Тарифные льготы. 4

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет  

имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ) 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «» 

на тему «» 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнил:                                                   

                                                                           студент группы ТД-

                                                                                                                                               

                                                                           Проверил:

                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

  1. Общие сведения о таможенных льготах……………………………….....5
    1. Сущность таможенных льгот………………………………………5
    2. Тарифные льготы, как вид таможенных льгот…………………….7

2. Роль тарифных  льгот в системе государственного  регулирования ВЭД….13

          2.1. Сущность государственного регулирования ВЭД…………………13

          2.2. Тарифные льготы в системе таможенно–тарифного регулирования ВЭД……………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

     Таможенно —тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. 
Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно – тарифной системы. 
Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода льгот. 
Актуальность проблемы предоставления тарифных льгот на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

     Но при этом предоставление тарифных льгот должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

     Объект данной курсовой работы – тарифная льгота, как инструмент государственного регулирования.

     Предмет работы – общественные отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, связанные с применением тарифных льгот при осуществление таможенно-тарифного регулирования.

     Главная цель – выяснить каким образом  тарифные льготы влияют на внешнюю торговлю.

     В связи с этим выявлены приоритетные задачи:

     1. обозначить сущность и назначение  таможенных льгот;

     2. исследовать отдельный институт  таможенных льгот – тарифные  льготы;

     3. рассмотреть понятие государственного  регулирования внешнеэкономической деятельности;

     4. проследить какое место тарифные  льготы занимают в системе  таможенно-тарифного регулирования  ВЭД. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общие сведения о таможенных льготах 

    1.1. Сущность таможенных льгот 

     Большая российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим  лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное. На самом деле освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин и сборов – это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.

       По юридической природе таможенные  льготы делятся на конвенционные, имеющими своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке. 

     

     Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы представителям иностранных  государств и их работникам и иным иностранным лицам.

     В зависимости от того, в какой области  таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

  • льготы по таможенному декларированию и таможенному контролю;
  • льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

     Льготы  по таможенному декларированию и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного декларирования. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).

     К этой категории льгот относятся  и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной  юрисдикции определенных лиц из числа  вышеуказанных, в том числе при  совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

     Льготы  по уплате таможенных платежей предоставляются  Таможенного союза (далее ТС) на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу ТС. 

    1.   Тарифные льготы, как вид таможенных льгот
 

     Следует различать понятия "таможенная льгота" и "тарифная льгота". Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.

     Тарифная  льгота подразумевает льготное налогообложение  в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой  содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота).

     Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

     Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. В соответствии со ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - конкретное проявление льготного налогообложения.

     Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются рядом законодательных актов Комиссии Таможенного союза, Решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, а также национальным законодательством РФ, например Законом "О таможенном тарифе", постановлениями Правительства и законодательными актами Федеральной Таможенной Службы. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения).

     Тарифные  льготы не могут носить индивидуального характера. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

     Тарифная  льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Таможенного союза, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в международном договоре (международное право), так и акте российского таможенного законодательства (внутреннее право). В соответствии со ст. 38 Закона «О таможенном тарифе» норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.

     Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются в Таможенном кодексе  Таможенного союза:

     1) тарифные преференции;

     2) льготы по уплате таможенных пошлин;

     3) льготы по уплате налогов;

     4) льготы по уплате таможенных  сборов.

     Тарифные  преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов  Таможенного союза.

     Виды  тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в  соответствии ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

     Льготы  по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством государств – членов  Таможенного союза.

     В Законе "О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:

     а) возврат ранее уплаченной пошлины;

     б) освобождение от уплаты пошлины;

     в) снижение ставки пошлины;

     г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

     Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ "О таможенном тарифе", не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.

     Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается  таможенным органом, производящим таможенное оформление.

     Эта льгота не может применяться по отношению  к лицам, предпринимавшим попытку  уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка  уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или  рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

     Еще одна форма таможенно-тарифной льготы - применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок  перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для  производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.

     Объектами освобождения от пошлины являются:

     а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

     б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;

     в) товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный вывоз таких предметов на основании международных соглашений или законодательства Российской Федерации;

     г) валюта Российской Федерации, иностранная  валюта (кроме используемой для нумизматических  целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

     д) товары, подлежащие обращению в собственность  государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

     е) товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

     ж) товары, ввозимые на таможенную территорию России и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;

     з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран;

     и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими  лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК.

     Полный  перечень дан в статье 35 Закона «О таможенном тарифе».

     Законодательством регулируется порядок предоставления тарифных преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торговополитических отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

     Законом "О таможенном тарифе" установлен порядок предоставления тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к ряду категорий  товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее.

     Цель  предоставления тарифных льгот, предусмотренных - успешная реализация торговой политики Российской Федерации.

     Поскольку данный Закон был принят раньше Таможенного  кодекса РФ, а тем более ранее Таможенного кодекса Таможенного союза, в данной норме не уточняется, о каких конкретно таможенных процедурах идет речь. Вышеприведенному определению соответствуют следующие таможенные процедуры: реимпорт, таможенный транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.

     При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

    • ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК;
    • вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Россия;
    • вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами;
    • ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации.
 
 
 

2. Роль тарифных  льгот в системе  государственного  регулирования ВЭД

2.1. Сущность государственного  регулирования ВЭД 

     В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлиныналоги и т. д. 

     В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая  деятельность, имеющая предпринимательский  характер, в целом подчиняется  общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере. 

     Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

  1. таможенно-тарифное регулирование;
  2. нетарифное регулирование;
  3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  4. меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. 

     С помощью пошлин государство стремится  рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической политики государства. 

     Правовыми формами государственного регулирования  являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в  сфере регулирования внешнеэкономических  отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность

     Правовая  основа системы государственного регулирования  именно этой деятельности получила самостоятельное  закрепление на законодательном  уровне.

     Существующий  ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

     Государственное регулирование ВЭД в Российской Федерации строится на принципах:

  1. реализации внешнеторговой политики;
  2. либерализация внешней торговли;
  3. обеспечения национальной безопасности;
  4. единства таможенной территории;
  5. приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  6. невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
  7. применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
  8. выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
  9. обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  10. гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  11. гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 

     Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

     Во-первых, все меры могут быть разделены  в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

     Меры  либерализации, в противоположность  этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции  со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции — протекционизм и либерализация.