Система "директ-костинг"



Министерство ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ Российской федерации

федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

Казанский государственный технологический университет

Факультет управления, экономики и права

Кафедра экономики

 

Курсовая работа

по дисциплине «Управление затратами»

на тему

«Практическое использование системы директ-костинг»

 

 

 

К защите допустить

_____________"___"__________20__г.                                                                                                                 

 

Выполнила:

                                                                                                                                            Шестакова Н.С.,

                                                                                                                                                    гр.327182

 

 

      Проверила:

Доцент кафедры

                                                           Лыжина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2011

Содержание:

Ведение…………………………………………………………….………..3

1 Возникновение, использование и основные составляющие системы «директ-костинг»

1.1 Возникновение системы «директ-костинг»……………………….4

1.2 Использование системы «директ-костинг» в разных странах….5

1.3 Основные составляющие системы «директ-костинг»…………...6

2 Практическое использование системы «директ-костинг»………15

Заключение………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является мало известный в нашей стране «директ-костинг», который рассмотрен в данной работе. Этот метод основан на расчете себестоимости по усеченным затратам, что принципиально отличает его от всех ранее существовавших методов. Как и любой метод, «директ-костинг» имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе проведен анализ того, в каких случаях это происходит, а также когда наиболее выгодно применять именно данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости.

В первой главе данной работы освещена экономическая сущность методов учета и калькулирования себестоимости. Также здесь приведены статистические данные использования метода «директ-костинг» в разных странах.
              Во второй главе более подробно рассмотрены основные составляющие метода «директ-костинг».

В третьей и четвертой главах приведены примеры практического использования метода «директ-костинг». В частности в третьей главе рассмотрено практическое применение метода «директ-костинг» в различных ситуациях, а в четвертой главе приведены примеры принятия управленческих решений с использованием метода «директ-костинг».

 

1 Возникновение, использование и основные составляющие метода «директ-костинг»

1.1 Возникновение метода «директ-костинг».

 

Система учета переменных затрат «директ костинг» возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в пятидесятых годах двадцатого века. До начала Великой депрессии (1928г.) для расчета себестоимости использовалась система учета полных издержек, что, по мнению аналитиков того времени, приводило к искусственному искажению прибыли. Для решения данной проблемы была разработана новая система, получившая название «директ-костинг». Оно было введено в 1936 году американцем Д. Харрисом. Данное название возникло не случайно. На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость, исчисляемую по переменным затратам, включались только прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Вследствие этого общая сумма переменных затрат совпадала с суммой прямых затрат, что и нашло отражение в названии. Ведь «директ-костинг» означает буквально учет прямых затрат. В настоящее время «директ-костинг» предусматривает включение в себестоимость не только прямых переменных, но и части переменных косвенных затрат. Поэтому здесь налицо некоторая условность названия. Так как дословный его перевод означает «учет прямых затрат». Поэтому часто эту систему называют «variable-costing», что означает учет переменных затрат и более соответствует принципу, используемому в данном методе. Кроме того, в разных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии для обозначения метода «директ-костинг» используют термины «Teilkostenrechnung» или «Grenzkostenrechnung», то есть учет частичных, либо граничных затрат, или же «Deckungsbeitragsrechnung» – учет суммы покрытия. В Великобритании «direct-costing» называют еще «marginal-costing» – учет маржинальных затрат. А во Франции «La Comptabilite» - маржинальный учет. Однако, несмотря на все это разнообразие терминов, определяющих систему учета переменных издержек, «директ-костинг» является самым употребляемым и популярным, возможно потому, что он был первым названием, данным этому методу учета себестоимости. Поэтому в дальнейшем мы тоже будем упоминать данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости под названием «директ-костинг» .

 

1.2 Использование метода «директ-костинг» в разных странах.

 

Для нашей страны «директ-костинг» это новый и в общем-то мало известный метод. Но во многих других странах он пользуется большой популярностью.

Например, в настоящее время «директ-костинг» широко распространен в Германии, чаще всего на крупных предприятиях. Данный метод применяют здесь 54% предприятий. Особо популярна данная система в пищевой промышленности – 71,4%, и в строительстве - 67,4% предприятий.

Г.Беннер /3/ приводит результаты выборочного обследования, проведенного им на предприятиях обрабатывающей промышленности в районе города Штуттгарта, где численность работников составляла от 50 до 1000 человек: на 40,8% ведут учет по местам возникновения затрат в соответствии с системой «директ-костинг», а на 28,9% калькулируют себестоимость по системе «директ-костинг».

В 1988 году было опубликовано исследование Д.Линкома /3/ об организации учета затрат на северо-немецких промышленных предприятиях. Для данного исследования были выбраны как крупные, так и мелкие предприятия различной структуры. Результаты показали, что 65,7% проанкетированных предприятий калькулируют результаты по изделиям по методу «директ-костинг».

Вообще по всему миру от 30% до 50% компаний используют метод «директ-костинг» для внутренних расчетов. Помимо Германии «директ-костинг» широко распространен в Канаде и Великобритании. В то время как в США и Японии его используют сравнительно мало, но, тем не менее, доля его все же значительна, она превышает 30%. Следует также учесть, что «стандарт-костинг»  обязателен для применения. Так как подавая информацию о деятельности предприятия в государственные органы надо использовать именно данный метод. Поэтому можно увидеть, насколько «директ-костинг» выделяется из общей массы различных методов. Ведь, несмотря на обязательность использования «стандарт-костинг», этот метод в некоторых странах используется на более чем 50% предприятий.

 

1.3 Основные составляющие системы «директ-костинг».

 

В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности вне зависимости от того, каков размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому сегодня часто в теории и практике управления себестоимостью и прибылью декларируется и применяется следующий принцип, самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг . Важно, что, применяя систему "директ - костинг" (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Строится так называемый график точки критического объема

производства, то есть такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

Система "директ-котинг" заостряет внимание руководства предприятия на изменении валовой маржи (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно - постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управления предприятием. В первую очередь, это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке.

В настоящее время более популярны подходы к ценообразованию, при которых прежде всего учитываются факторы, более относящиеся к спросу, чем к предложению, то есть оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. После того, как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократить их. С учетом по системе "директ-костинг" также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

Частыми для предприятий, работающих в условиях рынка, являются ситуации, связанные с недогрузкой производственных мощностей. Возникают так называемые "холостые издержки" - часть постоянных затрат, приходящихся на долю неиспользованных производственных мощностей. В таких случаях к правильным решениям может привести только информация, получаемая в системе учета "директ - костинг".

При современном уровне развития рыночных отношений неизмеримо усложняется ориентация предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки информации и принятии на ее основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи ориентирована на достижение не только оперативных текущих целей получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели, выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, то есть на социальные факторы, систему, в которой преобладающим становится системное, комплексное решение проблем.

Как показывает практика, в настоящее время применение формулы цены, основанной на фиксации суммы полных затрат и определенного процента прибыли, приводит предприятия к тупиковым ситуациям. Стремясь привести свои доходы в соответствие с уровнем инфляции, сохранить норму и массу получаемой прибыли, предприятия повышают цены, тем самым делая свою продукцию неконкурентоспособной. Вместе с тем экономическая теория и практический опыт показывают, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно при реализации более дешевой продукции и получении нужной массы прибыли за счет больших объемов продаж.

Система "директ-костинг" дает возможность установить связи и пропорции между затратами и объемами производства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать поведение себестоимости в зависимости от объема или мощностей. Выделение суммы постоянных затрат в этой системе калькулирования позволяет показать влияние их величины на сумму прибыли, а изменение валовой маржи дает возможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции.

Калькуляция себестоимости продукции по переменным издержкам обеспечивает контроль над постоянными издержками, за вложениями в получение прибыли каждого выпускаемого вида продукта, за соблюдением ассортимента выпуска продукции. Такие калькуляции выявляют неконтролируемые издержки, различия между прибыльными и неприбыльными операциями, поведение издержек относительно нормативов.

Таким образом, система "директ-костинг" (калькуляция покрытия) позволяет определить изменение прибыли вследствие изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и, соответственно, на основе такого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер по управлению предприятием. Для определения потенциальной прибыли, которую может получить предприятие, является необходимым проведение совместного анализа издержек, объема производства и прибыли (затраты-объем-прибыль анализ/ЗОП анализ). Основные положения методики “директ-костинг” совместного анализа издержек, объема производства и прибыли, приведены в (Таблице 1).

Исчисление коэффициентов покрытия необходимо для выбора наилучшей (с точки зрения получения прибыли) структуры ассортимента реализуемой продукции. При равенстве всех других показателей предпочтение должно отдаваться той структуре продаж, которая обеспечивает самый большой коэффициент покрытия.

Необходимым элементом ЗОП анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат фирмы. Причем следует отметить, что не существует единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию продаж, ежегодные колебания в уровне реализации и т.п. Так, например, при благоприятном прогнозе долгосрочного роста объема продаж фирма, имеющая значительную долю постоянных расходов, будет получать гораздо большую величину прибыли, поскольку у нее выше коэффициент выручки.

Важным показателем для принятия управленческих решений является критическая точка (точка критического объема, точка безубыточности, точка перелома и т.п.). Эта точка характеризует объем деятельности, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытков. В процессе принятия управленческих решений концепция критической точки широко используется при выборе курса действий из ряда имеющихся альтернатив. Наилучшим считается тот, который имеет наименьшую величину критической точки, если остальные показатели (факторы) тождественны.

 

Таблица 1

Порядок расчета и назначение основных показателей, применяемых при совместном анализе издержек, объема производства и прибыли в системе “директ-костинг”

 

Показатель

Порядок расчета

Назначение

Валовая маржа,

сумма покрытие (profit margin) (Пм)

Пм.=ВР-Зпер
(ВР - выручка от реализации;
Зпер - переменные затраты)

Основной оценочный показателем

при проведении совместного

анализа издержек, объема деятельности и прибыли.

Удельная маржинальная прибыль, покрытие на единицу продукции (profit margin per unit) (Пуд.м )

К - количество единиц; реализованной продукции
Ц - продажная цена одной единицы;
Зпер.уд.- переменные удельные затраты)

Для оценки результативности выбираемых вариантов при совместном анализе издержек, объема деятельности и прибыли

Коэффициент маржинальной прибыли или степень покрытия
(contribution margin ratio)
(Кв)

 

Для измерения влияния изменений объема реализации на величину маржинальной и чистой прибыли (особенно полезен при выборе ассортимента продукции)

Критическая точка, порог рентабельности (break-even point) (Ткр.)

Ткр. (в единицах продукции) = Зпост./ Цена – Зпер.уд.

Ткр.(в денежном выражении) = Зпост./ Кв

 

Для планирования прибыли и выбора оптимального курса действий при различных изменениях факторов, принимаемых во внимание при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли

Операционный рычаг (ОР)

ОР = Валовая маржа / Прибыль

Показывает на сколько процентов увеличится (уменьшится) прибыль при увеличении (уменьшении) выручки на 1 процент

Финансовая устойчивость, Кромка безопасности (safety margin) (Кб)

Кб.(в денежном выражении) = ВРит.- ВРкр
Где ВРит.- итоговая плановая или фактическая выручка от реализации;
Вкр.- выручка от реализации в критической точке;
Кб.(в процентах)=[Кб.(в денежном выраж.)/Вит.]*100

Для установления предела, до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы.
Для определения максимально возможного снижения процента выручки от реализации в пределах которого фирма будет безубыточной
Для исчисления безопасного предела сокращения количества реализуемых единиц продукции

 

Мы и их взаимодействии с объемом реализации наглядно представлены на графике безубыточности (Рис.1). При совместном анализе объема производства, затрат и прибыли используются некоторые допущения:

-   линейность поведения выручки от продаж, издержек производства на всем релевантном диапазоне деятельности;

-    постоянный ассортимент продаж;

-   возможность подразделения издержек на постоянные и переменные;

- равенство между объемами производства и реализации, то есть неизменность остатков продукции;

- тождественная ценность денег, полученных сейчас, их оценке в любом году;

- существование неизменных цен на продаваемую продукцию и на приобретаемое сырье, материалы и комплектующие, а также стабильные тарифы на заработную плату, энергию и т.д.

