Патриотизм в системе нравственных ценностей

Содержание

1.Введение………………………………………………………………

2.Патриотизм  в системе нравственных ценностей………………………………………………………………

3.Патриотическое  воспитание…………………………………………

  3.1.Школа………………………………………………………………

  3.2.Средне-специальные  учреждения………………………………..

  3.3.Вузы………………………………………………………………..

4.Роль молодежных  организаций и объединений 

в воспитании патриотизма………………………………………………...

5.Заключение…………………………………………………………….

6.Список литературы…………………………………………………....

 

Введение

В настоящее  время проблемы патриотизма имеют особое значение. Это связано как с объективными, так и субъективными факторами. Возникновение на постсоветском пространстве свыше десятка независимых государств стало катализатором, постоянно подталкивающим людей к поиску ответов на вопросы, связанные с самоидентификацией нации, функционированием ее самосознания. При этом далеко не всегда дается правильная оценка деятельности предшествующих поколений, что негативно сказывается на формировании патриотического мировоззрения, в т.ч. и в нашей республике. Проблема патриотизма приобрела весьма актуальный характер. В настоящее время этнополитическая реальность Республики Беларусь требует формирования новой патриотической парадигмы, поиск новых духовных оснований, при помощи которых можно было бы обосновать свою национальную неповторимость, уникальность, независимость, свои патриотические ценности. Более того, проблемы патриотических ценностей для Республики Беларусь имеют особое значение, поскольку наша страна -многонациональное и поликультурное государство, в котором проживают многочисленные этнические группы. В новой исторической ситуации как никогда важна разработка патриотической идеи, в которой молодое поколение черпало бы цель и смысл своей социально полезной, творческой деятельности.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия используемые в данной работе -патриотизм и патриотическое воспитание.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и  политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотическое  воспитание- это систематическая  и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое  воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной  культуры, формирование отношения к  стране и государству, где живёт  человек.

Объектом в  данной курсовой работе является молодежь, предметом- патриотическое воспитание молодежи.

Цель- изучить патриотическое воспитание современной молодежи.

Задачи:

1.Выяснить, какими  методами и способами проводиться  патриотическое воспитание в  учреждениях образования.

2.Узнать,какую  роль играют молодежные организации  и объединения в воспитании патриотизма.

3.Определить  место патриотизма в системе ценностей молодежи. 
 

 

 
Глава 1. Патриотизм в системе нравственных ценностей

  В настоящее время задача возрождения  национального самосознания граждан решается в условиях общества, в значительной степени теряющего прежние социально-нравственные ориентиры. Стала более заметной утрата определенными слоями молодежи патриотического сознания, ее неспособность ориентироваться в мире событий, на рынке услуг и предложений и в информационно-психологическом противостоянии.

    Все это сказывается на отношении  молодежи к жизни, семье, своему народу, государству и его институтам. Медленно восстанавливается престиж воинской службы, имеют место отдельные факты уклонения от выполнения конституционного долга по защите Отечества. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодежи чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

    Наполнение  патриотического воспитания новым  содержанием должно осуществляться на основе аксиологического подхода. Новая иерархия ценностей, в которой общечеловеческое стоит на первом месте, - методологическая идея, заложенная в национальные законы, концепции, программы в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Это, в свою очередь, следует из Конституции Республики Беларусь, где подтверждается приверженность народа республики национальным и общечеловеческим ценностям. Одна из таких ценностей - патриотизм.

    Патриотическое  воспитание сегодня рассматривается  как организованный и управляемый целенаправленный процесс развития патриотических чувств, формирования патриотического сознания и поведения детей и учащейся молодежи.

Чем большие  задачи социально-экономического, культурного  и духовно-нравственного развития стоят перед белорусским государством, тем активнее к их решению привлекается молодежь- один из многочисленных и перспективных слоев населения. Однако в современных условиях, решая повседневные дела народнохозяйственного значения, органы власти, общественные объединения, учебные заведения порой упускают вопросы идеологического обеспечения своей деятельности, её патриотическую направленность. Принимая в качестве аксиомы то обстоятельство, что в силу ряда объективных и субъективных причин молодежь оказалась в какое-то время одной из социально слабо защищенных категорий населения, представители властных структур на местах многое делают для трудоустройства, ликвидации безработицы, строительства жилья, организации культурного досуга юношей и девушек. Эта благородная деятельность заслуживает всяческого одобрения и поддержки. В тоже время, как показывают социологические исследования, в психологии некоторых молодых людей проявляются сугубо потребительские черты, суть которых в том, что им всегда «все должны», что они «имеют права», но, оказывается, не хотят понимать своих обязанностей перед ближними и дальними, перед обществом в целом.(24,стр.136)

Воспитательная  работа среди молодежи усложняется  в силу размытости идеалов общественного  устройства и личности. Тем не менее, молодые люди любят, когда их приглашают к совместным размышлениям. В самом деле- что может стать объединительной идеей?

В многонациональной, поликонфессиональной, имеющей богатую  духовно-нравственную культуру и традиции, суверенной Беларуси идея патриотизма может и должна стать организующей, мобилизующей, превратиться в нравственный принцип всеобщего согласия и поведения.

Патриотизм (греч. Patris-родина) - высокоблагородное чувство и моральный принцип, включающий: уважение к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию Беларуси; гордость за её социально-экономические, политические, культурные и духовно-нравственные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем единого белорусского народа; стремление к суверенитету страны и укреплению её Союза с Россией, сотрудничеству со всеми миролюбивыми странами мира во имя социального и научно-технического прогресса; обеспечение гражданину Республики Беларусь гарантированных Конституцией всех прав и свобод личности; любовь к родным местам, своим ближним.

В Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к  важнейшей духовно-нравственной ценности, которая формирует у широких  слоев молодежи готовность к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной  деятельности. Любопытная деталь: хотя патриотическое воспитание проводилось постоянно(некоторый спад в этой работе в начале 90-х годов здесь можно проигнорировать),а нашу молодежь в антипатриотизме не упрекнешь, при социологических опросах последнего десятилетия не такой уж и большой процент респондентов, ставящих этот моральный принцип в верхнюю шкалу ценностей. По мнению профессиональных социологов, объясняется это тем, что молодые люди, особенно учащиеся и студенты, не любят «лобовых» вопросов, предпочитают более утонченные «косвенные».Это касается и других социально весомых категорий и чувств. С точки зрения тех же социлогов, уровень знаний и профессионализма молодежи в нашей стране достаточно высокий,чему способствует реформа общеобразовательной, профессионально- технической средней школы, системы высшего и последипломного образования, современные СМИ. Естественно, молодежь представляет, какое содержание включает в себя такое ценностное понятие как патриотизм.

    Под ценностью мы понимаем философскую  категорию, применяемую для обозначения предметов и явлений духовного и материального мира, включенных в систему жизненно важных потребностей людей, способствующих их прогрессивным устремлениям и гуманности.(24,стр. 142) Ценности - это высшие стимулы человеческой деятельности. Они определяют мотивы и поступки субъекта. Ценности проявляют себя как оценка всех действующих сил и обстоятельств в общественной жизни индивида, как осознание того, чем является для него тот или иной объект.(книга м,стр.13)

Ценности молодежи- индикатор общей культуры общества и семьи, показатель эффективности воспитательной работы в среде, где живут и общаются юноши и девушки, свидетельство действенности средств массовой информации и  коммуникаций. Известно, что молодежь сейчас духовно и нравственно раскрепощена; потому ответы молодых респондентов при социологических опросах достаточно искренние. Сравнивая их по одним и тем же параметрам сегодня с ответами пятнадцатилетней давности, видим, что у всех слоев молодежи на первые места в шкале ценностей выдвинулись те, что связаны с личностным благополучием: любовь, семья, здоровье, дружба, материальное благосостояние и бытовое благоустройство, комфортность; зато показатель степени рвения к исполнению общественного долга, патриотических обязанностей значительно снизился. Однако не следует усматривать в этом проявление какой-то потребительской позиции, социальной индифферентности или нравственной инфантильности молодежи: в конечном счете вся политика цивилизованного государства и его долгосрочных программ преследует цель максимального обеспечения благосостояния человека-  труженика и гражданина; и чем больше будет благоустроенных людей в личной жизни, тем более патриотичным будет само общество и отдельный человек. В самом деле, каким патриотом может быть бездельник, вор или антисоциальный тип? И в то же время труженик, честный и добропорядочный гражданин патриотичен по своей сути.

Показательно, что  на вопрос социологов : «Какое значение, по Вашему, имеет в жизни человека работа?» -ответы молодых людей распределились так: это возможность содержать свою семью (79,0%), реализовать свои знания (33,5%), быть в коллективе (30,4%), стать профессионалом (24,8%), быть полезным обществу (18,9%), сделать карьеру (18,9%), исполнить долг гражданина (12,2%). Однако, если правильно понимать, что означает долг гражданина, то не только последний процент отражает это понятие, а все 100%, ибо обеспеченно содержать семью, быть полезным обществу, коллективу и проявить себя в учебно-познавательной и профессионально-трудовой сфере- это фактически продемонстрировать уровень гражданственности и, в конечном счете, степень патриотичности. Таковым должен быть рациональный взгляд по сути.

Кстати, на вопрос социологов: «Что, по-Вашему, заставляет молодых людей уезжать за границу?»- получены ответы: низкая оплата труда (88,1%), стремление посмотреть мир (30,8%), невозможность реализовать свои творческие способности(19,8%).

Патриотизм не может и не должен быть созерцательным, как раз наоборот: это чувство- показатель социальной активности личности, которой не безразлично все происходящее сегодня и рассчитанное на перспективу. Иногда решение сугубо практических задач: наведение и поддержание образцового порядка в подъезде дома, лифте, общежитии, дворе, местах массового отдыха юношей  и девушек, борьба с хулиганством и т.д.- свидетельство подлинного хозяйского отношения к делу, патриотизма.

Вся социальная среда, вовлеченная в процесс  личностного воспитания и самореализации, так или иначе подпитывает  патриотические чувства и настроения молодежи. По мнению молодых респондентов, любви к Отчизне и уважению к законам своего государства учит семья (62,0% ответов), телепрограммы по данной тематике (57,0%),газетные материалы, журнальные публикации (18,0%-19,8%), радио (17,5 %),литература (17,0%), встречи с именитыми людьми (7,6%),армия (6,3%), иной ответ-2,7% респондентов.

58,2% опрошенных  юношей и девушек гордятся  своей страной-Республикой Беларусь (затруднились определиться- 20,2%). Живут  надеждами (60,3%) и уверенностью (26,2%) большинство юношей и девушек,  каждый четвертый испытывает чувство неопределенности.(24,стр.144)

    Развитие  патриотических ценностей идет не путем плавного наслоения новых ценностей на старые, а через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих ценностных ориентации. На каждом этапе исторического развития социума доминирует определенная парадигма. В условиях социальных трансформаций всех сфер жизнедеятельности нашего общества наблюдается очередная смена патриотической ценностной парадигмы. Ее содержание все больше и больше наполняется общечеловеческими ценностями: сохранением самобытности, уникальности, неповторимости различных национальных культур, их взаимопроникновением и взаимодополнением, непримиримостью к проявлению разного рода национализма и шовинизма.В сознании молодежи превалируют материальные ценности над духовными. Можно было бы приветствовать такие жизненные установки, если бы источником материального благосостояния они считали труд. «Красиво жить» хочется за счет нетрудовых доходов. Стремление «красиво жить» сформировано у молодежи во многом под влиянием средств массовой информации. А это уже серьезные симптомы социальной незрелости у части молодежи.

    Не  менее важной проблемой социального  становления молодежи является проблема ее политической незрелости. Это вызвано  следующими причинами: свободное распространение различной по своему характеру информации; плюрализм мнений в обществе; наличие большого числа партий, общественных движений, программ; сложность социально-экономических процессов, происходящих в обществе приводит к тому, что значительная часть молодежи не способна к самостоятельному анализу, оценке происходящего, а это способствует скепсису, неверию. Отсюда политическая наивность, аполитичность, склонность к критиканству.

    Если  сюда добавить глубину и остроту  проблемы свободного времени молодежи, то вырисовывается следующая картина: 14% старшеклассников в свободное время предпочитают играть в азартные игры, 32% смотрят телевизор или видео, 29% проводят время на дискотеках, 25% любят побродить по улицам, не зная, чем заняться, 18 % - любое общение с друзьями сопровождают употреблением алкоголя.

Из круга  чтения у молодежи вытесняется историческая, военно-патриотическая тема, а 43 % увлекаются любовными романами, 29 % - детективами, 14 % - эротической литературой, 11 % - литературой ужасов. Понятно, что герои этих произведений и становятся зачастую ценностной моделью поведения юношей и девушек. А отсюда - развязность, грубость, демонстрация силы, стремление к получению удовольствий, сексуальная распущенность,      нецензурные      выражения.      Все      это свидетельствует о серьезной трансформации сознания у значительной части молодежи, о ее нравственной незрелости.

Как видно, процесс трансформации ценностных установок протекает сложно и противоречиво, оказывая разное влияние на формирование новых патриотических приоритетов всех групп и слоев населения, в особенности на воспитание патриотической культуры молодежи, существенной чертой которой выступает актуализирующееся чувство гражданского повзросления, стремление к самостоятельному принятию решений. Современная молодежь - это то поколение людей, на формирование ценностных ориентации которых оказывают влияние информационно-технологический бум, телевидение, высокий уровень технологий, свобода перемещения и нравственный выбор. И хотя многие из молодых людей достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, тем не менее, именно социального опыта, позволяющего выбрать общественно значимые ориентиры (включая и патриотические), им порой и не хватает, они зачастую не разделяют традиционных приоритетов своего народа, далеки от социально-возвышенных устремлений прошлых поколений.(м,стр.20)

 

Глава 1. Патриотическое воспитание в системе образования.

    Особая  роль в формировании системы идей, взглядов, представлений в воспитании гражданских, духовно-нравственных качеств принадлежит национальной системе образования. Образование-это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства. Образование утрачивает свою ценность, если оно не связано с воспитанием -это стороны единого процесса образования. На Западе говорят, что самые лучшие инвестиции-инвестиции в образование, так как система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями. Если с формированием специалиста мы справляемся, то с воспитанием гражданина дело обстоит значительно хуже.

    Суть  идеологической работы в школе - воспитание гражданина, а понятие «гражданин»  всегда ассоциируется с понятием «патриот». Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость Родины. Патриотизм - это духовно-нравственная ценность, социальная ценность.

    В арсенале учебной и внеклассной  работы есть немало возможностей привить  школьникам чувство любви к Родине. Существует ряд научно-педагогических журналов (таких, например, как «Пралеска», «Пачатковая школа» и «Минская школа»), в которых регулярно публикуются планы комплексных занятий, анкеты, сценарии утренников, мероприятий, маршруты экскурсий и множество методических рекомендаций, способствующих формированию патриотизма у школьников.

В Минске, в 2005-2006 гг.были изданы две книги по патриотическому воспитанию: «Мая Айчына» и «Беларусь - наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку». Хрестоматия «Мая Айчына», выпущенная издательством «Пачатковая школа», предназначена для учителей, воспитателей и родителей младших школьников.  

   Хрестоматия состоит из нескольких тематических блоков и содержит тексты на белорусском  и русском языках. Литературные произведения, объединенные в блоки «Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь», «Радзіма», «Беларуская даўніна», «Асобы», «Навекі ў памяці», посвящены соответствующим темам и помогут преподавателю в воспитании патриотизма у младших школьников.

  Практика  показала, что эффективности в работе по воспитанию патриота, гражданина своей Родины, формированию в сознании молодежи уважения к культурно-историческому наследию своего народа можно добиться, используя системные и долгосрочные организационные формы работы с детьми, а не отдельные разовые мероприятия. В 2008/2009 учебном году продолжится республиканская акция учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі i тым ганаруся» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 4), в рамках II этапа которой будет актуальной деятельность по систематизации знаний учащихся по истории, культуре и природе родного края; составлению родоводов; созданию летописей родных мест; дополнению и обновлению информационных стендов в учреждениях образования информацией об историко-культурных и природных объектах.

  Большое внимание в новом учебном году  уделяется вопросам подготовки и проведения мероприятий по празднованию 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 64-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

    В учреждениях образования  используются разнообразные формы патриотического воспитания подрастающего поколения, такие как: взаимодействие с ветеранским активом и воинскими подразделениями, приобщение представителей оборонно-спортивных организаций к осуществлению работы по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь, участие школьников в проведении «Вахты памяти», проведение месячников и недель Памяти и Славы, забота о ветеранах, уход за захоронениями, а также занятия школьников в клубах патриотической направленности. Учащиеся общеобразовательных учреждений в 2008/2009 учебном году получили возможность принять участие в республиканском конкурсе рисунка, посвященном 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 64-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  Большую роль в гражданском и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи играют музеи учреждений образования. В настоящее время действует 1459 музеев различной направленности (историко-краеведческие, боевой и трудовой славы, этнографические, литературные, природы и др.), которые играют роль не только учебно-воспитательного, но информационного центра для учащихся.  
 
 
 

 

2.2.Средне-специальные  учреждения

    Процесс патриотического воспитания учащихся не является изолированным процессом, он включается в общую систему воспитания. Но вместе с тем, это сложный, многогранный и длительный процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание и поведение учащихся, обеспечивающий формирование у них политической сознательности и убеждённости, воспитания глубоких патриотических чувств и моральных качеств. Он помогает учащимся овладевать трудовыми умениями и навыками в целях подготовки к активному участию в общественной жизни и выполнению долга по защите Отечества.

