Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(МГПУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕГАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕГАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

                                                   на тему:

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила студентка

                                                                                    3 курса, группы СПД-3

Драгомерецкая Валерия 

                                                               Валерьевна

Научный руководитель:

                                                                  к.п.н., доцент

                                                                           Голишникова Е.И.

 

                                                Мурманск

                                                     2010

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10

   1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10

1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15

1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21

        Выводы по главе 1……………………………………………………...23

ГЛАВА 2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25

           2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25

         2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27

          2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31        

           Выводы по главе 2……………………………………………………..45

 

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА  ВНИМАНИЯ  С  ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47         

3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47

         3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49

         3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53

           Выводы по главе 3……………………………………………………..55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        

 

В современных условиях синдром  дефицита внимания с гиперактивностью представляет большую социальную и педагогическую проблему, так как встречается у большого количества детей дошкольного возраста, и является распространенной причиной трудностей обучения в дошкольном возрасте, нарушений эмоционально - волевой сферы. Рост числа гиперактивных детей, особенности их поведения и эмоций обозначает актуальность вопроса о педагогической коррекции эмоционально поведенческих проблем таких детей.

Современные исследования свидетельствуют, что длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивность уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость.

Проблематика коррекции эмоциональной и поведенческой сферы старших дошкольников, является достаточно хорошо освещенной в педагогике и психологии. К данной проблеме обращались многие отечественные и зарубежные исследователи (Алексеева Л.Г.,        Барашнев Ю.И.,   Галкина Е.В.,   Гуревич К.М., Журба Л.Т.,   Крук И.В.,  Лебедев Б.В.,  Матннер Д., Трошин В.Д., Фрейдков В.И., Халецкая О.В.,   Castellanos F.X., Carlson C.L.,   Esser G.,  Gordon N.,  Harris G. и др.).

Изучение поведенческих  и эмоциональных проблем детей  с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и развитие их дефицитарных функций имеет важное значение для психолого – педагогической практики именно в дошкольном возрасте, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть  вероятность предотвратить формирование патологии [26, c.123-124].

Многие авторы отмечают такие  характерные для этой группы детей  черты как: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, подверженность депрессивным состояниям. Все эти особенности, существенно снижают эффективность коррекционной работы с такими детьми, создавая дополнительные трудности на пути выправления и без того "нарушенного" развития [32, c. 24-28; 38, c. 26-30].

Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется возросшим в силу объективных  причин (социальных, экономических, экологических) количеством детей с синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью; значительными сложностями социальной адаптации, а и так же обучения и воспитания детей данной группы; важностью коррекции поведенческих и эмоциональных проблем,  в целом и отсутствием достаточного количества исследований этих вопросов в сфере работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Цель исследования - изучить  особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром  дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.

Объект исследования - эмоционально – поведенческая сфера старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Предмет исследования -  особенности  педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования: уровень эмоционально – поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью будет ниже в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

-   проведение систематической  коррекционной работы;

- целенаправленное формирование  у ребенка познавательной активности  включение его в разнообразные  виды деятельности;

- конкретизация правил  поведения ребенка в соответствии  с условиями данного детского  сада, семьи соблюдение единой  системы требований к выполнению  этих правил;

- немедленное разрешение со стороны взрослых, конфликтов и разногласий, даже незначительных.

- соблюдение разработанных  нами методических рекомендаций  практикующим специалистам-дефектологам  и родителям, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

 В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
  2. Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.

4. Разработать проект  системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.

 5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Методолого-теоретическая  основа исследования базируется: на объективных  закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, основы которые были раскрыты Выготским  Л.С. в теории культурно-исторического  развития психики; на понятие о первичном и вторичном дефектах (Выготский Л.С.); на теории ведущей деятельности и личностного подхода (Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.); на психолого-педагогических принципах ведущей роли педагога в воспитательно-образовательном процессе и творческого характера развития и обучения (Бернштейн Н.А., Давыдов В.В. и др.); на трудах ведущих отечественных психологов, педагогов и дефектологов по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивность (Алексеева А.В., Альхерт П., Белова Е.Д., Гордин Л.И., Заваденко Н.Н. и др.). 

В соответствии с целью  исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие  методы исследования: теоретический  анализ психолого-педагогической и  специальной литературы в аспекте  изучаемой проблемы; анкетирование  родителей детей, анализ программ по воспитанию и обучению детей дошкольного  возраста; наблюдение за детьми в процессе эксперимента и в воспитательно-образовательном  процессе, педагогический эксперимент: констатирующий, разработка проекта  формирующего эксперимента; количественно-качественный анализ результатов констатирующего  эксперимента.

Исследование проводилось  в несколько этапов.

Первый этап (декабрь 2009г.) был связан с теоретическим осмыслением  проблемы изучением психолого-педагогической, специальной, методической литературы, с анализом существующей практики педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были определены цель, задачи, выдвинута гипотеза исследования. Проведенная работа позволила составить и реализовать проблему констатирующего эксперимента, подготовить дидактические материалы (анкета для родителей и воспитателей, схема наблюдения за поведением ребенка, график).

Второй этап (февраль-апрель 2010 г.) был связан с количественно-качественным анализом результатов констатирующего  эксперимента и созданию проекта  системы занятий формирующего эксперимента.

Третий этап (май 2010 г.) был  посвящен разработке методических рекомендаций, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью, обеспечивающих эффективность реализации на практике проекта системы занятий.

Теоретическая значимость исследования:

- расширены имеющиеся  представления об особенностях  эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;

- обоснована необходимость  целенаправленной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;

- разработаны проект системы занятий направленных на педагогическую коррекцию эмоционально – поведенческих проблем и методические рекомендации специалистам (дефектологам, психологам, воспитателям) и родителям, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект системы  занятий направленных на педагогическую коррекцию эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью способствует эффективной коррекции эмоциональных и поведенческих проблем детей данной категории и их успешной социальной адаптации в обществе, посредством коррекционных игровых технологий. Сформулированы практические рекомендации по организации такой работы.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, выражаются в том, что разработан проект системы занятий по педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, который подходит и для их нормально развивающихся сверстников.

Опытно-экспериментальной  базой исследования является ДОУ  № 27 комбинированного вида и ДОУ № 89 комбинированного вида (Ленинского округа) города Мурманска. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, 8 детей старшего дошкольного возраста, 16 родителей и 4 педагогических работника данных дошкольных образовательных учреждений. Общее число респондентов – 36 человек.

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (38 наименований). В работе содержится 12 таблиц, 3 гистограммы, 14 приложений. Приложения содержат анкеты для родителей,  серию игр, примерные конспекты занятий.

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

 

    1. . Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью

 

 

Одним из наиболее распространенных психоневрологических расстройств, в клинике которого на первый план выступает нарушение внимания, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Во многих странах (США, Чехословакии, Великобритании и др.) он регистрируется у восемнадцати процентов и школьников.  
СДВГ - один из достаточно новых диагнозов, который ставится детям со значительными проблемами в сфере внимания, импульсивностью и чрезмерной активностью. Дети с СДВГ представляют гетерогенную группу, которая отражает значительную вариабельность в степени выраженности и в ситуациональном размахе симптомов. Это расстройство является одной из наиболее частых причин обращений детей к специалистам в области психического здоровья в США и одним из самых распространенных нарушений психического здоровья в детском возрасте [18,с.37-68; 23,с. 4-20;].

 История этого заболевания включает в себя почти столетие клинических и научных публикаций и служит основой для концептуализации расстройства и его лечения. Хотя одно из первых упоминаний о гиперактивных детях, или детях с СДВГ, встречается в сочинениях немецкого врача Hoffman Heinrich.    

Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она  является комплексной: медицинской, психологической  и педагогической. В 1980 году в третьем  издании Американской психиатрической  ассоциации "Диагностическое и  статистическое руководство психических  нарушений" был впервые представлен  термин "attention deficit" (дефицит внимания), который заменил термины "легкая дисфункция мозга", "минимальная  мозговая дисфункция", "гиперактивность" и другие. Базовым симптомом синдрома стало "нарушение внимания". Это  было обосновано тем, что нарушение  внимания встречается у всех детей  с этим синдромом, а повышенная двигательная активность не всегда. Помимо нарушения  внимания, выделяется также несоответствующее норме поведение ребенка.

Ведущим симптомом детей с СДВГ является – нарушение внимания. По определению эти дети характеризуются трудностями с вниманием по сравнению со здоровыми детьми того же возраста и пола. Проведенные исследования говорят о том, что у детей с СДВГ отмечаются значительные затруднения в постоянстве волевых усилий или устойчивости внимания по отношению к заданиям (сосредоточенность на деятельности). Данные трудности явно присутствуют в некоторых неспланированных, свободных играх, когда снижается время игры с одной определенной игрушкой, но количество используемых ребенком различных игрушек на протяжении всего времени игры значительно увеличивается. Тем не менее, при СДВГ наиболее драматичны, ситуации, требующие от детей устойчивого внимания при выполнении скучных, надоедливых, повторяющихся заданий, таких как самостоятельное выполнение школьных и домашних работ, а также тяжелых и неприятных заданий. Однако при заинтересованном выполнении ребенком дополнительных заданий показатели устойчивости внимания детей с СДВГ не отличаются от таковых показателей у нормальных детей. Когда становятся возможными конкурирующие друг с другом и сменяющие друг друга виды деятельности, дети с СДВГ могут быть рассеянными и отвлеченными, и, фактически, им больше по душе отсрочить выполнение не нравящегося задания, если есть возможность проявить себя в какой-либо высокооцениваемой соревновательной деятельности. Родители и учителя часто описывают проблемы внимания следующим образом "не слушает", "не завершает начатые задания", "мечтает", "часто теряет вещи", "не может сосредоточиться", "отвлекается", "не может работать самостоятельно", "требует большего руководства", "не завершив одного задания, перескакивает на другое", "смущен, спутан [33, с. 72-78].

Большинство этих определений  очень часто находят подтверждения  в анкетах, заполненных родителями и попечителями детей с СДВГ. Исследования, применяющие в своей работе прямое наблюдение за поведением детей, выявили, что нерабочее поведение или  несосредоточенность внимания на выполняемой  работе фиксировались гораздо чаще у детей и подростков с СДВГ, чем у нормальных детей.

Одним из главных признаков  СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность - недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти  дети часто характеризуются, как  быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие  требования задания. В результате они  очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые  могут быть связаны с определенными  ситуациями или их поступками. Часто  они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут  легкомысленно и беспечно повредить  или уничтожить чью-либо собственность  значительно чаще, чем здоровые дети. Для них очень проблематично дождаться своей очереди в игре или в команде. Они заведомо выбирают краткосрочные виды деятельности, прилагая меньшее количество усилий и времени на выполнение заданий, которые для них неприятны, скучны и надоедливы. Когда они хотят что-либо и должны ждать, чтобы получить это (например, обещание родителей непременно взять их в кино или в магазины), они могут бесконечно изводить взрослых в ожидании данного события, демонстрируя окружающим непрестанные требования. Ситуации и игры, требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками, являются особенно проблематичными для импульсивных детей. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для них самих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как незрелость или ребячливость, слабый самоконтроль, безответственность, леность и чрезмерная грубость. И не удивительно, что такие дети подвергаются наказаниям, критике и осуждению со стороны своих сверстников и взрослых больше, чем здоровые [23, с. 15-18; 27]. 
        Гиперактивность, или избыточная двигательная активность, не всегда является обязательным симптомом. У части детей она может быть нормальной или даже сниженной, что зачастую затрудняет своевременную диагностику и, соответственно, коррекцию рассматриваемого расстройства. Эмоциональные нарушения при СДВГ наблюдают часто. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.   Социально-поведенческие аспекты этих детей важны не только распространяющимся повсюду отрицательным их влиянием на сверстников, но также и потому, что эти дети служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение других и часто в нежелательном направлении. У ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и взрослыми. Межличностное поведение детей с СДВГ часто характеризуется импульсивностью, навязчивостью, чрезмерностью.

Таким образом, эти дети являются "нарушителями" спокойного течения  социальных взаимоотношений, взаимодействия и сотрудничества, а для них  это может быть составной частью ежедневного сосуществования с  другими людьми. Родители, учителя, сверстники отмечают, что гиперактивные  дети более энергичны, разрушительны, навязчивы, общественно не приспособлены. Парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (письма, счета, чтения), известны как несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать. Поведенческие расстройства при СДВГ наблюдаются часто, но не всегда; кроме того, не у всех детей с поведенческими расстройствами имеется СДВГ [31, с. 46-53].

Также у детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи, плохой сон.  Симптоматика СДВГ почти всегда появляется до семи лет, обычно в четыре - пять лет. Средний возраст при обращении к врачу – восемь – десять лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз СДВГ при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок, так как особенности поведения ребенка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье, на ссору или развод родителей, плохое отношение к ребенку, педагогическую запущенность, иногда гиперопеку. Причиной также может быть конфликт между ребенком и учителем, или родителями. СДВГ чаще встречается у мальчиков. Такие подростки склонны к злоупотреблениям психоактивными веществами (ПАВ), с трудом адаптируются к коллективу. В тридцати – семидесяти процентах случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность и импульсивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами СДВГ, в подростковом и взрослом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Анализ доступных источников информации позволяет говорить о том, что этиология и патогенез СДВГ носят комбинированный характер. В настоящее время не существует единой точки зрения на этиологию СДВГ, хотя на сегодня основное направление в исследованиях синдрома - изучение наследственной предрасположенности и морфофункциональных характеристик головного мозга. Вместе с тем совершенно очевидно, что дети с СДВГ нуждаются в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

Таким образом, проблема исследования СДВГ в дошкольном возрасте и построение мультимодальной коррекционной программы относятся к числу актуальных, теоретически и практически значимых задач, но недостаточно освещенных в теории и практике клинической психологии.

 

 

    1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного    возраста с синдромом дефицита внимания с  гиперактивностью

 

 

 Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности и социальная дезадаптация [9, с. 25-29]. Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки [33]. Выраженные нарушения в сфере познавательных процессов, связаны с расстройствами слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состоящие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаза-руки» и отрицательно сказывается на способности правильно и легко писать [25, с.126-130].

Исследования Ясюковой Л.А. показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная цикличная работа не превышает пяти - пятнадцати минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной  активностью далее, в течение трех - семи минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.  Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезвычайного истощения организма , с другой – утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительное время отдыха – пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной  работоспособности бывает, необходим сон. В период «отдыха» ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую  информацию. Она нигде не фиксируется  и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были  какие-то перерывы в его работе. Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется к семи годам. У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления. Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале [38, с. 56-59].

Расстройства кратковременной  памяти могут обнаруживаться в уменьшении объема запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, замедленном  запоминании.  При этом  усиление мотивации или организация материала  дает компенсаторный эффект, что свидетельствует  о сохранности корковой функции в отношении памяти [37, с. 18-23].

В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Заикание не имеет четких возрастных тенденций, однако, чаще всего наблюдается в пять - семь лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек, и одинаково присутствует во всех возрастных группах. Помимо заикания выделяют и болтливость данной категории детей [26, с. 89-94].

Также наблюдается повышенная переключаемость с одной деятельности на другую, она происходит непроизвольно. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные  стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности  осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно.

Основные проявления гипервозбудимости  наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая  бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна  и обычно неуправляема ни взрослыми, ни сверстниками [38, с. 14-17]. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста.

Также в области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Кроме того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается  на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно скоординированные движения, которые мы наблюдаем у его здоровых сверстников (в процессе самообслуживания, в игре, рисовании и письме, физических упражнениях). Рисунок примитивен, диспропорционален, линии взаимно некоординированны и нечетко соединены друг с другом. Трудности, связанные с удержанием равновесия, нарушения зрительно пространственной координации – причины моторной неловкости и повышенного травматизма [36, с. 134-138].

Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип