение  2

Глава 1. Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы  в учреждении общего образования.  5

   1.1.Сущность  понятий «патриотизм» и «патриотическое  воспитание».   5

   1.2 Воспитание  патриотизма как педагогическая  проблема 9

Глава 2. Практическое применение принципов гражданственности в условиях учреждений общего образования.  17

2.1. Опыт деятельности  учреждений образования по формированию  патриотизма.  17

    2.2 Разработка и  проведение анкеты на тему: «Формирование  патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55»  30

Заключение 35

Список  литературы 37 
 
 
 

       Введение

       Актуальность: В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии  образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

       После развала СССР на всем постсоветском  пространстве наблюдались спад в  экономике, культуре, ухудшение демографической  ситуации. Само слово «патриотизм» стало немодным, почти ругательным, зачастую приравненным к национал-шовинизму. Из школьной программы предлагалось убрать воспитание и оставить только обучение, на основании того, что «воспитание - это насилие над личностью». Были разрушены многие детские и юношеские организации, которые занимались не только коммунистической пропагандой, но и воспитанием любви, преданности, уважению к своей Родине, прививали  общечеловеческие ценности, хотя и односторонне направленные. Несомненно, использование информационного пространства для межличностного общения должно считаться благом, если бы СМИ не навязывали культурный выбор, сделанный другими.

       Воспитание  патриотизма возможно только в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.

       Объектом  исследования стал процесс воспитания патриотизма в системе воспитательной работы. 

       Предметом исследования стало изучение опыта деятельности учреждений образования по формированию патриотизма.

       Цель  исследования: выявить и проанализировать социально-педагогические условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

       Задачи:

         1.Раскрыть сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»;

         2.Рассмотреть процесс воспитания  патриотизма как педагогической  проблемы;

         3.Изучить опыт деятельности учреждений  образования по формированию  патриотизма;

         4. Разработка и проведение анкеты на тему: «Формирование патриотического воспитания с целью развития гражданской позиции учеников старших классов МОУ СОШ №55» 

       Глава 1. Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждениях общего образования.

    1. Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

         Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Более развернутое определение находим в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…». В толковом словаре В. И. Даля слово патриот трактуется  как  «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [4;309] и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) — любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.

         Патриотизм состоит из определенных  структурных компонентов [3;29]:

         - патриотическая идея и идеал; 

         - патриотическое сознание;

         - патриотическое поведение; 

         - патриотические чувства и убеждения; 

         Рассмотрим эти компоненты в  отдельности: 

         Идея патриотизма занимала и занимает особое место в духовной жизни русского общества. Она распространяется на все сферы общественной жизни: идеологию, политику, право, культуру, экономику, образование, экологию и т.д. Прежде всего, она выражаются в идеях, идеалах. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и создает предпосылки их целостности. Такая идея не обязательно должна носить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа по сугубо секулярным идеям (национального освобождения, модернизации общества и т.п.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Она должна содержать в себе ответы на коренные вопросы общества, сформулированные еще Омаром Хайямом: «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?». Идеала выражает представление общества о моральном совершенстве, и он является основой для формирования национальной идеи.

         Патриотическое сознание личности  представляет собой сложное целостное образование, сочетающее в себе совокупность знаний о собственных генетических корнях, осмысление окружающей социальной действительности, тенденций и  перспектив  ее развития, установка готовности к  созидательной  деятельности и защите Отечества, как преобладающего мотива жизнедеятельности в контексте перспектив собственного существования. В структуре патриотического сознания можно выделить ряд взаимосвязанных уровней: логико-когнитивный, эмоционально-регулятивный и ценностно-смысловой [2;167]. 

         Логико-когнитивные компоненты сознания охватывают сферу мышления  человека. С помощью мышления человек выходит за рамки данных чувственного опыта в сущностные  характеристики объектов. Главной целью формирования  данного уровня патриотического сознания является развитие представлений, обеспечивающих мировоззренческий пласт в структуре личности. На данном уровне закладывается фундамент целостного патриотического облика личности, который проявляется (опредмечивается) на третьем уровне. Особенностью  первого уровня патриотического сознания является его направленность в прошлое  к духовно-ценностным корням традиций и героических фактов отечественной истории. На основе общих понятий, логических мыслительных операций человек обретает мировоззренческие и общекультурные знания о своей Родине, ее прошлом и настоящем и, в этом контексте осознает свое место в обществе.

       Второй  уровень патриотического сознания связан с эмоциональной составляющей. Она представляет собой сферу  личностных, субъективно-психологических  переживаний,   представлений,   воспоминаний, предчувствий и проч. Становление эмоциональной сферы патриотического сознания охватывает  как аффективное состояние личности (стрессы, предчувствия, опасности, беспредметные переживания), так и эмоции (положительные и отрицательные).

         Третий уровень в структуре  патриотического сознания связан  с ценностно-смысловым  компонентом.  Здесь проявляются высшие мотивы  деятельности, поведения  и   отношений в окружающем социальном  пространстве, духовно-нравственные  идеалы, культурно-исторические ценности. Данный  уровень основывается  на развитости первых двух: полученные знания проходят через чувства и закрепляются в ценностях как побудительной силе.

         Педагогический подход к проблеме  патриотического сознания синтезирует  общенаучные подходы и вырабатывает пути и средства его формирования у населения и, прежде всего у молодежи. [13;12]

         Под патриотическим поведением  понимается осознанное проявление  в  различных видах деятельности  социально ценностных мотивов  ориентированных на личностный вклад в созидание и защиту своего Отечества.     

         Патриотическое поведение имеет  следующие черты [2;89]:

          а) нормативность, ориентированную  на общественно значимые цели  в конкретных  видах действий, поступков, деятельности, отношений  к опыту предшествующих  поколений;     

          б) осознанность, проявляющуюся   в  понимании  государственных  интересов как личных;     

          в) избирательность, выражающуюся  в выборе социально-ценностной  направленности  деятельности, неприятии   эгоизма,  индивидуализма, социальных пороков;     

           г) активность, определяющую ориентации  на ценности саморазвития,  персонификацию  деятельности в реализации своих  задатков, склонностей, имеющих     социально-ориентированную направленность;     

           д) ассоциативность, выбирающую стиль поступков, отношений, действий  сообразно целям  и особенностям  социальной среды, взаимодействующей с человеком в интересах созидания;     

           е) адаптивность, характеризующую  направленность поступков и действий  человека   по  достижению    ценностной,  эмоциональной комфортности в окружающей социальной среде.       
 
 
 

       1.2 Воспитание патриотизма как педагогическая проблема

          Патриотическое воспитание как  педагогическая проблема во все  времена занимала особое место  не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в  идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. [7;225]

          Известно, что в разные исторические  эпохи сущность этого понятия  определялась неодинаково: менялись  приоритеты и аспекты его осмысления. Патриотизм возникает исторически под влиянием социально-экономических условий жизни людей и в связи с изменением этих условий изменяет свое содержание. Интерес к нему в Древней Греции был в значительной степени обусловлен своеобразием античного общественного устройства. Античный город (полис) представлял собой коллектив полноправных граждан - земельных собственников, избирающих городские власти. Полис обеспечивал эксплуатацию рабов, регулировал торговлю, стимулировал развитие ремесел и искусства, устраивал различные зрелища. Все эти операции осуществлялись за счет жителей города, что предполагало соответствующие установки в общественном сознании и воспитании. Герои греческого эпоса - Геракл, совершающий труды и подвиги ради людей; Гектор, защищающий родной город от врагов; Ахилл, для которого слава и память потомков важнее спокойствия и безопасной жизни; скиталец Одиссей, преодолевающий все препятствия на своем пути к родной Итаке. Это личности, своими делами утверждающие себя и свое право на уважение в обществе. Такой идеал самоутверждения в борьбе за признанные обществом ценности обеспечивал активное участие граждан в жизни родного города, готовность пожертвовать многим ради его интересов: стабильного развития, процветания, благополучия [5;58].

       В дальнейшем проблема патриотизма и  патриотического воспитания рассматривалась  мыслителями эпохи Возрождения, что было связано с характерным  для этой эпохи обращением к античным образцам.

         Я.А. Коменский подчёркивал, что  патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, а потом – к Отечеству. [21;82].

         Однако с конца XV века в Западной  Европе изменяется политическая  ситуация: почти повсеместно устанавливается абсолютная монархическая власть, подавляющая личность человека, лишающая ее политических свобод и возможности проявлять гражданскую активность и, самое главное, требующая, прежде всего личной преданности монарху. В результате нравственные идеалы Возрождения утратили свою актуальность, и попали в забвение на многие десятилетия.

       В Западной Европе национальный патриотизм особенно мощно заявил о себе на полурелигиозной основе в XV веке в  период Столетней войны (1337-1453 гг.) во Франции. Выразителем этой идеи стала Жанн д'Арк, которая определяла охватившее ее чувство как «великую жалость... скорбь по милой Франции» и отождествляла его с «голосом бога».  
      Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой Французской революции 1789 - 1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за великое дело, защитники и освободители республики, в противовес изменникам и предателям родины - роялистам.

         Однако, приступая определения сущности  патриотического воспитания, мы  вынуждены отметить, что возникает проблема смыслового содержания и границ этого понятия. Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, отечеству, а патриот» (от греческого patris — земляк) - как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи». Однако, учитывая историко-временную специфику и ее влияние на значение отдельных слов в языке, мы должны констатировать, что во многих работах педагогов и общественных деятелей, особенно XVIII века, когда происходит оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и «гражданин» служили синонимами. Смысловая нагрузка слова «гражданин» была не просто иной, она была скорее противоположной современному пониманию. Гражданин - это не законопослушный обыватель, а деятельный, борющийся за справедливость и благо народа, нации, страны прогрессивный человек. Достаточно вспомнить запрет на использование этого слова в российской печати после Великой Французской революции, чтобы почувствовать пафос и смысловую нагрузку этого слова в работах XVIII века.

               Уже М.В. Ломоносов в своих  работах «Краткое руководство  к  
красноречию», «Риторика» сформулировал задачу воспитания сознательных граждан, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства. Проблемы патриотического воспитания вслед за М.В. Ломоносовым касались Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин. А.Н. Радищев в своих литературно-публицистических произведениях также обращал внимание на очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины. «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей. ...Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласиться погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия ... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью. ... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...». [11;322]

       Значительный  вклад в рассмотрение проблем  патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И.Герценом. По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания  педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н. Л.Н. Толстой и др. Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». [12;167]

       Ушинский  писал: «Природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история  с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему любовь к  Отечеству». Уясняя  сущность  и  содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании  личности,  нельзя  не  привести полные глубочайшего смысла слова К. Д.  Ушинского.  «Как  нет  человека  без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный  ключ  к сердцу  человека и могущественную  опору для борьбы  с его дурными   природными,   личными, семейными и родовыми наклонностями». [12;56]

          Советский период развития теории  и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе  гражданина – патриота, которые актуальны и в настоящее время. Патриотизм советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. не имеет мировых аналогов и будет всегда предметом гордости за героический подвиг наших предков.

       На  разных этапах общество меняло характер патриотизма. Революционный патриотизм был направлен на воспитание ненависти  к господствующим порядкам, к паразитической верхушке общества. С развитием государства патриотизм наполнялся политическим смыслом. В авторитарных системах любовь к Родине подменяется преданностью властям. После Великой Отечественной войны патриотизм стал восприниматься как принцип противостояния некоему образу врага.

         В настоящее время патриотизм  рассматривается в тесной взаимосвязи  с гуманистическим, культурологическим, гражданским и интернациональным воспитанием.

       Г.Н. Булгаков рассматривает чувство  патриотизма как признак нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность. По его мнению, формирование чувства патриотизма возможно путем изучения национального творчества, объективированного в отдельных его продуктах. Авторы сходятся в большинстве своем во мнении, что чувство патриотизма не признак нации, осознание нацией самое себя, своего места в истории и перспектив развития.

       В последнее десятилетие, по мнению Р.Х. Шогенова, сформировалось несколько  подходов к содержанию чувства патриотизма: как духовное образование, включающее национальные стереотипы, представления о территории, культуре, языке, историческом прошлом: как комплекс представлений национальности о самой себе, интересах, ценностных ориентирах и установках по отношению к другим национальностям; как национальная самоидентификация. На наш взгляд, относительно предмета нашего исследования, чувство патриотизма можно рассматривать с точки зрения национальной самоидентификации подростков в национальном обществе учащихся.

       В работах А.В. Мудрика предложена классификация этих факторов, которая получила признание и дальнейшее развитие:

       1. Макрофакторы: государственный строй,  психологическая атмосфера в  обществе, состояние гражданского  общества, история страны, ее международный  авторитет, геополитические интересы, архетип нации.

       2. Мезофакторы - условия региона:  традиции, культура, специфика производства, уклад, быт, национальные особенности,  природно-климатические и социально-демографические  условия; образ жизни.

       3. Микрофакторы - малые социальные группы, среда сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др. [8;101]

         Благодаря влиянию указанных  выше факторов, у учащейся молодежи  формируется система ценностных  отношений к обществу, государству, власти, к Родине, к образованию, культуре, природе, семье, труду и нации в целом.

       Система ценностных отношений также может  быть классифицирована на ценности первого порядка - ближайшие по отношению к человечеству ценности: здоровье, личная жизнь, работа, счастье, семья, удовлетворение витальных потребностей и другие; ценности второго порядка - ценности, связанные с национальной культурой: родной язык, традиции, обычаи, уклад, национальные особенности, патриотизм; гордость за принадлежность к сообществу и т.д.; [14;154]

         - ценности третьего порядка - общечеловеческие ценности: мир, экология,  дружба; 

         Анализ психолого-педагогической  литературы и различных подходов  в определении факторов, позволил  нам выделить наиболее существенные  факторы, которые влияют на формирование чувства патриотизма:

       Макрофакторы: государственный строй, психологическая  атмосфера в обществе, состояние  гражданского общества, история страны.

       Мезофакторы: традиции и культура конкретного  региона, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.

       Микрофакторы: группы сверстников, образовательные  и культурно-массовые учреждения, семья, воспитательная система школы, личный жизненный опыт и др. 

         Совершенно очевидно, что на сегодня  влияние современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно-информационному воздействию. Наиболее сильное влияние на процесс становления патриотически-устойчивой личности учащегося оказывает микросреда, семья, СМИ, искусство, литература, общественные организации и движения, а также дифференцируются попытки личности вычленить себя, как сознательную и индивидуальную личность,  из общества, частью которого она является. Это стремление ведет к активному осмыслению пережитого опыта и адаптации будущего, осознанию своего места в обществе и проектирование желаемого. Вот почему патриотическая воспитанность способна сплачивать, объединять многих людей во внутренне солидарные общности, выражать сущность воли, проявляющейся в индивиде,  роде,  народе,  нации.                                                                                                                                                                                                 

       Так же, одним из приоритетных условий (факторов) воспитания патриотизма у подростка, выступает не только существующая система  общественных отношений, но и личных жизненный опыт, сквозь призму которого молодой человек осмысливает и интериоризирует духовные ценности социума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2.  Практическое применение принципов гражданственности  в условиях учреждений общего образования.

       2.1. Опыт деятельности учреждений образования по формированию патриотизма.

       Мы  акцентируем свое внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Потому что, именно в школе  подросток проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с молодежью препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

       В учреждениях общего среднего образования  патриотическое воспитание является одним  из направлений духовно-нравственного  формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей [13;56]. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, правах человека и ребенка[6;97]. Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего школьного возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них. Для старшеклассников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.

       Важным  критерием эффективности гражданско-патриотического  воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру. Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека. [9;27]

       Патриотическое  воспитание в учреждениях образования  должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну.

Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы в учреждении общего образования