    Убеждения человека, его моральные качества формируются в течение всей жизни. Однако наиболее интенсивно этот процесс протекает в юношеские годы. Возраст учащихся колледжей и училищ - это период социально-психологического, интеллектуального и физического созревания, интенсивного формирования мировоззрения, идеалов и убеждений, морально-волевых черт характера, духовных качеств гражданина и патриота Родины.

    В этом возрасте осознается личная ответственность  учащихся перед Родиной, коллективом, родителями, значительно расширяется сфера их общественно- политической и трудовой деятельности.

Характерной чертой учащихся этого возраста является критический подход к изучаемому материалу, к высказываниям товарищей и старших, критика у старевшего, желание что-то улучшить.Они уже пытаются подвергать логическому анализу не только окружающую действительность, но и мир внутренних переживаний. Как показывают исследования психологов, в этом возрасте возникает потребность разобраться в окружающем и самом себе, найти смысл происходящего и своего собственного существования.

    В юношеском возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования патриотической убеждённости, благодаря таким особенностям учащихся, как осознанный интерес к знаниям, ответственности за свою учёбу и поведение, стремление определить перспективы в свете высоких идеалов и требований морали.

    Одновременно  с этим разный уровень зрелости сознания и развития мировоззрения, сочетание непосредственности и силы, недостаток жизненного опыта -делают учащихся очень сложным и подчас противоречивым объектом воспитания. Поэтому в процессе патриотического воспитания учащихся колледжей и  училищ важен терпеливый и умелый подход. Юноши и девушки, как отмечает И. С. Кон, ещё только вступают в жизнь и объектами общественных отношения в достаточной мере себя не осознают. Потому их социальная активность нередко принимает форму критики: рассмотрение общественных отношений как бы со стороны, забывая, что сами они являются продуктом того же общества, которое, по их мнению, их не устраивает. Это еще раз

убеждает  в том, что учащихся необходимо как  можно раньше включать в сложные общественные отношения, в общественно значимую ответственную деятельность. Приобщение молодёжи к общественно-патриотической деятельности является важнейшим условием формирования их патриотических убеждений и норм поведения.

Для процесса патриотического воспитания характерна не сумма разрозненных

влияний, а система организованной и управляемой  деятельности. Управление процессом патриотического воспитания - это научно обоснованный отбор и использование содержания, форм и методов, которые не только на данной стадии патриотического развития  личности и коллектива будут наиболее эффективными, но приведут к росту общего уровня патриотической воспитанности.

    В системе средств воспитательного воздействия на учащихся видное место занимает внеаудиторная работа. Основанная на инициативе и самодеятельности учащихся, она открывает широкие возможности для всестороннего удовлетворения и развития их интересов, творческой активности, содействует формированию морально-политических качеств будущего специалиста. Во внеаудиторной работе создаются условия для совместных коллективных переживаний учащихся, удовлетворения их запросов в соответствии с их устремлениями и идеалами.

    Постоянное совершенствование содержания, форм и методов организации внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию - необходимое условие повышения ее эффективности.

Формы и методы внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию учащихся многообразны. В практике работы школ и средних специальных учебных заведений широко используются тематические вечера и встречи с ветеранами войны и труда, которые не только знакомят юношей и девушек с прошлым нашей Родины, но и вызывают глубокое уважение к носителям славных традиций нашего народа, гордость за свою Родину и народ.

    Велико  воспитательное значение походов по родному краю, местам боевой славы, участия в туристско-краеведческих экспедициях. Сила их воздействия заключается в том, что воспитание учащихся в данном случае основывается не на общих рассуждениях о патриотизме, а на конкретных судьбах людей, фактах, событиях, примерах.

    Любая задача воспитания, в том числе  и патриотического, должна решаться общими усилиями учебного заведения, семьи и общественности, действующими сообща в одном направлении. Объединение этих усилий - необходимое условие в обеспечении систематичности процесса патриотического воспитания юношей и девушек, единства всех воспитательных воздействий на учащихся 
 
 

 

2.3.Высшие  учебные заведения

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодежи, являются самыми актуальными в настоящее время. От того, какого молодого человека воспитаем мы сегодня, зависит наше будущее, будущее нашей страны. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания учащейся молодежи.

Патриотизм в системе нравственных ценностей