Система тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты труда

Введение

На современном этапе экономического развития страны – в период рыночных отношений, повышаются требования к бухгалтерско-финансовому учету как к одному из важнейших элементов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций АПК. Особенно это касается учета трудовых затрат, так как их удельный вес в себестоимости сельскохозяйственной продукции занимает 30 – 35% всех производственных затрат.

Оплата труда и ее учет является неотъемлемой частью любого предприятия в любое время и в любом государстве. Люди всегда будут работать и всегда эквивалентно отработанному времени (или единицам продукции) будут получать заработную плату в денежном выражении. На предприятиях учитываются многие финансовые и хозяйственные операции, и одно из важнейших значений имеет учет оплаты труда. От правильности и полноты использования всего потенциала, а также соблюдения всех правил и норм ведения учета труда зависит и его производительность.

Актуальность выбранной темы исследования объясняется зависимостью величины оплаты труда от уровня жизни населения любой страны. Для подавляющего большинства людей оплата труда является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с оплатой труда (ее величиной, формой начисления и выплаты и другие), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для руководителей исследуемой компании.

Объектом исследования является ЗАО «Запрудновское» Кстовского района. Предметом исследования является учет расчетов оплаты труда в ЗАО «Запрудновское».

Цель данного исследования является изучение учета труда и его оплаты на предприятии. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Определить сущность  оплаты труда в современных  условиях.

2. Изучить организацию  учета начисления и распределения  заработной платы на предприятии  ЗАО «Запрудновское».

При написании данной работы были использованы специальная литература и периодические издания, которые способствовали раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большое внимание было уделено нормативно-правовым документам, регламентирующим порядок учета расчетов по оплате труда, действующим в настоящее время.

Практический материал использован на основе предоставленных данных ЗАО «Запрудновское».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Обзор  литературы

Оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В сельском хозяйстве существует определенная квалификация работников. Она позволяет получить объективные сведения о наличии трудовых ресурсов, качественном и профессиональном составе кадров на предприятии, эффективности их использования, дает возможность вести учет согласно нормам, установленным законодательством РФ.(8)

Осуществляется квалификация по следующим категориям:

    1. Работники постоянные:
      • Трактористы-машинисты,
      • Операторы машинного доения,
      • Скотники КРС,
      • Работники свиноводства,
      • Работники овцеводства и козоводства,
      • Работники птицеводства,
      • Служащие,

из них: руководители, специалисты;

    1. Рабочие сезонные и временные.

Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают формы и системы оплаты труда – тарифные ставки и оклады. Государственные тарифные ставки и оклады на предприятиях могут использоваться в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых ими работ.

Так, в настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата, установленная правительством РФ. В 2012 году МРОТ (минимальный размер оплаты труда) составил 4611 руб.

Согласно Бычковой С.М существуют два вида оплаты труда:

  • Основная, к которой относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ;
  • Дополнительная – выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду.

Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная.

Повременная оплата труда распространяется на все категории работающих. Она состоит из двух систем:

- простая повременная, при  которой оплата труда производится за определенное количество отработанного рабочего времени независимо от качества выполненных работ;

- повременно-премиальная, при которой не только оплачивается отработанное время, но и выплачиваются премии за качество работы.

При простой повременной форме оплаты труда заработную плату определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки на количество отработанных часов или дней. Заработную плату служащим устанавливают так, если эти работники отработали все дни месяца, то их заработную плату составят установленные для них оклады. Если они отработали неполное число дней, то заработную плату определяют делением установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученного результата на число оплачиваемых за счет предприятия рабочих дней.

При повременно-премиальной системе оплаты труда к сумме заработной платы по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или к другому измерителю. Первичным документом по учету работников при повременной оплате являются табеля.

К разновидностям сдельной формы оплаты труда относятся следующие системы:

- прямая сдельная, при  которой оплата труда рабочих  повышается в прямой зависимости  от количества выработанной ими  продукции и выполненных работ, в зависимости от сдельных  расценок, установленных с учетом  необходимой квалификации;

- сдельно-премиальная, которая  предусматривает премирование за  перевыполнение норм выработки  и конкретные показатели производственной  деятельности;

- аккордная – система, при которой оценивается комплекс  работ с указанием предельного  срока их выполнения;

- сдельно-прогрессивная – предполагающая оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам. Изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;

- косвенно-сдельная, которая  применяется для повышения производительности  труда рабочих, обслуживающих оборудование  и рабочие места. Их труд оплачивается  по косвенным сдельным расценкам  из расчета количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают.(6)

При прямой сдельной заработной плате оплату труда осуществляют з а число единиц изготовленной продукции или за выполненную работу, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом квалификации. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей. При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы.

При начислении оплаты труда за работы, осуществленные за отработанное время, в сельскохозяйственном производстве применяются нормы труда:

  • Норма выработки – количество продукции, которое работник определенной квалификации должен произвести за определенную единицу рабочего времени;
  • Норма времени – количество рабочего времени, которое должен затратить работник определенной квалификации на производство единицы продукции (работ, услуг);
  • Норма обслуживания – количество объектов, которое работник должен обслужить в единицу времени;
  • Норма численности – число работников соответствующей квалификации для выполнения определенного объема работ.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Работодатель имеет право вводить разные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Эти системы могут устанавливаться также коллективным договором. Законодательно определены следующие виды доплат:

  • В выходные, праздничные дни – оплата не менее чем в двойном размере установленной оплаты труда или компенсация дополнительными днями отдыха;
  • В сверхурочное время – плата за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Кроме того, сверхурочное время может оплачиваться в размере, оговоренном в трудовом договоре. Существует также возможность компенсации сверхурочной работы дополнительным временем отдыха;
  • В ночное время (с 22 до 6 утра) – повышенная оплата определяется в трудовом договоре в соответствии с коллективным договором, при этом продолжительность ночной смены сокращается на один час;
  • Простои – оплата не ниже 2\3 средней заработной платы или тарифной ставки.

Существуют ситуации, определенные законодательством РФ, когда работник не работает, но за ним сохраняется заработная плата (в полном размере или частично). К таким ситуациям относится ежегодный очередной отпуск. В соответствии со ст. 115 ТК РФ продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 28 календарных дней.

Сумму среднего заработка, сохраняемого работнику на время отпуска, рассчитывают исходя из средней заработной платы. Она определяется путем деления суммы заработной платы за расчетный период (12 мес.) на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

 

 

                                                                                      ∑ заработной платы

Средний заработок = -------------------------------------------------------------

                                                          (29,4 * кол-во полных отработ-х мес) + кол-во неполных отработ-х мес

Пособия по временной нетрудоспособности рассчитываются также из расчета среднего дневного заработка. Основанием для начисления является листок о временной нетрудоспособности. (9)

За первые 3 дня пособие выплачивается за счет средств работодателя, а начиная с 4 дня – за счет средств ФСС.

Величина пособия зависит от стажа работы:

  • При стаже до 5 лет выплачивается 60% заработка
  • При стаже до 8 лет выплачивается 80% заработка
  • При стаже свыше 8 лет выплачивается 100% заработка.

Расчет среднего заработка производится исходя из фактически начисленной заработной платы за расчетный период (2 календарных года), деленной на 730 календарных дней.

Если на день страхового случая работник не имел заработка или он оказывался за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда ( с 1.06.11 МРОТ составляет 4611 руб.), то пособие выплачивается исходя из МРОТ.

Кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, выплачивается пособие по уходу за ребенком. Оно определяется в процентном отношении к среднему заработку, т.е в размере 40% от среднего заработка за 2 календарных года. (8)

Из заработной платы работников предприятия производятся определенные удержания. К ним относятся: ранее выданный плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплату (по спискам, представленным ЖКО предприятиям); за содержание ребенка в дошкольных учреждениях; ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за брак; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; подписную плату за периодические издания; подоходный налог; обязательные страховые взносы в пенсионный фонд.

