Патриотизм

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………..….2

Часть I.

    1. Сущность патриотизма………………………………………..…3
    2. Отношение к патриотизму в истории России………………….5
    3. Проблема патриотизма современных граждан России…….….8
    4. Операционализация………………………………………….…12

Часть II.

2.1Описание инструментария…………………..……………………14 

2.2 Анкета…………………………………….……………………….14

Часть III.

3.1 Результаты исследования…………………………………….…..19

Заключение………………………………………………..……..…..23

Список использованной литературы……………….…………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

Развитие патриотизма  молодежи в современной России является важнейшим фактором обеспечения  безопасности и стабильного развития страны. Безопасность нашей страны, защита ее интересов напрямую зависит  от патриотической работы, которая  проводится в молодежной среде. Формирование патриотического сознания молодежи – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами  общественной жизни и в котором  участвует все общественные институты: семья, школа, ВУЗ, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения  и организации, СМИ, армия, церковь  и др. Сердцевиной гражданского воспитания является правовое и патриотическое воспитание. Без знания законов и  исполнения их, без соблюдения прав и выполнения обязанностей нет, и не может быть истинного гражданина и патриота. Главная задача патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремление отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Цель курсовой работы – изучить состояние патриотического воспитания молодежи, на примере 3 курса ГМУ.

Исходя, из всего вышеизложенного можно определить следующие задачи:

- рассмотреть сущность термина «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;

- провести анкетирование  молодежи; 

- выяснить роль государства  в формировании патриотических  чувств; 

Объектом исследования являются студенты 7 факультета РГТУ «МАТИ» им. К.Э. Циолковского.

Предметом исследования выступают факторы, влияющие на формирование патриотического воспитания молодежи; оценка молодыми людьми места государства в процессе патриотического воспитания.

Гипотеза – основное утверждение, которое ставится в этой курсовой работе звучит так: «Незнание понятия «патриотизм» отрицательно сказывается на патриотическом воспитании.

 

Часть I.

 

1.1 Сущность  патриотизма

 

Патриотизм, как явление  социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом  патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество  как совокупность элементов природной  и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия  для единения граждан, социальных групп  и т.д., составляющих структуру этого  общества. Являясь субъектом патриотического  сознания и патриотического действия, человек имеет полное право пользоваться благами созданной им социальной ценности - патриотизма.

В основе патриотизма лежит  социально обусловленное отношение "личность - социальная группа / общество - Родина", подразумевающее нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, религиозных, эстетических и др. представлений, входящих в понятие "Родина".

Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - Родина, Отечество) трактуется как "нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины". Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху может иметь различную социальную и ценностную трактовку. Однако первооснова его остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - ареал обитания народа - страна в целом, и связана с процессом самоидентификации, т.е. с осознанием себя членом какой-либо группы, принятия на себя свойств этой группы и ответственности за неё. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле, патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан и более выражен в понятии "Отечество". Термин "патриотизм" означает так же преданность своему народу, уважение к его истории, традициям, культуре. Под условиями и способами стимулирования развития личности патриота мы понимаем ряд мероприятий и форм организации учебно-воспитательной работы, позволяющих человеку проявлять патриотизм самому и приобщать к этому окружающих.

Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Его роль и значение возрастают, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Возникла обострённая необходимость в его возрождении, выздоровлении и нормальном развитии. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.

Представляется правомерной  точка зрения, рассматривающая патриотизм в нескольких аспектах: в философском, как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного  общества; в социально-педагогическом, как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное нравственное качество.

Необходимо также сказать что в понятии "патриотизм" можно выделить несколько различных составляющих. Выделение эмоционального компонента патриотизма обусловлено его эмоционально-чувственным началом. Это начало, прежде всего, проявляется в переживаниях в отношении "мое", а затем - "наше".

Превращение социальных ценностей  в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности в процессе героико-патриотического  воспитания и самовоспитания. Человек  проявляет свои убеждения, формирует  необходимые умения и навыки только в практической деятельности. Человек-патриот  проявляет свою жизненную позицию  в практической деятельности на благо Родины, и Отечества. Все это дает основание выделить в структуре патриотизма деятельностный компонент.

 

1.2 Отношение к патриотизму в истории России.

 

По мнению учёных, зачатки  патриотизма появляются ещё в  первобытнообщинной формации. В те времена патриотизм опирался на кровнородственные  связи, носил эмоционально-чувственный  характер. Корни патриотизма кроются  в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях: из инстинктов размножения (продолжения  вида) и питания (сохранения вида) вырастают  инстинкты охраны и защиты потомства  и территории обитания.

Патриотизм и героизм - личностные качества, которые формируются  в результате работы сознания, когда  требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей человека в изменяющейся обстановке. Они тесно связаны  с потребностью в безопасности, которая  служит своеобразным связующим звеном между естественными потребностями  и потребностями социальными.

