Тарифные льготы и тарифные преференции в РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА НАЛОГОВ И ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА

 

                     

 

Курсовая работа

 

ТЕМА:

«Тарифные льготы и тарифные преференции в РФ»

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Красикова А.

                                                                          Группа: ТД-09-5

                                                                          Преподаватель: Гущина И.

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание

Введение

  1. Общие сведения о тарифных льготах в системе таможенно-тарифного регулирования.
  2. Преференциальная система в РФ.

2.1. Порядок определение  страны происхождения товара.

2.3. Причины и цели создания  многосторонней системы таможенных  преференций.

  1. Преференциальная система Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).

3.1 Формирование и функционирование  системы преференций Таможенного  союза

3.2 Направления развития  системы преференций Таможенного  союза

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной мировой  экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений  в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50% его доходной части. В настоящее время широкое  распространение получает практика таможенных преференций, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

  1. Общие сведения о тарифных льготах в системе

                    таможенно-тарифного регулирования.

Наиболее распространенные в мировой торговой практике преференциальные таможенно-тарифные режимы - общая система преференций (ОСП), двусторонние преференциальные торговые соглашения и региональные интеграционные группировки. Указанные международные договоренности формально противоречат РНБ, однако ВТО допускает соответствующие изъятия из этого принципа. Тем или иным льготным режимом во внешней торговле пользуется большинство государств, чьи импортные таможенные тарифы содержат преференциальные ставки пошлин в отношении товаров, ввозимых из определенных стран. В последнее время наблюдается активизация процесса предоставления преференций на двусторонней или региональной основе.

ОСП представляет собой систему  односторонних (невзаимных) тарифных льгот  на товары, вывозимые развивающимися государствами в развитые страны. Этот механизм был создан 40 лет назад  под эгидой ЮНКТАД чтобы способствовать экспорту освободившимися от колониальной зависимости государствами готовой продукции и полуфабрикатов на рынки развитых стран, делая их товары более конкурентоспособными. Такой режим отвечал и интересам развитых стран, учитывая начинающие складываться глобальные взаимозависимости в мировом хозяйстве.

В соответствии с ОСП каждая развитая страна-донор индивидуально  определяет объем тарифных преференций: круг стран-бенефициаров и товарные позиции, на которые эти льготы распространяются, а также уровень снижения пошлин или их отмену. В частности, развитые страны исключили из ОСП большинство  сельскохозяйственных и ряд промышленных товаров, внутренние рынки которых  особенно чувствительны к иностранной  конкуренции. Важными в функционировании ОСП являются правила определения  происхождения товара, устанавливающие  возможность получения преференций (страны-доноры пошли по пути их гармонизации и унификации). Нередко эти правила  используются чтобы ограничить импорт на преференциальных условиях.

Крупнейшими донорами ОСП  являются страны ЕС, которые одни из первых предоставили тарифные льготы развивающимся странам, а также  США и Япония. Отмечается, что  Россия является как донором, так  и бенефициаром ОСП.

В целом ОСП имела наибольший эффект в первое десятилетие своего функционирования, однако затем под  различными предлогами произошло сужение  сферы ее воздействия.

Двусторонние преференциальные торговые соглашения предусматривают  взаимные таможенно-тарифные льготы в торговле договаривающихся государств. На рубеже ХХ и XXI веков заключение двусторонних торговых преференциальных соглашений резко активизировалось. Сейчас, по оценкам ВТО, насчитывается свыше 400 действующих или же подписанных, но еще не вступивших в силу региональных торговых соглашений, а также соглашений, по которым ведутся переговоры.

Распространению преференциальной торговли на двусторонней основе благоприятствуют два фактора: договоренности о либерализации  товарообмена между двумя странами достигается быстрее, чем при  многосторонних торговых переговорах, и при создании зоны свободной  торговли не требуется формирование наднациональных институтов и выработка  единой торговой политики.

В последнее время двусторонние соглашения о привилегированном  партнерстве предусматривают в  основном создание зон свободной  торговли. Они устанавливают полную или почти полную либерализацию  торговли, оговаривая сроки реализации договоренностей и иногда ограничения  в отношении отдельных групп  товаров. Такого рода соглашения позволяют  их участникам в относительно короткие сроки либерализовать взаимную торговлю, пользоваться преимуществами беспошлинной торговли и интеграционного взаимодействия. В результате такая форма соглашений может рассматриваться в качестве переходной на пути к достижению либерализации трансграничного движения товаров во всем мире. Заключая и используя их, страны-участницы приобретают опыт осуществления свободной трансграничной торговли.

Тарифная деятельность на региональном уровне прослеживается на примере Европейского Союза - крупнейшего  интеграционного объединения в  мире и главного торгово-экономического партнера России.

Либерализация международной  торговли в ГАТТ/ВТО, проводимая на протяжении последних десятилетий, привела к значительному снижению первоначально установленных ставок Европейского соглашения по таможенному  тарифу (ЕТТ). В 2009 г., по данным Еврокомиссии, среднеарифметический уровень по всем товарам равнялся 6,7%, в том числе  по несельскохозяйственным - 3,0%, а по сельскохозяйственным - 18,0%.

Более трети тарифных позиций  ЕТТ предусматривают беспошлинный ввоз или обложение ввозимых в  ЕС товаров по ставкам, не превышающим 2,0%. Нулевые ставки применяются, в  частности, к рудам, изделиям из олова, древесной массе, фармацевтическим товарам, книжной продукции и  газетам, гражданским самолетам. Максимальные ставки (в пересчете на адвалорные пошлины) составляют для живой домашней птицы, ананасового сока, замороженной говядины и отдельных видов хлебопекарной  муки от 167 до 428%. Приводятся примеры  относительно высоких ставок ЕТТ, применяемых  к импорту в ЕС некоторых промышленных товаров из России.

Констатируется, что тарифные преференции активно используются ЕС, на односторонней и двусторонней основе, прежде всего в отношениях с развивающимися странами, для которых  взимание стандартных ставок ЕТТ  во многих случаях является фактором, существенно снижающим конкурентоспособность  их продукции на европейском рынке. На страны ЕС приходится порядка одной  пятой экспорта развивающихся стран. ЕС - крупнейший в мире импортер их сельскохозяйственных товаров: покупает больше таких товаров, чем США, Канада и Япония вместе взятые.

В целях повышения своего влияния в развивающихся странах  ЕС стал одним из первых доноров  ОСП ООН (практикует с 1971 г.). Получателями общих преференций, предоставляемых  ЕС в одностороннем порядке, являются около 140 стран, включая Россию (с 1993 г.).

Наряду с расширением  льгот для наименее развитых стран, элементами упрощения и большей  предсказуемости, обычно сохраняются  разного рода оговорки, дающие ЕС возможность  не распространять преференциальный режим  на отдельные товары и страны, чья  растущая конкурентоспособность может  представить угрозу для европейских  производителей. Существует и тенденция проведения двусторонних переговоров по этим вопросам с региональными объединениями развивающихся стран (например, с Меркосур и Советом сотрудничества стран Персидского залива). В цели соглашений включаются положения о содействии развитию региональной интеграции внутри соответствующих групп стран.

Общие черты преференциальных соглашений, заключаемых ЕС: обычно базируются на принципе взаимности, но предусматривают асимметричное  снижение (или отмену) пошлин в пользу развивающихся стран и либерализация  в большинстве случаев распространяется на аграрный сектор. Сфера действия многих из них включает также либерализацию  торговли услугами, гармонизацию технических  требований и стандартов, охрану прав интеллектуальной собственности, движение капиталов и инвестиций.

Евросоюз имеет 22 региональных соглашения преференциального типа. Наибольшее распространение получили соглашения о создании зоны свободной торговли, что отвечает международной практике. Сегодня в режиме зон свободной торговли (ЗСТ) реализуется около 75% экспорта стран ЕС (с учетом взаимной торговли). Особенности формирования двух наиболее важных таких зон:

· европейская ЗСТ (создана  в начале 1970-х гг. на основе соглашений ЕС с отдельными странами Европейской ассоциации свободной торговли - ЕАСТ; в 1992 г. дополнена Соглашением о Европейском экономическом пространстве, в рамках которого осуществляется свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; участники - страны ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария);

· евро-средиземноморская ЗСТ в составе ЕС и двенадцати стран этого региона, формируемая на базе ранее заключенных им с каждой страной в отдельности соглашений об ассоциации.

В последнее время усилия ЕС направлены на создание ЗСТ с  отдельными странами Юго-Восточной  Европы с последующим их объединением в одну общую зону свободной торговли, а также на развитие преференциальных отношений с некоторыми странами СНГ (в феврале 2008 г. стартовали переговоры о свободной торговле между ЕС и Украиной). В перспективе все  действующие и формируемые преференциальные пространства в Европе могут сомкнуться через соглашения их участников с  ЕС.

Используя преимущества таможенного  союза, вытекающие из применения единого  таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно  защищает свой внутренний рынок, но и  добивается путем предоставления преференций  отдельным странам и группам  стран благоприятных условий  доступа европейских предприятий  на внешние рынки. Особенно эффективны для расширения возможностей торгово-экономической экспансии за пределами Евросоюза двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяющейся во многих случаях также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы («ЗСТ плюс»).

Многие аспекты европейского опыта в данной сфере представляют практический интерес для России в процессе совершенствования инструментария ее таможенно-тарифной политики и формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В частности, заслуживают внимания некоторые особенности ЕТТ ЕС (например, высокая степень дифференциации ставок тарифов, относительно немногочисленные пиковые значения таких ставок, стабильность и предсказуемость таможенно-тарифного обложения), гибкость в применении общих преференций для развивающихся стран, практика использования двусторонних преференциальных режимов.

В связи с этим представляется полезным изучить с учетом современных  реалий возможность и целесообразность заключения соглашения о зоне свободной  торговли или «ЗСТ плюс» между  РФ и ЕС. В краткосрочном плане  создание такой зоны может повлечь  за собой некоторые негативные последствия  для России, но вместе с тем обеспечить условия для научно-производственной кооперации между российскими и  европейскими предприятиями в целях ускорения инновационного развития и подвести фундамент под формируемое Общее экономического пространство РФ-ЕС.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая  на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее  уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Такое определение тарифных льгот закреплено в пункте 2 статьи 34 Закона «О таможенном тарифе». В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов, и из этого следует, что тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - конкретное проявление льготного налогообложения. 
Обратим внимание на соотношение понятий «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота) - это следует и из определения, приведенного выше. Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы. Примером может служить следующий пример: товары, происходящие с таможенной территории Югославии, подпадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в статье 36 Закона «О таможенном тарифе», однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых является Югославия, освобождаются от уплаты всех таможенных платежей.

Остановимся более подробно на основных характеристиках тарифных льгот.

Во-первых, тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются  Законом РФ «О таможенном тарифе»  и могут предоставляться исключительно  по решению Правительства РФ, и  оформляется такое решение принятием  постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных  случаях тарифные льготы могут предоставляться  по решению Президента РФ в форме  указа или распоряжения.

В последнее время произошло  значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись  отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение  режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения  порядка в данной сфере государственного управления. 
Другой основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 ("Освобождение от пошлины»), 36 («Предоставление тарифных преференций») и 37 («Предоставление тарифных льгот») Закона РФ «О таможенном тарифе». Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (статья 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

Третьей основной характеристикой  тарифных льгот является то, что  она представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем  порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право), при этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (данное положение нашло закрепление в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее  уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Эти виды тарифных льгот  нашли правовое закрепление в  статье 34 Закона «О таможенном тарифе».

Остановимся более подробно на особенностях каждого из перечисленных  видов тарифных льгот. Возврат ранее  уплаченной пошлины предусматривается  отдельными таможенными режимами; например, при реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза российский таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а при помещении под режим таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривают и такие таможенные режимы, как переработка товаров на таможенной территории (статьи 58, 63 Таможенного кодекса ТС), свободный склад; свободная таможенная зона (статья 84 Таможенного кодекса ТС), переработка товаров вне таможенной территории (статья 93 Таможенного кодекса ТС), реэкспорт товаров (статьи 100, 101 Таможенного кодекса ТС).

Суммы возвращаемых таможенных пошлин не индексируются, и с них  не выплачиваются проценты. Возврат  осуществляется в той валюте, в  которой производился платеж. Банковская комиссия выплачивается за счет переводимых  средств. Как правило (если иное не предусмотрено  таможенным законодательством), возврату не подлежат проценты за предоставленную  отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин, а также пеня за просрочку  ее уплаты.

Возврат сумм ранее уплаченных таможенных пошлин при наличии у  плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов и других плат может быть осуществлен только после ее погашения. Таможенные органы обязаны информировать органы налоговой  службы, расположенные по месту регистрации  плательщика, о причине и сумме  произведенного возврата.

Прокомментируем случаи предоставления тарифной льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины. Освобождаются  от уплаты таможенной пошлины:

1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки  грузов, багажа и пассажиров, а  также предметы материально-технического  снабжения и снаряжения, топливо,  продовольствие и другое имущество,  необходимое для их нормальной  эксплуатации на время следования  в пути, в пунктах промежуточной  остановки или приобретенное  за границей в связи с ликвидацией  аварии (поломки) данных транспортных  средств.

Данная тарифная льгота распространяется на транспортные средства, используемые для международных перевозок  пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (пункт 4 статьи 18 Таможенного кодекса  ТС); что же касается транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу в качестве товара, то они  предметом данной льготы не являются. Для иллюстрации приведем следующую  ситуацию: транспортное средство, являющееся предметом внешнеторговой сделки, перемещается на своем ходу - это не влияет на его  статус как товара, и на такое  транспортное средство не распространяется действие таможенно-тарифного регулирования. Подтверждение мы можем найти в справочнике Европейской экономической комиссии ООН по Конвенции МДП (TIR) - там дается следующий комментарий одной из подобных ситуаций: «Иногда транспортные средства специального назначения, такие, как автоцистерны, краны, уборочные машины, бетоноукладчики и т.п., экспортируемые в третьи страны, следуют в пункт назначения своим ходом. Такие транспортные средства при осуществлении транзитных операций с использованием книжки МДП считаются грузами».

Наряду с самими транспортными  средствами из-под обложения таможенной пошлиной выводятся товары, необходимые  для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах  промежуточной остановки. К числу  таких товаров могут быть отнесены: предметы материально-технического снабжения  и снаряжения; топливо, загружаемое  в емкости, конструктивно предназначенные  для обеспечения движения судна, и потребляемое этим судном; продовольствие; некоторые другие товары. Эти товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания вывозных таможенных пошлин - в телефонограмме ГТК РФ от 15 февраля 1999 года № Т-2632 было подтверждено, что на основании пункта «а» статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные пошлины не взимаются в отношении вывозимого за пределы таможенной территории Российской Федерации топлива, необходимого для нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки транспортных средств, осуществляющих международные перевозки товаров и пассажиров. Что же касается ввоза таких товаров на таможенную территорию России, то они освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин при соблюдении следующих условий: данные товары остаются на борту транспортных средств и не отчуждаются на таможенной территории РФ. 

Не облагаются таможенной пошлиной и товары, приобретенные  за границей в связи с ликвидацией  аварии (поломки) транспортных средств. На практике эта тарифная льгота прежде всего касается аварийного ремонта, под которым понимается ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, осуществление которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места проведения ремонта российский порт. В соответствии с указанием ГТК РФ от 14 октября 1996 года № 01-14/1161 «О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам» ввозные таможенные пошлины не уплачиваются при производстве аварийного ремонта, если соблюдены следующие условия:

1) решение о проведении  аварийного ремонта принимается  при обстоятельствах, возникших  в рейсе в связи с неожиданной  поломкой российского судна, которая  делает невозможным продолжение  рейса, создает непосредственную  угрозу для груза, пассажиров, экипажа или самого российского  судна, требует немедленного принятия  мер по ее устранению;

2) ремонт производится  исключительно с целью устранения  неожиданной поломки российского  судна, способной повлечь вышеперечисленные  неблагоприятные последствия;

3) имеется документальное  подтверждение всех перечисленных  обстоятельств (судовой или вахтенный  журнал, сводки погоды, радиограммы  капитана российского судна и  судовладельца и т.п.).

Указанием ГТК РФ от 3 августа 1995 года № 01-12/960 «О таможенном оформлении продукции морского промысла» доведено положение о том, что продукция  морского промысла, добытая и/или  произведенная российскими судами в территориальных водах Российской Федерации, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации не подлежит таможенному оформлению и  не облагается ввозными таможенными  пошлинами. Продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами в Мировом океане (за исключением российских территориальных вод), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без ввозных таможенных пошлин (при этом НДС, иные налоги, взимание которых возложено на таможенные органы, уплачиваются в общеустановленном порядке). Подтверждением принадлежности продукции морского промысла российским судам служат судовые документы (п. 5 указания ГТК РФ от 5 октября 1994 года № 01-12/1112 «Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации»).

Продукты переработки  продукции морского промысла, добытой  иностранными судами, но переработанной российскими судами в Мировом  океане (за исключением российских территориальных вод), при ввозе  на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежат таможенному  оформлению применительно к таможенному  режиму выпуска для свободного обращения  без взимания ввозных таможенных пошлин при условии представления  документов, подтверждающих, что критерии достаточной переработки соблюдены  и что такая переработка была произведена российскими судами.

При решении вопроса о  таможенном оформлении продукции морского промысла и/или продуктов ее переработки  заинтересованное лицо обязано представить  таможенному органу документы, подтверждающие район добычи (переработки) продукции  морского промысла (радиограммы судовладельца  или капитана судна, донесения Службы наблюдения за флотом, заверенные выписки  из судового или промыслового журналов и аналогичные документы). Когда район добычи (переработки) продукции морского промысла, факты производства (переработки) российским судном и соблюдения критерия достаточной переработки не установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности, продукция морского промысла и продукты ее переработки рассматриваются для таможенных целей как иностранные товары и при ввозе на российскую таможенную территорию для постоянного оставления облагаются ввозными таможенными пошлинами.

По вопросу, касающемуся  таможенного оформления продукции  морского промысла, ввозимой на территорию Особой экономической зоны Калининградской  области, необходимо использовать распоряжение ГТК РФ от 31 октября 2001 года № 1021-р.

3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации. 
Здесь следует обратить внимание на таможенно-тарифные льготы, предоставляемые иностранным лицам, которые работают в органах внешних сношений зарубежных государств, функционирующих на территории Российской Федерации.

Особенностью правового  регулирования порядка предоставления таможенно-тарифных льгот дипломатическим и консульским органам и их сотрудникам является преобладание конвенционных (международно-правовых) норм. Среди универсальных конвенций, определяющих договорную практику по этому вопросу, - Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенция о специальных миссиях 1969 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 года. Помимо универсальных конвенций источниками права по этому вопросу могут выступать конвенции о привилегиях и иммунитетах отдельных международных организаций, двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений и учреждении представительств, консульские конвенции и т.д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов на основе взаимности.

Товары, предназначенные  для официального пользования дипломатических  представительств, при ввозе на таможенную территорию РФ освобождаются от уплаты таможенных налогов. Отметим, что полного  освобождения от всех видов таможенных платежей не предусмотрено. Дипломатические  представительства уплачивают таможенные сборы за хранение, сборы за таможенное оформление вне определенных для  этого мест и вне времени работы таможенных органов, некоторые другие таможенные платежи (плату за информирование и консультирование и т.д.). Среди  товаров, ввозимых дипломатическими представительствами  для официального пользования, - автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и др. Предназначение этих товаров для  официальных нужд дипломатических  представительств подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями  и т.д., направляемыми руководителем  дипломатического представительства  в адрес таможенного органа, производящего  таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться  в контракте или обозначаться иным способом. Количество машин, которые  могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных  государств и международных организаций  для официального (служебного) пользования, устанавливается МИД Российской Федерации.

В целях недопущения использования  дипломатических льгот для извлечения дохода исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42 Венской конвенции 1961 года) таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатического представительства. Устанавливается, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, где данный автомобиль состоит на учете. 
Вопросы пользования по доверенности транспортными средствами, временно ввезенными должностными лицами представительств иностранных государств, рассмотрены в письме ГТК России от 9 декабря 2000 года № 01-06/36169. 

Таможенно-тарифные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства сводятся к предоставлению дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через российскую таможенную границу товары, предназначенные для их личного пользования (включая товары для первоначального обзаведения), с освобождением от таможенных платежей. В соответствии с принципом законности данная таможенно-тарифная льгота предоставляется при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.