Подоходный налог взимается с дохода работников свыше установленного минимума заработной платы по предусмотренным законом ставкам, размеры которых зависят от суммы дохода. Налог взимается в количестве 13% с целых рублей начисленной заработной платы.

В совокупный доход, облагаемый налогом, включают все виды доходов как в денежной, так и в натуральной форме. При этом доходы, полученные в натуральной форме, учитывают в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии – по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

В совокупный доход не включаются: государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности); суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; выходные пособия, выплачиваемые высвобождаемым работникам при их увольнении, с пенсии, а также ряд других доходов, указанных в Инструкции ГНС РФ №35 от 29.06.95 г по применению закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями.

Налог удерживается с граждан по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода с начала календарного года, уменьшенного на установленные законом льготы с зачетом удержанной в предыдущие месяцы суммы налога. По окончании года производят перерасчет налога из совокупного годового дохода граждан за вычетом сумм, подлежащих исключению из совокупного годового дохода.

Организации по истечении каждого месяца, но не позднее срока получения в банке средств на оплату труда обязаны перечислить в бюджет сумму налога, удержанного с граждан за прошлый месяц.

Ежегодно не позднее 1 марта предприятия и организации, выплачивающие гражданам доходы, подлежащие налогообложению, представляют налоговому органу сведения о выплаченных гражданам за истекший год суммах доходов и об удержанных с них налогах. (7)

Экономические субъекты от начисленной заработной платы производят обязательные начисления в пользу государственных внебюджетных фондов.

В конце 2011 года в ряд законодательных актов о страховых взносах были внесены значимые изменения. Новые положения должны применяться с 1 января 2012 года. В статье Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, анализирует нововведения, относящиеся к пенсионному, социальному страхованию работников (в том числе от несчастных случаев на производстве). Приводится актуальная информация об индексации «детских» пособий, а также о порядке взимания и суммах возможных штрафов.

Взносы в ПФР, ФСС, ФОМС

Предельная величина базы для начисления

Правительство РФ установило предельную величину базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 год. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 сумма будет увеличена по сравнению с 2011 годом (463 тыс. руб.) в 1,1048 раза и составит 512 тыс. руб.

Тариф снизится с 34 % до 30 %, но будет регрессивным

Напомним, что в 2011 году страховые взносы уплачивались теми, кто не имел льгот по ставке 34 процента (в ПФР - 26 %, в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %). Предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимались.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ внесены значительные изменения в Федеральные законы:  
от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ);  
от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ);  
от 01.04.1996 № 27-ФЗ; от 29.12.2006 № 255-ФЗ;  
от 27.11.2001 № 155-ФЗ; от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

С 2012 года страховая часть пенсии будет состоять из (ст. 3 Закона № 167-ФЗ): солидарной части страховых взносов; индивидуальной части взносов.

Размер будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов (взносы на накопительную часть пенсии).

Из солидарной части формируется общий, страховой счет ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров (тех, кто не попадал под обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и прочие солидарные выплаты.

По существу, солидарная часть - это бывшая часть «федеральный бюджет» в составе ЕСН. Раннее данную функцию по разделению взносов осуществлял ПФР, поскольку на лицевой счет застрахованного лица поступали не все взносы, а только в пределах 16 %. Что происходит с остальной 10-процентной частью страхового взноса, граждане не знают.

Эксперты указывают, что пенсионная система с такими изменениями все больше приобретает черты распределительной модели. Происходит подмена понятия страхового взноса, и по факту идет возврат к единому социальному налогу, где была нераспределяемая часть. Регрессия уже была при ЕСН. Теперь же принцип страхования пропадает окончательно. Максимум, что остается, - это накопительная часть пенсии.

В новой статье 58.2 Закона № 212-ФЗ установлено, что на 2012-2013 годы максимальный тариф страховых взносов для основной массы плательщиков снижается с 34 до 30 процентов фонда оплаты труда за счет снижения ставки в ПФР (взносы в ФСС и ФФОМС останутся неизменными). Разбивка по фондам будет следующей: в ПФР - 22 % (вместо 26 % в 2011 году), в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %*. Данный тариф будет применяться по выплатам в пределах 512 тыс. руб.

Примечание: 
*  Напомним, что с 1 января 2012 года отменяется начисление и уплата взносов в территориальный ФОМС. Начислять и уплачивать все медицинские взносы нужно будет в ФФОМС (ст. 12 Федерального закона от 29.11.2010 № 313-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2012).

В статье 22 Закона № 167-ФЗ закреплены в таблицах проценты страховых взносов, направляемые на две части тарифа ПФР. В частности, в 2012 и 2013 годах 22 % страховых взносов распределяются в следующем порядке. Для лиц, родившихся до 1967 года:

  • 6 % - солидарная часть взносов;
  • 16 % - индивидуальная часть взносов.

Для тех, кто родился после 1967 года (они имеют право на накопительную часть пенсии):

  • 6 % - солидарная часть взносов;
  • 10 % - индивидуальная часть взносов;
  • 6 % - накопительная часть взносов.

Одновременно устанавливается дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 10 %. Он будет применяться после превышения годовой зарплатой предельного уровня (с 2012 года - 512 тыс. руб.). То есть если сейчас с сумм, превышающих лимит, не требуется платить взносы, то с 2012 года для этих выплат установлен тариф - 10 % в ПФР. Эта регрессия не применяется к выплатам, полученным у другого работодателя. Иными словами, вводится «налог для богатых работников», 10 % является солидарной частью тарифа, которая не будет влиять на размер будущей пенсии ныне работающих, т. е. в накопительную часть работнику ничего не пойдет.

Применяться новые тарифы будут к выплатам, начисленным не ранее 2012 года. То есть взносы за декабрь, которые компания будет платить в январе, надо рассчитывать по тарифам 2011 года. Но если компания в 2012 году начислит сотруднику, к примеру, зарплату за декабрь этого года или годовую премию, то и облагаться они будут по тарифам, действующим в 2012 году. Ведь база для взносов - это выплаты, начисленные работнику в расчетном периоде (ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Пониженный (льготный) тариф

Напомним, что в 2011 году льготные категории (ст. 58 Закона № 212-ФЗ) платили страховые взносы по ставке 26 %. Для плательщиков, применявших в 2011 году льготный тариф в размере 26 %, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды понизится до 20 %. Тарифы составят в ПФР - 20 %, в ФСС - 0 % и в ФОМС - 0 %. При этом не надо будет начислять взносы на выплаты, превышающие 512 тыс. руб. Как будут оплачиваться больничные при этом, пока не ясно, потому что никаких изменений в законодательство об оплате пособий по временной нетрудоспособности не внесено. Возможен возврат к старому порядку, когда больничные оплачивал работодатель на УСН, а не ФСС РФ.

В состав льготников, которые будут платить взносы по ставке 20 %, дополнительно вошли (новые подпункты я.8 - я.10 в п. 8, 10 – 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • субъекты малого предпринимательства в производственной и социальной сферах;
  • некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения;
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке;
  • организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности которых является транспорт и связь, либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, либо производство гнутых стальных профилей, либо производство стальной проволоки;
  • организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).

Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться и в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности для следующих субъектов:

  • аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности (новый п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В случае потери права на применение льготных тарифов в течение расчетного периода «упрощенцам» не надо будет платить пени по доначисленным взносам. То же касается и льгот для средств массовой информации (ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Уточнены критерии для права применения льготного тарифа для СМИ. Если ранее порядок подтверждения основного вида деятельности должен был прописываться Правительством РФ, то теперь этот порядок прописан в самом Законе № 212-ФЗ (ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Федеральным законом от 30.11.2011 № 365-ФЗ в перечень плательщиков, для которых в 2011-2019 годах действуют пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды, включены организации и предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физлицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

Будем платить в ПФР взносы за мигрантов

В соответствии с действующим законодательством, обязательному социальному страхованию подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на территории РФ, при наличии статуса постоянно проживающего (имеет вид на жительство) или временно проживающего (имеет разрешение на временное проживание) в РФ.

За постоянно проживающих пенсионные взносы уплачиваются так же, как и за россиян. За иностранных лиц, временно пребывающих на территории РФ, последние два года взносы (кроме взносов по страхованию от несчастных случаев) не платились.

С 1 января 2012 года застрахованными лицами станут иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие (не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание) в РФ, с которыми заключен трудовой договор на полгода и больше (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ в новой редакции). Накопительная часть пенсии у мигрантов формироваться не будет.

Российских работодателей обязали за каждого легального трудового мигранта уплачивать в ПФР только страховую часть тарифа, независимо от года рождения. У таких работников сформируется только страховая часть пенсии (новая ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Оформить ее можно будет либо став гражданином РФ, либо получив статус постоянно проживающего. Те, кто уедет на родину, могут воспользоваться двухсторонними договорами, которые ПФР заключил с большинством зарубежных государств, откуда к нам идет приток рабочих мигрантов.

В фонды социального и обязательного медицинского страхования работодатель за временно пребывающих в России сотрудников платить не будет.

Под социальное страхование не попадут высококвалифицированные иностранные работники, приглашенные на работу в РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Руководители - единственные учредители компаний

С 2012 года окончательно будет решен вопрос о пособиях из ФСС РФ руководителям-единственным учредителям (участникам) компаний. В Минздравсоцразвития России считают, что пособия таким руководителям положены (приказ от 08.06.2010 № 428н). Но споры с фондом на местах до 2012 года имели место (постановление ФАС ЗСО от 15.03.2011 № А45-16926/2010).

Теперь прямо прописано, что руководители-единственные участники (учредители), члены организаций, собственники их имущества, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами и будут вправе получать пособие за счет фонда (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, п.1 ст.10 Закона № 326-ФЗ).

Взносы в ПФ РФ для самозанятых

«Самозанятыми» являются индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и др., которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в ПФР и ФОМС.

Тарифы, по которым рассчитываются взносы предпринимателей «за себя», остались прежними, т. е. ПФР - 26 %, ФОМС - 5,1 %. Все изменения по уменьшению тарифов, принятые для работодателей, «самозанятых» лиц не касаются. О применяемых ставках для расчета этих взносов даже внесли пункт в статью 22 Закона № 167-ФЗ, т. к. этот вопрос возникал при расчете взносов, исчисляемых исходя из стоимости страхового года.

В пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ к ИП, адвокатам, нотариусам, добавлены «иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой». Таким образом, решен вопрос, например, с арбитражными управляющими, которые как ИП не регистрируются, однако тоже относятся к самозанятому населению.

Для «самозанятых» отменена отчетность по этим взносам. Иными словами, форму РСВ-2, персотчетность такие лица сдавать не будут. РСВ-2 должны представлять в ПФР только главы крестьянско-фермерских хозяйств, т. к. они сдают отчетность не только за себя, но и за членов хозяйства (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Изменен срок уплаты взносов при прекращении предпринимательства физлица, приостановления статуса адвоката, прекращения полномочия нотариуса. Теперь окончательный расчет по взносам в ПФР и ФОМС надо производить в срок 15 календарных дней включительно со дня госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Следует внимательно ознакомиться с нововведениями, в том числе лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п.1 ст.10 Закона № 326-ФЗ). Для них внесены изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 12).

Проверки и взыскание

Общение с фондами должно в значительной части перейти в интернет (ст. 19, 22, 37 - 39 Закона № 212-ФЗ). С его помощью фонды смогут присылать акты и решения по проверкам, требования об уплате недоимки, о представлении документов на ревизию, решения о взыскании. Компании также смогут подавать документы на проверку по каналам связи. Для этого фонды должны утвердить порядки представления документов.