Патронаж как форма социальной работы с семьей, имеющей члена семьи из категории риска
Введение
Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами.
Инвалиды
и физически немощные люди, обладая
полной дееспособностью, являются
равноправными членами не только
семьи, но и общества в целом. Для
таких лиц особенно важна их личная
самостоятельность и
Соответственно,
задачи по оказанию помощи (услуг) таким
гражданам находят свое отражение
в важнейших нормативных
О государственной значимости и общественной необходимости социальной помощи (услуг) и проявления заботы о нуждающихся слоях населения свидетельствуют многие факторы, среди которых можно выделить следующие:
– лица пенсионного возраста и инвалиды составляют почти 1/3 населения России.
– растет количество лиц, страдающих рядом хронических заболеваний, ограничивающих их физические возможности, а потому постоянно нуждающихся в различных видах социальной помощи (услугах).
В целях упорядочения деятельности государственных, муниципальных структур и частных субъектов по оказанию различных видов социально значимой помощи (услуг) в 2005 г. были приняты Социальные стандарты [2]. Характерно, что эта юридическая конструкция применяется не только в публичной сфере государственного обеспечения, но и является правовой основой установления частных договорных отношений, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.
Социальные стандарты содержат определения таких видов социально значимых услуг, как: социально-экономическая, социально-медицинская, социально-психологическая. В этом же документе сформулированы понятия следующих видов патронажа: социальный, социально-психологический, социально-педагогический, социально-медицинский, а также социально-правовой, под которым предлагается понимать социально-правовую услугу, заключающуюся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.
Предметом исследования курсовой работы является социальный патронаж.
Объект исследования – социальный патронаж семьи.
Цель данной работы – рассмотреть патронаж как форму социальной работы с семьей имеющей члена семьи категории риска.
Задачами, с помощью которых необходимо достичь поставленной цели:
- рассмотреть патронаж как форму работы с семьей
- рассмотреть технологии социального патронажа семьи, имеющие члена семьи из «группы риска».
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
– Сравнительный метод;
– Изучение нормативно-правовой базы;
– Изучение монографических публикаций и статей;
– Аналитический метод.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка
и приложения.
Глава 1. Патронаж как форма работы с семьей
Чтобы исследовать социальный патронаж семьи, необходимо выяснить, что же такое патронаж? В данной исследовательской работе рассмотрим такие понятия как: патронаж, социальный патронаж, с целью расширения терминологического аппарата необходимого для рассмотрения темы данной курсовой работы.
1.1. Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды
Патронаж (от фр. рatrоnаgе – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. [7, с. 224].
Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности [4, с. 19].
Патронаж (от лат. раtronus – покровитель) – оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий [14, с. 194].
Социальный патронаж – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов, семей [15, с. 118].
Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:
1)
Системность. Этот принцип
2)
Комплексность. Программа
3)
Оптимальное использование
4)
Укрепление собственного
5)
Приоритет профилактической
6)
Уважение автономности семьи
и личности, получающей помощь, ее
прав на свободный выбор
7)
Объективная оценка
8) Дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т.п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;
9) Адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;
10)
Взаимодействие и содействие, заключающееся
в создании условий для
11)
Разделение ответственности
12)
Создание условий для
Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.
Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий [10, с. 51].
Различают два направления социального патронажа семьи:
Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.
Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т.д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.
Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Содержание
медико-социального патронажа
Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.
Социально-
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений [11, с. 39].
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т.е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.
Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.
Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.
Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства [7, с. 524].
Помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяют социально-экономический патронаж – периодическое оказание материаль – ной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.
Служба
социального патронажа
– изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);
– комплексное и системное воздействие на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;
– обеспечение последующего социальною контроля за жизнедеятель – ностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана [10, с. 51].
1.2. Социальный патронаж семьи, имеющей члена семьи из категории риска
Прежде чем изучить социальный патронаж семьи, имеющей члена семьи из категории риска, необходимо выяснить, кто относится к этой группе.
«Группы риска» – это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. К «группе риска» относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся «трудными» для других [6, с. 419].
Социальная защита этой категории населения осуществляется по следующим основным направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь.
Для того чтобы понять как же работают патронажные службы, рассмотрим подробнее на примере: патронаж над дееспособными гражданами.
Патронаж над дееспособными гражданами – это попечительство, назначаемое органом опеки только с согласия подопечного.
Необходимость усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в Гражданский кодекс.
Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник. Потребность в помощнике обычно возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать поддержку, в чем бы она ни выражалась.
По
просьбе совершеннолетнего
Попечитель
(помощник) совершеннолетнего
Патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но беспомощным гражданам может быть как безвозмездным, так и оплачиваемым за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ как имущественного, так и неимущественного характера (пользование дачей, автомашиной, комнатой в квартире, личной библиотекой и т.п.). При отсутствии всяких средств у лица, нуждающегося в помощнике, в исключительных случаях труд последнего может оплачиваться органами социальной помощи, различного рода фондами. Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко зафиксированы права и обязанности сторон (помощника и органов опеки и попечительства), а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. В тексте договора могут быть оговорены важные для беспомощного гражданина детали (доставка ему продуктов, приготовление пищи, уборка, организация медицинской помощи, чтение вслух для слепых и т.п.). Договор патронажа предполагает существование систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях – отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других жизненно важных прав лица, пользующегося договором патронажа. Ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося на патронаже без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.
Распоряжение
имуществом, принадлежащим
Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурора основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью.
Попечитель (помощник) гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 ГК РФ [1]. (1. При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
2.
При наличии уважительных
3.
В случаях ненадлежащего
Патронаж прекращается в следующих случаях:
– прекращения действия договора поручения, договора доверительного управления либо иного договора, заключенного между гражданином и помощником;
– помещение гражданина, находящегося под патронажем, в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
– заявление помощника с просьбой снятия полномочий помощника;
– наличие уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление помощником своих обязанностей (болезнь, перемена места жительства и др.);
– смерть одного из участников патронажа.
Также рассмотрим, как осуществляется социальная работа с инвалидами.
Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальные умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель – с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т.д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины и готовиться к трудовой жизни.
Социальная работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга.
Социальные
службы, организующие и осуществляющие
медико-социальную реабилитацию инвалидов,
руководствуются основными