Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Федеральное агентство по образованию
Педагогический факультет
Выпускная квалификационная работа
по специальности учитель-
Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков
с нарушением интеллекта
Оглавление
Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности
и её представление в
1.2 Проявление агрессии
в личностных характеристиках
и поведении детей
1.3 Особенности агрессивного
поведения подростков с
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного
поведения детей подросткового
возраста с нарушением
2.3 Организация индивидуальной
работы с подростками по
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция
Введение
Напряжённая, неустойчивая, социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте [13, с.3], причём проблема агрессивности подростков является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая не интересуется потребностями ребёнка; третья – переоценивает ребёнка и недостаточно его контролирует. В результате для подростков характерны грубость, агрессивный способ самоутверждения. Провоцирует агрессивное поведение подростков и обилие сцен насилия на телеэкранах. Многие из них подражают определённым манерам, как конкретных людей, так и стереотипам. Ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально- ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, чёрствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.
Отдельные вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Занков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина. Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рошин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривающих особенности деликвентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.).
Актуальность темы несомненна,
поскольку число детей и
Вопросы, связанные с человеческой
агрессивностью затрагиваются во многих
психологических исследованиях. Наличие
чрезвычайно высокой
За последние годы было
выполнено психологами и
В основу исследования положена проблема, состоящая из наиболее эффективных путей педагогической коррекции подростков с нарушением интеллекта.
Объект исследования – коррекционно-развивающая работа с подростками с нарушением интеллекта.
Предмет – педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Гипотеза: педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективна, если:
1. В результате диагностики
выявляются общие и
2. Педагогическая коррекция
агрессивного поведения
3. Организуется индивидуальная
работа с подростками,
Задачи:
1. Рассмотреть проблему
агрессивности и её
2. Изучить проявление
агрессии в личностных
3. Раскрыть особенности
агрессивного поведения
4. В ходе эксперимента
выявить и изучить формы
5. Рассмотреть методы
коррекции агрессивного
6. Рассмотреть организацию
индивидуальной работы с
Для решения поставленных задач нами были использованы методы научно-педагогического исследования:
- теоретические (анализ,
синтез, обобщение, сравнение,
- эмпирические (наблюдение,
изучение продуктов
- математические (методы математической статистики).
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обосновании и доказательстве идей влияния педагогической коррекции на уровень снижения агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, реализации, применении программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта с целью достижения положительной диагностики.
Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с агрессивными подростками.
Cтруктура выпускной квалификационной работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности
и её представления в
Рост агрессивных тенденций
в подростковой среде отражает одну
из острейших социальных проблем
нашего общества. В подростковой жизни
нередко встречаются формы
Психологи обычно говорят об агрессивном поведении, как об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные, приносящие объекту (человеку или предмету) какой-то вред.
Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны.
Исключительно важен эмоциональный
компонент агрессивного состояния.
Здесь, прежде всего, выделяется гнев.
Часто человек переживает сильную
эмоцию гнева, иногда принимающую форму
аффекта, ярости, но не всегда агрессия
сопровождается гневом и не всякий
гнев приводит к агрессии. Существует
«бессильный гнев» при
Особый оттенок агрессии
придают переживания
Серьёзное значение имеет и такой компонент агрессии, как его волевая сторона, причём в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств.
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чём-то «сорвать зло». Довольно распространённым проявлением агрессии служит грубость. Агрессивные действия выступают в качестве:
-средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
- как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как способ удовлетворения потребности в самореализации самоутверждении. [14, c.76]
Что касается агрессивного
поведения, то это не прирождённая биологическая
реакция, а одна из форм поведения, обусловленная
социальными связями и
В психологических словарях
агрессия определяется как мотивированное
деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам сосуществования
людей в обществе, наносящее вред
объектам нападения, приносящая физический
ущерб людям или вызывающая у
них психологический дискомфорт
(отрицательные переживания, состояние
напряжённости, страха, подавленности
и т.п.). В психолого-педагогической
и специальной литературе используется
также термины агрессивность
и агрессивное поведение [16, с.76].
