Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

Введение

       Актуальность  исследования. Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями [3].

       В 90-е годы XIX века, а именно с 1894 г. стали  появляться первые народные бесплатные детские сады для детей бедноты  и рабочих, летние детские ясли, получил  распространение детский сад - элементарная школа. В теорию и практику дошкольного образования проникли идеи «свободного воспитания», усилилась критика Фребелевской системы, одним из важнейших стал вопрос о подготовке детей к школе, о преемственности содержания дошкольного и начального школьного. 1917 год можно считать переломным: до этого времени развитие сети дошкольных учреждений в России было делом общественности и частной инициативы, после Октябрьской революции дошкольное образование становится делом государственной важности [8]. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма [13].

       На  сегодняшний день труды Н.К. Крупской представляют собой основополагающий фактор развития дошкольной педагогики. Современные авторы  в той ли иной степени проводят параллели своих трудов с наследием Н.К. Крупской [17].

       Исходя  из этого мы определили цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской

       Задачи  исследования:

       1. Описать особенности дошкольного  образования в России в начале 20 века.

       2. Раскрыть сущность дошкольного  воспитания и образования в  трудах Н.К. Крупской.

       Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.

       Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

       Методы  исследования:

       1. Анализ учебно-методической и  историко-педагогической литературы  по теме исследования.

       Практическая  значимость нашей курсовой работы представляется в систематизации и конкретизации изученных материалов по теме исследования.

       Курсовая  работа имеет в своей структуре  введение, две главы, заключение и  список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I

    Система дошкольного воспитания в России в начале XX века 

      Всестороннее развитие личности  рассматривается советской педагогической  наукой как непрерывный процесс,  который начинается от рождения  ребенка и продолжается всю  жизнь.

      В соответствии с этим современная  система народного образования  включает ряд преемственно связанных  звеньев. Первое звено — детские  дошкольные учреждения разных  типов [18].

      Общественное воспитание детей  в нашей стране начинается  с дошкольного возраста. Являясь  первым звеном в системе народного  образования, дошкольные учреждения  в тесной связи с семьей  обеспечивают детям всестороннее  гармоническое развитие и подготовку  к успешному обучению в школе.  Они решают важную социально-политическую  задачу — обеспечивают возможность  женщине-матери  равное с мужчиной участие в трудовой и общественно-политической жизни государства. Признавая вовлечение женщины в общественное производство прогрессивным явлением, ибо это ставило ее в ряды пролетариата, содействовало развитию ее политического самосознания, Ф. Энгельс требовал воспитания «всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» [9].

      Это требование рассматривалось В. И. Лениным как часть революционной борьбы за права трудящихся женщин, за права детей, за создание резервов рабочего класса и получило отражение в Программе партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г. После Великой Октябрьской социалистической революции дошкольное воспитание было включено в систему народного образования, что провозглашалось в Декларации о дошкольном воспитании (декабрь 1917 г.), а затем в «Положении об единой трудовой школе...» (сентябрь 1918 г.).

      В. И. Ленин постоянно заботился  о расширении сети детских  садов, называл их ростками  коммунизма, призывал укреплять  эти ростки, подчеркивал их особую  роль в воспитании подрастающего  поколения, в освобождении женщины [16].

      Выполняя заветы В. И. Ленина, Коммунистическая партия Советского  Союза развернула огромную работу  по созданию широкой сети детских  учреждений, по разработке новой  теории коммунистического воспитания  детей дошкольного возраста, по претворению ее в практику [19].

      Благодаря постоянной заботе  КПСС и Советского правительства  сеть детских дошкольных учреждений  в нашей стране получила широкое  развитие и все более приобретает  характер всеобщности. В 1913 г.  в царской России насчитывалось  всего 150 детских садов, охватывающих 4000 детей. В 1925 г. было уже  1369 детских садов, в которых  воспитывалось 72 685 детей. К 1981 г. в дошкольных учреждениях  страны воспитывалось 14,5 млн.  детей. В соответствии с решениями  XXVI съезда КПСС в течение одиннадцатой  пятилетки будет построено дошкольных  учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест [20].

      Одновременно с развитием сети  детских учреждений в нашей  стране развивалась научная теория  советского дошкольного воспитания, росли педагогические кадры, повышалось качество воспитания [13].

      Особое влияние на развитие  теории и практики дошкольного  воспитания оказали деятельность  Надежды Константиновны Крупской  и ее труды по теории педагогики. Еще до Октябрьской социалистической  революции в книге «Женщина-работница» (1899) Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь социалистическое общество  обеспечит свободу женщине и  даст детям не только средства  к существованию, но и всестороннее  развитие. После победы Октября  Н. К. Крупская участвует в  съездах по дошкольному воспитанию, уделяет большое внимание разработке  программных документов для детских  садов, определению содержания  и методов коммунистического воспитания дошкольников [6].

      Значительное влияние на разработку  теории дошкольного воспитания  оказали труды выдающегося советского  педагога А. С. Макаренко. Дальнейшую работу по созданию советской теории дошкольного воспитания продолжили советские ученые Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин, А. П. Усова, Е. А. Флерина, А. М. Леушина, Н. М. Щелованов и др. В 1943 г. в Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук был создан сектор проблем дошкольного воспитания, который возглавила А. П. Усова. В 1960 г. был организован Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, который ныне в составе десяти лабораторий осуществляет разработку наиболее значимых проблем коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемами теории и практики дошкольного воспитания занимаются также кафедры дошкольной педагогики педагогических вузов страны [2].

      В итоге за годы существования  Советского государства в нашей  стране была создана система  общественного дошкольного воспитания, не имеющая себе равных в  мире ни по масштабам развития  сети, ни по своему материальному  обеспечению, ни по уровню воспитательно-образовательной  работы.

      Педагогический процесс во всех  детских садах строится по  «Программе воспитания в детском  саду», разработанной на основе  признания определяющего значения  социальных условий жизни и  воспитания в духовном и физическом  развитии человека, ведущей роли  деятельности и руководящей роли  взрослых в воспитании и развитии  ребенка. В программе определены  задачи и содержание всестороннего  воспитания в соответствии с  возрастными возможностями и  перспективами развития ребенка.  Эти задачи реализуются в процессе  организуемых воспитателем разнообразных  видов деятельности (игра, труд, учение  и др.), в ходе которых у детей  формируются соответствующие знания, умения, навыки, поведение, развиваются  умственные и художественные  способности, формируются нравственные  качества личности. Требования программы усложняются с учетом развития ребенка, перехода его из одной возрастной группы в другую.

      Организационные основы работы  детских дошкольных учреждений  определены «Уставом детского  сада» и «Временным положением  о дошкольном детском учреждении  ясли-сад». В этих документах указаны задачи детского сада, его структура, принципы комплектования групп, типы детских учреждений, длительность их работы и т. д. Утверждается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе, права и обязанности других сотрудников детского сада [4].

      Основной тип дошкольного учреждения  — ясли-сад, в котором воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет. Ясли-сады созданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959) [8].

      Данное постановление было направлено  на установление единой системы  воспитания детей от первого  года жизни до перехода в  школу, на улучшение организации  лечебно-профилактического обслуживания  детей, на укрепление связи  родителей и детского сада  в осуществлении единства воздействия  на детей. Воспитание детей  поручается одному педагогическому  коллективу и одному врачу,  который наблюдает за состоянием  здоровья и физического развития  каждого ребенка.

      Функционируют также и раздельные  детские учреждения — ясли, где  воспитываются дети от 2 мес. жизни  до 3 лет, и детские сады для  детей от 3 до 7 лет. Существование  яслей и детских садов вызывается особенностями местных условий.

      Детские сады различаются по  количеству возрастных групп  и по длительности пребывания  детей в учреждении. Основным типом является детский сад, работающий 9—12 часов и имеющий возрастные группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды: первая группа детей раннего возраста от 2—3 мес. до 1 года; вторая группа детей раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет; вторая младшая группа — от 3 до 4 лет; средняя — от 4 до 5 лет; старшая — от 5 до 6 лет и подготовительная к школе — от 6 до 7 лет.

      В зависимости от количества  детей допускаются детские сады  со смешанным по возрасту составом  детей и меньшим количеством  групп: однокомплектные, двухкомплектные, трехкомплектные. В многокомплектных детских садах организуются параллельные возрастные группы.

    При заводах и фабриках, работающих в  три смены, организуются детские  сады или группы с круглосуточным пребыванием детей. В этих случаях  дети живут в детском саду в  течение рабочей недели, и родители берут их домой на выходные дни. Если дети находятся в детском саду 9 часов, то они получают трехразовое  питание, если 12 или 24 часа, то четырехразовое.

    Особый  тип учреждений — санаторный детский  сад. Такие детские сады созданы  с оздоровительной целью. Здесь  дети получают усиленное питание, длительное время проводят на воздухе, находятся  под постоянным наблюдением врача. Детские сады этого типа располагаются  за городом или в зеленой зоне. Наряду с лечебно-профилактической работой в санаторном детском  саду проводится воспитательная работа [11].

      Существуют дошкольные учреждения  специального назначения для  детей с нарушениями слуха,  речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного  аппарата. В таких детских садах  обеспечивается воспитание и  обучение детей по специальной программе и методике с целью коррекции и компенсации их развития, а также успешной подготовки к обучению в специальных школах.

      Дома ребенка и дошкольные  детские дома предназначены для  воспитания детей-сирот или детей,  воспитание которых в семье  по разным причинам затруднено. В домах ребенка находятся  дети от рождения до 3 лет, в дошкольных детских домах — от 3 до 7 лет. Заботу о таких детях полностью берет на себя государство. Персонал домов ребенка и детских домов отвечает за жизнь, здоровье и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка, формирует необходимые навыки и умения, обеспечивает подготовку к школе.

    Разнообразие  типов дошкольных учреждений обеспечивает охват детей разного контингента  с учетом всех социально-экономических  условий. Руководство воспитательной работой во всех типах детских  дошкольных учреждений осуществляют органы народного образования [10]. 

1.1. Политическая система в России в послеоктябрьский период

       После окончания гражданской войны  в Советской России начался острейший  социально-политический кризис, вызванный  недовольством крестьян политикой «военного коммунизма». Крестьянские выступления против продразверстки зимой 1920/21 гг. приобрели характер вооруженных восстаний против большевиков в Тамбовской и Воронежской губерниях и Западной Сибири, для подавления которых большевики использовали регулярные войска. С 28 февраля по 18 марта 1921 г. против политики большевиков выступили моряки Балтийского флота и гарнизон Кронштадта. Они требовали переизбрания Советов, свободы слова и печати, освобождения политзаключенных и др. Эти настроения широких кругов населения не могли не сказываться на положении в самой правящей партии, внутри которой намечался раскол [20].

       Выход из кризиса был найден на Х съезде РКП (б), который проходил в марте 1921 г. Его решения о найме рабочей  силы, о разрешении в огромных масштабах  частной собственности, о замене продразверстки продналогом и свободной  торговле было направлено на удовлетворение наиболее насущных требований крестьянства и части рабочего класса. Они положили начало проведению в жизнь новой  экономической политики, имевшей главными целями восстановление разрушенной в период мировой и гражданской войн экономики России и установление нормальных экономических отношений между рабочим классом и крестьянством. Съезд принял также резолюцию «О единстве партии», направленную на то, чтобы снять напряженность в отношениях между ее различными лидерами. Одновременно было принято решение о ликвидации существования в России других политических партий [6].

       В связи с принятыми решениями  Советская власть, допускавшая частную  собственность, провела реорганизацию  карательных органов государственной  власти и законодательной основы их деятельности. 8 февраля 1922 г. был  опубликован декрет ВЦИК о ликвидации ВЧК и передаче ее функций НКВД. Это объяснялось окончанием гражданской войны и необходимостью отказа от чрезвычайных органов власти. В составе НКВД создавалось Государственное политическое управление /ГПУ/, имеющее свои органы на местах. Таким образом, политические дела выделялись в особое производство [20].

       В 1922 г. В.И. Ленин поручил органам  юстиции разработать и принять  уголовный кодекс, который бы отвечал  новым реалиям. Вскоре новое советское  законодательство начало действовать. В июне–июле 1922 г. проходил первый политический процесс в Советской России над 47 руководителями эсеровской партии, который закончился вынесением смертного приговора 14 подсудимым. Однако под давлением мировой общественности приговор был заменен высылкой подсудимых за границу. Сама партия эсеров была распущена. Одновременно произошел «самороспуск» меньшевистской партии. В конце августа 1922 г. из Советской России отплыл «философский пароход», который увез в эмиграцию около 160 выдающихся представителей отечественной культуры. Высылки политических оппонентов большевиков продолжались и впоследствии [6].

       Принятие  Х съездом резолюции «О единстве партии» не означало, что руководители РКП (б) безукоснительно следовали ей. Дело в том, что признанный вождь партии В.И.Ленин по состоянию здоровья уже осенью 1922 г. вынужден был отойти от дел и передать их своим соратникам. В апреле 1922 г. на пост Генерального секретаря ЦК партии был назначен И.В. Сталин. Заместителем Ленина на посту председателя правительства был назначен А.И. Рыков.

       В 1926 г. была предпринята попытка объединения  всех оппозиционеров, недовольных И.В. Сталиным. Однако в это объединение вошли слишком разные люди, у которых существовали принципиальные разногласия друг с другом. Оппозиция попыталась привлечь на свою сторону партийные массы и создать нелегальные партийные структуры. Однако единства между оппозиционерами не было и И.В. Сталину удалось, опираясь на послушный ему партийный аппарат, исключить наиболее видных оппозиционеров из партии, а своего главного соперника Л.Д. Троцкого в 1928 г. выслать из Москвы.

       И.В. Сталин в своей борьбе за власть открыто применял резолюцию «О единстве партии», запрещающую фракционность и заставляющую меньшинство принимать волю большинства. В борьбе с политическими противниками И.В. Сталин все чаще стал опираться на органы ОГПУ, которые от слежки за оппозиционерами стали переходить к открытому вмешательству во внутрипартийную борьбу, давая козыри одной стороне в борьбе с другой. Свидетельства, добытые чекистами, все чаще использовались в политической борьбе и стали основой для организации новых политических процессов.

       В конце 20-х годов начинается активная законотворческая деятельность, направленная на то, чтобы создать благоприятные  условия для работы карательных  органов. 3-я сессия III созыва ЦИК  СССР 25 февраля 1927 г. ввела в действие главу первую статьи 58 уголовного кодекса РСФСР «Преступления государственные». Сразу же развернулась работа по подготовке таких процессов.

       В 1928 г. было сфабриковано «Шахтинское дело», по которому по обвинению в промышленном саботаже проходили так называемые буржуазные специалисты. Уже на этом процессе прозвучало очень популярное впоследствии обвинение в связи осужденных с западными кругами. На конец 1928 г. падает заключительный аккорд расправы с Л.Д. Троцким и его сторонниками. Сам Л.Д. Троцкий в январе 1929 г. был выслан из СССР, а его сторонники были сосланы на периферию [18]. 

1.2. Создание системы дошкольного образования в России в послеоктябрьский период

     Начало  государственной системы дошкольного  образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному  воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного  образования: бесплатность и доступность  общественного воспитания детей  дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова  был открыт второй Московский государственный  университет, где организовался  педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин. он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей [18].

     Важной  вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств [17].

     С 1928 года начал выходить ежемесячный  научно-методический журнал «Дошкольное  воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более  двух миллионов воспитанников.

     Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению  дошкольного воспитания.

     22 июня 1941 г. фашистская Германия  вероломно напала на Советский  Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна  во время этой невиданной в  истории войны, было и уничтожение  многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

     Несмотря  на тяжелое военное и экономическое  положение, Коммунистическая партия и  Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство  уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей  и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков [16].

     В спасении детей участвовала вся  страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи  взяли на воспитание осиротевших  детей, а в целом по Союзу так  поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась  целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом  работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью  выполнено правительственное постановление  об охвате различными формами организованного  летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей  школьного и дошкольного возраста.

     В годы Великой Отечественной войны  чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены  фашистскими захватчиками; эвакуация  же значительных масс населения в  восточные районы, большая занятость  женщин на производстве резко усилили  потребность в детских садах  и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время  пребывания детей в них, широкое  распространение получили группы с  круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

     В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов  и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

     Большое значение для развития дошкольного  воспитания имело принятое в 1944 г. постановление  СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению  медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало  целый комплекс мер по улучшению  работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские  сады, детские дома и консультации.

     В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный  уровень.

     В дошкольных учреждениях большое  внимание уделялось физическому  развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии [20].

     Важную  роль в разработке теоретических  и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще  в предвоенные годы. В период 1941—1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

     В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие  вопросы деятельности детских садов  и сыгравший большую роль в  организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для  воспитателя детского сада», содержащего  программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению  практической работы.

     Принятие  новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось  свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР [20].

     В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

     Огромное  внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в  санаторные детские сады.

Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской