Педагогическая деятельность

 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава  1.  Педагогическая  деятельность  руководителя  творческого  коллектива

1.1.  Творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя….6

1.2.  Формирование  установок  на  творчество – важнейшая  цель  педагогического  процесса……………………………………………………………….13

1.3.  Педагогическое  взаимодействие  руководителя  и участников  творческого  коллектива………………………………………………………………..17

1.4.  Многообразие  функциональных  компонентов  управленческой  деятельности  руководителя……………………………………………………….27

Глава  2.  Эмпирические  исследования  деятельности  руководителей творческих  коллективов.

2.1.  Исследование  руководителей   творческих  коллективов……………….39

2.2.  Исследование  участников  творческого  коллектива……………………41

2.3.  Анализ  результатов   исследований………………………………………45

Заключение………………………………………………………………………48

Список  использованных  источников…………………………………………50

Приложения……………………………………………………………………..52

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание  личности  начинается  в  детстве.  Процесс  этот  достаточно  сложен  и  непрерывно  связан  с  развитием  коллектива.  Коллектив является  и  целью,  и  средством  педагогической  деятельности.  Воспитательные  усилия  учителя  должны  осуществляться  не  только путем непосредственного  воздействия,  но  и  опосредованно,  через  общественное  мнение  коллектива.  Таким  образом,  коллектив  выступает  для  каждого  педагога  как  цель,  необходимая  для  успешного  формирования  личности  ребенка.  Одновременно  коллектив  становится  средством,  инструментом,  при  помощи  которого  наши  идеалы,  традиции,  опыт  передаются  подрастающему  поколению.  Этот  процесс  возможен  потому,  что  творческий  коллектив  является  органической  составной  частью  нашего  общества.

Коллектив  помогает  формированию  убеждений  ребенка,  что  именно  в  нем  подрастающий  человек  имеет  возможность  не  только  воспринять  нравственные  и  мировоззренческие  идеи,  но  и  активно  включиться  в  деятельность,  направленную  на  осуществление  общественных  целей  и  идеалов.  Это  особенно  важно  в  силу  того,  что,  формирование  личности  осуществляется  не  благодаря  наставлениям,  а  в  процессе  активной,  твор-ческой,  содержательной,  общественно необходимой коллективной  деятельности. [4, c. 4]

Духовный  рост  ребенка,  формирование  его  идеалов,  убеждений,  и,  наконец,  самоопределение  возможны  лишь  в  том  случае,  если  он  постоянно  сопоставляет  свои  действия,  взгляды  и  убеждения  с  действиями  и  взглядами  других.  Ребенок  всегда  ищет  одобрения  в  обществе,  в  первую  очередь  среди  окружающих  его  людей,  т. е.  в  своем  коллективе.  Таким  образом,  коллектив  становится  средством  оценки  действий  ребенка  и ареной  его  самоутверждения. [6, с. 10]

     Преобразования  в  идеологической,  социально-экономической   и  духовной  сфере,  обеспечившие  свободу  творчества,  возможности  творческой  самореализации  участников  творческих  коллективов  и  наряду  с  этим  экономические  трудности,  новые  культурно-экономические  условия  требуют  руководителей-профессионалов,  способных  реализовывать  художественные  цели,  согласуя  их  с имеющимися  экономическими  возможностями. [6, с. 10]

Непрерывно  меняющаяся  реальная  действительность  обусловливает  потребность  в  руководителях-педагогах,  не  только  хорошо  знающих  свое дело,  но  ориентированных  на  творчество,  предприимчивость,  обладающих  развитым  профессиональным  самосознанием  и  креативностью  как  важнейшей  чертой  профессионала-мастера,  определяющей  в  сложных  и противоречивых  условиях  жизнеспособность  личности  и  результативность  ее  деятельности. [4, c. 4]

Организаторская  деятельность  требует  креативности,  умения  принимать  решения  в  самых  неожиданных,  непредсказуемых  ситуациях,  когда  необходимо,  отказываясь  от  готовых  образцов,  творчески  использовать  имеющийся  опыт.  В  современных  условиях  организаторская  деятельность  требует  предприимчивости   и  инициативы.  Значит,  тема  данной  курсовой  работы  актуальна  в  настоящее  время. [4, c. 5]

Цель  исследования:  рассмотреть процесс организации  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть  творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.
  2. Изучить  процесс  формирования  установок  на  творчество  как  основу  педагогического  процесса.
  3. Рассмотреть  педагогическое  взаимодействие  руководителя  и  участников  творческого  коллектива.
  4. Изучить  методику  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.
  5. Изучить  положение  личности  в  коллективе,  используя  социометрию  как  метод  изучения  малых  групп.

Объект  исследования:  руководитель  творческого  коллектива.

Предмет  исследования:  педагогическая  деятельность  руководителя  творческого коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  1.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ 

          ТВОРЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА 

1.1.Творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя.

Творческий  характер  педагогической  деятельности  мобилизует  все  психические  сферы  (познавательную,  эмоциональную,  волевую  и  мотивационную)  личности  педагога-руководителя.  Потребность творить воплощается  в  специфических  способностях,  одной  из  которых  является  интегративная  и  высокодифференцированная  способность  мыслить  педагогически.  Она  помогает  руководителю  активно  преобразовывать  педагогическую  информацию,  выходить  за  границы  временных  параметров  педагогической  реальности. [1, c. 43]

Эффективность  профессиональной  деятельности  руководителя  зависит  не  столько  от  знаний  и  навыков,  сколько  от  способности  использовать  педагогическую  информацию  различными  способами и в быстром темпе.  Развитый  интеллект позволяет ему познавать педагогические  идеи,  теории  обучения  и воспитания  участников  коллектива.  Рефлексивность,  гуманизм,  направленность  в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального самосовершенствования и развития  личности  воспитанника,  выступают характерными  признаками  интеллектуальной  компетентности  руководителя  коллектива.  Развитое  педагогическое  мышление  руководителя,  обеспечивающее  глубокое  проникновение   в  смысл  педагогической  информации,  преломляет  знания  и  способы  деятельности  через  призму  его  собственного профессионально-педагогическо-го опыта и помогает  обретать  личностный  смысл профессиональной  деятельности.  Осознание  личностного  смысла  профессиональной  деятельности  требует  от  руководителя  достаточно  высокой  степени  активности,  способности  управлять  своим  поведением  в  соответствии  с  возникшими  или  специально  поставленными  педагогическими  задачами. Саморегуляция  как волевое проявление  личности  раскрывает  природу и механизм  таких  профессиональных  черт  личности,  как  инициативность,  самостоятельность, ответственность.  В  психологии  под  свойствами,  или  чертами, личности  понимают  устойчивые,  повторяющиеся  в  различных  ситуациях  особенности  ее  поведения.  В  связи  с  этим  и  структуру  личностных  свойств  могут  быть  включены  умения  организовывать,  контролировать,  анализировать  и  оценивать  собственное  поведение  в  соответствии  с  побуждающими  его  мотивами.  Чем  боле  привычно  то  или  иное  поведение, тем  более обобщено,  автоматизировано  это умение. [1, c. 43-44]

Творческую  личность  также  характеризуют  готовность  к  риску,  независимость  суждений,  самобытность,  смелость  воображения  и  мысли,  чувство  юмора,  склонность  к  шутке,  Данные  качества,  выделенные  А. Н. Луком,  присущи  свободной,  самостоятельной  и  активной  личности.  В  современной  эвриологии  творческой  личностью считают тип личности  с устойчивой,  высокого  уровня  направленностью на  творчество,  мотивационно-творческой  активностью. [3, c. 65]

Самооценка  реализации  руководителями  своих творческих  возможностей,  являющихся  показателем  сформированности  педагогического мастерства,  позволила  сделать  вывод  о  том,  что  руководители  коллективов  не  в  полную  меру  выражают  себя,  свое  профессионально-творческое  Я.  Тот  факт,  что  творческий  подход  к  своему  делу  занимает  срединное  положение  предложенной  шкале  из  18  качеств  (ранговое  место  8, 5), свидетельствует  о  невысоком  уровне  сформированности  этого важного профессионально-педагогического свойства  личности,  в котором  сфокусирован  интеллектуальный,  эмоциональный  и  волевой  потенциалы. Наиболее  высокие  (1-е  и  2-е)  ранговые  места  получили  качества,  характеризующие  лекторское  мастерство  в  традиционном,  классическом  его  понимании  (разъясняет  сложные  места,  излагает  материал  ясно,  доступно).  В  то  же  время  на  низкие  ранговые  места  были  поставлены  качества  личности,  обеспечивающие  активные  диалоговые  формы  работы, т. е. такие  формы  работы,  которые  требуют  творческой,   импровизационной  деятельности  (побуждение  к  дискуссии,  управление  аудиторией). [3, c. 66]

Творчество  не  существует  вне  личности,  и  оно  не  может  быть  понято  вне  личностного  контекста.  Поэтому,  обращаясь  к  проблеме  педагогического  творчества, мы  обращаемся  к специфике педагогической  деятельности,  своеобразию  проявления  индивидуально-творческих  качеств  личности  педагога-руководителя.

Особенность  педагогического  творчества  руководителя  самодеятельного коллектива  состоит  в  том,  что  объектом  и  одновременно  субъектом  его  профессиональной  деятельности  выступает  личность  участника.  Все  другие  виды  творческой  деятельности  уступают  педагогическому творчеству  по  всей  сложности и ответственности именно  в силу  того, что в процессе  педагогической  деятельности  происходит  «творение» и «сотворение»  личности  воспитанника.  Принимая  в общем виде  выделенные  В. А. Кан-Каликом  и Н. Д. Никандровым специфические черты творческой  деятельности  педагога,  мы  тем не  менее считаем необходимым подчеркнуть,  что педагогическая  деятельность  руководителя  коллектива – это  прежде  всего  творческий  процесс. [12, c. 89]

Педагогическое  творчество  как  компонент  профессионально-педаго-гической  культуры  не  возникает само  по  себе,  для его развития  необходимы  объективные  и  субъективные  условия.  Одним  из  важнейших  объективных  условий  развития  педагогического  творчества  считается  влияние  социокультурной,  педагогической  реальности,  конкретного  куль-турно-исторического контекста,  в котором творит  педагог-руководитель. Без признания и осмысления  этого  обстоятельства  невозможно  понять  действительную  природу,  источники и средства  реализации  педагогического  творчества.  К  другим  объективным  условиям  относятся: положительный  эмоционально-психологический  климат  в  коллективе;  необходимый  уровень  развития  научного  знания  в  психолого-педагогической  и  специальной  сферах;  наличие  адекватных  средств  обучения  и  воспитания;  научная  обоснованность  методических  рекомендаций  и  установок, материально-техническая  оснащенность  педагогического  процесса;  наличие  общественно  необходимого  времени. [12, c. 89-90]

Субъективные  условия  развития  педагогического  творчества  включают:  знание  основных  закономерностей  и  принципов  целостного  учебно-воспитательного  процесса;  высокий  уровень  общекультурной  подготовки  руководителя;  владение  руководителей  современными  кон-цепциями  подготовки  участников;  стремление  к творчеству,  развитое  педагогическое  мышление  и  рефлексия; педагогический  опыт  и интуиция; умение  принимать  оперативные  решения  в  нетипичных  ситуациях;  проблемное  видение,  антиципация  (предвосхищение),  владение  педагогической  технологией. [12, c. 90]

Руководитель  вступает  во  взаимодействие  с  педагогической  культурой  как  минимум  тремя  способами:  во-первых,  когда  он  усваивает  культуру  педагогической  деятельности,  выступая  объектом  социально-педагогического  воздействия;  во-вторых,  действуя  в  определенной  культурно-педагогической  среде  как  носитель  и  транслятор  педагогических  ценностей;  в-третьих,  создавая  и развивая  профессионально-педагогичес-кую культуру  как субъект педагогического творчества.  Личностные  особенности  и  творчество  проявляются  в  многообразных  формах  и  способах  творческой  самореализации  руководителя.  В  силу  этого  педагогическое  творчество  может  быть  определено  как  процесс  самореализации  индивидуальных  психологических,  интеллектуальных  сил  и  способностей личности  педагога-руководителя. [1, c. 69]

Профессиональная  принадлежность  сама  по  себе  не  гарантирует  познания  руководителем  сущности  педагогической  реальности,  ее  специфики,  адекватной  оценки  новых  педагогических  технологий,  знаний,  явлений.  Гарантией  познания  и  оценок  педагогической  реальности  выступает  уровень  педагогического  мастерства  руководителя,  позволяющий  выйти  за  пределы  устойчивых  педагогических  взглядов  и  пристрастий  к конкретным  видам  и  способам  профессионально-педагогической  деятельности. [1, c. 69]

Понимание  творческой  природы  педагогической  деятельности  создает  у  руководителей  установку  на  ожидание  и  внедрение  нового  в  педагогический  процесс,  а  творческое  отношение  к  профессиональной  деятельности  обеспечивает  максимальную  полноту  личностной  саморе-ализации  руководителя.  Таким образом,  педагогическая  деятельность,  педагогическое  творчество  и  самореализация  руководителя  творческого коллектива  взаимосвязаны,  дополняют и развивают друг  друга.  Педагогическая  деятельность  руководителя  выступает  средством  самореализации и  профессионального  самоутверждения.  Потребность  в  творческом  самовыражении,  в  личностной  самореализации  и  процессе  профессионально-педагогической  деятельности  постепенно  становится  доминирующей  ценностной  ориентацией  личности  руководителя. [2, c. 26]

Раскрывая  личностный  смысл  самореализации,  важно  отметить  роль  внутренней  потребности  личности  в  активном  творческом  развитии.  Самореализация  осуществляется  в  адаптивной,  ориентированной на  настоящее,  к креативной,  ориентированной в будущее,  форме активности,  к  тому,  чтобы  заданные  внешними  условиями,  целями  способы  деятельности  сочетались  со  свободными,  внутренне  обусловленным  раскрытием  особенностей  и  дарований  личности.  Профессиональная  самореализация  личности  руководителя – это  всегда  сумма  того,  что  реализовано  на  сегодняшний  день,  и  того,  что  может  быть  реализовано  в  дальнейшем.

Осознание  целей  своей  профессиональной  деятельности,  активно-положительное  эмоционально-ценностное  отношение  к  ней  способствует актуализации  личностных  профессионально-педагогических  качеств  руководителя,  создает  условия  для  постоянного  самопознания  и  самооценки, саморефлексии,  саморазвития,  самоутверждения как механизмов  творческой  самореализации. [8, c. 102]

Самопознание  и  самооценка  находятся  в  диалектическом  единстве с самореализацией.  В  процессе  творческой  деятельности  происходит  самопознание  и  формирование  эмоционального  отношения  личности  к  себе;  новый  уровень  самопознания  и  самоотношения  выступает побуждением к осуществлению профессионально-педагогической  деятельности  на  уров-не  личностно-смысловой активности,  суть  которой составляет  стремление проверить себя,  реализовать свои  способности (интеллектуальные,  нравственные,  коммуникативные).  Самопознание  как  процесс  раскрытия  личностью  для  себя  своих  потребностей,  способностей,  интересов  сопровождает  человека  на  протяжении  всей  его  жизни.  Составляющие  его  самонаблюдение,  самоанализ  и  саморефлексия  не  зависят от  возраста,  опыта,  квалификации  человека.  Начинающий  или  даже  опытный  руководитель  отнюдь  не  всегда  понимает  свои  личностные  и  профес-сиональные  особенности.  Возникает проблема  моделирования собственной  структуры  личности  как  цели,  средства  и  результата  самопознания  и  самореализации.  Моделирование  и  реализация  профессионального  Я  свидетельствует  о  профессиональном  росте  и  развитии  личности  руководителя,  о  его  творческих  возможностях  в  осуществлении  педагогической  деятельности.  Творческое  самопознание  неотделимо  от  мира,  так  как,  с одной  стороны,  творя,  человек познает себя  как часть той реальности,  в которой живет и творит,  а с другой – познавая  себя,  человек познает и окружающую  действительность,  открывая  и развивая  новые творческие  возможности. [8, c. 102-103]

Проявляя  себя  в  деятельности,  личность  стремится  занять  определенный  социальный  статус,  т. е.  самоутвердиться.  В  процессе  профессионального  самоутверждения  личность  оценивает  свои  творческие  силы, способности  к  профессиональной  деятельности.  Отметим,  что  утверждение  личностью  своей  общественной  и  профессиональной  значимости  наиболее  успешно  происходит  творчестве.  Самореализация  является  одной  из  форм  профессионального  самоутверждения  руководителя.  Если  самоутверждение  более  или  менее  совпадает  с  самореализацией,  то  мож-но  полагать,  что профессиональная  самореализация  состоялась. [8, c. 103]

Способность  к  постоянному  профессионально-личностному  саморазвитию  через  максимально  возможную  реализацию  своих  творческих  сил  является  одним  из  важнейших  критериев  личности  руководителя  как  профессионала.  Саморазвитие  служит  способом  постоянного  личностно-творческого  обогащения  педагогическими  ценностями,  новыми  технологиями  педагогической  деятельности.  Инновационный  стиль  деятельности, готовность  к  систематизации,  обобщению  своего  собственного  опыта  и  опыта  своих  коллег  становятся  важнейшими  характеристиками  творческой  деятельности  руководителя  творческого  коллектива. [11, c. 55]

Самореализация  рассматривается  нами  как  условие  проявления  сущностных  сил  профессионала,  и  способность  к  ней  выступает  важным  элементом  культуры  личности.  Мера  личностной  самореализации  творческих  возможностей  и  составляет  суть  профессионально-педагогической  культуры. [11, c. 55]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формирование  установок   на  творчество – важнейшая   цепь  педагогиче-                                                                                      ского  процесса

 

Способность  к  творчеству  как  новаторской,  нестандартной  деятельности не  принадлежит  к  числу  врожденных.  Незначительная  степень развития  ее  у  некоторых  людей  объясняется  недостатками  воспитания,  когда  в  нем  преобладающими  оказываются  методы  некритического,  несознательного  усвоения  образцов,  правил,  норм  и  требований,  когда,  исключается  возможность проявления  инициативы  и самостоятельности.  Способность к творчеству  может развиваться только  в творческой  обста-новке,  предполагающей  возможность свободной инициативы,  самостоятельности,  и  в  процессе  творческой  же  по  характеру  деятельности,  направленной  на  создание  нового  и  оригинального,  а  не  на  повторение,  копирование  известного.  Репродуктивная  деятельность,  подражание  образцам  (даже  очень  высоким)  может  повышать  мастерство,  но  не  развивать  личность  в  творческом  отношении.  В  лучших  случаях  такая  деятельность  играет  роль  учебной,  а  в  худших  приводит  к  заимствованиям, штампам  и  способна  блокировать  собственные  творческие  возможности, оставлять  их  нераскрытыми,  порождать  неверие  в  них. [9, c. 173]

Установка  на  творчество  и  соответствующие  позиции  личности  могут  формироваться  вне  коллектива.  Тогда  задача  руководителя  заключается  в  создании  условий  для  творчества.  Но  если  такая  позиция  не  сформирована,  и  у  человека  нет  установки  на  оригинальную,  новаторскую  и  общественно  значимую  деятельность,  ее  предстоит  развивать  и воспитывать. [9, c. 173]

Развитие  ценностного  отношения  к  оригинальности,  неповторимости,  новизне  представляет  одну  из  важнейших  частных  задач  в  деле  формирования  установки  на  творчество.  Одно  из  решений  этой  задачи  заключается  в  развитии  способности  участников  различать  и  ценить  в  творчестве  больших  мастеров  своеобразие,  индивидуальность,  оригинальность,  новаторство.  При этом  важно вселять в участников  уверенность, что подлинное творчество  (оригинальность,  новаторство)  доступно  не  только  профессионалам,  что работа  участника самодеятельности  может оказаться интересной  именно  благодаря индивидуальности  и своеобразию,  даже  при  некотором  недостатке  мастерства.  Полезно  в  этом  плане  знакомить  участников  с  лучшими  образцами  народного  и  самодеятельного  творчества. [16, c.  26]

Установка  на  творчество  формируется  в  тех  случаях,  когда  руководитель  и  перед  своими  участниками  ставит  творческие  задачи:  не  просто  достичь  профессионального уровня,  сравняться  с известным мастером  или  коллективом,  а  добиться  того,  чтобы  работу  творческого  коллектива  признали  как  поиск  собственного,  необычного,  нестандартного,  новаторского  решения. [16, c. 26]

Собственная  позиция  и  интерпретация,  оригинальность  замысла  и  трактовки  творческих  задач  оказываются  ценными  и  заслуживающими  поощрения  только  тогда,  когда  они  не  противоречат  общему  замыслу, трактовке  и  интерпретации,  принятых  всем  коллективом.  Показатели,  по  которым можно судить  о том,  что установку на  творчество  удалось развить  в  коллективе, – это  заинтересованное  отношение  участников  к  экспериментальным  формам  работы,  стремление  видеть  свой  коллектив  отличающимся  от  других,  ориентация  на  свой  стиль  деятельности. [8, c. 72]

Развив  потребность  в  творческом  действии,  нужно  создать  возможность  для  творческой  самореализации  участников,  так  как  одного  желания  для  творчества  недостаточно.  Необходимо  развить  способность  к  творчеству  и  создать  условия  для  него.  Способность  к  творчеству  в  значительной  мере  зависит  от  способности  к  самостоятельному  мышлению,  умения  принимать  собственные  решения.  Предпосылкой  творчества  является  развитое  воображение,  способность  к  отдаленным  ассоциациям и  неожиданным  решениям.  Необходимый  методический  прием  развития  этих  качеств – постановка  творческой  задачи  с  условием  найти  нестандартное  решение.  Особенно  эффективен  коллективный  поиск,  когда  предложения  одних  будят  воображение  и  фантазию  других. [8, c. 72]

В  развитии  творческих  способностей  участников  важно  создавать  условия  для  реализации  индивидуальности  каждого.  Учет  индивидуальных  возможностей – один  из  принципов  подбора  репертуара  в  хореографическом  коллективе.  Решая  задачу  развития  творческих  способностей,  руководитель  должен  быть  максимально  внимателен  к  индивидуальности, помогая  ее  выявлению  и  реализации. [8, c. 72]

Необходимое  условие  творчества – активность  личности.  Она  развивается  в  деятельности  и  посредством  деятельности.  Однако  для  ее  возбуждения  работа  должна  быть  организована  определенным  образом,  когда  личность  побуждается  к  активности  самой  ситуацией,  задачей  и  ее  условиями.

Способы  развития  самостоятельности,  активности  и  постановки,  воспитываемых в творческую  позицию получили  в педагогике  название  проблемно-эвристической методики (эвристика – «искусство  нахождения  истины» - система логических  приемов и методических  правил  теоретического  исследования).  Она  исходит  из  признания  нескольких  уровней  самостоятельности  и  активности  и  необходимости  выстраивания  работы  в  последовательном  переключении  на  более высокие. [8, c. 74]

1 УРОВЕНЬ. Руководитель  сам формулирует и решает  задачу.  Участник  запоминает  формулировку  и  ход  решения.

2  УРОВЕНЬ.  Руководитель  ставит  задачу  или  проблему,  формулирует  условия,  знакомит  с  всевозможными  вариантами  решения  и  предлагает  выбрать  самые  эффективные.

3 УРОВЕНЬ.  Руководитель  только  указывает  на  проблему  или  задачу.  Участникам  предлагается  всесторонне  исследовать  ее  и  решить.

4 УРОВЕНЬ.  Участник  сам   должен  увидеть  проблему,  сформулировать  ее  и  решить. [8, c. 74]

Говоря  о  развитии  творческой  активности,  следует  особо  выделить вопрос  о  мотивах  деятельности.  Участники  проявляют  наибольшую  активность  в  тех  случаях,  когда  занятия  и  решаемые  задачи  не  просто  интересны  или  любопытны,  но  и  важны  для  других  людей  и  общества. Можно  просто  исполнять  народные  танцы,  почерпнув  репертуар  из  сборников,  но  совсем  другое   дело  сознавать,  что  от  вашего  коллектива  и  его  фольклорно-поисковой  и  исполнительской  работы  зависит сохранение  и  передача  потомкам  местного  фольклорного  материала,  который  со  временем  распыляется  и  исчезает. [17, c. 8]

Сознание  того,  что  результаты  деятельности  нужны  обществу  и  интересны  для  него,  не  только  мобилизует  творческую  активность,  но  и  превращает  лично  интересную  работу  в  общественно значимую.

Руководители  творческих  коллективов  призваны,  прежде  всего,  способствовать  воспитанию  и  развитию  личности  средствами  искусства, созданию  условий  для  ее  саморазвития  и  творческой  самореализации.  Эта  главная  цель  реализуется  через  конкретные  цели:  обучение  участников  исполнительским  умениям  и  навыкам,  их  эстетическое  развитие,  формирование  художественно-творческих  интересов,  потребностей,  качеств  личности. [14, c. 4]

Воспитать  творческую  личность  может  только  духовная,  творческая личность  руководителя-педагога,  обладающая  оригинальным,  нестандартным  мышлением,  творческим  воображением,  высокой  общей  культурой и профессионализмом.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Педагогическое  взаимодействие  руководителя  и  участников  творческого  коллектива.

 

Профессиональная  пригодность  человека  есть  не  что  иное,  как  необходимый  комплекс  способностей,  физических,  нервно-психических  и нравственных  качеств,  которые  требуются  для  овладения  определенными  рабочими  функциями  и  успешной  деятельности  в  той  или  иной  сфере  производства  или  духовной  жизни.  Поэтому  ее  нельзя  сводить  только  к сумме  знаний,  умений  и  практической  сноровки,  которые  приобретаются в  ходе  профессионального  обучения.  Еще  нужна  склонность  к  работе,  наличие  определенных  природных  данных  и  нравственных  качеств.

Профессиональная  пригодность  к  педагогической  деятельности  связана  с  наличием  у  человека  физического  и  психического  здоровья,  хороших  речевых  данных,  уравновешенности  нервной  системы,  способности  выдерживать  воздействия  сильных  раздражителей,  проявлять  выдержку.  К  числу  личностных  качеств,  характеризующих  пригодность  к  педагогической  деятельности,  также  относятся:  склонность  к  работе  с  детьми,  коммуникабельность (стремление  и  умение  общаться  с  другими), тактичность,  наблюдательность,  развитое  воображение,  организаторские  способности,  высокая  требовательность  к  себе. [6, c. 269]

Организаторские  способности  особенно  важны  в  деятельности  руководителя  любительского  коллектива.  Объект  деятельности   организатора – люди,  их  психология  и  практическая  деятельность:  «Познание  психологии  людей  и  применение  познанного  в  практике  непосредственного  воздействия  на  них  и  взаимодействия  с  ними  в процессе  целевой деятельности  составляет  специфическую  сущность  деятельности  организатора  и  определяет  психологические  требования  к  его  личности». [7, c. 47]