Педагогика как наука
Костанайский
государственный
педагогический институт
Факультет
заочного обучения
Кафедра
педагогики
Малина
Александра
Тема: Педагогика как наука
Курсовая работа
Костанай 2012г.
Содержание:
Введение ……………………………………………3
Основная часть «Педагогика - наука»:
- Возникновение педагогики как науки……………..3
- Основные понятия…………………………………...6
- Структура педагогических наук ……………………9
- Связь с другими науками …………………………..10
Заключение………………………………………………10
Список используемой
литературы …………………….12
Введение.
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием
особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета,
который специально не исследуется никакой другой научной
дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний»
педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом
воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов:
как возникла и развивалась эта наука и какие специфические
проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно
определённый аспект природных или общественных явлений, изучением
которых она занимается и знание которых имеет большое значение для
осмысления её теоретических основ.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны
к жизни растущими потребностями общества в создании специальных
учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и
обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания
подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование
и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность
общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого
общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого
строя, когда производство и наука достигли значительного развития,
воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией
которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во
многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о
школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего
Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные
деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль
воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого
человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг.
до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной
выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере
расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических
знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала
разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и
знания в других сферах жизни и производства, вначале
разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих
философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до
н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),
Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких
мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё
происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве
названия науки
о воспитании. Как же это
произошло?
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым
аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их
в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также
совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда –
ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем
педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые
занимались обучением и воспитанием детей и для которых
педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука
о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение
и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа,
что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического
воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах
древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,
например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан
(42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-
богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и
были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах
мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой
эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),
испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский
мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,
выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности
от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории,
педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая
наука педагогика впервые была выделена из системы философских
знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной
научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем
великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы
с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами
последующих научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для
становления научной
труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро
(1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-
1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих
Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской
педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.
Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На
становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали
труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,
систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было
дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие
советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.
Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-
1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных
педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным
развитием производства, науки и культуры требовало повышения
грамотности
основных производителей.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество
образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных
школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные
учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться
педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой
толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика
по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных
факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих
закономерностях
воспитательного воздействия на
людей всех возрастов.
Непременным условием выделения и функционирования любой науки
является наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные
понятия (категории) педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем,
что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания,
образования и обучения личности.
Развитие человека – это процесс становления его личности под
влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых
социальных и природных факторов.
Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида
(онтогенез) представляет собой процесс количественных и
качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-
физиологическом строении человеческого организма. Советская педагогика
не исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно,
что наследственность отражает заложенные в генетической программе
человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это
и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной
системы, а также задатки речи, мышления и др.
На наследственность детей существенно влияет состояние
психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне
отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,
наркомания, токсикомания родителей.
Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к
высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более
совершенному.
Различают психическое,
психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а
также потребностей, способностей и характера личности. Физическое
развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.
Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных и
других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных
факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от
воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа
человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ
жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или
меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология,
деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа
факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в
совокупности обеспечивают формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процесс её
становления под влиянием многочисленных факторов, природных и
общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно
определённым правилам, с применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности.
Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными
средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у
воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие
воспитания, в отличие от других факторов формирования личности,
состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель
и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её
осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное
отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,
возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.
Там, где есть воспитание, на полную мощность используются
положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где
есть воспитание, человек раньше оказывается способным к
самовоспитанию.
Процесс воспитания направлен на формирование социально важных
качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к
окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,
разнообразнее и глубже система отношений личности к различным
сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.
К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий
относятся также образование и обучение.
Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая
состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,
накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений
и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,
нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил
и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В
содержание образования включаются все элементы социального опыта.
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки
различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее
образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку,
даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые
работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных
учебных заведениях. Содержание и методика общего образования
обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и
навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и
самообразования, служат основой политехнического и профессионального
образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.
Образование может быть достигнуто разными путями. Это может
быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории,
работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём
является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью
обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание
образования определяется государственными учебными планами, учебными
программами и учебниками по изучаемым предметам.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое
обучение, которое осуществляется в определённой организации под
руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,
руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный
педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,
осуществляется
воспитание и развитие учащихся.
Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в
нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный
материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для
которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым
материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и
прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,
применение их на практике, развитие творческих способностей,
формирование материалистического мировоззрения и нравственно-
эстетических взглядов и убеждений.
Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню
развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в
сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного
воспитания, непосредственного отражения природных и общественных
явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных
передачах, кинофильмах.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них
отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично
совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом
процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть
главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать
его от других категорий.
Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется
новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.
Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием
«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных
педагогических дисциплин:
1. общая педагогика, исследует основные закономерности
воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и
закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии
личности, процесс образования и обучения.
2. возрастная педагогика, изучающая особенности
воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется
на пред-лых (профессионально-технического, высшего образования и
др.);
3. специальная педагогика – дефектология, изучающая
особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая