Синтетический учет в кредитных организациях



3

4

6

13

13

15

16

24

24

26

33

33

33

 

36

38

38

38

44

45




Содержание

Введение……………………………………………………………………….

1 Синтетический и аналитический учет……………………………………..

1.1 Синтетический и аналитический учет нематериальных активов……...

1.2 Синтетический и аналитический учет кассовых операций…………….

1.3 Синтетический учет кассовых операций………………………………..

1.4 Аналитический учет кассовых операций………………………………..

1.5 Синтетический и аналитический учет основных средств……………...

2 Аналитический учет  в кредитных организациях…………………………

2.1 Лицевые счета……………………………………………………………..

2.2 Документы аналитического учета……………………………………….

3 Синтетический учет в кредитных организациях………………………….

3.1 Назначение синтетического учета……………………………………….

3.2 Документы синтетического учета………………………………………..

3.3 Порядок сверки и утверждения  материалов синтетического и  аналитического учета…………………………………………………………

4 Практическая часть…………………………………………………………

4.1 Справочные данные  об организации ОАО «ШИК»…………………….

4.2 Общие сведения об организации...............................................................

Заключение........................................................................................................

Список используемой литературы................................................................... 
Введение

В зависимости от степени детализации  учетной информации выделяют синтетические  и аналитические счета.

Счета, которые дают вводную характеристику учитываемых объектов в обобщенном денежном выражении, называются синтетическими счетами (синтез от лат. – собирание). Эти счета содержат необходимые данные для составления баланса предприятия. Однако синтетические счета не обеспечивают получение данных, необходимых для оперативного руководства предприятием и контроля за его хозяйственной деятельностью.

Счета, открываемые вразрез синтетических  счетов для детализированного учета, называются счетами аналитического учета. Детализация показателей  аналитического учета устанавливается  на каждом предприятии в зависимости  от конкретных условий его работы. Аналитические счета непосредственного отражения в балансе не имеют. Они связаны с балансом через синтетические счета. Итоговые данные аналитического учета всегда соответствуют данным синтетического учета, в разрезе которого они открываются.

Синтетический счет один, а аналитических – много.

Кроме синтетических и аналитических  счетов, в практике бухгалтерского учета применяются и субсчета, которые являются промежуточным  учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами. При их помощи осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета с целью получения обобщенных сведений об отдельных объектах внутри синтетического счета.

 

 

 

 

 

 

1 Синтетический  и аналитический учет    

 синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского  учета о видах

имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим

признакам, который ведется  на синтетических счетах бухгалтерского учета;    

 аналитический учет - учет, который ведется в лицевых,  материальных и

иных аналитических  счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию

об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях  внутри каждого синтетического

счета;

Синтетический учет, т. е. обобщенный, - сгруппированные по определенным

экономическим признакам  совокупности однотипных хозяйственных операций по

определенным видам  средств, их источникам и процессам. Главная особенность

синтетического учета  состоит в его обобщенности без  разделения на конкретные

определенные и единичные  характеристики средств. Синтетический учет ведется

только в денежном выражении. Примерами синтетических  счетов служат счета Плана

счетов, например "Материалы", "Основные средства", "Нематериальные активы"

и др. 

 Аналитический учет - это учет, при котором детально  отражаются все

характеристики проводимой хозяйственной операции. Для осуществления аналитического

учета используют аналитические  счета, которые открывают к сложным  синтетическим

счетам и отражают на них каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету

и кредиту синтетического счета. К каждому сложному синтетическому счету может

быть открыто неограниченное количество аналитических счетов, потребность  в

которых может быть вызвана  особенностями хозяйственных операций. Например,

к счету "Расчеты по оплате труда" открываются аналитические счета на каждого

работника предприятия. По некоторым счетам между аналитическими и синтетическим

счетами могут быть промежуточные  счета - субсчета или счета второго  порядка.    

 В свою очередь,  к каждому субсчету открываются  аналитические счета по

каждому конкретному объекту вложения средств.

Синтетические счета  содержат обобщенные показатели о хозяйственных  ресурсах (средствах) и их движении.

Все записи на синтетический  счет, имеющий в дополнение к себе аналитические счета, производятся одновременно и параллельно и на соответствующие аналитические счета. И, наоборот, ни одна запись на аналитический счет не может быть сделана без одновременной параллельной записи на синтетический счет. Между синтетическими и аналитическими счетами существует постоянная взаимосвязь. 
Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами выражается в следующем: 
- каждая запись осуществляемая на синтетический счет, производится на ту же сторону объединяемых им аналитических счетов (в дебет или кредит); 
- на синтетический счет операция записывается общей суммой, а на аналитические счета - соответствующими частными суммами, которые в итоге составляют общую сумму; 
- оборот по дебету синтетического счета равен общему итогу дебетовых оборотов охватываемых им аналитических счетов, а оборот по кредиту синтетического счета равен общему итогу кредитовых оборотов аналитических счетов; 
- сальдо синтетического счета равно общему итогу всех сальдо охватываемых им аналитических счетов. 
Ведением параллельных видов учета осуществляется автоматически контроль всего текущего учета, то есть итоговые данные синтетического учета контролируется итоговыми данными аналитического учета и наоборот.

 

1.1 Синтетический и аналитический учет нематериальных активов

Синтетический учет нематериальных активов осуществляют на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», и счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет поступления  нематериальных активов

Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии  и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляется в первоначальной оценке. По некоторым видам нематериальных активов со счета 04 списывают на счета затрат начисленную амортизацию по этим активам.

При наличии в организации  нескольких видов нематериальных активов  значительной стоимости целесообразно  для каждого вида активов открывать  субсчета в соответствии с классификацией нематериальных активов, принятой в  организации, например:

04-1 «Объекты интеллектуальной собственности»;

04-2 «Отложенные затраты»;

04-3 «Деловая репутация»;

04-4 «Расходы организации  на научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы»;

Порядок определения  фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов зависит от способа их поступления в организацию:

  • осуществление долгосрочных инвестиций организации - приобретение или создание нематериальных активов;
  • поступление в счет вклада инвесторов в уставный капитал;
  • безвозмездное получение от третьих лиц;

• поступление для осуществления совместной деятельности.

Фактическая (первоначальная) стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением возмещаемых налогов.

При безвозмездном  получении нематериального актива или его получении по договору уступки с оплатой неденежными средствами первоначальную стоимость оценивают исходя из рыночной стоимости аналогичного актива.

При внесении нематериального актива в уставный капитал его первоначальную стоимость определяют исходя из оценки, согласованной учредителями в учредительном договоре, но не выше оценки эксперта.

К фактическим  расходам на приобретение нематериальных активов можно отнести следующие основные затраты:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы, невозмещаемые налоги, государственные, патентные и иные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, и суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;
  • иные расходы, связанные с приобретением нематериального актива.

В фактические расходы  на приобретение, создание нематериальных активов не включаются общехозяйственные и другие расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов.

Данные о  расходах, капитализируемых в бухгалтерском  учете как нематериальные активы, первоначально накапливаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», затем уже сформированная сумма их первоначальной стоимости относится в дебет счета 04 «Нематериальные активы» записью в корреспонденции с кредитом счета 08. При приобретении нематериальных активов выделяемая сумма налога на добавленную стоимость (НДС) отражается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Безвозмездно полученные нематериальные активы приходуются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвомездные поступления». Со счета 08 первоначальная стоимость нематериальных активов списывается на счет 04 «Нематериальные активы». По мере начисления амортизации стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов со счета 98-2 относится в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».


Учет  амортизации нематериальных активов

Стоимость нематериальных активов погашается постепенно посредством амортизации.

Амортизация нематериальных активов может производиться одним из способов:

  1. линейным;
  2. уменьшаемого остатка;
  3. списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Один из этих способов по группе однородных нематериальных активов применяется в течение всего срока их полезного использования и не приостанавливается, кроме случаев консервации предприятия.Для определения суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу организация прежде всего должна установить срок полезного использования данного актива1.

Для отдельных  видов активов срок полезного  использования может определяться исходя из натурального количества продукции, ожидаемого к получению в результате использования данных активов.

Срок полезного  использования нематериального  актива ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. Нематериальные активы, по которым  невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. В отношении таких активов организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности определить срок полезного использования данного актива.

Амортизация нематериальных активов начисляется  ежемесячно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. В условиях сезонности сельскохозяйственного производства годовая сумма амортизационных отчислений по нематериальным активам начисляется равномерно в течение периода работы предприятия в отчетном году.

ПБУ 14/2007 устанавливает  также ряд формальных правил относительно порядка начисления амортизации нематериальных активов:

  • амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или его списания с бухгалтерского учета;
  • амортизация нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому она относится, и начисляется независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

В соответствии с Планом счетов организации амортизационные  отчисления показываются в бухгалтерском  учете одним из способов:

    1. путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 26 и др.);
    2. путем уменьшения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов, т.е. списания начисленных сумм амортизации непосредственно с кредита счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетами учета затрат.

Во втором случае после полного погашения  стоимости объекта нематериальные активы продолжают отражаться в бухгалтерском  учете до прекращения срока действия патента, свидетельства, других охранных документов в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на ее финансовые результаты.

Учет выбытия  нематериальных активов

Нематериальные  активы выбывают из организации:

  • в результате реализации (по разным причинам);
  • вследствие списания из-за нецелесообразности дальнейшего использования;
  • как финансовые вложения в уставный капитал других организаций;
  • в результате передачи безвозмездно;
  • в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество).

Выбытие нематериальных активов отражается с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим отнесением полученных доходов (расходов) на финансовые результаты организации.

По Д счета 91 отражаются первоначальная (балансовая) стоимость нематериальных активов в корреспонденции с К счета 04 «Нематериальные активы» и возможные расходы, понесенные организацией в связи с тем или иным процессом выбытия, в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. По Д счета 91 в корреспонденции с К счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» отражаются также суммы НДС, входящие в выручку от реализации нематериальных активов.

По Д счета 91 в корреспонденции  с К счета 05 «Амортизация нематериальных активов» отражается начисленная к моменту выбытия объекта амортизация.

По К счета 91 в корреспонденции  со счетами учета денежных средств или расчетов, счета 58 «Финансовые вложения», иных возможных счетов отражаются также разные виды доходов (выручки) от выбытия нематериальных активов.

Выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в конце  отчетного периода финансовый результат  от всех операций по выбытию нематериальных активов, за исключением безвозмездной передачи, переносят на счет учета финансовых результатов — счет 99 «Прибыли и убытки». Кредитовый (прибыль) остаток переносят со счета 91 в К счета 99, дебетовое (убыток) сальдо списывают с К счета 91 в Д счета 99; особо следует отметить, что отрицательный финансовый результат от реализации и безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Операции  по передаче нематериальных активов  в качестве вклада в уставный капитал дочерних или зависимых предприятий отражаются в следующем порядке. По Д счета 58 «Финансовые вложения» (в зависимости от срока действия договора) показывают стоимость передаваемых нематериальных активов в оценке, предусмотренной в договоре, в корреспонденции с К счета 91 «Прочие доходы и расходы». По Д счета 91 в корреспонденции с К счета 04 «Нематериальные активы» отражают их первоначальную (балансовую) стоимость. Одновременно с Д счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в К счета 91 списывают начисленную сумму амортизации.

Остаточная  стоимость нематериальных активов, передаваемых на отдельный баланс в целях осуществления совместной деятельности или в качестве вклада в уставный капитал, может не совпадать с оценкой нематериальных активов, предусмотренной в учредительном договоре или в договоре о совместной деятельности. В этом случае на счете 91 возникает сальдо (по дебету или по кредиту) в зависимости от характера разницы.

При вкладах  в уставный капитал счет 91 «Прочие  доходы и расходы» закрывается на финансовые результаты и сумма на нем подлежит обложению налогом на прибыль в составе прочих доходов и расходов.

Аналитический учет по счету «Нематериальные активы» ведется по отдельным объектам нематериальным активам, а также по видам расходов на НИОКР. При этом ведение аналитического учета должно обеспечивать возможность получение данных о наличии и движении нематериальных активов, а также суммах расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам.2

Аналитический учет нематериальных активов осуществляется в карточке учета нематериальных активов. Карточка применяется для учета всех видов  нематериальных активов. Открывается  она на каждый объект в отдельности.

На лицевой стороне  карточки указывают полное наименование и назначение объекта, первоначальную стоимость, срок полезного использования, норму и сумму начисленной амортизации, дату постановки на учет, способ приобретения, документ о регистрации и основные сведения по выбытию объекта (номер и дата документа, причина выбытия, сумма выручки от реализации). На оборотной стороне карточки изложена характеристика объекта нематериальных активов.

 

1.2 Синтетический и аналитический учет кассовых операций

1.3 Синтетический учет кассовых операций

Для учета наличия и движения денежных средств организации используется активный счет 50 "Касса". Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег организации на начало месяца; оборот по дебету - поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. В развитие счета 50 "Касса" могут быть открыты организацией следующие субсчета:

1 "Касса организации";

2"0перационная касса";

3" Денежные документы";

4 "Касса в иностранной валюте" и др.

По своему характеру  операции похожи, так как связаны  с движением денежной наличности, но ответственные лица и место совершения операций различны. Так, наибольший объем операций обычно выполняет касса организации (субсчет 1 "Касса организации"). К ним относятся: получение наличных денежных средств с расчетных счетов, сдача излишка кассы на расчетные счета, подготовка и сдача наличных инкассаторским службам, выдача заработной платы, пособий, денежных средств под отчет, получение наличными за реализованную продукцию, работы, услуги, выдача наличных операционным кассам и получение от них выручки и т.п.

Субсчет 2 "Операционная касса" используется организацией при наличии в ее составе для выполнения уставной деятельности билетных и багажных касс портов, вокзалов, речных пароходств, отделений связи и др. Последние получают и сдают денежную наличность кассе организации, если иное не предусмотрено в учетной политике организации (Сбербанк, инкассатор). Субсчет 3 "Денежные документы" предназначен для учета оплаченных путевок в санатории, дома отдыха, марок госпошлины, авиабилетов и др.

На каждом из субсчетов  может отражаться денежная наличность, выраженная в национальной валюте (рублях) и по видам иностранной валюты (долларах США, немецкой марке и т.п.). Для их учета открывается субсчет 4 "Касса в иностранной валюте".

Напомним, что при соответствующих условиях организация должна вести книгу принятых и выданных денежных средств (ф. № КО-5). Используется она для учета наличных денежных средств, выданных кассиром организации, другим кассирам или раздатчикам (доверенным лицом) и возврата документов, подтверждающих их выплату или оставшуюся денежную наличность.

При журнально-ордерной форме учета кассовые операции, записанные по кредиту счета 50, отражаются в журнале-ордере № 1 (см. с. 98). Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 1 (см. с. 99).

Основанием для заполнения журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

В кассе организации  могут храниться не тольк9 наличные денежные средства, но и ценные бумаги, денежные документы, являющиеся бланками строгой отчетности.

1.4 Аналитический учет кассовых операций

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие  должно иметь кассу и вести  кассовую книгу по установленной  форме. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге по форме КО-4. Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документу.

Каждое предприятие  ведет только одну кассовую книгу, которая  должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия3.

Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах  через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.

Ежедневно в конце  рабочего дня кассир подсчитывает итоги  операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.

Оформленный отчет кассира  подлежит проверке бухгалтерами. Она  заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных  и расходных документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к ним документов, подсчетов итогов операций за день и остатков на начало и конец рабочего дня. Должны быть сверены и суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банка по расчетному и другим счетам. После проверки кассового отчета в специальной его графе проставляют номера корреспондирующих счетов.

 

1.5 Синтетический и аналитический учет основных средств

К основным средствам  бюджетной организации относятся  активы, имеющие материально-вещественную форму, используемые в качестве средств труда при выполнении работ, оказании услуг, производстве продукции либо для целей управления организацией, действующие в неизменной натуральной форме в течение нормативного срока службы продолжительностью свыше 12 месяцев

К основным средствам не относятся:

• предметы, служащие менее  одного года, независимо от их стоимости;

• предметы стоимостью до 30 базовых величин включительно за единицу (комплект) на дату приобретения независимо от срока их службы (кроме  ковров и ковровых изделий, лимит по которым установлен в пределах 10 базовых величин). Исключение составляют сельскохозяйственные машины и орудия; строительные механизированные инструменты; рабочий, племенной и продуктивный скот; библиотечный фонд и др., которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости. Организация в соответствии с учетной политикой имеет право понижения предельной стоимости объектов для отнесения их к основным средствам;

• отдельные предметы независимо от их стоимости и срока  службы (учитываемые в составе МБП): посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности; орудия лова; постельные принадлежности, специальная одежда и специальная обувь; форменная одежда и обувь; бензопилы, кусторезы, сплавной трос, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком службы до двух лет (передвижные обогревательные домики, бензозаправки и др.); временные (нетитульные) сооружения, выставочные стенды, приспособления и устройства, возводимые при осуществлении строительно-монтажных работ; специальные инструменты, специальные приспособления, сменное оборудование; технологическая тара;

• животные на выращивании  и откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, служебные собаки, подопытные животные;

• многолетние насаждения, выращиваемые в питомнике, в качестве посадочного материала и/или не достигшие эксплуатационного возраста;

• машины и оборудование, требующие монтажа, а также законченные  монтажом, но не введенные в эксплуатацию;

• не законченные строительством или не оформленные актами ввода в эксплуатацию объекты капитального строительства

Внутри отдельных видов  основных средств выделяются группы.

Основные средства поступают  в организацию в результате: приобретения за плату у других организаций  и лиц; капитальных вложений (строительства объектов основных средств); получения от других организаций и лиц безвозмездно; изготовления отдельных объектов собственными силами; оприходования излишков, выявленных инвентаризацией.