Система вычетов по НДФЛ. 2

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  
5
    1. Субъекты и объекты обложения НДФЛ
5
    1. Налоговая база
14
    1. Доходы, освобожденные от налогообложения
20
ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ 33
    2.1. Стандартные  налоговые вычеты
33
    2.2. Социальные  налоговые вычеты
40
    2.3. Имущественные  налоговые вычеты
43
    2.4. Профессиональные налоговые вычеты
44
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

   Применение налогов является  одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными  бюджетами, с банками, а также  с вышестоящими организациями.

   При помощи налогов регулируется  внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный  доход и прибыль предприятия.

   На протяжении десятка последних  лет налоговая система России  постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

   Необходимость совершенствования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

   Данная работа посвящена изучению налога на доходы физических лиц.

   Налог на доходы физических лиц – это федеральный налог по Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Налог взимается с 1 января 2001 г. на основании гл. 23 ч. 2 НК РФ (гл. 23 введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).

   Цель данной курсовой работы исследовать особенности налогообложения физических лиц на основе российского налогового законодательства.

   Задачи, поставленные при написании курсовой работы следующие:

   1. Изучить теоретические основы  налога на доходы физических  лиц.

   2. Рассмотреть виды налоговых вычетов.

   3. Изучить изменения в налогообложении в 2011 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    1. Субъекты и объекты обложения НДФЛ

   Плательщики НДФЛ признаются  физические лица, под которыми  согласно ст. 11 Налогового кодекса,  понимают:

  • граждан Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лиц без гражданства.

   Принадлежность к гражданству  какого-либо государства или отсутствие  гражданства вообще подтверждается  документом, удостоверяющим личность  физического лица.

   В соответствии со ст. 10 Федерального  закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ  «О гражданстве Российской Федерации», документом, удостоверяющим гражданство  Российской Федерации, является  паспорт гражданина РФ или  иной основной документ, содержащий  указание о гражданстве лица.

   Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство иностранного государства.

   Лицом без гражданства признается  лицо, не являющееся гражданином  РФ и не имеющее доказательства  наличия гражданства иностранного  государства.

   К плательщикам НДФЛ относятся  также индивидуальные предприниматели.  Они имеют особое место среди  плательщиков НДФЛ, поскольку с  одной стороны, являются самостоятельными  плательщиками данного налога, а  с другой стороны налоговыми  агентами, то есть уплачивают  налог как с доходов, выплаченных  другим гражданам, так и со  своих доходов.

   Для признания физического лица плательщиком НДФЛ имеет значение его налоговый статус, который в данном случае зависит не от гражданства, а от времени нахождения на территории государства. В зависимости от этого критерия, согласно ст. 207 Налогового кодекса, налогоплательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц:

  1. физические лица – налоговые резиденты РФ;
  2. физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

   С точки зрения налогообложения  НДФЛ между резидентами и нерезидентами  есть существенная разница. Так,  налоговые резиденты уплачивают  НДФЛ с доходов, полученных  как на территории РФ, так и  за ее пределами. Нерезиденты  уплачивают налог только с  доходов, полученных от источников  в РФ. Однако к доходам нерезидентов  применяется повышенная ставка  – 30 %, в то время как доходы резидентов облагаются по ставке 13 %.

   Согласно поправкам, внесенным  в Налоговый кодекс Федеральным  законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, налоговыми резидентами признаются  физические лица, фактически находящиеся  в РФ не менее 183 календарных  дней в течение 12 следующих  подряд месяцев.1

   Налоговый статус работника в  течение налогового периода может  изменяться. Поскольку НДФЛ с  доходов резидентов и нерезидентов  уплачивается по разным ставкам  (13 и 30%), при изменении работником  статуса (на дату выплаты дохода) налог необходимо пересчитать.

   Если физическое лицо на эту  дату будет являться налоговым  резидентом РФ, налог с доходов  в установленных случаях подлежит  удержанию по ставке 13 %.

   По итогам налогового периода  (календарного года) определяется  окончательный налоговый статус  физического лица.

   Если физическое лицо по итогам  налогового периода не будет  являться налоговым резидентом  РФ, рассчитывается по ставке 30 % с зачетом ранее удержанных  сумм налога по ставке 13 %2.

   Причем если налоговый статус  работника организации в течение  налогового периода менялся неоднократно, то, по указанию контролирующих  органов, перерасчет сумм налога  производится после наступления  даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо по окончании налогового периода.

   НДФЛ облагается доход, полученный  налогоплательщиками. Общие принципы  определения доходов устанавливает  статья 41 Налогового кодекса. В  силу указанной статьи доходом  признается экономическая выгода  в денежной или натуральной  форме, учитываемая в случае  возможности ее оценки в той  мере, в которой такую выгоду  можно оценить. При этом порядок  определения и оценки выгоды  должен быть установлен соответствующими  главами Налогового кодекса, регулирующими  налогообложение отдельных видов  доходов, а именно гл. 23 «Налоги  на доходы физических лиц»  Налогового кодекса. 

   Экономическая выгода признается  доходом физического лица, если:

  1. выгода имеет денежное или натуральное выражение;
  2. ее размер можно оценить;
  3. порядок ее определения установлен ст. 23 Налогового кодекса.

   Статья 209 Налогового кодекса подразделяет  доходы, учитываемые при налогообложении, на:

  1. доходы от источников в РФ;
  2. доходы от источников за пределами РФ.

   Физические лица, являющиеся налоговыми  резидентами РФ, уплачивают НДФЛ  с доходов, полученных как от  источников в РФ, так и за  пределами РФ.

   Для физических лиц, не являющихся  налоговыми резидентами РФ, объектом  налогообложения НДФЛ будут доходы, полученные только от источников  в РФ.

   Таким образом, для того, чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать налог на доходы физических лиц в РФ, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.

   К доходам, полученным на территории РФ, относятся:

  1. дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.

    Как отмечают налоговые органы, для целей  налогообложения понятие «дивиденд» включает в себя не только выплаты  акционерам, но и выплаты из чистой прибыли участникам любых хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных и потребительских кооперативов.3

    К дивидендам также относятся любые доходы. Получаемые от источников за пределами  РФ, относящиеся к дивидендам в  соответствии с законодательством  иностранных государств.

       Дивиденды могут выплачиваться  не только деньгами, но и другим  имуществом.

  1. Страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.

    Особенности определения налоговой базы по договорам  страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения установлены  ст. 213 Налогового кодекса.

  1. Доходы, полученные от использования в РФ либо за ее пределами авторских или смежных прав.

    В соответствии со ст. 1259 Гражданского кодекса объектами  авторского права являются:

    • литературные произведения;
    • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • музыкальные произведения с текстом или без текста;
    • аудиовизуальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
    • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    • географические, геологические и другие карты, платы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    • другие произведения.

      К объектам авторского права относятся  также программы для ЭВМ, которые  охраняются как литературные произведения.

  1. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ.

    Правоотношения, связанные с арендой имущества, урегулированы гл. 34 Гражданского кодекса. В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное  владение и пользование или во временное пользование.

  1. Доходы от реализации:
    • недвижимого имущества, находящегося в РФ;
    • в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
    • прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ. В соответствии с гражданским законодательством имущественные права, в том числе право требования, включаются в состав имущества. Однако для целей налогообложения имущественные права к имуществу не относятся.
    • Иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу.
  1. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ и за ее пределами. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации – налогового резидента РФ, местом нахождения которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

    Все составные части оплаты труда  на основании пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса относятся к доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц. При этом не имеет значения, предусмотрены те или иные выплаты  системой оплаты труда организации  или нет. Например, НДФЛ будут облагаться премии, полученные работниками ко дню рождения или к государственному празднику.

    Исключение  составляет выплата материальной помощи, которая подлежит налогообложение  с учетом положений ст. 217 Налогового кодекса.

  1. Пенсии, пособия , стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
  2. Доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ или из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки в РФ.

    Если  организация арендует транспортное средство у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, являющегося резидентом, или у  физического лица – нерезидента  для перевозки груза по маршруту, пролегающему через РФ, сумма арендной платы облагается НДФЛ. При этом арендатор является налоговым агентом по отношению к арендодателю и, соответственно, обязан исчислить и удержать сумму налога при фактической выплате арендной платы. Арендодатель же, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно исчисляет и уплачивает сумму налога.

  1. Доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной или беспроводной связи, включая компьютерные сети, на территории РФ.
  2. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

    В случае наступления смерти застрахованного  лица до назначения ему накопительной  части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной  части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным  в заявлении данного застрахованного  лица о порядке распределения  этих средств. Если такового заявления  не было, то выплаты производятся его  родственникам, к числу которых  относятся его дети, в том числе  усыновленные, супруг, родители, братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки  независимо от возраста и состоянии  трудоспособности, в следующей последовательности:

    • в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
    • во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
  1. Иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

   Таким образом, перечень видов  доходов, перечисленных в ст. 208 Налогового кодекса, не является  исчерпывающим. Более того, формулировка  пп. 10 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса  делает бессмысленным детальное  перечисление облагаемых налогом  доходов в предыдущих пунктах.

   Если обратиться к официальным документам, то, например, должны рассматриваться как иные доходы от деятельности в РФ и облагается налогом на доходы физических лиц доходы, полученные в качестве вознаграждения душеприказчиком (исполнителем завещания) за счет средств наследства4, суммы гранта, выделенного индивидуальному предпринимателю из бюджета в рамках областной целевой программы (поскольку денежные средства, полученные индивидуальным предпринимателем за счет целевого бюджетного финансирования, не признаются доходами, полученными от осуществления им предпринимательской деятельности).5

   Если положения Налогового кодекса не позволяют однозначно определить источник полученных физическим лицом доходов, решение принимает Министерство финансов Российской Федерации.

   В аналогичном порядке определяется  доля указанных доходов, относящаяся  к доходам от источников в  РФ, и доля, относящаяся к доходам  от источников за пределами  РФ.

При решении  вопроса по налогообложению в  РФ того или иного дохода, получаемого иностранными физическими лицами, помимо Налогового кодекса необходимо учитывать соглашения об избежании двойного налогообложения.

   Перечень доходов, полученных  от источников за пределами  РФ, является открытым. То есть  в составе доходов следует  учитывать и те доходы, которые  прямо не предусмотрены в данном  перечне.

   В п. 5 ст. 208 Налогового кодекса  указан особый случай, когда полученный  физическим лицом доход не  признается объектом обложения  налогом на доходы физических  лиц. Это касается доходов от  операций, связанных с имущественными  и неимущественными отношениями  физических лиц, признаваемых  членами семьи или близкими  родственниками в соответствии с Семейным кодексом.

   Если же доходы получены указанными  физическими лицами  в результате  заключения между ними договоров  гражданско-правового характера  или трудовых соглашений, то они  подлежат налогообложению в общеустановленном  порядке.

В ст. 208 Налогового кодекса приведены доходы, которые не относятся к доходам, полученным от источников в РФ, и, соответственно, НДФЛ не облагаются. Это доходы физического  лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций от своего имени  и в своих интересах, связанных  исключительно с закупкой товара в России, а также с ввозом товара на территорию РФ.

   Причем это положение применяется  в отношении операций, связанных  с ввозом товара на территорию  России в таможенном режиме  выпуска в свободное обращение,  и при соблюдении следующих  условий:

  • поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на территории РФ;
  • к операции не применяются положения п. 3 ст. 40 Налогового кодекса;
  • товар не продается через обособленное подразделение в РФ.

   Если не выполняется, хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в РФ в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельности физического лица в РФ.

    1. Налоговая база

   Согласно общим положениям Налогового  кодекса, налоговая база представляет  собой стоимостную, физическую  или иную характеристику объекта  налогообложения.

   При определении налоговой базы  по НДФЛ учитывают величину  всех доходов налогоплательщика  за отчетный период, в том числе:

  • в денежной форме;
  • в натуральной форме;
  • доходы в виде материальной выгоды.

   Налоговая база = Доходы в денежной  форме + Доходы в натуральной  форме + Доходы в виде материальной  выгоды

   Налоговая база определяется  в денежном выражении доходов,  подлежащих налогообложению. Причем  определяется налоговая база  только в рублях. Доходы, выраженные  в иностранной валюте, пересчитываются  в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического  получения доходов.

   Налоговым кодексом предусмотрены  различные налоговые ставки для  различных видов доходов. Статья 210 Налогового кодекса устанавливает правило, согласно которому налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Соответственно, если доходы налогоплательщика облагаются по одной ставке НДФЛ, то налоговую базу следует определять суммарно.

   Если доходы облагаются по ставке НДФЛ в размере 13 %, то налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов:

   Налоговая база = Доходы в денежном  выражении – Налоговые вычеты

   При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Причем по общему правилу разница между суммой вычетов и суммой доходов на следующий налоговый период не переносится.

   Если же доходы облагаются  по иным налоговым ставкам,  налоговая база определяется  как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению.  При этом налоговые вычеты не применяются.

   Налоговая база = Доходы в денежном  выражении

  Удержания из доходов налогоплательщика, производимые по распоряжению налогоплательщика, решению суда или иных органов, налоговую базу не уменьшают.

   В соответствии со ст. 211 Налогового кодекса НДФЛ облагаются доходы, полученные налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) или иного имущества.

   Доход в натуральной форме  в целях налогообложения НДФЛ  может быть получен только  от организаций или индивидуальных  предпринимателей. Таким образом, при получении дохода в натуральной форме от физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, объекта налогообложения по НДФЛ у налогоплательщика не возникает.6

   К доходам, полученным налогоплательщиком  в натуральной форме, относятся:

  1. оплата (полностью или частично) за него организациями либо индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, обучения в интересах налогоплательщика;
  2. полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;
  3. оплата труда в натуральной форме.

   Налоговая база при получении  доходов в натуральной форме  определяется как стоимость товаров,  работ, услуг, иного имущества,  исчисленная исходя из рыночных  цен. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС и акцизов для подакцизных товаров. Порядок определения рыночных цен предусмотрен ст. 40 Налогового кодекса.

   При частичной оплате доходов,  полученных в натуральной форме,  рыночная стоимость товаров, работ,  услуг, полученных физическим  лицом, уменьшается на сумму,  уплаченную им.

   Доходом работника, полученным  в натуральной форме, является, например, оплата проезда работников  к месту работы и обратно.  Налоговые органы при этом  обращают внимание, что в данной  ситуации в организации следует  вести персонифицированный учет  сотрудников, пользующихся указанной  услугой, расчет суммы оплаты  такой доставки, включаемой в  налоговую базу по отдельному  сотруднику.7