Педагогическая культура учителя

Содержание:

Введение.

Глава 1. Учитель в образовательном процессе

    1. Структура готовности к педагогической деятельности
    2. Классификация типов учителей
    3. Качества необходимые для эффективной работы

Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя

    1. Педагогическая культура учителя
    2. Факторы формирования педагогической культуры
    3. Формы и методы формирования педагогической культуры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Социальные  и экономические изменения, сотрясающие  общество, не могли не сказаться  на образовании. Смена приоритетов  в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов  в подчинённых структурах, в том  числе и в образовании.

   Особые  профессиональные и общественные функции  учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это  система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

   Меняющаяся  концепция образования, новые типы школ, определяющие новое содержание образования, введение новых предметов, предполагают новые умения: быстро перестраиваться, осваивать новое  содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации  и методики обучения, учитывающие  социально-психологические, культурно-экономические  изменения, характерные для учащихся XXI века.

   Поэтому сегодня можно утверждать, что  педагогическая культура сопряжена  в меняющемся мире с педагогической мобильностью, которая проявляется  в способности быстро реагировать  на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя их решению перспективных педагогических задач развития личности учащихся.  

Актуальность:

Сегодня, когда меняется образовательная  парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура.

   Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого  ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит  в судьбе каждого человека и всего  народа. В связи с общественными изменениями вопрос о педагогической культуре каждого учителя, в частности, звучит особенно актуально.

Объект  исследования: профессиональная деятельность педагога.

Предмет исследования: профессиональные качества педагога.

Цель  исследования: определить профессиональные качества учителя, сформировать требования к профессиональной деятельности педагога.

Гипотеза: исследование предполагают, о том, что педагогическая культура учителя эффективно повысится, если:

  • Заниматься самообразованием…

Задачи:

  1. Узнать особые профессиональные и общественные функции учителя.
  2. Требования к профессиональной деятельности педагога и учителя.
  3. Сделать свой выбор в профессии учителя или педагога.
 

Теоретическая значимость:

Практическая значимость:  
 

    Глава 1.Учитель в образовательном процессе

   Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности Учащихся.

   По  классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

1.1 Структура готовности  к педагогической  деятельности

1. Сформированное  педагогическое сознание: Я –  концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).

2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.

3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных. 

1.2 Классификация типов  учителей

     По  характеру ценностных ориентаций (В.Н. Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.

     По  специфики интеллектуально-волевой  сферы (Э.Г. Костяшкин) - Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.

     По  личностным установкам (Я. Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.

     По  преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).

1.3 Качества необходимые для эффективной работы

1. Способность  к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.

2. Умение  придать личностную окраску преподаванию.

3. Установка  на создание позитивных подкреплений  для развития положительной Я-концепции у воспитанников.

4. Умение  управлять собой и детьми.

5. Владение  разными стилями формального  и неформального общения с воспитанниками.

6. Эмоциональная  уравновешенность, самообладание, уверенность  в себе, жизнерадостность.

7. Умение  регулировать конфликты ненасильственным  путём.

8. Уважительное  отношение к чужим традициям  и верованиям.

9. Креативность.

10.Способность  к рефлексии.

  Критерии успешности  учителя

     Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

     Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается  возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства  и ответственность. Самокритичен.

     Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения  и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в  целом, а не только за свой участок.

     Креативность, гибкость. Знает где и когда  нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться  в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

     Виды  индивидуальных стилей педагогической деятельности.  Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.

     Педагог предпочитаемый детьми:

     1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность.  Умение понять и доверять. Уважение  к личности и человеческому  достоинству. Толерантность. Тактичность.  Честность. Чувство юмора. 

     2. Организаторские качества: Демократичность.  Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

     3. Деловые качества. Знание своего  предмета. Умение заинтересовать. Умение  ясно и интересно объяснять. 

     4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный  голос. Общая привлекательность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя 

2.1 Педагогическая культура учителя

     Педагогическая  культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования  всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей

     Компоненты  педагогической культуры учителя:

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

  • Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
  • Технологический компонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
  • Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.

     Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя:

1. Ярко  выраженная устойчивая педагогическая  направленность интересов и потребностей.

2. Гармоничное  умственное, нравственное, и эстетическое  развитие.

3. Педагогическое  мастерство.

4. Установка  на постоянное самосовершенствование.

5. Культура  поведения и общения, педагогический  такт.

6. Личностная  самостоятельность учителя.

7. Общая  педагогическая эрудиция и компетентность.

8. Доброжелательность, общительность и увлечённость  работой.  

2.2 Факторы формирования педагогической культуры

   Проблема  мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

  • интерес к учебному предмету - 27,2%;
  • желание обучать данному предмету - 16,2%;
  • стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
  • осознание педагогических способностей - 6%;
  • желание иметь высшее образование - 13%;
  • представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
  • стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;
  • так сложились обстоятельства - 4%.

   Если  объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.  

   Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых  условиях общественно-экономической  жизни в России находились замечательные  учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним  из таких был Николай Александрович  Добролюбов. Вот выдержка из сочинения  Н.А. Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: "Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение - все, что нужно для этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества...". [5, с.36 – 42] [6, c.426] 

Самовоспитание  в формировании педагогической культуры учителя

Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".     Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам.      Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).    Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии. [4, c.74]    Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.      В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п. Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.           Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.      

2.3 Формы и методы формирования педагогической культуры

В настоящее  время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных  учреждений к выполнению ими своих  профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем. Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании:

  • проблемы нового целеполагания;
  • проблемы новой структуры образования;
  • проблемы обновления содержания образования;
  • проблемы обновления организационных форм и методов.

      Названные проблемы служат основанием для смены  целевых ориентаций, внедрения системы  многоуровневого педагогического  образования.          Становление профессиональной педагогической культуры, по мнению А.И. Пискунова, представляет собой «длительный, многоэтапный процесс, протекающий под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психических факторов на протяжении всей активной творческой жизнедеятельности педагога». Процесс становления педагогической культуры в педагогическом вузе проходит две стадии, которые в целостной системе ее развития объединяются в начальный блок (этап). Итак, структура данного блока линейна от развития положительного отношения к педагогической культуре к осознанному восприятию себя в педагогическом культурном пространстве.       Основными средствами педагогического воздействия на первой ступени  является игровая технология. При построении учебных занятий проектируется последовательность игр. Студенты включаются в ролевые игры, принимают определенные игровые позиции, через которые осознается феномен «культура». Особую значимость для станорвления педагогической культуры имеет профессиональный идеал педагога. Формирование профессионального идеала учителя происходит при создании ситуаций взаимодействия между субъектами учебного процесса. Наиболее эффективное взаимодействие осуществляется в условиях игровой деятельности. Приведем пример занятия, построенного форме деловой игры, на тему: «Суд над идеалом учителя». В качестве подсудимого выступает «Идеал педагога», обвинитель — ученик-двоечник, защитник — ученик-отличник. Свидетелями со стороны обвинения выступают: «социально-экономические условия современного периода», родители ученика-лодыря, пессимист, разочаровавшийся учитель-практик и т.п.; со стороны защиты — родители школьников, учителя-профессионалы, «будущее», «инновационная школа» и пр. В ходе работы «суда» у студентов формируется образ «идеала компетентного в своей области учителя».      Диспут в учебном процессе педагогического вуза выполняет двоякую роль: он выступает как важная форма активизации познавательной деятельности студентов (дидактическая среда для становления профессиональной культуры) и служит для них образцом в проведении диспута в школе. Диспут по указанной теме готовит группа студентов из 5-7 человек. Они выделяют из своей среды ведущего, подбирают литературу, определяют вопросы, знакомят с ними остальных студентов, продумывают оформление аудитории. Вся группа получает задания: обдумать свое мнение по изложенным вопросам, познакомиться с первоисточниками (список предлагается группой разработчиков). Перед началом диспута в аудитории вывешиваются плакаты и рисунки. Ответственные за диспут проводят его в течение одного академического часа, второй час посвящен обсуждению мероприятия. Студенты концентрируют внимание на выборе темы, программы диспута, подготовленности его ведущих, общей готовности группы. Ведущий готовит с членами команды разработчиков микровыступления «Я хочу рассказать вам…».  [7, c.191]   Приведем пример диспута при проведении семинарского занятия по теме «Профессия массовая и уникальная, вечная и творческая» (предмет: «Введение в педагогическую профессию»).    Наталья Р.: «В «Толковом словаре живого русского языка», созданном в прошлом веке В.И. Далем, слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные человеческие знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя — преподавать и наставлять или, иначе, учить и воспитывать — основные.     Учитель — профессия массовая. Учить и воспитывать надо все подрастающее поколение. Возникает вопрос: сколько юношей и девушек хотят быть учителями. Одни скажут «много», другие — «мало». И те, и другие по-своему правы. Те, кто скажут «много», правы, потому что, действительно, каждый год в педагогические вузы поступает много молодежи. Те, кто считает «мало», тоже правы. Во-первых, потому что не все те, кто поступает в педвуз, хотят стать учителями. Во-вторых, и это главное, далеко не все те, кто идут учиться на учителя, могут им быть.    Многим кажется, что профессия учителя — самая обычная, однако, каждый из нас запоминает на всю жизнь только одного или двух педагогов. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент нашей жизни; тех, чьи мудрость и доброта помогли нам стать хорошими людьми. Поэтому можно сказать, что профессия учителя уникальна, ведь не у всех были такие учителя».              «Каждый день из года в год учитель входит в класс. Даже один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события,  меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, учитель сталкивается с чем-то новым. Это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то непохожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных. Многие годы учитель начальных классов работает по одним и тем же учебникам, преподает одни и те же предметы. Но! Каждый урок не может быть точно таким как предыдущий, потому что практически он один проводит целый учебный деть с малышами. Профессия учителя творческая. Не может быть одинаковых детей, не может быть одинаковых взаимоотношений с ними, воздействий на них».            Ведущий: «Приведите высказывания отечественных и зарубежных педагогов, аналогичные словам А. Дистервега:

      «Что  сталось бы с народом, с обществом, с государством без его (учителя) тихой, скромной, трудолюбивой деятельности? Он один еще не в состоянии все  сделать, но он закладывает основы всему, и без него тотчас же распространилось бы среди нас варварство».

      Цитата Я.А. Коменского «учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».       

     Высказывание Д.И. Менделеев: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение…». 

     В.А. Сухомлинский писал: «Учитель — это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию». (Данный вид работы вызвал интерес у студентов, однако, процесс цитирования первоисточников был прерван преподавателем из-за ограниченности времени занятия).       

     Ведущий: «Выделите основные характеристики, по которым определяли аналогичные  высказывания». (Ведется обсуждение, в котором приняли участие  большинство студентов группы).     Далее ведущий выступил сам на тему «Я и профессия», придерживаясь следующего плана: почему я избрал профессию учителя?; как я себя готовил к профессии учителя?; что я уже сегодня смогу дать детям?; чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе?  Дискуссия развернулась вокруг двух основных вопросов: кто может стать учителем и кому не надо быть учителем? Итогом стало соотнесение высказываний студентов с мнением по этому поводу А.В. Мудрика: «Если вы талантливы, то сможете стать учителем, независимо от того, в чем вы талантливы. Если в какой-то отрасли знания, то это поможет вам стать выдающимся учителем по предмету (блоку предметов). Если в какой-либо сфере искусства, то это поможет создать для учеников эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каждый человек. Если у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела…

     Если  у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят  идеей вырасти здоровыми и  спортивными. Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать  трудностей в человеческих отношениях. Если вам интересны люди, то из вас  выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны  людям и они к вам тянутся, то смело идите в учителя.»   В ходе второй части занятия студенты мотивировали и рефлексировали проведение диспута. В целом, многие студенты проявили умения быстрого и аргументированного разъяснения собственной позиции, корректного использования достижений научной педагогической мысли, ее творческой реализации, проявления активности, изобретательства и инициативы в ведении, стимулировании и резюмировании итогов дискуссии, способности к критичному и мобильному мышлению, свободному волеизъявлению, честности в суждениях, метафоричным сравнениям и гиперболизации. Перечисленные изменения в поведении, мышлении, общении студентов 1-го курса мы отнесли к первичным проявлениям их профессиональной культуры и компетентности.          В связи с тем, что преподавателю пришлось регламентировать деятельность по представлению высказываний отечественных и зарубежных педагогов в первой части занятия, в качестве домашнего задания предлагается сконструировать из цитат книжки-малышки на тему «Учитель и время».            На второй стадии в качестве основного педагогического средства выступают учебные проекты. Например, при реализации учебного проекта «Педагогическая культура» предлагается, во-первых, написание эссе «Я и педагогическая культура», далее проанализировать подходы к определению сущности данной категории, разработать игру «Путешествие в педагогическую культуру». Завершение работы над проектом предполагает написание реферата «Педагогическая культура как объект исследования». Приведем примеры учебных проектов, выполнение которых создает условия для становления профессиональной культуры.

Проект  № 1

«Комфортно  ли ребенку при обучении в условиях функционирования педагогической технологии В.М. Монахова?»

Цели:

  • дидактическая — расширить собственный арсенал методов исследования комфортности школьника в учебно-воспитательном процессе, научиться применять систему таких методов на практике;
  • исследовательская — выявить условия комфортного взаимодействия и общения; определить степень эффективности методики для установления комфортности; установить степень предоставления комфортных условий при обучении по технологии В.М. Монахова.

Вводные замечания:

  1. На основании результатов наблюдений укажите условия, обеспечивающие комфортность в коллективе, учебно-воспитательном процессе.
  2. Выберите методики, ориентированные на проверку комфортности.
  3. Определите согласование между применяемыми методиками
  4. Составьте таблицу результатов по проведенным методикам.

      Задание. Выберите 2 — 3 методики на установление комфортности, обоснуйте выбор, укажите  критерий согласованности методик, покажите адекватность (неадекватность) результатов диагностик между собой; установите степень комфортности у  отдельных учащихся; опишите условия  комфорта и дискомфорта.        Отчетность. Обоснование выбора методик, описание требований к применяемым методикам, анализ результатов, выводы и рекомендации по преодолению дискомфорта, если он присутствует, установите возможности педагогической технологии В.М. Монахова для обеспечения комфорта.

Проект  № 2

«Методический инструментарий преподавателя»

Цели:

    • дидактическая — овладеть методикой наблюдения и учета данных;
    • исследовательская — выявить, от каких причин зависит выбор и область применения методов, средств и форм обучения, насколько часто они повторяются в течении урока, какова ответная реакция школьников.

Вводные замечания:

      Наблюдение  — это организованное по специальной  программе,  более или менее длительное восприятие исследователем педагогического процесса, его отдельных видов и сторон в естественных условиях. Достаточно объективные результаты дает так называемое включенное наблюдение, когда исследователь выступает непосредственным организатором разнообразной деятельности и общения детей. Наблюдения дают возможность выделить общее и особенное, типичное и случайное, наметить соответствующие средства педагогического воздействия.     Эффективность «методического инструментария» — величина, которую легко измерить и соотнести с условиями, при которых она проявляется.         Многократные наблюдения, проведенные с помощью таблиц-бланков, позволят определить, как различается распределение частоты использования отдельных средств, методов и приемов на разных уроках и в различных ситуациях, из урока в урок и т.п. Постарайтесь обнаружить общие тенденции, связанные с темпераментом учителя и ребенка, ответной реакцией класса, возможностями педагогической технологии и т.п.      Задание. Установите, от чего зависит эффективность «методического инструментария преподавателя»; оцените влияние методов, приемов и средств, частоты их использования на успеваемость и активность, творческость школьников. Представьте отчет в форме описания, проиллюстрируйте графически и таблично.

Проект  № 3.

«Авторская  педагогическая технология и культура педагога» 

Цели:

  • дидактическая — научиться соотносить педагогические категории «профессиональная культура» и «педагогическая технология»;
  • исследовательская — выявить закономерности и основные концептуальные положения технологического подхода; составить собственное видение педагогической технологии В.М. Монахова, ее место в культурном пространстве педагога.

Вводные замечания:

  1. Выберите методики сопоставления научных категорий (описание методик предлагается преподавателем).
  2. Определите отношение к педагогической технологии в зависимости от уровня профессиональной культуры педагога.
  3. Составьте таблицу результатов по проведенному теоретическому исследованию.

      Задание. Освойте методику работы с категориями; составьте программу работы по сравнительному анализу сущности категорий; разработайте реферат в форме эссе по одной  из проблем: «Педагогическая культура и педагогическая технология», «Предполагает  ли наличие профессиональной культуры у педагога владение технологией» и  др.; вычлените изменения, которые  претерпевает профессиональная культура учителя при освоении им педагогической технологией. Оформите результаты в  виде опор.           В зависимости от уровня развития профессиональной культуры и отношения к педагогической технологии формируются проблемные группы. Опишем фрагмент занятия работы проблемной группы на тему «Я и технология». Занятие проводится в форме пресс-конференции. Студенты распределяются в две группы: «журналисты» и «педагоги-технологи». Специально организуется подготовительная работа. Преподаватель работает с каждой из «групп» в отдельности.      Встреча начинается со вступительного слова руководителя проблемной группы, в котором обозначаются задачи встречи репортеров с педагогами-технологами.          «Журналист» Светлана Н.: «В чем вы видите преимущества педагогической технологии в сравнении с традиционной методикой обучения? Может быть технология не нужна? Раньше же обходились без нее».            «Педагог-технолог» Наталия К. : «Методика обращает внимание лишь на один процесс — процесс преподавания, технология работает с двумя: учением и преподаванием. Я думаю, что без технологии нельзя. Еще в древности философы говорили о передачи мастерства, а это близко к технологии. Многие ученые, например, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский  выделяли технологические процедуры. Технология обеспечивает комфортность как ученику, так и учителю. Она тиражируема и гарантирует конечный результат, адекватный поставленной цели».   «Педагог-технолог» Жанна Р. : «Продолжая мысль моего коллеги, я хочу обратить внимание глубокоуважаемых журналистов на то, что технология всегда присутствовала в профессиональной деятельности учителя — это и тематическое планирование, и планирование воспитательной работы, это и составление конспектов уроков и внеклассных мероприятий, это и выбор действий по разрешению конфликтов, и многое другое». «Журналист» Екатерина И. : «В технологии В.М. Монахова выделяют три технологических объекта: технологическую карту учебной темы, информационную карту урока и информационную карту развития учащегося. Как вы считаете, можно ли в практической деятельности учителя обойтись только одним из объектов. Если да, то каким именно? Почему?».  «Педагог-технолог» Инна Ф.: «Я считаю, а также это подтверждает многолетний опыт работы учителей из разных регионов страны, что основной объект — технологическая карта учебной темы. Без ее проектирования обойтись нельзя. Информационные карты уроков и информационная карта развития учащегося — это документы-проекты второго уровня проектировочной деятельности. Они нужны для детализации технологической карты».         Далее дискуссия затронула вопросы инновационных компонентов профессиональной деятельности учителя, проектирования отдельных технологических объектов. Итогом стал выпуск газеты «Я и технология». Таким образом, анализ педагогической технологии и педагогической деятельности оказывает воздействие на становление профессиональной культуры будущего педагога.         При завершении изучения предметов из образовательного блока «Педагогика» студенты выполняют учебный проект, который является продолжением учебного проекта «Педагогическая культура». Могут быть выбраны следующие темы: «Становление или формирование педагогической культуры будущего учителя», «Дидактическая среда становления педагогической культуры», «Педагогическая культура и педагогическая компетентность учителя», «Педагогическая культура учителя и ее влияние на образовательное пространство России».      Осознание собственной педагогической культуры происходит в ходе диспутов, «Мозговых штурмов», брейн-рингов и т.п. Нетрадиционное проведение занятий позволяет субъекту учебного процесса косвенно воздействовать на личностный педагогический опыт будущих учителей. Педагогическая культура формируется из отдельных составляющих профессиональных умений, педагогически грамотного адекватного поведения и педагогического мышления. Таким образом, для развития каждого компонента педагогической культуры используется сочетание игровой, задачной технологий с учебными проектами. 
 

Педагогическая культура учителя