Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации

ВВЕДЕНИЕ

Внешняя торговля является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами,

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с  товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.

Рассмотрим объективные  причины, которые заставляют государства  заниматься внешней торговлей. Это - неравномерность распределения сырья по поверхности земли (у одних стран есть полезные ископаемые, а у других нет); различные климатические условия, что сказывается на способе возделывания земли, урожайности сельского хозяйства; различие в экономике и экономической структуре государств (есть развитые промышленные страны, а есть менее развитые - аграрные); неодинаковый уровень развития техники и технологии в отдельных отраслях (например, немецкие автомобили, японская электроника, французские вина, российское вооружение, американские самолеты и т.п., почти в каждом государстве есть товары, которые они делают лучше других). Государству выгоднее специализироваться на производстве тех товаров, издержки при производстве которых - минимальны, и завозить те товары, издержки, по производству которых выше, чем при их ввозе.

Актуальность темы: события, происходящие сейчас в мире, свидетельствуют о новых подходах к экономическим отношениям между странами, поэтому всё большее значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности, её регулирования, заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за них, техники оформления внешнеторговых операций и сделок. Международные коммерческие операции, хотя и подчиняются нормам украинского права, но отличаются своими правилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, что они регулируются международными нормативными актами. Поэтому приобщение к международному сообществу решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний. Многому в этой области можно и нужно учиться не только студентам, но и бизнесменам, занимающимся внешней торговлей.

Целью работы является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, а также знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытием их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.

Задачами  данной работы являются:

1. Определить суть, функции, причины и задачи внешней торговли;

2. Рассмотреть внешнюю  торговлю России;

3. Рассмотреть перспективы  развития внешней торговли России.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Суть, функции, причины внешней торговли

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров  и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля - Экспортно-импортные отношения между странами, в основе которых лежит международное разделение труда. Для большинства стран внешняя торговля, т.е. ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров и услуг, является главной составляющей внешнеэкономических связей, опосредующей и другие их проявления. В условиях рыночной экономики торгово-финансовые внешнеторговые операции осуществляются самостоятельно предприятиями и ведомствами, прерогативой государства является торговля оружием и стратегическим сырьем. Статистика внешней торговли выражается следующими показателями:

а) стоимостных и физических объемов и динамики экспортно-импортных  операций, в сумме составляющих внешнеторговый оборот;

б) торговый баланс;

в) условия торговли;

г) квотирование;

д) товарная структура.

Ведущей формой внешней торговли являются коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми договорами (контрактами). Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенные тарифы, лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, а так же прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Договорно-правовую базу для осуществления внешней торговли составляют торговые договоры и соглашения, соглашения о платежах, кредитные соглашения и др.

Главными функциями внешней торговли являются:

-определение объема и  структуры мирового производства

-развитие международного  разделения труда

-посредничество в различных  видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность  рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).

Причины внешней торговли:

-экономические ресурсы распределяются между странами мира неравномерно;

-эффективное производство различных товаров с учетом использования передовых технологий или комбинаций ресурсов.1

Максимальное удовлетворение безграничных потребностей всех живущих потребностей всех живущих на Земле.

Торговля валютой –  одно из проявлений международных валютно-кредитных  отношений.

Торговля валютой производится на валютных биржах, где и устанавливается валютный курс разных денежных единиц.

Валютный курс – «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны

Основой валютного курса  является покупательная способность  валюты, кот измеряется как соотношение цен на товары и услуги в двух странах, т.е. чем больше покупательная способность валюты, тем выше должен быть ее курс.

Однако курс отклоняется  от своей основы в результате изменения  спроса на валюту и предложения этой валюты, кот зависят от факторов:

-темп инфляции в стране;

-разница процентных ставок;

-деятельность валютных рынков и спекулятивные операции;

-степень использования валюты на международном рынке;

-степень доверия к валюте ;

 -валютная политика государства.

В отличие от остальных  хозяйственных благ, в понятие  внешней торговли не включаются чисто трудовые услуги, оказываемые представителями чужих стран другому народному хозяйству, ввиду того, что трудовые услуги неразрывно связаны с личностью трудящегося. Трудовая услуга в чистом виде оказывается иностранному народному хозяйству не иначе, как при условии длительного или временного переселения туда самого трудящегося.

Но эмиграция и поездки  путешественников, нередко создают  между отдельными народными хозяйствами  денежные требования, которые оказывают немалое влияние и на товарный оборот. Вообще, в конечном счете все прочие хозяйственные отношения между отдельными народными хозяйствами находят себе выражение в продвижении товаров из страны в страну.

Товарооборот является «видимой»  частью международных хозяйственных отношений, тогда как оборот, совершаемый прочими хозяйственными благами, остается «невидимым» и лишь косвенным образом проявляется в товарном обороте. Часто очень трудно сколько-нибудь точно установить, какие хозяйственные взаимоотношения скрываются за статистическими данными товарного оборота.

Во внешней торговле участвуют  почти исключительно частные  хозяйства, преследующие цели наживы, и при этом, большей частью; хозяйства крупного размера. Они редко бывают хозяйствами чисто потребительского типа. Исключение составляют те случаи, когда государство является главным потребительским хозяйством на своей территории, и когда оно по значению и размеру своего потребления материальных благ, получаемых из-за границы, например, военных материалов, занимает преобладающее место,    же когда оно выступает на заграничных рынках капитала в качестве заемщика, берущего деньги для потребления (для ведения войны или для покрытия дефицита в обыкновенном бюджете). Однако, обычно и оно в таких случаях обращается к посредничеству частных лиц.

Так как внешний хозяйственный  оборот в общем производится при посредстве крупных хозяйственных единиц и притом преследующих цели наживы, то положения, установленные экономической теорией, с гораздо большим основанием применимы к внешнеторговому обороту, нежели к хозяйственному обороту внутри страны. Внешняя торговля является, можно сказать, исконной областью применения этих положении. Это наблюдалось уже на самых ранних ступенях экономического развития, когда взаимоотношения между отдельными хозяйствами одного и того же народного хозяйства еще определялись преимущественно обычаем или правительственным вмешательством, а не влиянием чисто хозяйственных сил.

Из только что сказанного вытекает, что когда рассуждают о  политике внешней торговли, то об отдельных  странах говорят только в целях  краткости и удобства выражений, ибо в действительности не страны, а принадлежащие к ним частные хозяйства вступают между собой в хозяйственные отношения. Так, например, говорят, что Великобритания покупает много вина во Франция, но в действительности, французское вино покупают отдельные английские хозяйства. Правда, возможно, и в данном случае как раз это имеет место, что английское государство при помощи разных мероприятий (в данном случае фискальных пошлин) оказывает влияние на такую покупку вина. С другой стороны, были случаи, когда французское государство пыталось воздействовать на некоторые страны, которые, по гигиеническим соображениям, затрудняли своим частным хозяйствам ввоз французских вин; чтобы заставить их снова облегчить ввоз французских вин, Франция устанавливала ограничения для ввоза продуктов этих стран к себе.

Возможно, конечно, и такое  положение, что государство само будет вести всю внешнюю торговлю и запретит участие в ней частным  лицам. Так, например, поступает большевистская Россия; но аналогичная монополия внешней торговли по отдельным товарам (алкоголь, табак, соль) встречается и в других странах, где они вызваны финансовыми соображениями.

 

1.2 Задачи внешней торговли

Теория внешней торговли должна служить основой для понимания  результатов, проистекающих от различных  мероприятий торговой политики. Она ничем не отличается от общей теории менового хозяйства, построенного на разделении труда, хотя это поняли лишь совсем недавно. В развитии социально-экономического мышления она сыграла немалую роль. Социальная экономика, как наука, выросла из исследований о внешней торговле и о вызываемых ею результатах. Для того, чтобы лучше постичь суть внешней торговли, наиболее ранние писатели, занимавшиеся вопросами торговой политики (английские и итальянские меркантилисты XVII и первой половины XVIII столетия), должны были заняться исследованием всех процессов, совершающихся в отдельных хозяйствах, связанных между собою. Систематизируя отдельные выводы, полученные их предшественниками, физиократы во Франции и середине XVIII века и Адам Смит в Англии (1786) заложили основу научной социальной экономики. В виду большого историко-догматического значения классической доктрины внешней торговли, представляется целесообразным начать изложение с нее.2

1.Внешняя торговля делает возможным международное разделение труда между отдельными народными хозяйствами.

2.Внешняя торговля снабжает народ товарами, которых он без нее не мог бы себе добыть, так как он не в состоянии производить их (тропические продукты в странах умеренного климата, минеральные богатства в стране, где их нет). Эта истина не оспаривается никем, даже самыми ожесточенными противниками свободною международного товарообмена. Она должна была обратить на себя внимание еще в донаучный период социальной экономики и с давних пор отмечалась многими писателями.

2.Далее, внешняя торговля позволяет стране получать из-за границы с меньшей затратой средств производства товары, которые она была бы в состоянии производить и сама, но только за грачиная большие средства производства. Вопрос, выгодно ли это при всех условиях и на вечные, времена. является как раз тем пунктом, вокруг которого вращаются все разногласия различных систем торговой политики. Но вполне очевидно, что временные хозяйственные выгоды, но всяком случае, должны быть связаны с такой внешней торговле, иначе она бы не производилась. Имеющиеся в стране средства производства позволяют ей шире удовлетворять свои потребности, если они применяются для изготовления таких товаров, которые в этой стране легче всего производить и если изготовленные таким образом товары употребляются для обмена на те заграничные товары, которые в данной стране можно производить только при большей затрате средств производства. При одинаковой затрате средств производства здесь получается больше продуктов, нежели при производстве всех товаров внутри страны.

 

1.3 Политика внешней торговли

Политика внешней торговли является частью экономической политики, т.е. деятельности государства, направленной на то, чтобы воздействовать на хозяйственное развитие. За последние десятилетия перед великой войной, политика внешней торговли стала даже наиболее важной частью государственной экономической политики. Она по значению своему в то время настолько преобладала над политикой внутренней торговли, занимавшейся рынками, ярмарками и биржами, что когда говорили просто о торговой политике, то под этим понимали исключительно политику внешней торговли. Она оказывала влияние на все народное хозяйство и в особенности была важным орудием промышленной и аграрной политики. Известно, какое огромное значение имели в Германии – с конца 70-х годов – аграрные пошлины для развития сельского хозяйства или пошлины на железные и другие изделия для образования картелей и синдикатов.3

Во время войны и  после нее государства позволяли  себе вмешиваться в оборот хозяйственных  благ также и внутри народного  хозяйства и при этом в формах, которые раньше не считались возможными. Укажем на установление предельных цен, на передачу некоторых товаров государственным хозяйственным организациям, на законодательство о ростовщичестве и на сохранившееся дольше всех остальных мероприятий принудительное регулирование жилищного дела. Но все эти меры были вызваны чрезвычайными обстоятельствами и не мыслились, как длительные. Кроме того, цели, которые здесь преследовались, отнюдь не заключались в содействии хозяйству, о чем обыкновенно говорят, когда дело касается мероприятий в области внешней торговли. Наоборот, в некоторых случаях вполне сознавалось, что народному хозяйству наносится более или менее тяжкий вред и мероприятия оправдывались ссылкой на другие задачи, которым по тому времени отдавалось предпочтение перед народным хозяйством (возможность продолжения войны и т. д.).

 

1.4 Виды внешнеторговой политики государства

Внешняя торговля всегда была и остается объектом пристального внимания государства. Существует два вида внешнеторговой политики: Политика свободной торговли (фритредерство) и политика протекционизма.

Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение политики свободной  торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. Можно выделить несколько форм протекционизма:

селективный – направлен  против отдельных стран или товаров;

отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего  сельское хозяйство;

коллективный – проводится объединениями стран в отношении  стран, в них не входящих;

скрытый – осуществляется методами внутренней экономической  политики.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

В своей крайней форме  протекционизм принимает форму  экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая  политика предполагает, что любой  импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику.

Политика автаркии, так  же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные  степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется  не только развивающимися, но и промышленно  развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Государства, проводя протекционистскую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям. К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются тарифы и нетарифные барьеры. 4

Политика протекционизма может осуществляться тарифными  и нетарифными методами.

Тарифы (таможенные пошлины) - это государственные денежные сборы  с товаров, ценностей и имущества, пересекающих границу. Таможенные пошлины могут взиматься в виде твердой ставки за установленную единицу товара или в виде процента к цене товара. Они могут быть:

- дифференциальные (разные  ставки на одинаковые товары);

-покровительственные, которые  используются с целью затруднить  проникновение отдельных иностранных  товаров на внутренний рынок.

Разновидностью покровительственных  пошлин являются высокие антидемпинговые  пошлины. Демпинг - это продажа товаров  за рубежом по ценам ниже издержек производства. Антидемпинговые пошлины  применяются в том случае, если импортер продает на внешних рынках товар по ценам ниже действующих на внутреннем рынке; - преференциальные - устанавливаются государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяются на товары прочих стран. Последствия введения таможенных пошлин двояко.

С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественных отраслей производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности. Тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с иностранными. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен и снижению импорта товаров, на которые эти пошлины распространяются. Введение тарифных барьеров вызывает ответную реакцию других стран, объемы мировой торговли сокращаются, что ведет к менее эффективному использованию внутренних и мировых ресурсов. Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются другие, нетарифные методы.

Нетарифные барьеры представляют собой административное регулирование внешней торговли, направленное на ограничение ввоза иностранных товаров путем:

- квотирования экспорта-импорта  - установления в количественном  или стоимостном выражении предельного  объема (квот) на ввоз или вывоз  товаров;

- введения государственной  монополии на торговлю определенными  товарами;

- лицензирования - требования  получения лицензии на ввоз  или вывоз товаров, которая выдается на определенное количество товаров и действует в течение определенного периода времени;

- добровольного ограничения  экспорта - принятие экспортером  обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;

- введения технических  и санитарных стандартов;

- налогообложения импортной  продукции. 

Внешнеторговая политика включает не только ограничение импорта, но и поощрение экспорта путем  субсидирования экспортеров, освобождения их от некоторых налогов, предоставления льготных кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

2.1 Место внешней торговли в экономике России

 Имея почти 150-миллионное  население, обладая значительными  энергетическими ресурсами, достаточно  высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

 Но если роль России  в мировой торговле невелика, то для нее самой значение  внешнеэкономической сферы весьма  существенно. Величина экспортной  квоты России, рассчитанная на  базе паритета покупательной  способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь междудальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

 

2.2 Состояние внешней  торговли России

На данном этапе развития российская экономика находится  в глубоком кризисе, из-за этого в международных экономических отношениях возникают проблемы:

. плохая структура экспорта, где доминирует сырьевые и  топливно- энергетические ресурсы;

 

. экспортные объемы вступают  в противоречия внутри страны, потому что объемы производства сокращаются;

. неблагоприятная структура  импорта, основная часть которого  приходится на продовольствие, из-за этого нарушается экономическая безопасность страны;

. нестабильный курс рубля  препятствует осуществлять текущие  торговые расчеты.

 По данным таможенной  статистики, в 1998 году внешнеторговый  оборот

России (без учета неорганизованной торговли) составил 115 млрд. долларов и  уменьшился по сравнению с 1997 годом  на 16,7%. Сальдо торгового баланса осталось положительным, но уменьшилось на 4,5 млрд. долларов. Основными факторами, повлиявшими на развитие внешней торговли РФ в 1998 году, были: падение мировых цен на сырьевые товары, азиатский и собственные финансовые кризисы .5

Падение цен на энерго-сырьевые товары на мировом рынке способствовало ряду преимуществ импортерам. К таким преимуществам относятся благоприятное влияние на состояние торгового баланса, снижение инфляции, издержек и с этим связанное укрепление денежной системы и удешевление кредита, которое главным образом способствует экономическому росту. Параллельно для стран - экспортеров (куда входит и Россия) - падение цен на их основные товары стало катастрофой.

Начавшийся в 1997 году спад российского экспорта продолжался  до 1998 года. Главная причина этого: ухудшение его динамики одновременно с резким спадом цен на нефть на мировом рынке, в том, что резервы  увеличения вывоза сырья при ограниченных возможностях экспорта промышленной продукции уже исчерпаны. Так же неблагоприятное воздействие на развитие экспорта оказал повышенный курс рубля, который поддерживался до августа 1998 года.

В этом же году в азиатских  странах российского экспорта, так  же была неблагоприятная ситуация, так как она усугублялась под  действием валютного фактора. Если курсы азиатских валют резко  упали, то отечественный рубль удерживали искусственным путем в рамках валютного коридора на протяжении большей части 1998 года, что привело к резкому снижению спроса на российские товары на тех рынках, где их национальная валюта была более устойчива.

Так же серьезным препятствием для развития экспорта является дискриминация многих отечественных товаров на иностранных рынках. В начале

1999 года в этой области  одним из громких дел было  введение в США ограничений  на импорт российской стали.  Это был очень сильный удар  для

России, т, к. под угрозой  оказалось будущее отечественной  металлургии, для которой значение экспорта очень важно, так как до этого конфликта из России вывозилось не менее половины стали. Разногласия так же ведутся по поводу экспорта вооружений и продукции двойного назначения. В этой области свои условия попытались диктовать США, тем самым вмешивались в отношения России с ее торговыми партнерами.

В этом же году были введены  ограничения на российские товары, ввозимые в Казахстан (государство  СНГ, которое входит в таможенный союз), в частности на продовольствие. Это случилось из-за того, что  девальвация рубля улучшила возможности для российского экспорта, в том числе в странах СНГ. Но рост вывоза товаров из Россия сильно усугубило таможенный баланс ее партнеров, что привело к в ведению торговых ограничений, предусмотренных соглашением о таможенном союзе. При всей его значимости такое решение создает барьер в отношениях между странами содружества, что в свою очередь ухудшает положение российских экспортеров.6

Импорт играет неоднозначную  роль в экономике России, так как  благодаря ему, на протяжении 90-х годов, удовлетворялся спрос на потребительские товары. Обеспечивается получение передовой технологии и оборудования - это положительная черта импорта. Отрицательная черта в том, что дешевый импорт вытесняет продукцию отечественных производителей, из-за этого следует низкий уровень занятости и доходов населения, уменьшая поступления налогов в бюджет и затягивая начало экономического роста.

После обострения финансового  кризиса, появились многочисленные проблемы в сфере импорта. Объем  импорта сократился. Так как основным импортом является продовольствие и  продукция машиностроения, то падение импорта уменьшило наполнение российского рынка продовольственными товарами и усложнило процесс модернизации промышленности, где большую роль играет иностранная техника. Так же негативно кризис отразился на «челночной торговли», которая занимает большое место в обороте внешней торговли