Родоплеменная организация  общества, основывавшаяся на чувстве  коллективного своего (общие для  членов племени добыча, скот, дети), настоятельно требовала защиты, прежде всего, своих сородичей. При этом ценность территории обитания зависела от наличия необходимой для поддержания  жизнедеятельности флоры и фауны. По мере перехода к оседлому образу жизни возникла потребность и  в охране своей территории. Именно тогда возникают зачатки государственности: вооруженная охрана как необходимая  форма защищенности территории племени; героизм и патриотизм как идеология  выживания человеческой общности.

Появление частной собственности, закрепление территорий в рамках отдельных государств, многочисленные войны за передел территорий настоятельно диктовали необходимость развития у населения страны патриотизма  и героизма. Именно тогда чувство  привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской  ответственностью, что усиливает  социальная связь личности с Отечеством.

В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. В нормально развивающемся обществе патриотизм - такое же естественное чувство личного самоуважения и  достоинства человека как любовь к своей семье. Любовь к Родине, обязанность служить своему народу и Отчизне формируются в повседневной жизни по мере расширения связей отдельного человека с другими людьми - сначала  с земляками, а потом - с народом  всей страны. При этом частота обращения  государства и общества к патриотизму  прямо пропорциональна величине внешней угрозы, а его содержание напрямую зависит от господствующей идеологии.

В памяти россиян патриотизм и героизм в полной мере ассоциируются  с именами князей А. Невского и  Д. Пожарского, крестьянина И. Сусанина, полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова, адмирала А.В. Колчака, маршалов Г.К. Жукова и В.К. Блюхера, летчика Н. Гастелло, рядового А. Матросова и сотен  тысяч других россиян.

Анализ древнерусской  истории показал, что в те времена  эквивалент слову "патриотизм" отсутствовал, а слово "Родина" не употреблялось. Это, по-видимому, связано с княжескими междоусобицами, отсутствием национального  единства. Тем не менее, во многих произведениях  Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы: гордость за свою землю, восхищение её красотой и величием, осуждение  пагубных раздоров.

Условия для формирования общерусского патриотического сознания возникли лишь с образованием Российского  государства в конце XV века. Бурные события начала XVII века ("Смутное  время") нашли отражение в исследованиях  В.И. Даля, Н.М. Карамзина, В.В. Максимова  и обозначили контуры понятия "патриотизм", близкие к современному пониманию.

В годы правления Петра I патриотизм принял характер государственной  идеологии, а главным девизом  россиян становится девиз: "Бог, Царь, Отечество!".

В основу системы воспитания защитников России было положено требование воспитывать в воинах преданность  Отечеству. Крупнейшие военные деятели  России, такие как А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.А. Драгомиров, утверждали, что  патриотическая работа должна вестись  с опорой на историю, воинские традиции и ритуалы, использование военной  символики, материального и морального стимулирования. Большое значение они  придавали личному примеру командиров.

Системно-генетический анализ принципов, оказывавших влияние  на массовое общественное сознание, показывает, что российское государство, влияя  на общественное сознание, использовало триаду приоритетных ценностей:

 

1) идеология (православие  - в дореволюционный период; марксизм-ленинизм - в период советской власти);

2) государственность, ассоциируемую  либо с самодержцем, либо с  партийным вождем, либо с центральным  органом компартии;

3) народность. Последняя  часть триады при царизме воплощалась  в приоритете русского народа, при советской власти - в гегемонии  сначала пролетариата, затем рабочего  класса над остальными классами  и социальными группами, затем  - в провозглашенной идеологами  КПСС единой социальной общности  под названием "советский народ". [1, с.116]

Сегодня острая потребность  в патриотизме населения страны в как государственной идеологии  объективно обусловлена острой необходимостью заполнения идеологического вакуума, образовавшегося под влиянием распада  СССР.

Новые социально-экономические  условия жизни россиян, становление  новой государственности, гражданского общества дали основание для пересмотра изучаемых понятий с позиций  общечеловеческих интересов, ценностей  и идеалов.

Важным является и смещение акцента в осознании патриотического  долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка - "раньше думай  о Родине, а потом о себе" - уступает место другому пониманию: "Если я не для себя, то зачем  я? Но если я только для себя, то зачем  я живу?".

К главным особенностям российского  патриотизма в современном обществе можно отнести:

- глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту;

- державность, отражающая тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась военным государством, оплотом которого были силовые структуры: армия, флот, казачество, жандармерия;

- интернациональный характер, ибо Россия- многонациональное государство;

- деятельностная направленность, ему чужд созерцательный характер, он всегда выступает мощным духовным фактором в решении практических задач развития нашего общества.

 

1.3 Проблема  патриотизма современных граждан  России.

 

Говоря о таком понятии  как патриотизм, я считаю необходимым  упомянуть некоторые отличительные  особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Падает рождаемость, растет смертность - за последние 15 лет в России рождается почти в 2 раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. В стране стремительно распространяется пьянство, что является для нас бедствием национального масштаба. Россия по потреблению алкоголя на душу населения уже давно вышло на первое место в мире, опередив признанного лидера - Францию. Причем наше количественное превосходство усугубляется низким качеством потребляемых спиртных напитков. В 20 веке мир поразило еще одно бедствие - наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число молодых людей, употребляющих наркотики, распространяются казалось уже побежденные болезни, такие как туберкулез. Над страной нависла эпидемия СПИДА. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора сильного государства. Нравственной опорой человека в самые сложные времена всегда была вера в Бога, как в некий нравственный идеал. Но вследствие 75летнего атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие люди в нашей стране не только потеряли веру в бога, но и не знакомы даже с основами религии. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян.

Начиная с 80-х годов, в  обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко  замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность  среды, социальная нестабильность, изменился  характер общения между людьми, что  было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее  отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья  перестала полноценно выполнять  воспитательные функции. Молодежь все  более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм -- эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение: ПАТРИОТ - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».

Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых  изменений, хотя существует уже много  веков.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним  понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень  ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного  и государственного здания, опору  его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных  институтов. Усвоение ценностей и  норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это  не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности  является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в  себя все многообразие социальных и  природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или  деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического  воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям  одними призывами, так невозможно воспитать  гражданина из школьника, изучавшего большую  Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении  с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни  народа.

Но  как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынужден констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Падение коммунистического режима в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей идеологии. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой напрочь отсутствовала какая либо идеология или система ценностей. Поскольку ничего в нашем мире не терпит пустоты, образовавшийся вакуум быстро стал заполняться технологиями разрушения национального самосознания. К их числу относятся прежде всего: либерально-рыночная доктрина; «массовая культура» с ее культом насилия, эгоизма, секса, антиинтеллектуализма; система давления на общественное мнение, вызывающая апатию, безразличие; внедрение деструктивных религиозных сект и учений и т. д. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то ответной реакцией незащищенной личности становится агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т. п. Человек в современной России с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники. В России столкнулись две системы ценностей - либеральная, которая пришла на смену социалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоением ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям.

Как известно, когда свободы  черезчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.

В сознании советских людей  был прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя (А.Матросов, М.Паникаха, З.Космодемьянская, О.Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход

через линию фронта, оборона  дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического  Отца и образ жертвенно-женственной  Матери.

 

Данные образы предстают  как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.

 

1.4 Операционализация.

 

Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.

Интерпретации подлежат следующие  понятия:

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.

Гражданское воспитание - воспитание в духе нравственности.

Гражданственность - чувство неразрывной связи с народом.

Молодежь - молодые люди: юноши, девушки; социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально - психологических свойств. Современные возрастные границы от 16 до 30 лет.

Патриот - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Патриотизм - любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

Патриотическое  воспитание - воспитание любви к своей Родине.

1. Определение недостаточной  информированности молодежи 

Высокая люди знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ.

Низкая люди не знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, не осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ .

2. Участие общественности  в обсуждении проблемы гражданского  и патриотического воспитания.

Достаточное проблема обсуждается во многих телевизионных и радио программах, о ней пишут в различных информационных изданиях.

Недостаточное проблема не обсуждается в телевизионных и радио программах, о ней не пишут в различных информационных изданиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Программа исследования.

 

    1. Описание инструментария.

 

В качестве инструмента исследования была выбрана анкета. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Объем выборочной совокупности составил 50 респондентов, все из них  учащиеся РГТУ «МАТИ» им К.Э. Циолковского, в возрасте от 17 до 22 лет.

Анкета.

Уважаемый респондент! Предлагаем вам принять участие в исследовании, посвященном проблеме патриотизма в молодежной среде, ответив на предложенные вопросы. Данный опрос проводится анонимно. Благодарим за участие!

1. Считаете ли вы себя патриотом?

А) Да;

Б) Нет;

В) Затрудняюсь ответить; 

 

2. Каково, по Вашему мнению состояние патриотизма среди Вас, ваших друзей, сверстников? Отметьте по 10-бальной шкале.

___

 

 

3. Считаете ли Вы необходимыми уроки патриотического воспитания для молодежи?

А) Да;

Б) Нет;  
В) Затрудняюсь ответить; 

 

4. Где, по Вашему мнению стоило бы проводить подобные уроки? 

А) в школах;

Б) в училищах;

В) в ВУЗах;

 

5. В чем, по Вашему мнению проявляется патриотизм?

А) Уважение традиций; 

Б) Конструктивная критика  власти и недостатков в стране;  
В) Создание семьи и воспитание детей;  
Г) Работа по специальности с максимальной отдачей;

 

6. Нужны ли стране патриоты?

Патриотизм