Агрессивность рассматривается
как предрасположенность к
Агрессивное поведение –
одна из форм реагирования на различные
неблагоприятные в физическом и
психологическом отношении
Основные концепции проявления агрессивности это – теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального изучения, мотивированная. В них нашли отражение взгляды представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.
Представители первых двух
направлений понимают агрессию как
инстинкт. Основатели этологического
(К. Лоренц) и психоаналитического (З.
Фрейд) направлений следуют так
называемой гидравлической модели агрессивности,
согласно которой агрессия имеет
внутренний источник, а для того,
чтобы не произошло неконтролируемого
насилия, нужно чтобы агрессивная
энергия постоянно разряжалась.
Фрейд связывает агрессивность
с влечением к смерти и определяет
её как некий постоянно
Проблему детской
А. Адлер утверждал, что каждому человеку присуще чувство неполноценности, порождающее стремление индивида к компенсации дефекта, и врождённое побуждение – стремление к привязанности (социальное чувство), которое регулирует поведение индивида. Учёный пришёл к выводу, что асоциальное поведение является следствием недоразвития социального чувства. Он отрицал понимание агрессивности как неизбежной стороны личности.
Аналогичных взглядов придерживался
и основоположник этологии К. Лоренц.
Он считал, что отождествление агрессии
с «инстинктом смерти» неверно.
Учёный предложил четыре способа, помогающих
исправлению людей и
Джордж Доллард и его коллеги выдвинули фрустрационную теорию, основное положение которой состоит в следующем: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой- либо форме, а движущей силой развития человеческой личности является фрустрация. Она существует всегда, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются физические, моральные, духовные препятствия. Вся жизнь заключается в борьбе с ними. Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией может проявляться в различной модальности и различной форме в поведенческом и вербальном плане; в виде негативизма (у подростков); в виде проявлений садизма и мазохизма; в виде депрессии и гнева. [12, c.117]
Х. Хекхаузен уточнял, что не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации и не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни ведёт к агрессии.
К. Левин считал агрессию лишь одной из возможных реакций человека на фрустрацию.
А.В. Александрова отмечала,
что агрессия не проявляется, если человек
успевает найти конструктивные пути
выхода из ситуации фрустрации до того,
как будет превышена пороговая
величина уровня напряжения. В противном
случае продолжающее усиливаться напряжение
может вывести человека из состояния
душевного равновесия. Считая агрессию
деструктивным и вредным
К. Роджерс связывал агрессивность с уровнем развития самоактуализации, которая в свою очередь связана с адекватностью самооценки человека. Он считал, что агрессивность является одной из психологических защит, к которым вынужден прибегать индивид с целью сохранения положительной самооценки. [30, c.201]
В. Франкл не рассматривает агрессивность как формирующее личностное качество и ограничивается подходом к агрессии как к защитному механизму. Психологи - неофрейдисты, приписывая агрессивности защитный реактивный характер, тем не менее, склонны рассматривать её как приобретённое личностное качество. Аналогичных взглядов на проблему агрессивности в рамках данной теории придерживается Ф.Г. Василюк.
Во фрустрационной теории агрессия понимается как различные модальности и формы поведения, а агрессивность – как приобретённое личностное качество.
А. Бандура представляет схему агрессивного поведения следующим образом. Агрессия приобретается через биологические факторы (гормоны, особенности нервной системы), научение (непосредственный опыт, наблюдение) и провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги, восхищение), инструкциями (приказы), эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи). Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, механизмами саморегуляции (гордость, вина) Поскольку А. Бандура понимает агрессию как обучаемую форму поведения, тои способы её ослабления он предлагает как ряд процедур по удалению условий, направленных на её подкрепление.
Подытоживая ретроспективный обзор взглядов, можно дать такое определение: агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороной личности, и ослабить её можно путём направления энергии в социально приемлемые формы.
