Педагогика как наука

Костанайский  государственный  педагогический институт  

Факультет заочного обучения  

Кафедра педагогики  
 
 
 
 
 

Малина  Александра  

                              Тема: Педагогика как наука 

Курсовая  работа

 
 
 
 

                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                            _____Рамазанова Г.К. 

                                                                                          Старший преподаватель:

                                                                                             ____________________        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Костанай 2012г.

Содержание: 

Введение ……………………………………………3 

Основная часть  «Педагогика - наука»:

    1. Возникновение педагогики как науки……………..3
 
    1. Основные  понятия…………………………………...6
 
 
    1. Структура педагогических наук ……………………9
 
    1. Связь с  другими науками …………………………..10
 
 

Заключение………………………………………………10

Список используемой литературы …………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  Каждая  наука   в  одном  и  том   же  объекте  изучения  выделяет

свой  предмет  исследования – ту  или  иную  форму  бытия  объективного

мира, ту  или  иную  сторону  процесса  развития  природы  и  общества.

Воспитание  как  сложное, объективно  существующее  явление  изучается

многими  науками. Исторический  материализм, например, рассматривает

воспитание  как  частный  момент  развития  общества, его  производительных

 сил  и   производственных  отношений; история  – как частный  момент

истории  классовой  борьбы  и  классовой  политики; психология – в  связи

с  изучением  становления  личности  развивающегося  человека.

Самостоятельность  любой  науки  определяется,  прежде  всего,  наличием

особого, собственного  предмета  исследования, наличием  такого  предмета,

который  специально  не  исследуется  никакой  другой  научной

дисциплиной.

       В  общей  системе  наук, в  общей  системе  «вещей  и  знаний»

педагогика  выступает  как  единственная  наука, имеющая  своим  предметом

воспитание  человека.

        Изучение  всякой  науки  начинается  с  уяснения  таких  вопросов:

как  возникла  и  развивалась  эта  наука  и  какие  специфические

проблемы  она  исследует?

В  самом  деле, каждая  наука  имеет  свою  историю  и  достаточно

определённый  аспект  природных  или  общественных  явлений, изучением

которых  она  занимается  и  знание  которых  имеет  большое  значение  для

 осмысления  её  теоретических  основ.

       Обособление  и  формирование  педагогики  как  науки  были  вызваны

к  жизни  растущими  потребностями  общества  в  создании  специальных

учебно - воспитательных  учреждений, в  теоретическом  осмыслении  и

обобщении  стихийно  складывающегося  опыта  обучения  и  воспитания

подрастающих  поколений, специальная  подготовка  их  к  жизни. Образование

 и  воспитание, таким  образом, превратились  в  объективную  потребность

общества  и  стали  важнейшей  предпосылкой  его  развития.

       Вот  почему  на  определённой  ступени  развития  человеческого

общества  и,   в  частности, в  более  поздний  период  рабовладельческого

строя, когда  производство  и  наука  достигли  значительного  развития,

воспитание  выделятся  в  особую  общественную  функцию, т.е. возникают

специальные  воспитательные  учреждения, появляются  лица, профессией

которых  стало  обучение  и  воспитание  детей. Это  имело  место  во

многих  древних  странах, но  более  или  менее  достоверные  сведения  о

школах  для  мальчиков  дошли  до  нас  из  Египта, стран  Ближнего

Востока  и  античной  Греции.

       Надо  сказать, что  уже   в  древнем  мире  многие  общественные

деятели  и  мыслители  хорошо  сознавали  и  указывали  на  огромную  роль

воспитания,  как  в  развитии  общества, так  и  в  жизни  каждого

человека. Например, по  законам  Солона  (между  640  и  635 – ок. 559 гг.

до  н.э.) полагалось, чтобы  отец  обязательно  позаботился  о  специальной

 выучке  своих   сыновей  в  той  или   иной  области  труда.  По  мере

расширения  и  усложнения  воспитания  специальная  отрасль  теоретических

знаний, относящихся  к  воспитательной  деятельности, стала

разрабатываться  более  интенсивно.  Эта  отрасль  знания, как  впрочем,  и

 знания  в   других  сферах  жизни  и   производства, вначале

разрабатывалась  в  недрах  философии. Уже  в  трудах  древнегреческих

философов –  Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до

н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),

Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и  др. – содержалось  немало  глубоких

мыслей  по  вопросам  воспитания. Из  античной  Греции  ведёт  своё

происхождение  и  термин  «педагогика», который  закрепился  в  качестве

названия  науки  о  воспитании. Как  же  это  произошло? 
 
 

       В  Древней  Греции  педагогами  назывались  рабы, которым

аристократы  поручали  присматривать  за  своими  детьми, сопровождать  их

в  школу  и  из  школы,  нести  учебные  принадлежности, а  также

совершать  с  ними  прогулки. Греческое  слово  «пейдагогос»  (пейда –

ребёнок, гогос  – вести)  обозначает  «детоводитель». В дальнейшем

педагогами  стали  называть  специально  подготовленных  людей, которые

занимались  обучением   и  воспитанием  детей  и  для  которых

педагогическая  деятельность  являлась  профессией. Отсюда  особая  наука

о  воспитании  стала  называться – педагогикой.

       Надо  сказать, что  из  Древней   Греции  ведут  своё  происхождение

и  многие другие  педагогические  понятия  и  термины, например, школа,

что,  означает «досуг», гимназия - общественная  школа  физического

воспитания, а  впоследствии  просто  средняя  школа,  и  др.

       Значительное  место  занимали  вопросы  воспитания  также   в  трудах

древнеримских  философов  и  ораторов. Интересные  педагогические  идеи,

например, высказывали  Лукреций  Кар (ок. 99-55  гг.  до  н.э.), Квинтилиан

(42-118  гг.  до  н.э.)  и  др.

       В  средние  века  проблемы  воспитания  разрабатывались   философами-

богословами, педагогические  идеи  которых  носили  религиозную  окраску  и

 были  пронизаны   церковной  догматикой.

           Дальнейшее  развитие  педагогическая  мысль  получила  в  трудах

 мыслителей  эпохи  Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие   деятели  этой

эпохи - итальянский  гуманист  Витторио  да  Фельтре  (1378-1446),

испанский  философ  и  педагог  Хуан  Вивес  (1442-1540), нидерландский

мыслитель Эразм  Роттердамский (1465-1536) и др.

Они  критиковали  механическую  зубрёжку, процветавшую  в  обучении,

выступали  за  гуманное  отношение  к  детям, за  освобождение  личности

от  оков  угнетения.

       Несмотря  на  интенсивное   развитие  воспитательной  теории,

педагогика  про-  должала  оставаться  частью  философии. Как  особая

наука  педагогика  впервые  была  выделена  из  системы  философских

знаний  в  начале XVII в.  Оформление педагогики  как  самостоятельной

научной  дисциплины  большинство  исследователей  связывает  с  именем

великого  чешского  педагога  Яна  Амоса  Коменского (1592-1670).

Сформулированные  им  принципы, методы, формы  организации  учебной  работы

 с  детьми  и  нравственного воспитания  стали  неотъемлемыми  элементами

последующих  научно-педагогических  систем.

       Неоценимое  значение  для   становления  научной  педагогики  имели

труды  таких  виднейших  деятелей, как  Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро

(1713-1784), К. А.  Гельвеция (1715-1771)  во  Франции,  Джон  Локк (1632-

1704) в  Англии, Иоганн  Генрих  Песталоцци (1746-1827)  в  Швейцарии,

Фридрих  Адольф  Вильгельм  Дистервег  (1790-1866) и  Иоганн  Фридрих

Гербарт (1776-1841) в  Германии.

       Родоначальниками  революционно-демографических   взглядов  в  русской

педагогике  были  В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и  В. А. Добролюбов (1836-1861). На

становление  отечественной  научной  педагогики  большое   влияние  оказали

 труды   Л. Н. Толстого (1828-1910),  Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

систематизированное  раскрытие  отечественных  педагогических  идей  было

дано  в  трудах  К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой  вклад  в  развитие

советской  педагогики  внесли  Н. К. Крупская (1869-1939),    А. В.

Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-

1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

       То, что  педагогика  выдвинула   такое  большое  количество  крупных

педагогов, не  является  случайным. Общество  с  его  интенсивным

развитием  производства, науки  и  культуры  требовало  повышения

грамотности  основных  производителей. 
 
 

Без  этого  оно  не  могло  развиваться. Поэтому  растёт  количество

образовательно-воспитательных  учреждений, расширяется  сеть  народных

школ, дающих  необходимую  подготовку  детям, открываются  специальные

учебные  заведения  по  подготовке  учителей  и  начинает  преподаваться

педагогика  как  особая  научная  дисциплина. Всё  это  давало  большой

толчок  развитию  педагогической  теории.

       Возникнув  как  наука   о  воспитании  детей  и   молодёжи, педагогика

по  мере  расширения  границ  воспитания  и  сферы  действия  субъективных

факторов  в  жиз -ни  общества  всё  более  становятся  наукой  об  общих

закономерностях  воспитательного  воздействия  на  людей  всех  возрастов. 

                                      Основные понятия:

       Непременным  условием  выделения   и  функционирования  любой   науки

является  наличие  в  ней  категориального  аппарата. Каковы  основные

понятия (категории) педагогической  науки?

       Место  педагогики  в  системе   наук  о  человеке  определяется  тем,

что  она  исследует  закономерности  развития, формирования, воспитания,

образования  и  обучения  личности.

       Развитие  человека – это  процесс  становления  его  личности  под

влиянием    внешних  и  внутренних, управляемых  и  неуправляемых

социальных  и  природных  факторов.

       Согласно  диалектико-материалистической  концепции  развитие индивида

(онтогенез)  представляет  собой  процесс количественных  и

качественных  изменений, закономерно  происходящих  в  анатомо-

физиологическом  строении  человеческого  организма. Советская  педагогика

не  исключает  влияния  наследственности  на  развитие  человека. Известно,

что  наследственность  отражает  заложенные  в  генетической  программе

человека  особенности,  которые  передаются  от  родителей  к  детям.  Это

и  цвет  кожи, глаз, волос, и  телосложение, и  особенности  нервной

системы, а  также  задатки  речи, мышления  и  др.

       На  наследственность  детей существенно влияет  состояние

психического  здоровья  и  образ  жизни  родителей. Например,  крайне

отрицательно  влияют  на  умственные  способности  детей  алкоголизм,

наркомания, токсикомания  родителей.

       Развитие  есть  поступательное  движение, переход  от  низшего  к

высшему, от  простого  к  сложному, от  несовершенного  к  более

совершенному.

       Различают  психическое, физическое  и  общее  развитие  личности. Под

 психическим   развитием  понимают  развитие  интеллекта, воли, эмоций, а

также  потребностей, способностей  и  характера  личности. Физическое

развитие  есть  развитие  организма, мышц, подвижности  суставов  и  др.

Общее  развитие – развитие  психичес-ких, физических, нравственных  и

других  качеств  личности.

       Личность  человека – результат   действия  и  взаимодействия  различных

 факторов. Одни  из  них  действуют  более   или  менее  независимо  от

воли  и  сознания  людей. К  ним  относятся  биологическая  природа

человека, общественные отношения, явления общественной  психологии, образ

 жизни, географическая  среда, условия  микросреды. Другие  в  большей  или

 меньшей   степени  зависят  от  воли  и  сознания  людей. Это –  идеология,

деятельность  государства, общественных  учреждений. Третья  группа

факторов  предполагает  организованное  развитие. Все  эти  факторы  в

совокупности  обеспечивают  формирование  личности.

       Значит,  формирование  личности  человека – это  процесс   её

становления  под  влиянием  многочисленных  факторов, природных  и

общественных,  внешних  и  внутренних, действующих  стихийно  и  согласно

определённым  правилам, с  применением  определённых  средств.

       Воспитание - есть  один  из  факторов  формирования  личности.

       Оно  заключается  в  том,  что  люди  хотят  теми  или  иными

средствами  достигнуть  определённой  цели –  развивать  и  образовывать  у

воспитанника  определённые  качества. Качественное  своеобразие

воспитания, в  отличие  от  других  факторов  формирования  личности,

состоит  в  том, что  воспитатель  сознательно  ставит  определённую  цель

и, стремясь  достигнуть  этой  цели, находит  средства, ведущие  к  её

осуществлению. Таким  образом, воспитание  есть  такое  общественное

отношение, в  котором  одни  люди  воздействуют  на  других  в  целях

направленного  формирования  личности.

       Там, где  есть  воспитание, учитываются  движущие  силы  развития,

возрастные, типологические  и  индивидуальные  особенности  воспитуемых.

Там, где  есть  воспитание, на  полную  мощность  используются

положительные  и  ослабляются  отрицательные  влияния  микросреды. Там, где

 есть  воспитание, человек  раньше  оказывается   способным  к

самовоспитанию.

       Процесс  воспитания  направлен   на  формирование  социально важных

качеств  личности, на  создание  и  расширение  круга  её  отношений  к

окружающему  миру – к  обществу, к  людям,  к  самому  себе. Чем  шире,

разнообразнее  и  глубже  система  отношений  личности  к  различным

сторонам  жизни, тем богаче  её  собственный духовный  мир.

       К  числу  важнейших  и   наиболее  общих  педагогических  понятий

относятся  также  образование  и  обучение.

        Под  образованием  мы  понимаем  такую  сторону  воспитания, которая

 состоит   в  овладении  системой  научных  и  культурных  ценностей,

накопленных  человечеством, в  овладении  системой  познавательных  умений

и  навыков, формирования  на  их  основе  мировоззрения, морали, поведения,

нравственных  и  других  качеств  личности, развития  её  творческих  сил

и  способностей, подготовку  к  общественной  жизни, к  труду. В

содержание  образования  включаются  все  элементы  социального  опыта.

       В  зависимости  от  целей,  характера  и  уровня  подготовки

различают  среднее, общее, политехническое, профессиональное  и  высшее

образование. Знания, умения  и  навыки, необходимые  каждому  человеку,

даёт  общеобразовательная  школа. Знания, умения  и  навыки, необходимые

работнику  определённой  профессии, приобретаются  им  в  специальных

учебных  заведениях. Содержание  и  методика  общего  образования

обеспечивают  формирование  у  школьников  познавательных  интересов  и

навыков, необходимых  для  работы, дальнейшего  обучения  и

самообразования, служат  основой  политехнического и профессионального

образования  и  осуществляются  с  ними  в  тесной  взаимосвязи.

       Образование  может  быть  достигнуто  разными  путями. Это   может

быть  самостоятельное  чтение, радио -  и  телепередачи, курсы, лектории,

работа  на  производстве  и  т. п. Но  наиболее  верным  и  надёжным  путём

 является  планомерно  организованное  обучение, имеющее  своей  целью

обеспечить  человеку  нормальное  и  полноценное  образование. Содержание

образования  определяется  государственными  учебными  планами, учебными

программами  и  учебниками  по  изучаемым  предметам.

       Ведущую  роль  в  осуществлении   образования  играет  систематическое

 обучение, которое   осуществляется  в  определённой  организации  под

руководством  специально  подготовленного  лица (учителя, воспитателя,

руководителя, инструктора). Обучение  представляет  собой  целостный

педагогический  процесс, в  ходе  которого  решаются  задачи  образования,

осуществляется  воспитание  и  развитие  учащихся. 
 
 

       Процесс  этот,  прежде  всего  двусторонний.  С  одной  стороны, в

нём  выступает  обучающий (педагог), который  излагает  программный

материал  и  руководит  этим  процессом, а  с  другой – обучающиеся, для

которых  данный  процесс  принимает  характер  учения, овладения  изучаемым

 материалом.  Совместная  их  деятельность  направлена  на  глубокое  и

прочное  усвоение  научных  знаний, вырабатывание  умений  и  навыков,

применение  их  на  практике, развитие  творческих  способностей,

формирование  материалистического  мировоззрения  и  нравственно-

эстетических  взглядов  и  убеждений.

       Обучение  должно  быть  доступным   данному  классу, возрасту, уровню

развития. А  доступным  является  всё  то, что  основано  на  имеющихся  в

сознании  ребёнка  знаниях, полученных  в  процессе  обучения, семейного

воспитания, непосредственного  отражения  природных  и  общественных

явлений, общения  со  взрослыми  и  сверстниками, в  чтении, телевизионных

передачах, кинофильмах.

       Основные  понятия  педагогики, как  и  явления, которые  в  них

отражаются, неотделимы  друг  от  друга, они  перекрещиваются, частично

совпадают  и  взаимно  связаны  в  едином  и  целостном  педагогическом

процессе. Поэтому  при  их  характеристике  необходимо  всегда  видеть

главную  функцию  каждого  понятия и именно  на  этой  основе  отличать

его  от  других  категорий.

                          Система педагогических  наук

       Развиваясь, всякая  наука  обогащает   свою  теорию, наполняется

новым  содержанием  и  осуществляет  дифференциацию  своих  исследований.

Этот  процесс  коснулся  и  педагогики. В  настоящее  время  понятием

«педагогика»  обозначается  целая  система  педагогических  наук. .

       Педагогика  как  наука  подразделяется  на  ряд  самостоятельных

педагогических  дисциплин:

            1. общая  педагогика, исследует   основные  закономерности

воспитания человека; раскрывает  сущность, цели,  задачи  и

закономерности  воспитания, его  роль  в  жизни  общества  и  развитии

личности, процесс  образования  и  обучения.

            2. возрастная  педагогика, изучающая особенности

воспитания  людей  на различных  этапах  возрастного  развития; она  подразделяется

 на  пред-лых  (профессионально-технического, высшего   образования  и

др.);

            3. специальная  педагогика –  дефектология, изучающая

особенности  развития, обучения  и  воспитания  аномальных  детей. Которая

Педагогика как наука