ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних

Содержание

 

Введение……………………………………………………………2

Глава 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. Несовершеннолетние как категория лиц……………………4

1.2. Антиобщественное поведение несовершеннолетних как причина правонарушений………………………………………………….6

Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

2.1.  Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних …………………………………………….8

2.2. Подразделения по делам несовершеннолетних……………12

2.3. Методы профилактики правонарушений……………..……18

Заключение ……………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………….…34

 

 

Введение

 

Одной из самых актуальных и социально  значимых задач, стоящих перед нашим  обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста  правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.

С конца прошлого века в России наметился реальный переход от так  называемой карательной превентивной практики к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической и социально-правовой поддержки  семей и детей группы риска. Основные принципы охранно-защитной превенции были закреплены Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В данном законе отражены государственные субъекты, которые обязаны: а) обеспечивать предупреждение безнадзорности и правонарушений; б) осуществлять охрану прав несовершеннолетних; в) контролировать состояние воспитательной работы с ними; г) оказывать социально-психологическую, социально-правовую и педагогическую помощь семьям и несовершеннолетним.

Значительный объем функций  по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб  ОВД возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов  (управлений)  внутренних дел  закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте1. Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности и др. отражены в широком перечне нормативно-правовых актов.

Подразделения по делам несовершеннолетних являются элементом механизма государственной  системы профилактики, наряду с которыми в нее входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также иные подразделения органов внутренних дел.

Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью совершенствования социально-педагогических средств социализации несовершеннолетних правонарушителей и предупреждения преступности несовершеннолетних.

Объект исследования – профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Предмет исследования – подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН).

Цель: Определить роль ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

1.                 Проанализировать литературу по  проблеме.

2.                 Охарактеризовать правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему;

3.                 Рассмотреть систему профилактической  работы с несовершеннолетними;

4.                 Раскрыть деятельность ПДН в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних.

 

Глава 1. правонарушения Несовершеннолетних

    1. Несовершеннолетние как категория лиц

 

Дети в любом государстве  находятся в особом привилегированном  положении. Не является исключением  и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых  различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей. Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Необходимость усиленной заботы о  несовершеннолетнем определена рядом  характерных для него специфических  особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, "слабым". Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом.

Прежде чем рассматривать вопросы правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц, тем более что оно не относится к числу однозначных и неоспоримых.

В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.2

Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок, молодежь). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.3

Прежде всего ст. 1 закона о профилактике дает слишком широкое понятие  несовершеннолетнего: «лицо в возрасте до 18 лет». Поскольку нижняя граница  возраста не определена, постольку можно предположить, что речь идет о времени с момента рождения и до достижения 18 лет. Представляется, что применительно к анализируемому закону такой подход к определению несовершеннолетнего возраста неверный, поскольку свидетельствует об имеющей место подмене понятий «несовершеннолетний» и «ребенок». Последнее понятие содержится в семейном кодексе РФ (ст. 54), а также в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (ст. 1).

С учетом специфики некоторых субъектов  предупреждения преступлений несовершеннолетних, например, подразделений по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел, было бы целесообразнее закрепить  положение, в соответствии с которым  выделить две возрастные группы: «малолетние» – лица, не достигшие возраста четырнадцать лет (как это сделано в ч. 1 ст.28 ГК РФ) и «несовершеннолетние» – лица, которым исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать (ч. 1 ст. 26 ГК РФ, ч. 1 ст. 87 УК РФ). В соответствии с такой градацией следовало бы точно определить субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность с той или иной группой. Существующая в настоящее время неопределенность позволяет утверждать, что ПДН могут осуществлять индивидуальную профилактическую работу с любыми возрастными группами лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

    1. Антиобщественное поведение несовершеннолетних как причина правонарушений

 

В силу наличия у несовершеннолетнего  определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения  определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности - от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.4

Причины, под воздействием которых  может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в  каждом конкретном случае устанавливать  условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.

Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное    влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т.п.

Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой неформальные связи  и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.

Активизации внешнего воздействия  на формирование в сознании подростка  антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных  взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т.п.), а также разного рода психические аномалии.

Активное воспитательное воздействие  на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых  развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.

Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в  связи с болезнью, занятостью работой  в ночную смену и т.д.).

Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для  неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что  треть состоящих на учете в  милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.

Нередки случаи, когда родители (или  один из них) отрицательно влияют на поведение  подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают  в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко  обращаются с детьми, выгоняют их из дома.

 

Глава 2. Профилактика правонарушений

2.1. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

 

Профилактика правонарушений –  совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.

Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти. Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.

Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, поведение физических и деятельность юридических лиц.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Основными задачами профилактики правонарушений являются5:

- формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;

- снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;

- устранение причин и условий совершения правонарушений;

- недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.        

Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих  принципах6:

- ведущая роль государства в профилактике правонарушений;

- участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;

- законность;

- комплексность и системность;

- многоуровневость;

- приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

- непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются  с учетом положений7:

- государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;

- развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;

-профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального  воздействия на объекты профилактики правонарушений.

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы  профилактики правонарушений, включают в себя8:

- сбор и анализ сведений о  правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

- анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других, связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

- прогнозирование преступности  и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

- создание на основе анализа  сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

- выявление и устранение причин  правонарушений и условий, способствующих их совершению;

- учет правовых и криминологических  аспектов при подготовке проектов решений;

- осуществление правовой пропаганды  и правового воспитания населения;

- изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

- обеспечение в пределах полномочий  соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

- разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

- привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

- разработка и внедрение стандартов  безопасности от правонарушений;

Необходимо использовать:9

- направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);

- направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков.

Планируется введение паспортов профилактики правонарушений на территориях и объектах.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений:10

- профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);

- направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;

- оказание помощи профилактируемому лицу;

- осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);

- привлечение родственников, других лиц к воздействию;

- другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Виктимологическая профилактика правонарушений – выявление и устранение, нейтрализация  факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих  поведение отдельных лиц, обуславливающих  повышенную вероятность совершения в отношении них преступлений.

 

2.2.  Подразделения по делам несовершеннолетних

 

В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования  деятельности подразделений по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел.11

Прежде всего деятельность ПДН регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями «О милиции». В соответствии со ст.ст.2, 10 данного закона на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.

Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Этим положением на местную милицию, как и на милицию в целом, также возложены профилактические обязанности, в частности, обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Указанным положением подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних включены в состав милиции общественной безопасности. В приложении № 2 к Указу Президента РФ от 12 февраля 1993 г. дается критерий определения численности инспекторов по делам несовершеннолетних в милиции общественной безопасности, исходя из расчета 1 инспектор на 4–5 тыс. несовершеннолетних.12

В настоящее время система имеет прежде всего защитно-охранную направленность, которая представлена комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям, несовершеннолетним.

Учитывая требование Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних, в законе о профилактике определены основные права и обязанности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних13. Кроме того Приказом Министерства внутренних дел РФ №569 «Об утверждении Инструкции по организации работы» подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 26 мая 2000 года, закрепленные в законе права и обязанности были детализированы. В этой связи можно утверждать, что в настоящее время в РФ непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется законом о профилактике, Приказом МВД и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД.

В соответствии с законом о профилактике (ст. 21) ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними14:

-  употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;

- совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного взыскания;

- совершившими правонарушение, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобождаемых от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;

-не подлежащими уголовной ответственности в связи с  недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденными за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

Все, сказанное выше, в полной мере относится и к ПДН, которые  помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними в законе о  профилактике. В частности, ПДН:15

- проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

- рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

- участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

- вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения  
о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях этому способствующих;

- принимать участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.

Деятельность ПДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. №569.

Должностные лица подразделений  по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел пользуются следующими правами: в установленном порядке  посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также имеют право в установленном порядке:

– доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних