Педагогика методы воспитания

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                   

                                             Педагогика

Что такое педагогика? Чем она  занимается? Что исследует? Эти вопросы  встают перед каждым, кто приступает к ее изучению. В работах по педагогике, учебниках педагогики, справочниках и энциклопедических изданиях можно  встретить несколько различающихся  между собой определений педагогики и ее предмета как науки.

Наиболее часто встречаются  следующие варианты определения  педагогики: педагогика – наука  о воспитании подрастающего поколения; педагогика – наука о воспитании человека.

Что касается определения ее предмета – области научного исследования педагогики, то также имеются несколько  заметно отличающихся суждений: предмет  педагогики – воспитание человека человеком; предмет педагогики - воспитательная деятельность.

Не отказываясь ни от одного из этих определений, остановимся на наиболее общем из них: педагогика – наука  о воспитании. Приняв во внимание все  основные стороны ее предмета, отраженные в приведенных выше определениях, возьмем за основу определение: предметом  педагогики является воспитательная деятельность, которая осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях лицами, специально уполномоченными  для этого обществом.

Конечным результатом любой  науки являются знания о сущности и особенностях протекания изучаемых  ею явлений. Педагогика как наука  о воспитании стремится понять сущность воспитания, объяснить, вскрыть определенные, присущие ему закономерности, и, познав их, оказать определенное влияние  на его протекание в интересах  человека, общества.

В педагогике самым главным является воспитание, которое обеспечивает преемственную  связь между поколениями. Старшие  всегда передают младшим все свои знания и умения. Младшие в процессе своей жизнедеятельности сталкиваются с другими проблемами и трудностями, преодолевают их, тем самым, дополняя свои знания, приобретенные от старших. Их знания в дальнейшем будут передаваться следующему поколению.

История показывает, что человеческое общество в своем развитии прошло длительный путь, и на этом пути выделяются определенные этапы – общественно-исторические формации: первобытное бесклассовое общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое  и социалистическое общество.

В древней Греции, Риме, восточных  государствах жизненный опыт уже  имел значительный размер и требовал больше времени для передачи его  младшему поколению, что привело  к появлению школ.

В последующие исторические формации происходит дальнейшее развитие школ, появляются другие типы учебных заведений, отражающие потребности общества в  людях, лучше обученных и подготовленных профессионально к выполнению все  более сложного труда.

 

 

 

 

 

 


Как всякая наука, педагогика возникает  из потребности общества. Появление  педагогики – это ответ на потребность  общества в более эффективной  подготовке подрастающего поколения  к вступлению в жизнь. Эта потребность  возникла тогда, когда накопился  опыт воспитания, который нужно было осмыслить, чтобы выработать правила  и наставления по воспитанию молодежи, найти для воспитательной деятельности более разумные и рациональные формы. Вначале педагогическая мысль стала  оформляться в виде отдельных  суждений и высказываний о содержании и задачах воспитания, об отношении  учащихся к учителю и нормах их поведения, которые затем стали  носить характер советов, правил и рекомендаций.

Истоки теоретической педагогической мысли следует искать в недрах философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся осмыслением жизни, поиском ответов  на вопросы о цели существования  человека, его роли и месте в  обществе, подготовке к осуществлению  своего назначения в жизни.

Философская мысль значительное развитие получила уже в рабовладельческом  обществе.

Педагогика древнего мира была связана  с религией: в священных книгах, излагавших религиозные представления  о добре и зле и предписывавших верующим определенные нормы взаимоотношений  между членами семьи и общества, можно найти и своеобразные педагогические заповеди – наставления о правилах поведения и об отношениях между  людьми, детьми и родителями.

Вопросы воспитания и образования  на протяжении последующих веков  постоянно привлекали к себе внимание многих мыслителей, писателей, ученых, хотя некоторые из них и не занимались непосредственно воспитательной деятельностью. Они оказали влияние на развитие педагогической мысли своими яркими суждениями о природе ребенка, цели, путях и средствах его воспитания. В числе их писатели и мыслители  эпохи Возрождения Виторито да Фельтре (1378 – 1446) и Ф. Рабле (1494 – 1533), английский философ Дж. Локк (1632 – 1778) и др.

Оформление педагогики как научной  дисциплины связывается, прежде всего, с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Его  главный труд «Великая дидактика» по праву считается первой научной  книгой.

Большое значение для развития педагогической мысли и формирования педагогики как науки имели труды и  опыт практической педагогической деятельности выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746 – 1872) и немецкого  педагога А. Дистервега (1790 – 1866).

Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный и прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной  России. Л.Н. Толстой (1820 – 1910) создавал школы для крестьянских детей, сам  написал ряд учебников, в том  числе знаменитую «Азбуку» и учебник  арифметики, стремился выразить протест  против формализма и казенщины

 

 

 

 


царской школы, призывал развивать  творческие способности детей, учил уважать личность каждого ребенка. Известный русский хирург и либеральный  общественный деятель Н.И. Пирогов (1810 – 1881) выступал с резкой критикой сословной  школы, стоял за необходимость внесения коренных изменений в общий подход к воспитанию, которое должно вести  к тому, чтобы ребенок «становился  человеком».

Особенно велик вклад в развитие отечественной педагогической науки  К.Д. Ушинского (1824 – 1870). Его педагогические взгляды изложены в капитальном  труде «Человек как предмет воспитания». Методическое воплощение они получили в ряде созданных им учебных книг, в их числе известные «Родное  слово» и «Детский мир», по которым  училось не одно поколение детей.

Деятельность прогрессивных и  ярких мыслителей и педагогов  прошло в условиях общества, разделенного на антагонистические классы, не получила поддержки правящих классов, в силу большая часть их проектов и предложений  не была реализована, а сами представители  прогрессивной педагогики часто  преследовались, подвергались гонениям.

В своей практической работе по организации  учебных заведений и осуществлению  в них обучения и воспитания правящие классы опирались на наиболее реакционные  и консервативные педагогические взгляды  и концепции, черпая в них аргументы  и обоснования для осуществления  своей антидемократической просветительной  политики. Так, идеологом немецкого  полуфеодального юнкерства был  консервативный немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776 – 1841). Его идеи об управлении детьми на основе подавления их воли широко использовались в период реакции  в конце XIX века в России. Неизменное внимание реакционеров привлекает и разработанная Гербартом система наказаний, включающая и лишение пищи, и лишение свободы. Знаменосцем теории, обосновывающей необходимость низкого уровня прикладными знаниями, умениями и навыками, являлся известный американский педагог-прагматик Дж. Дьюи (1859 – 1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем капиталистическом мире в конце XIX – начале XX вв.

Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, производственная педагогика, педагогика высшей школы, военная педагогика, история  педагогики, педагогика непрерывного образования, предметные методики обучения.

Кроме того, в структуру педагогических наук входит еще и специальная  педагогика, рассматривающая вопросы  воспитания слепых детей (тифлопедагогика), глухих и слабослышащих детей (сурдопедагогика), умственно отсталых детей (олигофренопедагогика).

Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль, условно называемая сравнительной педагогикой.

Совокупность отраслей педагогики и образуют единую систему педагогических наук. Педагогика в своем развитии тесно связана с философией,

 

 

 


этикой, социологией, психологией, школьной гигиеной, опирается на их закономерности и рекомендации.

Педагогика входит в курс обучения преподавания в специальных педагогических учебных заведениях, колледжах, институтов и др. В нашем колледже педагогика изучается на втором курсе в цикле  психолого-педагогических дисциплин. Здесь мы рассмотрим изучение предмета педагогики по таблице, приведенной  ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Типовой учебный  план

   Типовой учебный план – это документ, предназначенный для реализаций государственных требований к минимуму содержания, и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования.

  Он определяет, обязательный перечень дисциплин и обязательный объем и времени для их реализации, виды и минимальную (дополнительную) продолжительность производственной практики, примерный перечень учебных кабинетов, лаборатории и мастерских.

  

В учебном плане предусматривается курсовое проектирование не более чем по трем дисциплинам, на весь период обучения.

 Виды производственной практики и их продолжительность определяется в соответствии с типовой единой практики по заданной специализации. График учебного процесса носит рекомендательный характер, может быть откорректирован в учебном заведении при длительном соблюдении продолжительности теоретического обучения, экзаменационных сессий, а также сроков проведения зимних каникул и завершающих форм обучения.

Предмет «Педагогика». Из приведенной  таблицы видно, что на изучение этого  предмета отводится 90 часов, из которых 60 на теорию, 30 на лабораторно-практические занятия. Курсовые работы во время изучения предмета не предусмотрены.

 

 

  Изучение предмета по семестрам происходит в следующем порядке:

В первом семестре 3 часа в неделю. Всего 18 недель;

Итого: 3 * 18 = 54 часов;

Во втором семестре 3 часа в неделю. Всего 12 недель.

Итого: 3 * 12 = 36 часов;

Всего получается 90 часов.

За время обучения должно быть проведено 3 контрольные работы.  После полного  прохождения курса студентами сдается  итоговый экзамен.

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п



Наименование предмета

Распределение по семестрам

Мин. кол-во к/р

Кол-во часов

Распределение по курсам и  семестрами

Экзамен

зачеты

Курсовые проекты

Всего

Из них

1 курс

2 курс

3 курс

             

Теория

ЛПЗ

Курсовые проекты

 

1 сем 18

2 сем 12

     
                               

V.

Психолого-педагогические дисциплины

3

Педагогика

-

-

3

90

60

30

-

 

3

3

-

-

-




Выдержка из раздела «3. План учебного процесса» типового учебного плана                

                                      специализации 0313122

                     «V. Цикл психолого - педагогических дисциплин»

                                                                                                                   Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                      Тематический план

 

Тематический план - является частью учебной программы.

Учебная программа – это документ, в котором дается характеристика, содержание изучаемого материала по годам обучения и разделам (темам).

Тематический план состоит их разделов, в которые входят темы. Тематический план состоит из общего количества часов каждой темы, которые разделяются  на теоретические и лабораторно-практические занятия, а также план состоит  из общего количества часов каждого  раздела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                            

                                   Календарно-тематический план

Календарно-тематический план – это  планирующе-учетный документ.

Его целями является определение тематики, типа, метода и оснащения уроков по выбранному предмету.

Составление календарно-тематического  плана является первым шагом в  создании поурочной систематизации. Исходным документом здесь является учебная программа. Календарно-тематический план предусматривает меж– и внутрипредметные связи (см. табл. 3). Учетным календарно-тематический план является потому, что в нем  предусматривается графа регистрации  проведенных с учебными группами занятий.

При составлении календарно-тематического  плана ориентируются на тематический план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Разработка урока

Изучая учебную программу, преподаватель  внимательно анализирует каждую тему, что дает возможность четко  определить содержание обучения, установить меж предметные связи. На основе учебной  программы составляется календарно-тематический план и уже на основе календарно-тематического  плана имеется поурочный план и подробный конспект урока.


При определении цели урока преподаватель  формирует учебную и воспитательную цели урока, вытекающие из учебной программы, определяет содержание знаний, умений, навыков, которые учащиеся должны усвоить  на этом уроке, анализируя предыдущие уроки и устанавливает, в какой  мере были решены их задачи, выясняет причины  недочетов и на основе этого определяет, какие изменения необходимо внести в проведении данного урока, намечает структуру урока и время на каждую ее часть, формирует содержание и характер воспитательной работы во время урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                 

                                                                               «Утверждаю»

                                                                              зам. директора по УНМР

                                                                                     Мамырбекова Р.А.

                                                                                 «_____»_____________2011г.

                                                   

                                                     План урока

Тема  урока: Принципы воспитания

Цели:  а) Обучающая: дать понятие учащимся о воспитании.

           б) Развивающая: расширить кругозор  знаний в области педагогики  по 

  принципам воспитания.

  в) Воспитательная: воспитать у  учащихся стремление узнавать  больше 

  информации о воспитании, относиться  к данному предмету с                                    

наибольшей  ответственностью.

Тип урока: комбинированный

Метод изложения: Объяснительно-иллюстративный

Время проведения: 90 мин.

Место проведения: 145 кабинет

Материально-техническое оснащение урока: учебники,

                                                     Ход урока

Вводная часть                                                                               10-15 мин

Организационный момент

а) Приветствие  учащихся                                                                  1 мин

б) Проверка наличия учащихся                                                      2-3 мин

в) Проверка выполнения домашнего задания                               12 мин

Метод: Письменный опрос по четырем  вариантам

2. Основная  часть                                                                              65 мин

2.1. Изложение нового материала                                                   30 мин

2.1.1. Определение принципов воспитания                                      4 мин

2.1.2. Общественная направленность  воспитания                           4 мин                                               

     2.1.4. Единство сознания  и поведения                                        4 мин

     2.1.5. Воспитание в труде Презентация                                     4 мин

     2.1.6. Воспитание личности  в коллективе                                   4 мин

     2.1.8. Сочетание педагогического  руководства с инициативой и

     самодеятельностью учащихся                                                      4 мин

2.1.9. Опора на положительное в  человеке                                     3 мин

2.1.10. Учет возрастных и индивидуальных  особенностей школьников

3 мин

2.1.12. Единство воспитательных воздействий                               3 мин

2.2 Ответы на вопросы учащихся                                                    3-5 мин

2.3. Закрепление нового материала                                                  20 мин

метод: Тестирование группы

 

 

 

 


     3. Заключительная часть                                                         10 мин

3.1. подведение итогов  урока                                                           5 мин

3.1.1. выявление лучших  и характерных работ                              2 мин

3.1.2. выставление оценок  с комментарием                                    3 мин

3.2. выдача домашнего задания                                                        3-5 мин

_____________

«________» _____________________ 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                             Принципы воспитания

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач  современного общества.

     Преодоление отчуждения  человека  от его подлинной  сущности, формирование духовно  развитой личности в процессе  исторического развития общества  не совершается автоматически.  Оно требует усилий со стороны  людей,  и эти усилия направляются  как на создание материальных  возможностей, объективных социальных  условий, так и на реализацию  открывающихся на каждом историческом  этапе  новых возможностей  для духовно-нравственного совершенствования  человека. В этом двуедином процессе  реальная возможность развития  человека как личности обеспечивается  всей совокупностью материальных  и духовных ресурсов общества.

     Однако наличие объективных  условий само по себе еще  не решает задачу формирования  развитой личности. Необходима организация  систематического, базирующегося   на  знании  и учете объективных  закономерностей развития личности  процесса  воспитания,  который  служит необходимой  и всеобщей  формой этого развития.

Ребенок постоянно  включен  в  те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная  организация, то воспитательное воздействие  на ребенка оказывают наличные,  традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может  оказаться в противоречии с целями воспитания.

     Принципы воспитания  в своем разнообразии могут  охватывать целесообразным влиянием  всю жизнь детей и педагогов  наряду с педагогическим воздействием  и взаимодействием. В жизни  существует и взаимодействие  детей педагогам, и противодействие,  и сопротивление им, и непротивление  авторитетам, и отчуждение от  них. Сознание ребенка формируется  постепенно, в процессе жизни  и, прежде всего средствами  самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного  результата в воспитании, нужны  не только принципы прямого  воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного  действия на сознание и привычное  поведение путем целенаправленного  и духовного насыщения всех  областей детской жизни. 

Принципы организации воспитательного  процесса (принципы воспитания) – это  общие исходные положения, которые  выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного  процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и  полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение  принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность  воспитательного процесса, но и подрывают  его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется  от руководства этим процессом, а  за грубое и умышленное нарушение  некоторых из них – например, принципов гуманизма, уважения к  личности – может быть привлечен  даже к судебному преследованию.

 

 


Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения  равнозначны, среди них нет главных  и второстепенных или таких, что  требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых  можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает  возможные нарушения воспитательного  процесса.

Вместе с тем принципы воспитания – это не готовые рецепты, а  тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели  могли бы автоматически достигать  высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно  обусловлена.

Принципы, на которые опирается  воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много  систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а  иногда и сами принципы не могут  оставаться в них неизменными. Если закономерности выступают как выражение  существенной необходимой внутренней связи между причиной и следствием, то вытекающие из  них принципы служат тем основополагающим началом, которое  определяет общее направление воспитательного  процесса, основные требования к его  содержанию, методике и организации. Как система отправных, исходных положений принципы воспитания охватывают все   его стороны сущность и цель, заключают в себе результаты обобщения передовой социальной и педагогической практики. Руководствуясь принципами воспитательного процесса, педагог делает его научно обоснованным и управляемым.

Принципы воспитания, как и его  цель, несут на себе печать того или  иного мировоззрения. Современная  педагогика, отражая закономерный характер воспитания, рассматривает его как  процесс, единственное назначение которого не препятствовать выявлению и становлению  спонтанно возникающего эмпирического  индивидуального «я». Осуществляемое обществом воспитание объявляется  «насилием над личностью»,  которая  развивается по законам, заложенным в ней самой. Обращение к мифическим силам экзистенции, инстинктивного, подсознательного в человеке, отрицание  общественных целей воспитания призваны оградить личность от всего, что посягает на ее неповторимость и абстрактное  самовыражение, и тем самым сделать  ее неспособной к активным социальным действиям. Не признавая за воспитанием  никаких возможностей, кроме следования за природой ребенка и содействия самораскрытию его врожденных данных. И это ни для кого не является неожиданностью. Еще В. И. Лениным  было сказано, что школа вне жизни, вне политики – это ложь и лицемерие.

 

 

 

 

 

 


Вытекая из названных (и познаваемых) закономерностей воспитательного  процесса, принципы помогают педагогу вскрывать присущие этому процессу противоречия, ориентироваться в  самой сложной обстановке, всегда видеть связь между промежуточными и конечными целями. В то же время  принципы воспитания не готовые рецепты  и универсальные правила. Принципы дают знание научных основ воспитательной работы, опираясь на которые учитель  может и должен самостоятельно решать педагогические задачи, постоянно возникающие  в конкретных, бесконечно разнообразных  ситуациях. Принципы воспитания не догма, выведенная путем дедуктивных предсказаний. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни таланта, ни энергии учителя. Воспитательная работа отличается тем, что в ней знание общих закономерностей  и принципов реально сочетается с искусством, которое всегда носит  творческий характер.

Педагогика методы воспитания