Педагогическая культура учителя
Содержание:
Введение.
Глава 1. Учитель в образовательном процессе
- Структура готовности к педагогической деятельности
- Классификация типов учителей
- Качества необходимые для эффективной работы
Глава 2. Формирование педагогической культуры бедующего учителя
- Педагогическая культура учителя
- Факторы формирования педагогической культуры
- Формы и методы формирования педагогической культуры
Введение
Социальные
и экономические изменения, сотрясающие
общество, не могли не сказаться
на образовании. Смена приоритетов
в общественно-государственном
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Меняющаяся концепция образования, новые типы школ, определяющие новое содержание образования, введение новых предметов, предполагают новые умения: быстро перестраиваться, осваивать новое содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации и методики обучения, учитывающие социально-психологические, культурно-экономические изменения, характерные для учащихся XXI века.
Поэтому
сегодня можно утверждать, что
педагогическая культура сопряжена
в меняющемся мире с педагогической
мобильностью, которая проявляется
в способности быстро реагировать
на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя
их решению перспективных
Актуальность:
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа. В связи с общественными изменениями вопрос о педагогической культуре каждого учителя, в частности, звучит особенно актуально.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования: профессиональные качества педагога.
Цель исследования: определить профессиональные качества учителя, сформировать требования к профессиональной деятельности педагога.
Гипотеза: исследование предполагают, о том, что педагогическая культура учителя эффективно повысится, если:
- Заниматься самообразованием…
Задачи:
- Узнать особые профессиональные и общественные функции учителя.
- Требования к профессиональной деятельности педагога и учителя.
- Сделать свой выбор в профессии учителя или педагога.
Теоретическая значимость:
Практическая
значимость:
Глава 1.Учитель в образовательном процессе
Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности Учащихся.
По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
1.1 Структура готовности к педагогической деятельности
1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).
2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
3. Владение
педагогической техникой. Наличие педагогических
способностей: коммуникативных, перцептивных,
прогностических, конструктивных, дидактических,
гностических, организаторских, экспрессивных.
1.2 Классификация типов учителей
По характеру ценностных ориентаций (В.Н. Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.
По
специфики интеллектуально-
По личностным установкам (Я. Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).
1.3 Качества необходимые для эффективной работы
1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
2. Умение
придать личностную окраску
3. Установка
на создание позитивных
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение
регулировать конфликты
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10.Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.
Педагог предпочитаемый детьми:
1.
Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность.
Уравновешенность. Дружеская расположенность.
Умение понять и доверять. Уважение
к личности и человеческому
достоинству. Толерантность.
2.
Организаторские качества: Демократичность.
Коллегиальность и
3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
4.
Внешний вид. Хорошо одет. Приятный
голос. Общая
Глава
2. Формирование педагогической
культуры бедующего
учителя
2.1 Педагогическая культура учителя
Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей
Компоненты педагогической культуры учителя:
В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.
- Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
- Технологический компонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
- Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.
Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя:
1. Ярко
выраженная устойчивая
2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
3. Педагогическое мастерство.
4. Установка
на постоянное
5. Культура
поведения и общения,
6. Личностная самостоятельность учителя.
7. Общая
педагогическая эрудиция и
8. Доброжелательность,
общительность и увлечённость
работой.
2.2 Факторы формирования педагогической культуры
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
- интерес к учебному предмету - 27,2%;
- желание обучать данному предмету - 16,2%;
- стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
- осознание педагогических способностей - 6%;
- желание иметь высшее образование - 13%;
- представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
- стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;
- так сложились обстоятельства - 4%.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Нужно
отметить, что даже в крайне тяжелых
условиях общественно-экономической
жизни в России находились замечательные
учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической
профессии был обусловлен мотивами
высокой социальной ценности. Одним
из таких был Николай
Самовоспитание в формировании педагогической культуры учителя
Понятие
профессионального
2.3 Формы и методы формирования педагогической культуры
В настоящее
время происходит углубление противоречий
между требованиями, предъявляемыми
к личности и деятельности учителя,
и фактическим уровнем
- проблемы нового целеполагания;
- проблемы новой структуры образования;
- проблемы обновления содержания образования;
- проблемы обновления организационных форм и методов.
Названные
проблемы служат основанием для смены
целевых ориентаций, внедрения системы
многоуровневого
«Что сталось бы с народом, с обществом, с государством без его (учителя) тихой, скромной, трудолюбивой деятельности? Он один еще не в состоянии все сделать, но он закладывает основы всему, и без него тотчас же распространилось бы среди нас варварство».
Цитата Я.А. Коменского «учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».
Высказывание Д.И. Менделеев: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение…».
В.А. Сухомлинский писал: «Учитель — это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию». (Данный вид работы вызвал интерес у студентов, однако, процесс цитирования первоисточников был прерван преподавателем из-за ограниченности времени занятия).
Ведущий:
«Выделите основные характеристики,
по которым определяли аналогичные
высказывания». (Ведется обсуждение,
в котором приняли участие
большинство студентов группы).
Если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными. Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудностей в человеческих отношениях. Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям и они к вам тянутся, то смело идите в учителя.» В ходе второй части занятия студенты мотивировали и рефлексировали проведение диспута. В целом, многие студенты проявили умения быстрого и аргументированного разъяснения собственной позиции, корректного использования достижений научной педагогической мысли, ее творческой реализации, проявления активности, изобретательства и инициативы в ведении, стимулировании и резюмировании итогов дискуссии, способности к критичному и мобильному мышлению, свободному волеизъявлению, честности в суждениях, метафоричным сравнениям и гиперболизации. Перечисленные изменения в поведении, мышлении, общении студентов 1-го курса мы отнесли к первичным проявлениям их профессиональной культуры и компетентности. В связи с тем, что преподавателю пришлось регламентировать деятельность по представлению высказываний отечественных и зарубежных педагогов в первой части занятия, в качестве домашнего задания предлагается сконструировать из цитат книжки-малышки на тему «Учитель и время». На второй стадии в качестве основного педагогического средства выступают учебные проекты. Например, при реализации учебного проекта «Педагогическая культура» предлагается, во-первых, написание эссе «Я и педагогическая культура», далее проанализировать подходы к определению сущности данной категории, разработать игру «Путешествие в педагогическую культуру». Завершение работы над проектом предполагает написание реферата «Педагогическая культура как объект исследования». Приведем примеры учебных проектов, выполнение которых создает условия для становления профессиональной культуры.
Проект № 1
«Комфортно ли ребенку при обучении в условиях функционирования педагогической технологии В.М. Монахова?»
Цели:
- дидактическая — расширить собственный арсенал методов исследования комфортности школьника в учебно-воспитательном процессе, научиться применять систему таких методов на практике;
- исследовательская — выявить условия комфортного взаимодействия и общения; определить степень эффективности методики для установления комфортности; установить степень предоставления комфортных условий при обучении по технологии В.М. Монахова.
Вводные замечания:
- На основании результатов наблюдений укажите условия, обеспечивающие комфортность в коллективе, учебно-воспитательном процессе.
- Выберите методики, ориентированные на проверку комфортности.
- Определите согласование между применяемыми методиками
- Составьте таблицу результатов по проведенным методикам.
Задание.
Выберите 2 — 3 методики на установление
комфортности, обоснуйте выбор, укажите
критерий согласованности методик,
покажите адекватность (неадекватность)
результатов диагностик между собой;
установите степень комфортности у
отдельных учащихся; опишите условия
комфорта и дискомфорта.
Проект № 2
«Методический инструментарий преподавателя»
Цели:
- дидактическая — овладеть методикой наблюдения и учета данных;
- исследовательская — выявить, от каких причин зависит выбор и область применения методов, средств и форм обучения, насколько часто они повторяются в течении урока, какова ответная реакция школьников.
Вводные замечания:
Наблюдение
— это организованное по специальной
программе, более или менее длительное
восприятие исследователем педагогического
процесса, его отдельных видов и сторон
в естественных условиях. Достаточно объективные
результаты дает так называемое включенное
наблюдение, когда исследователь выступает
непосредственным организатором разнообразной
деятельности и общения детей. Наблюдения
дают возможность выделить общее и особенное,
типичное и случайное, наметить соответствующие
средства педагогического воздействия. Эффективность
«методического инструментария» — величина,
которую легко измерить и соотнести с
условиями, при которых она проявляется.
Проект № 3.
«Авторская педагогическая технология и культура педагога»
Цели:
- дидактическая — научиться соотносить педагогические категории «профессиональная культура» и «педагогическая технология»;
- исследовательская — выявить закономерности и основные концептуальные положения технологического подхода; составить собственное видение педагогической технологии В.М. Монахова, ее место в культурном пространстве педагога.
Вводные замечания:
- Выберите методики сопоставления научных категорий (описание методик предлагается преподавателем).
- Определите отношение к педагогической технологии в зависимости от уровня профессиональной культуры педагога.
- Составьте таблицу результатов по проведенному теоретическому исследованию.
Задание.
Освойте методику работы с категориями;
составьте программу работы по сравнительному
анализу сущности категорий; разработайте
реферат в форме эссе по одной
из проблем: «Педагогическая культура
и педагогическая технология», «Предполагает
ли наличие профессиональной культуры
у педагога владение технологией» и
др.; вычлените изменения, которые
претерпевает профессиональная культура
учителя при освоении им педагогической
технологией. Оформите результаты в
виде опор. В зависимости от уровня развития
профессиональной культуры и отношения
к педагогической технологии формируются
проблемные группы. Опишем фрагмент занятия
работы проблемной группы на тему «Я и
технология». Занятие проводится в форме
пресс-конференции. Студенты распределяются
в две группы: «журналисты» и «педагоги-технологи».
Специально организуется подготовительная
работа. Преподаватель работает с каждой
из «групп» в отдельности. Встреча начинается
со вступительного слова руководителя
проблемной группы, в котором обозначаются
задачи встречи репортеров с педагогами-технологами.
«Журналист» Светлана Н.: «В чем вы видите
преимущества педагогической технологии
в сравнении с традиционной методикой
обучения? Может быть технология не нужна?
Раньше же обходились без нее». «Педагог-