Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина

 

План

 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Молодые  годы  и становления Ибрая  Алтынсарина  как  педагогичес-

кого деятеля......................................................................................................8

    1. Биографическая справка..............................................................................8

1.2 Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина..............11

Глава  2. Значение  Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы.....15

2.1 Творчество  Ибрая  Алтынсарина  - истоки  казахской публицистики..15 2.2 Эпистолярное  и  публицистическое  наследие Ибрая Алтынсарина...17

2.3  Ибрай  Алтынсарин  и  развитие  библиотечного  дела  в Казахстане..20 

2.4 Ибрай Алтынсарин – великий поэт..........................................................25

Заключение.................................................................................................................29

Список  литературы...................................................................................................32

Приложение................................................................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых  социально-экономических отношений  проблема совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения  остается одной из приоритетных. В  Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года записано: “Главным приоритетом объявляется профессиональное образование на всех его уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском. Это никоим образом не умаляет  значения среднего общего образования, напротив, повышается важность этого  уровня образования для обеспечения  главного приоритета в образовании. Стратегия реформы образования  – создание эффективно действующей  системы образования, обеспечивающей широкие слои населения качественными (на мировом уровне) образовательными стандартами. В системе образования  главной стратегической задачей  определяется расширение доступа населения  к качественному образованию  всех уровней и ступеней”.

Речь идет о путях становления  личности, способной работать творчески, с полной отдачей, органично вливаясь в коллектив и вместе с тем, не теряя своей индивидуальности. Становление самосознания, овладение  системой научных знаний, расширение кругозора, правильный выбор профессии  немыслимы вне образовательной  системы, о требованиях к содержанию и функционированию которой говорится  во многих правительственных документах: в Законе Респуб-лики Казахстан “Об образовании” № 389-1 от 7 июня 2006 г., в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в Послании Прези-дента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана.  Так, на решение задач дальней-шего повышения качества обучения и воспитания, совершенствования содержа-ния и методов обучения  нацеливает педагогов страны Закон Республики Казах-стан “Об образовании”, в котором, в частности, говорится: “Главной задачей системы образования является создание необходимых условий для формиро-вания и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики”.

В современных условиях возрастают требования к использованию наиболее эффективных дидактических технологий. Говоря о педагогических технологиях, мы имеем в виду методическое обеспечение, в котором используются модели, рационально  сочетающие в себе традиционные и  инновационные компоненты процесса познания. Современная казахстанская  школа, отвергая устаревшее и непригодное, использует все лучшее из наследия передовых учителей и методистов. Идет тщательный отбор наиболее эффективных  приемов работы, и этот отбор немыслим без знания исторического опыта, без опоры на уже сделанные  в области дидактики открытия.

В этой связи перед казахстанской  дидактикой раскрываются широкие возможности  в плане реализации накопленного опыта. Становится  объектив-ной потребность в новом анализе и переосмыслении всего имеющегося богато-го отечественного наследия. Именно этим объясняется интерес ученых к тру-дам казахских просветителей, общественных деятелей  страны, публицистов и писателей:  в аспекте  этнопедагогики их идеи и взгляды приобретают новую значимость,  поскольку  позволяют формировать национальное самосознание, делают незыблемыми  нравственные традиции  народа.

Именно индуктивным подходом к рассмотрению методического наследия прошлого объясняется наш интерес  к изучению работ  видного казахстанского деятеля  Ибрая Алтынсарина.  Выбор сделан нами не случайно. В работах, Ибрая Алтынсарина посвященных, в основном,  вопросам преподавания языка, нашли яркое выражение те дидактические проблемы, которые были актуальны в середине двадцатого столетия. Ученый исследовал вопросы методического обеспечения конкретного предмета, но делал это не просто с опорой на методические положения, а в значительной мере проектируя на них основные направления изысканий, которые были актуальны в тот период и сегодня представляют существенный интерес для дидактов. Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас  проанализировать и систематизировать научные идеи труженика и патриота, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим целую плеяду воспитанных им педагогов.

Поиск путей разрешения данного  противоречия составляет сущность проблемы этой работы, актуальность которой определяется объективными потребностями современной дидактической науки и практики. Вопросы наследия И.Алтынсарина на сегодняшний момент приобретают особую значимость и требуют научно-теоретического исследования, что и обусловило выбор темы курсовой  работы “ Педагогическая деятельность Ибрая Алтынса-рина”.

Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического  наследия  Ибрая Алтынсарина, выявление основных дидактических идей ученого и определение их значимости в развитии педагогической науки Казахстана.

Объект исследования –  педагогическое наследие Ибрая  Алтынсарина.

Предмет исследования –  дидактические взгляды и идеи  Ибрая Алтынса-рина,   их использование в современной образовательной системе.

Гипотеза исследования основывается на утверждении, что изучение наследия ученого-педагога позволит выявить  характер персонизированных научно-педагогических взглядов, что может позитивно  повлиять на выдвиже-ние новых идей, способствующих повышению эффективности процессов обу-чения и создающих возможность прогнозировать дальнейшее развитие педаго-гической науки Казахстана с учетом современных требований.

Проблема, цель, объект, предмет  и гипотеза определили задачи исследования:

1. Дать характеристику  тем историческим условиям, которые  оказали влияние на формирование  мировоззрения  Ибрая Алтынсарина;

2. Выявить и обобщить  основные дидактические идеи  в наследии  Ибрая Алтынсарина;

3. Определить вклад  Ибрая Алтынсарина в развитие отечественной дидактики.

Методологической основой  исследования явились положения, разработанные  в трудах известных отечественных  и зарубежных  философов и дидактов и посвященные диалектическому  единству анализа и синтеза как  способов познания, роли принципа историзма  в изучении современной постановки вопроса о системном подходе  к организации процесса обучения, а также современные достижения в области мировой и отечественной  дидактики.

Источники исследования: труды (диссертации, монография, учебные и  учебно-методические пособия, научные  статьи  и тезисы выступлений), воспоминания  коллег и учеников, архивные материалы.

Методы педагогического исследования:

  • теоретический: изучение и анализ научных источников, посвященных проблеме исследования;
  • историко-сравнительный анализ, обобщение и систематизация материала архивных документов;
  • практический: анализ, синтез, обобщение отобранного материала;

Краткая структура:

Курсовая работа состоит  из введения, основной / исследовательской / части, заключения, списка литературы и приложения.

В введении обосновывается актуальность избранной темы, формули-руются: объект, предмет, цель, задачи исследования, выдвигается научная гипотеза, определяется методологическая основа, описывается процедура и методы исследования, характеризуется структура курсовой работы.

Основная часть состоит  из двух глав. Первая глава включает в себя два параграфа и отражает теорию проблемы с опорой на научные исследования современных и педагогов прошлого. Использовались документы, материалы периодической печати, педагогическая и методологическая литература.

Вторая глава включает в себя четыре параграфа и даёт представление об анализе фактического материала с учётом сегодняшнего состояния педагоги-ческой науки, определяются главные дидактические идеи и взгляды И.Алтын-сарина, обобщается накопленный научно-педагогический опыт.

В заключении даны выводы и  рекомендации, сделанные на основе анализа изучения научно-педагогической литературы, обобщения опыта работы учителей.

Список литературы содержит 15 источников характеризующих методолог-ическую, научно-теоретическую базу исследования, а также материалы, отражающие передовой педагогический опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Молодые  годы  и становления Ибрая  Алтынсарина  как  педагогического  деятеля.

 

1.1Биографическая справка.

 

Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.

В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для  казахских детей, целью которой  была подготовка грамотных людей  для царской администрации, дед определил Ибрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.

В 1857 году Ибрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и   западно - европейской культуры.

И. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ибраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем  и крупным общественным деятелем. «Школы — это главные пружины  образования киргизов, казахов,— писал Ибрай Алтынсарин,— ... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Поборник просветительства,

И. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".

Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, И. Алтынса-рин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.

«На нашу долю,— писал  он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все  надо еще создавать, вводить эти  нововведения в темную среду и  освещать все, насколько хватит у  нас сил и уменья... Вот и  таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». По его инициативе было открыто 7 начальных  школ, 4 двухклассных училища для  детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием  в них предметов на родном и  русском языках. В 1883 году в Орске  была открыта казахская учительская семинария. 
И. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,—  писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал  демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей  К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность  знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью  Ибрая Алтынсарина, уже при жизни  смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного  творчества - составление хрестоматии  на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская  хрестоматия» (1879).

В этих книгах использовался  новый казахский алфавит, созданный  на основе русской графики. Во вступительной  статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «... Книг общеобразовательного содержения почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены  искать подобные руководства на ближайшем  русском языке. Вследствие чего мы сочли  за более удобное напечатать настоящую  хрестоматию русскими буквами, чтобы  она прямо соответствовала своей  цели, т. е. служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным книгам, не противореча  последним ни своим содержанием, ни алфавитом».

 

1.2  Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина

 

Создание казахского алфавита на основе русской графике.

Большой внёс вклад в систему  школьного образования для казахов, двук-лассное центральное училище  для казахов, работающее по учебному плану и программам уездных училищ.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается  в том, что по его инициативе, при  самом непосредственном участии  была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Прежде всего он решил  открыть по одному центральному училищу  во всех уездных городах области. С этой целью ездил по аулам  Тургайской области, собирая среди  населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах и  укомплектовал их, заботился о  создании библиотеки при каждой школе.

Алтынсарин вводит учебные  предметы: география, черчение, история, арифметика, естествознание, закон божий, знакомит с грамматикой русского языка. Обучение велось по руководству И. Алтынсарина и К. Д. Ушинского.

Разработал каким должно быть оборудование в школе: удобная  мебель, складная классная доска, 2 или 4 низких круглых стола, сундук для  хранения книг и письменных принадлежностей. Считал, что школа должна давать знания, обеспечивающие достижения целей (умственная, нравственная, совершенствования ребёнка). А учитель должен пользоваться методической литературой, педагогическими журналами, при школе должна быть библиотека с полным комплектом наглядных пособий. Упражнения это основа обучения устной и письменной речи.

Алтынсарин выступал против религиозного образования.

Предложил отбор предметов  в учебном плане, как учить  и для чего учить. «Надо давать хорошее образование, учить как  попало нельзя». Знания должны быть реальными, способствующие умственному и нравственному  развитию личности

Трудовое воспитание. Смысл  труда не в том чтобы обеспечить личное благополучие, удовлетворение, а должно быть социальное значение. «Прис-воение чужого труда – порок».

Нравственное воспитание. Изучая фольклор мы приходим к выводу, что он высоко ценит народный язык, меткость, богатство, динамичный юмор. Казахские пословицы и поговорки  тоже воспитывают. «Волка бояться –  в лес не ходить», «Кто боится труда, тот и не будет иметь добра».

Много сил и энергии  просветитель тратил и на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, необходимых для экономического развития Казахстана.

Алтынсарин - автор учебников  казахского и русского языков для казахских детей на основе русской графики: «Киргизская хрестоматия» в двух частях (1879); «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879). Киргизская хрестоматия была составлена по образцу «Детского мира» К.Д. Ушинского и учебных пособий других классиков русской педагогики. Она состоит из следующих отделов:

  • Стихотворения, детские рассказы и сказки, образцы писем учащихся к родным.
  • Рассказы для взрослых
  • Образцы из устно творчества
  • Пословицы и поговорки

Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» И. Алтынсарин писал: «Как первая ещё в своём  роде труд, настоящая хрестоматия  имеет, может быть некоторые недостатки; но льщу себя надеждою, что она всё  же пройдёт не бесследно и удовлетворит своему назначению, как первая читательная книга». Книга Алтынсарина «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» состоит из следующих разделов:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Наречие и союз
  • Предлог
  • Глагол, а также содержит образцы переводов с казахского на русский язык.

Эта книга была первым учебным  пособием для изучения казахскими детьми русского языка и отличался легкостью  и доходчивостью в изложении  основных правил русской грамматики.

Обе книги Алтынсарина  занимают особое место в истории  культуры Казахстана как памятники  письменной литературы, а также учебные  пособия, построенные по научному принципу.

В педагогической деятельности Алтынсарина большое место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя  как главного двигателя всего  учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя  должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Алтынсарин указывал учителю, что он «никогда недолжен забывать с кем имеет дело. Он имеет дело с детьми, которые, если не понимают что-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что  не может довести их до понимания. Должен он обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснить каждый предмет охотно и простым языком, без выученных фраз и ненужных терминов», ибо «наглядное обучение основано именно на простоте учебных приемов и удобопонятностных  учительских объяснений.

Перевел на казахский язык произведения Л.Толстого, К.Ушинского, И.Крылова и других.

Его перу принадлежит целый  ряд рассказов и новелл. Его  по праву называют основоположником казахской детской литературы.

Алтынсарин по праву считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли в дореволюцион-ном Казахстане.

Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Значение  Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы.

 

2.1 Творчество  Ибрая  Алтынсарина  - истоки  казахской публицистики.

 

  Зарождение ядра казахской журналистики пришлось на конец XIX - начало ХХ века. Стоявшие у ее истоков просветители пытались заложить в ней лучшие качества: свободомыслие, национальное своеобразие, стремление к многообразию точек зрения. Но процесс ее формирования пошел по единому советскому типу, который нивелировал национальные подходы. И, вероятно, поэтому столь важным является возвращение к бесценным истокам, к идеям Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова, С. Торайгырова. В настоящее время существуют все необходимые предпосылки для развития полноценной и всесторонней национальной журналистики. Но для этого необходимо творчески переосмыслить опыт предшественников, адаптировать сформированные столетие назад идеалы к современности, осмыслить богатство их разностороннего творчества, чтобы идти дальше.

Несмотря на многочисленность, исследования творчества Ибрая Алтынсарина  крайне мало затронули его публицистическую деятельность. Хотя общепризнанно, что  наряду с Чоканом Валихановым  и Абаем Кунанбаевым он является одним из основоположников публицистики. Основатель истории казахской журналистики Х. Н. Бекхожин обосновал данный факт, но во время господства идеологических догм подход к разностороннему творчеству Алтынсарина был минимально упрощен.

Следуя принципу историзма, нельзя рассматривать жизнь и  деятельность Алтынсарина в отрыве от его времени. Просвещение мыслилось  им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Развитие образованности не могли идти без создания собственной  печати и книгоиздания. Вместе с  тем блага цивилизации несли  для казахского народа явно выраженные отрицательные стороны, в частности  стремление принудительной оседлости кочевников и изъятии лучших пахотных и пастбищных земель. Формируясь в течение столетий, у казахов выкристаллизовалась собственная культура, популяризатором которой выступал и Алтынсарин. К сожалению, общественно-политическая обстановка того времени не представляла собой благодатную почву для развития национальных культур, и поэтому мы в настоящее время воздаем должное первым казахским просветителям и публицистам, которые доступными им способами способствовали ее сохранению и укреплению. Знания, идеалы и опыт, появившиеся в устном народном творчестве, стали фиксироваться с появлением письменности.

В силу того, что еще не существовало периодики на казахском  языке, Алтынсарину приходилось  писать на русском. Он оставил разножанровое  творческое наследство, которое позже  во многом предопределило развитие казахской  публицистики. Перечитывая труды  просветителя, необходимо отметить одно из важнейших качеств публицистики - непосредственное обращение к читателю, которому предлагаются воззрения на актуальные события, причем тот может  как разделять, так и иметь  на них собственную точку зрения. Особенность публицистики Алтынсарина  проявляется в выборе темы для  выступлений и ее разработке. Большинство  статей, вышедших из под его пера, являют собой нравственно-педагогическую оценку актуальной действительности. Не зря исследователи творчества Алтынсарина сравнивают его с  заслугами Ломоносова для России.

Публицистика Алтынсарина  отличается глубокой простотой, четким пониманием вещей, образностью мыслей и стройностью языка. Его произведения можно отнести к истокам нравственно-педагогической публицистики Казахстана. Несмотря на то, что большинство написанного  было на русском языке, он фактически является зачинателем казахского литературного  языка. Ибрай понял, что уникальность любого языка состоит в его  неповторимости, формировании собственной  стройной системы. Оценив мощь и силу печатного слова, будучи инспектором школ Тургайской области, он ходатайствует перед всеми инстанциями об издании казахских газет.

Являясь ярчайшим представителем в когорте дореволюционной казахской  общественной и научной мысли, своим  творчеством Алтынсарин заложил  фундамент этнопублицистики, которая  приобретает особое значение в год 10-летия Независимости Республики Казахстан. В настоящее время  в молодежной среде превалирует  множество пороков, ощущается недостаток воспитанности и культуры. Как  вернуть ситуацию в нормальное русло - мы думаем, некоторые ответы можно  найти и в публицистике Алтынсарина.

 

2.2  Эпистолярное  и  публицистическое  наследие Ибрая Алтынсарина

 

Вопросы исторического прошлого и его преломления в настоящем  нельзя доказать как теорему. Законы развития общественной жизни и исторических процессов тесно связаны с  сознательной деятельностью людей, живут в условиях своего времени, которое накладывает на них особый отпечаток, поэтому явления общественного  порядка не могут в принципе действовать  также однозначно, как законы природы  и естественных наук. Поэтому обращение  к личности Ибрая Алтынсарина, его  творчеству, эпистолярному и публицистическому  наследию, в самом начале новой  эпохи - новом тысячелетии и в XXI веке не имеет альтернативы. Журналистика, несмотря на постоянные трансформации, не перестала быть хранителем духовных ценностей, принадлежащих народу, мировой  общности, причем - как в устной, так  и в письменной ипостасях. Именно эпистолярное наследие Ибрая являет собой уникальное сочетание квинтэссенции  многовековой мудрости и педагогики Степи и зачатки печатной публицистики, плоды которых столь востребованы на настоящем этапе. Событие, не зафиксированное  в слове, могло навсегда исчезнуть  из исторической памяти, в то время  как устное народное творчество донесло  до нас отголоски величайших событий  и деяний предков.

В первую очередь именно эпистолярное наследие Ибрая Алтынсарина  представляет особый интерес для  исследований в области современной  казахстанской журналистики. Фактически творчество великого просветителя представляет собой совокупность произведений, чье  изначальное узкое направление  переросло в масштабные обобщения  и в совокупности, получило форму  общественной публицистики. Именно из эпистолярного наследия как журналистика, так литература и публицистика восприняли много творческих особенностей и  форм, узаконив их в письменной речи.

Рассмотрение творчества Алтынсарина выходит за тот автономный слой времени и общества, в котором  ему довелось жить и творить. Истоки национальной интеллигенции и развития казахской культуры проходили в  русле развития всех творческих процессов. Очень сложным явлением предстает  казахская советская журналистика, которая была сформирована в течение  семидесяти с лишним лет. Если в царское  время казахская журналистика выступала, главным образом, как средство самовыражения  элиты и интеллигенции, предлагали и обсуждали альтернативные пути развития казахского общества в условиях колониального гнета, то в советское  время она стала средством  и формой проведения массовой пропаганды и агитации. И при этом творчество Алтынсарина использовалась как  ширма, как прикрытие различным  целям. Настала пора очистить его  образ от всего наносного.

Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина