Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Введение
Актуальность исследования. Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями [3].
В 90-е годы XIX века, а именно с 1894 г. стали появляться первые народные бесплатные детские сады для детей бедноты и рабочих, летние детские ясли, получил распространение детский сад - элементарная школа. В теорию и практику дошкольного образования проникли идеи «свободного воспитания», усилилась критика Фребелевской системы, одним из важнейших стал вопрос о подготовке детей к школе, о преемственности содержания дошкольного и начального школьного. 1917 год можно считать переломным: до этого времени развитие сети дошкольных учреждений в России было делом общественности и частной инициативы, после Октябрьской революции дошкольное образование становится делом государственной важности [8]. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма [13].
На сегодняшний день труды Н.К. Крупской представляют собой основополагающий фактор развития дошкольной педагогики. Современные авторы в той ли иной степени проводят параллели своих трудов с наследием Н.К. Крупской [17].
Исходя из этого мы определили цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1.
Описать особенности
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1.
Анализ учебно-методической и
историко-педагогической
Практическая значимость нашей курсовой работы представляется в систематизации и конкретизации изученных материалов по теме исследования.
Курсовая
работа имеет в своей структуре
введение, две главы, заключение и
список использованной литературы.
Глава I
Система
дошкольного воспитания
в России в начале
XX века
Всестороннее развитие
В соответствии с этим
Общественное воспитание детей
в нашей стране начинается
с дошкольного возраста. Являясь
первым звеном в системе
Это требование рассматривалось В. И. Лениным как часть революционной борьбы за права трудящихся женщин, за права детей, за создание резервов рабочего класса и получило отражение в Программе партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г. После Великой Октябрьской социалистической революции дошкольное воспитание было включено в систему народного образования, что провозглашалось в Декларации о дошкольном воспитании (декабрь 1917 г.), а затем в «Положении об единой трудовой школе...» (сентябрь 1918 г.).
В. И. Ленин постоянно
Выполняя заветы В. И. Ленина,
Коммунистическая партия
Благодаря постоянной заботе
КПСС и Советского
Одновременно с развитием сети
детских учреждений в нашей
стране развивалась научная
Особое влияние на развитие
теории и практики дошкольного
воспитания оказали
Значительное влияние на
В итоге за годы существования
Советского государства в
Педагогический процесс во
Организационные основы работы
детских дошкольных учреждений
определены «Уставом детского
сада» и «Временным положением
о дошкольном детском
Основной тип дошкольного
Данное постановление было
Функционируют также и
Детские сады различаются по количеству возрастных групп и по длительности пребывания детей в учреждении. Основным типом является детский сад, работающий 9—12 часов и имеющий возрастные группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды: первая группа детей раннего возраста от 2—3 мес. до 1 года; вторая группа детей раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет; вторая младшая группа — от 3 до 4 лет; средняя — от 4 до 5 лет; старшая — от 5 до 6 лет и подготовительная к школе — от 6 до 7 лет.
В зависимости от количества
детей допускаются детские
При заводах и фабриках, работающих в три смены, организуются детские сады или группы с круглосуточным пребыванием детей. В этих случаях дети живут в детском саду в течение рабочей недели, и родители берут их домой на выходные дни. Если дети находятся в детском саду 9 часов, то они получают трехразовое питание, если 12 или 24 часа, то четырехразовое.
Особый тип учреждений — санаторный детский сад. Такие детские сады созданы с оздоровительной целью. Здесь дети получают усиленное питание, длительное время проводят на воздухе, находятся под постоянным наблюдением врача. Детские сады этого типа располагаются за городом или в зеленой зоне. Наряду с лечебно-профилактической работой в санаторном детском саду проводится воспитательная работа [11].
Существуют дошкольные
Дома ребенка и дошкольные
детские дома предназначены
Разнообразие
типов дошкольных учреждений обеспечивает
охват детей разного
1.1. Политическая система в России в послеоктябрьский период
После окончания гражданской войны в Советской России начался острейший социально-политический кризис, вызванный недовольством крестьян политикой «военного коммунизма». Крестьянские выступления против продразверстки зимой 1920/21 гг. приобрели характер вооруженных восстаний против большевиков в Тамбовской и Воронежской губерниях и Западной Сибири, для подавления которых большевики использовали регулярные войска. С 28 февраля по 18 марта 1921 г. против политики большевиков выступили моряки Балтийского флота и гарнизон Кронштадта. Они требовали переизбрания Советов, свободы слова и печати, освобождения политзаключенных и др. Эти настроения широких кругов населения не могли не сказываться на положении в самой правящей партии, внутри которой намечался раскол [20].
Выход из кризиса был найден на Х съезде РКП (б), который проходил в марте 1921 г. Его решения о найме рабочей силы, о разрешении в огромных масштабах частной собственности, о замене продразверстки продналогом и свободной торговле было направлено на удовлетворение наиболее насущных требований крестьянства и части рабочего класса. Они положили начало проведению в жизнь новой экономической политики, имевшей главными целями восстановление разрушенной в период мировой и гражданской войн экономики России и установление нормальных экономических отношений между рабочим классом и крестьянством. Съезд принял также резолюцию «О единстве партии», направленную на то, чтобы снять напряженность в отношениях между ее различными лидерами. Одновременно было принято решение о ликвидации существования в России других политических партий [6].
В
связи с принятыми решениями
Советская власть, допускавшая частную
собственность, провела реорганизацию
карательных органов
В 1922 г. В.И. Ленин поручил органам юстиции разработать и принять уголовный кодекс, который бы отвечал новым реалиям. Вскоре новое советское законодательство начало действовать. В июне–июле 1922 г. проходил первый политический процесс в Советской России над 47 руководителями эсеровской партии, который закончился вынесением смертного приговора 14 подсудимым. Однако под давлением мировой общественности приговор был заменен высылкой подсудимых за границу. Сама партия эсеров была распущена. Одновременно произошел «самороспуск» меньшевистской партии. В конце августа 1922 г. из Советской России отплыл «философский пароход», который увез в эмиграцию около 160 выдающихся представителей отечественной культуры. Высылки политических оппонентов большевиков продолжались и впоследствии [6].
Принятие Х съездом резолюции «О единстве партии» не означало, что руководители РКП (б) безукоснительно следовали ей. Дело в том, что признанный вождь партии В.И.Ленин по состоянию здоровья уже осенью 1922 г. вынужден был отойти от дел и передать их своим соратникам. В апреле 1922 г. на пост Генерального секретаря ЦК партии был назначен И.В. Сталин. Заместителем Ленина на посту председателя правительства был назначен А.И. Рыков.
В
1926 г. была предпринята попытка
И.В. Сталин в своей борьбе за власть открыто применял резолюцию «О единстве партии», запрещающую фракционность и заставляющую меньшинство принимать волю большинства. В борьбе с политическими противниками И.В. Сталин все чаще стал опираться на органы ОГПУ, которые от слежки за оппозиционерами стали переходить к открытому вмешательству во внутрипартийную борьбу, давая козыри одной стороне в борьбе с другой. Свидетельства, добытые чекистами, все чаще использовались в политической борьбе и стали основой для организации новых политических процессов.
В конце 20-х годов начинается активная законотворческая деятельность, направленная на то, чтобы создать благоприятные условия для работы карательных органов. 3-я сессия III созыва ЦИК СССР 25 февраля 1927 г. ввела в действие главу первую статьи 58 уголовного кодекса РСФСР «Преступления государственные». Сразу же развернулась работа по подготовке таких процессов.
В
1928 г. было сфабриковано «Шахтинское дело»,
по которому по обвинению в промышленном
саботаже проходили так называемые буржуазные
специалисты. Уже на этом процессе прозвучало
очень популярное впоследствии обвинение
в связи осужденных с западными кругами.
На конец 1928 г. падает заключительный аккорд
расправы с Л.Д. Троцким и его сторонниками.
Сам Л.Д. Троцкий в январе 1929 г. был выслан
из СССР, а его сторонники были сосланы
на периферию [18].
1.2. Создание системы дошкольного образования в России в послеоктябрьский период
Начало
государственной системы
Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств [17].
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.
Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.
22
июня 1941 г. фашистская Германия
вероломно напала на Советский
Союз. В числе тяжелых потерь,
которые понесла наша страна
во время этой невиданной в
истории войны, было и
Несмотря
на тяжелое военное и
В
спасении детей участвовала вся
страна. Поддержанное государством, развернулось
движение по усыновлению детей-сирот.
Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи
взяли на воспитание осиротевших
детей, а в целом по Союзу так
поступили тысячи семей. Была организована
широкая сеть детских домов, интернатов
и групп продленного дня. Лишь
в Узбекистане свыше 100 тыс. детей,
оставшихся без родителей, получили
должный уход и воспитание. Проводилась
целая система мероприятий по
охране и укреплению здоровья детей,
открывались детские столовые, летом
работали многочисленные пионерские лагеря
и детские площадки. Весной 1944 г.
было принято и затем полностью
выполнено правительственное
В
годы Великой Отечественной войны
чрезвычайно усложнилась работа
по дошкольному воспитанию. Многие
дошкольные учреждения были разрушены
фашистскими захватчиками; эвакуация
же значительных масс населения в
восточные районы, большая занятость
женщин на производстве резко усилили
потребность в детских садах
и яслях. Новые дошкольные учреждения
открывались обычно при эвакуированных
предприятиях. Было увеличено время
пребывания детей в них, широкое
распространение получили группы с
круглосуточным пребыванием детей.
Возник новый тип воспитательных
учреждений — дошкольные интернаты,
в которых воспитывались дети,
временно потерявшие связь с родителями.
Широкое распространение
В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.
Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.
В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.
В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии [20].
Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941—1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.
В
декабре 1944 г. был принят новый «Устав
детского сада», детально осветивший важнейшие
вопросы деятельности детских садов
и сыгравший большую роль в
организации дошкольного
Принятие новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР [20].
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.
Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в санаторные детские сады.