При проведении подобного анализа на отечественных предприятиях, следует учитывать прогнозируемый уровень инфляции в стране, изменение цен на продаваемую продукцию и приобретаемое сырье, материалы и комплектующие, а также изменение тарифов на энергию, минимального уровня заработной платы и т.п. Степень достоверности проводимого анализа в этих условиях в значительной степени будет зависеть от величины временного интервала исследования. Формирование производственной программы молдавских предприятий должно строиться на основе оптимального соотношения между затратами, объемом производства и прибылью с учетом маркетинговых исследований. Для применения ЗОП-анализа следует провести анализ затрат и их оптимизацию, выделив следующие этапы:

 

РИС1. Графическое определение точки безубыточности

 

- составление диаграммы по величине статей затрат, входящих в состав себестоимости продукции;

- выделение наиболее значимых статей затрат, оказывающих влияние на себестоимость;

- составление плана мероприятий, направленных на снижение затрат;

- распределение затрат на постоянные и переменные;

- расчет показателей ЗОП-анализа по ассортиментным группам;

- формирование производственной программы предприятия и планирование прибыли на основе маркетинговых исследований и показателей ЗОП-анализа по ассортиментным группам.

Для молдавских предприятий важно калькулирование покрытия при наличии свободных производственных мощностей и определение рентабельности привлечения заказов по временно сниженным ценам. Основным критерием принятия такого заказа должно стать покрытие доходом переменных издержек.

В таких калькуляциях используются понятия "дифференциальные доходы" и "дифференциальные издержки". При отсутствии на предприятии рентабельной альтернативы загрузки производственных мощностей, управленческое решение о возможности выполнения заказа может быть принято на основе калькуляции покрытия (см. примеры гл.2).

При принятии подобных управленческих решений необходимо учитывать перспективные результаты деятельности предприятия.

Калькуляции покрытия могут использоваться также при наличии у предприятий "узких мест" и необходимости принятия в связи с этим обоснованных управленческих решений по сокращению производства в ассортиментном разрезе и формированию оптимальной производственной программы. (см. примеры гл.3).

Рассмотрим несколько практических примеров принятия управленческих решений с помощью системы “директ-костинг”.

 

 

 

2 Практическое использование системы «директ-костинг»

 

Можно привести пример на основе предприятия ООО "Бородинский хлеб" – небольшое хлебопекарное предприятие, имеющее кондитерское и хлебобулочное производство, где выпускается (условно) 4 вида изделий. Поэтапная калькуляция представлена в (Таблице 2.1).

Покрытие 1 должно учитываться при принятии управленческих решений по конкретным видам продукции. В рассмотренных условиях самое большое покрытие 1 имеет продукт 4. Предприятие хочет увеличить его производство. Однако для этого потребуется рекламная компания, стоимость которой составит 50 тыс.ден.ед., а прогнозируемый рост реализации по этому продукту достигнет 10%. Следовательно, рост прибыли по этому продукту составит 30 тыс.ден.ед. (300*0,10), а затраты на рекламную компанию – 50 тыс.ден.ед., и увеличение производства продукта 4 невыгодно.

Покрытие 2 может использоваться для определения нерентабельной продукции в ассортименте предприятия. В нашем примере это продукт 3, и при сохранении данных условий его производство следует прекратить.

Покрытие 3 используется для выявления нерентабельных ассортиментных групп на предприятии. Таких на предприятии нет, однако рентабельность хлебобулочного производства существенно ниже, чем кондитерского.

Таблица 2.1 Поэтапная калькуляция ООО "Бородинский хлеб", (тыс.ден.ед.)

 

Кондитерское производство

Хлебобулочное производство

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Объем реализации

450

580

220

600

 

Переменные дифференциальные издержки

200

300

100

300

 

Покрытие 1

+250

+280

+120

+300

 

Постоянные дифференциальные издержки на продукт

100

120

170

180

 

Покрытие 2

+150

+160

-50

+120

 

Постоянные дифференциальные издержки на ассортиментную группу

150

50

 

 

 

Покрытие 3

 

 

+160

+20

 

Общие издержки

150

 

 

 

 

Результат

 

+30

 

 

 

 

На практике подобные расчеты могут оказаться весьма сложными и решаются с применением методов линейного программирования.

Для предприятий важное значение для текущего контроля за рентабельностью продукции при широком ассортименте имеют поэтапные калькуляции покрытия.

При поэтапном калькулировании все имеющиеся постоянные издержки подразделяются на следующие группы:

- постоянные дифференциальные издержки на каждый вид продукции;

- постоянные дифференциальные издержки на каждую ассортиментную группу продукции;

- общие издержки.

Затем проводится расчет серии покрытий, которая поэтапно включает все больше затрат.

Покрытие 1 = Дифференциальные доходы - переменные дифференциальные издержки.

Покрытие 2 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от данного продукта.

Покрытие 3 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от всей ассортиментной группы продукции.

Второй пример можно привести наблюдая за предприятием ЗАО "Окское" – пивоваренный завод, производящий 2 сорта пива – светлое и темное. Производственная мощность предприятия 20000 бочонков в месяц. На следующий месяц запланировано производство двух заказов: светлое пиво – 12000 бочонков и темное – 8000 бочонков. Калькуляция себестоимости и расчет результата на данный период представлены в (Таблице 2.2)

 

Таблица 2.2 Калькуляция себестоимости продукции и расчет результата ЗАО "Окское".

 

Показатель

Светлое пиво,
ден. ед. /боч.

Темное пиво, ден.ед./боч.

Отпускная цена предприятия

125

145

Хмель (цена 100 ден.ед /кг)

15

25

Прочее сырье

30

30

Расходы на энергию

20

20

Покрытие

+60

+70

Постоянные затраты

50

50

Результат

+10

+20

 

По данным отдела закупок, в запланированном периоде возникнет дефицит одного из сырьевых ресурсов – хмеля. В следующем месяце ожидаются поставки хмеля в количестве 3000 кг при запланированной потребности в 3800 кг. Какие изменения нужно внести в производственную программу предприятия вследствие возникшего дефицита? Дефицит является "узким местом" на предприятии. Следовательно, продукт, дающий наибольшее покрытие на единицу ресурса, являющегося "узким местом", обладает наибольшей рентабельностью.

Потребление хмеля на светлое пиво составляет 15 кг / боч. и покрытие на 1 кг хмеля по этому сорту пива составит 400 ден. ед. (60/0,15 = 400). Потребление хмеля на темное пиво составляет 25 кг / боч. и покрытие на 1 кг хмеля по этому сорту пива составит 280 ден. ед. (70/0,25 = 280). Следовательно, светлое пиво более рентабельно, и предприятие должно истратить дефицитный ресурс, главным образом, на его производство. Поскольку заказ на светлое пиво составляет 12000 бочонков, то распределение хмеля должно осуществляться следующим образом:

1) На светлое пиво: 12000*0,15 кг = 1800 кг;

2) На темное пиво: 1200 оставшихся килограммов, которых хватит на 1200/0,25 = 4800 бочонков.

Расчет результата по измененной производственной программе представлен в Таблице 2.2. Все прочие возможные варианты производственной программы в разрезе установленного ассортимента будут давать меньшие результаты, пока не увеличатся поставки дефицитного вида сырья.

Таблица 2.2. Расчет результата по измененной производственной программе ЗАО "Окское"

 

Показатели

Расчет

Сумма, тыс. ден. ед.

Покрытие на светлое пиво

60*1200

+720

Покрытие на темное пиво

70*4800

+336

Постоянные затраты

50*20000

-1000

Результат

720+336-1000

+56