Система вычетов по НДФЛ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «ФИНАНСЫ»
на тему:
«СИСТЕМА ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ»
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и содержание НДФЛ……………………………………………6
1.1 Экономическое содержание………………
1.2 Характеристика основных элементов…………………………………..8
1.3 Порядок исчисления
и уплаты в бюджет………………………………
2. Налоговые вычеты по НДФЛ…………………………………………….17
2.1 Сущность налоговых вычетов…………………………………………..18
2.2 Виды налоговых вычетов……………………
2.3 Налоговая декларация: назначение, порядок заполнения…………….29
3. Проблемы, связанные
с особенностями исчисления
их решения……...………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………45
Введение
Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение в России относится к 1810 году. В течение последующих годов XIX века подоходное обложение отсутствовало. Настоящий подоходный налог был установлен лишь 6 апреля 1916 года под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись к бюджету. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода: издержки, связанные с получением дохода; взносы хозяев по страхованию рабочих; отчисления на амортизацию; убытки от порчи имущества; проценты по долгам; пожертвования; страховые премии по страхованию жизни и на “дожитие” и т.д. Давались льготы по семейному положению и по болезни. Ставки налога были прогрессивными (0,82 до 10%).
Налогообложение доходов населения является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена обязанность уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.
Данная работa посвященa исследованию налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
На правильность исчисления НДФЛ оказывают
влияние множество факторов. Существуют
законные основания для его
Актуальность темы продиктована еще и тем, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, он установлен Налоговым Кодексом Российской Федерации (часть 2, глава 23) и взимается на всей территории страны. Приказом ФНС РФ от 14.04.2004 N САЭ-3-04/284@. утверждены методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ.
В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является одним из основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости после ЕСН, НДС и налога на прибыль организаций). В настоящее время, вносимые изменения и дополнения в часть вторую, главу 23 НК РФ требуют постоянного исследования налога на доходы физических лиц: ставок, объектов и субъектов, налоговых вычетов, порядка исчисления и уплаты в бюджет.
Целью данной курсовой работы является изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц.
Задачами является определение экономического содержания НДФЛ, характеристики его основных элементов, изучение порядка исчисления НДФЛ и уплаты в бюджет; сущность налоговых вычетов, рассмотреть виды налоговых вычетов, ознакомление с назначением декларации и порядком ее заполнения; рассмотрение проблем в сфере НДФЛ и путей их решения.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам НДФЛ. Рассмотрены сущностные вопросы, понятие НДФЛ, характеристика его основных элементов, порядок исчисления НДФЛ и уплата в бюджет.
Вторая глава направлена на подробное изучение налоговых вычетов: сущность, виды, ознакомление с назначением декларации и порядка ее заполнения.
В третьей главе описываются недостатки в системе исчисления налога на доходы физических лиц и рассмотрение возможных путей ее оптимизации.
При написании работы были использованы учебники И.М. Александрова, Н.В. Милякова, А.Э. Сердюкова, С.В. Белоусовой, В.В. Худолеева, Налоговый кодекс РФ, публикации в печати, данные сети Internet.
1. Понятие и содержание НДФЛ
1.1 Экономическое содержание
Среди налогов, уплачиваемых населением наиболее распространенным является подоходный налог, существующий практически во всех странах мира. Подоходным налогом называется налог, который взимается с дохода плательщика.
В современных условиях
почти во всех странах используется
система индивидуального
Основная функция подоходного налога - фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функция подоходного налога с физических лиц заключается в том, что он обеспечивает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения.
Через подоходное налогообложение достигается “поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними”. Иными словами, происходит передача средств в пользу более бедных и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более обеспеченные категории населения.
Сущность подоходного налога в России, как и отдельные его черты, во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построения взимания.
Первым из основных принципов
подоходного налогообложения
Вторым принципом является то, что подоходный налог - это личный налог физического лица - объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком.
Третий принцип заключается
в том, что основной способ взимания
подоходного налога - у источника
выплаты дохода - является достаточно
простым и эффективным
Четвертый принцип - налогом облагается фактически полученный доход в любой форме: национальной и иностранной валюте, натуральной форме, в виде работ и услуг и материальной выгоды.
В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является одним из основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости после ЕСН, НДС и налога на прибыль организаций).
Он является главным из налогов с населения. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан. Значимость налога на доходы физических лиц в экономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек - почти всего трудоспособного населения России.
Относительно небольшая роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы физических лиц влияют и другие факторы (в частности, высокий уровень “укрывательства” доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан). По мере повышения жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей стране возрастает.
1.2 Характеристика основных элементов
Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
2. Налоговыми резидентами
признаются физические лица, фактически
находящиеся в Российской
3. Независимо от фактического
времени нахождения в
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в
Российской Федерации и (или)
от источников за пределами
Российской Федерации - для физических
лиц, являющихся налоговыми
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговая база
1. При определении
налоговой базы учитываются
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
2. Налоговая база определяется
отдельно по каждому виду
3. Для доходов, в отношении
которых предусмотрена
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено настоящей главой.
4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.
5. Доходы (расходы) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).
Налоговый период
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки
1. Налоговая ставка
Налог исчисляется по ставке 13%
Для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки. По этим ставкам облагаются доходы, полученные:
- в виде дивидендов (Налог удерживается по ставке 9%)
- в виде материальной выгоды, которая возникает при получении
сотрудникам от организации ссуды (налог удерживается по ставке 35%)
- в виде выигрышей и призов, полученных на конкурсах, играх и других
мероприятиях, проводимых при рекламе товаров (налог удерживается по ставке 35%)
- сотрудниками организации, которые не являются налоговыми резидентами
РФ (с доходов таких лиц налог удерживается по ставке 30%). При этом
налоговыми резидентами не являются физические лица, которые находятся на территории России менее 183 дней в календарном году.
По ставке 13% сумма налога определяется так:
|
|
Сумма налога, исчисляется по ставкам 35%, 30% и 9%, определяется умножением суммы доходов, облагаемых по этим ставкам, на соответствующие ставки.
Общая сумма налога, подлежащая удержанию из доходов работника, определяется так:
|
|
|
=
2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров;
- страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров;
- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.
3. Налоговая ставка
устанавливается в размере 30 процентов
в отношении всех доходов,
4. Налоговая ставка
устанавливается в размере 9 процентов
в отношении доходов от
5. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием.
1.3 Порядок исчисления и уплаты в бюджет
Порядок исчисления налога.
С 1 января 2002 года налог на доходы физических лиц в полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед ним социальных задач.
Порядок исчисления НДФЛ определяется в статье 225 НК РФ. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ (13%), процентная доля налоговой базы.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм налога.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами.
Особенности исчисления и уплаты сумм налога обычными категориями физических лиц устанавливает статья 227 НК РФ. Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей производят следующие налогоплательщики:
1) физические лица, зарегистрированные
в установленном действующим
законодательством порядке и
осуществляющие
2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Эти категории налогоплательщиков самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5 срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от видов деятельности: частной практики и осуществления предпринимательской деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ.
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь -
не позднее 15 октября текущего
года в размере одной
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного
(более чем на 50 процентов) увеличения
или уменьшения в налоговом периоде
дохода налогоплательщик обязан представить
новую налоговую декларацию с
указанием суммы предполагаемог
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога.
Статья 228 НК РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов для 5 категорий налогоплательщиков. Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей производят следующие категории налогоплательщиков:
1) физические лица - исходя
из сумм вознаграждений, полученных
от физических лиц, не
2) физические лица - исходя
из сумм, полученных от продажи
имущества, принадлежащего
3) физические лица - налоговые
резиденты Российской
4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;
5) физические лица, получающие
выигрыши, выплачиваемые организаторами
лотерей, тотализаторов и
Эти категории налогоплательщиков самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.
2. Налоговые вычеты по НДФЛ
По налогу на доходы физических
лиц в качестве налоговых льгот
предусмотрены налоговые
Схема 1
Вычеты по налогу на доходы физических лиц
|
Следует обратить внимание на два ограничения по применению налоговых вычетов:
1) налоговые вычеты применяются
лишь в отношении доходов на
логовых резидентов РФ; в отношении
доходов физических лиц, не
являющихся налоговыми
2) налоговые вычеты могут уменьшать только те доходы налоговых резидентов РФ, которые попадают под обложение общей налоговой ставки (13%).
В соответствии со ст. 218 - 221 НК РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
2.1 Сущность налоговых вычетов
Налоговые вычеты представляют собой налоговую льготу, посредством использования которой налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы. Необходимым условием получения вычетов является наличие обязанности уплачивать налог на доходы. Отсутствие такой обязанности означает отсутствие права на получение налоговых вычетов, т.к. сущность налоговых вычетов состоит в уменьшении налогооблагаемой базы для отдельных категорий граждан.