Теория социального изучения
сконцентрировала в себе следующие
представления: агрессивность формируется
в течение жизни и в частности
в процессе социализации личности;
особенно – в результате наблюдения
за поведением родителей и других
старших членов семьи и сверстников.
Агрессивное поведение может
выполнять функцию защиты или
адаптации к социальным условиям,
а в рамках противоправного поведения
– инструмента воздействия; агрессивность
как психологическое явление
в нравственном плане нейтральна,
так как в зависимости от социализации
индивида может приводить как
к социально одобряемому
Свою концепцию агрессии
и агрессивности имеет
Р.С. Немов считает, что у человека есть различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением.
«Тенденция к агрессии, пишет он, - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведёт к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных действий». Агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (враждебность, гнев и др.), таки тормозящий (культурные стереотипы, страх наказания, чувство вины и др.) компоненты.
Таким образом, в мотивационной теории агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а агрессия – есть акт нападения или проявление агрессивности.
Анализ проблем агрессии и агрессивного поведения позволяет заметить, что на ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.
В психолого-педагогической
литературе акцент делается на изучение
агрессивности как
Агрессия рассматривается как взаимодействие двух субъектов. При этом агрессивное действие трактуется как « субъект – субъектное» взаимодействие, в котором одна сторона «агрессор», а другая «жертва».
В психолого-педагогической и специальной литературе описаны типы агрессии. Э. Фромм рассматривает агрессию доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия – это биологически адаптивная форма действия, которая способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. Злокачественная агрессия – рассматривается как вредная, деструктивная, жестокая. [34, c.102]
М. Мендель различает агрессию, направленную наружу и внутрь.
В.В. Лебединский в зависимости от направленности выделяет внешнюю и внутреннюю агрессию. Д. Майерс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную (причинение страданий жертве) и инструментальную (агрессоры нападают на людей. Преследуя цели, не связанные с причинением вреда).
По форме проявления А. Басс и другие исследователи выделяет активную и пассивную агрессию, речевую и физическую.
Многие авторы указывают на связь агрессивного поведения с неудовлетворённостью потребностей. А.Бандура, Д.,З. Скорны отмечают, что проявляемая ребёнком агрессивность бывает последствием нереализованной потребности в общении, вызванной эмоциональной холодностью родителей, отсутствием с их стороны сердечности и доброжелательности, чрезмерной суровостью и применением физических наказаний. Нереализованная потребность в признании, вызванная слишком частыми запретами и приказами со стороны взрослых, а также чрезмерным ограничением самостоятельности детей и молодёжи. Многие исследователи называют и другие раздражители [16, с.82-85].
Основными причинами проявлений
детской агрессивности
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство
другого человека с целью
У детей, как и у взрослых существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребёнка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя
Вторая – не просто злобное
и враждебное поведение, но и желание
причинить боль, получить удовольствие
от этого. Результатом такого поведения
обычно бывают конфликты, становление
агрессивности как черты
Среди психологических особенностей,
провоцирующих агрессивное
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень
-- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Таблица 1. Классификация видов агрессии
Разделение по направленности на объект. |
Гетероагрессия - направленность на окружающих - убийство, изнасилование, побои, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. |
Аутоагрессия – направлена на себя: самоуничтожение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. |
Разделение по причине появления. |
Реактивная агрессия – ответная реакция на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) |
Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, под влиянием каких- то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях. |
Разделение по целенаправленности. |
Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата. |
Целевая (мотивированная) агрессия
– выступает как заранее |
Разделение по открытости проявлений. |
Прямая агрессия – направляется на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. |
Косвенная агрессия – обращена на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение, но более удобные для проявления агрессии (доступны и безопасны). Например: отец срывает злость на всей семье, придя, домой с работы не в духе. |
Разделение по форме проявлений. |
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. |
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой. Интонацией голоса и пр. Физическая – прямое применение морального и физического ущерба противнику. |
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение на две формы:
А. Социализированная.
Дети используют агрессию для привлечения внимания. Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнёров они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессия носит непроизвольный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными.