Тарифные методы регулирования ВЭД

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться  в отечественной экономической  практике в последние два десятилетия  XX века.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических  и оперативно-коммерческих функций  предприятий, ориентированных на экспорт, с учетом избранной внешнеэкономической  стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. Это  предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными  правами на них. Внешнеэкономическая  деятельность базируется на мировом  рынке, материальной основой которого стали научно-техническая и информационная революции, а также постоянно  изменяющееся международное разделение труда.

Одной из важнейших функций государства  является разработка концепции внешнеэкономической  деятельности и внешнеэкономической  политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД. 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению  с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена  необходимостью каждого государства  считаться с международными нормами  и принципами мировой торговли. Любое  государство при регулировании  внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности используется в настоящее  время в России. Новое в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности состоит в самом  подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и  их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей  государственного регулирования ВЭД  является формирование ее законодательной  базы, создание благоприятных экономических  и организационных условий для  развития всех видов и форм ВЭД  и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением  субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тарифные методы регулирования ВЭД

Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования.

В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

Таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование  является основным методом регулирования  государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного  регулирования могут быть:

1. Протекционистская функция  - защита национальных товаропроизводителей  от иностранной конкуренции.

2. Фискальная функция  - обеспечение поступления средств  в бюджет

Тарифное регулирование осуществляется посредством классического инструмента  внешнеторговой политики - таможенных пошлин и таможенных тарифов. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины могут быть импортными и экспортными, а также транзитными. Таможенные пошлины выполняют функцию налога. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне. Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок.

Адвалорные пошлины взимаются  в процентах от товарной стоимости. Они получили наибольшее распространение  в современной практике таможенно-тарифного  регулирования. Это в определённой мере связано с тем, что в условиях "плавающих" курсов валют в  случае обесценения национальной валюты при использовании адвалорных пошлин уровень таможенного обложения  не меняется. Адвалорные пошлины, кроме  того, более удобны для регулирования  импорта товаров, цены на которые  отличаются высокой подвижностью (например, технически сложной продукции).

Комбинированные пошлины объединяют элементы адвалорных и специфических  пошлин, но в обратном порядке, т.е. величина таможенной пошлины устанавливается  как специфическая, но с ограничением процентного отношения по отношению  к таможенной пошлине.

Различные ставки устанавливаются  в зависимости от страны происхождения  товара и от режима предоставленного тому или иному государству. Таможенные процедуры взимаются в размере 0,15% от таможенной стоимости при  заключении контракта в рублях. При  заключении в СКВ - 0,1% в рублях и 0,05% в СКВ. В целях защиты экономических  интересов РФ к ввозимым товарам  могут временно применяться особые виды пошлин:

- специальные пошлины;

- антидемпинговые;

- компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются  в качестве защитной меры, товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах  и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или конкурирующих товаров. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стане ввоза в момент этого ввоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Используются следующие виды таможенного  обложения:

Условно-беспошлинный ввоз - ввоз в страну товаров и иных предметов без обложения таможенной пошлиной, сборами и налогами, взимаемыми в связи с импортом, при условии обратного вывоза за границу этих предметов в установленные сроки. В случае несоблюдения сроков предметы подлежат таможенному обложению. Режим условно-беспошлинного ввоза применяется к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, оборудованию для проведения спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, выставочному и ярморочному имуществу, научным приборам и другим предметам, используемым на территории страны ввоза временно без так называемого "внутреннего потребления" самих предметов или конечной продукции, произведенной из них.

Беспошлинный ввоз на территорию государства  товаров, ценностей и других предметов  без уплаты таможенной пошлины, сборов и налогов. В отличии от условно-беспошлинного  ввоза, освобождение от уплаты таможенных платежей в данном случае является безусловным, распространяется на некоторые  товары, предметы личного пользования  граждан, недорогостоящие подарки  и т.д. Режим беспошлинного ввоза  может способствовать ввозу товаров, не производимых отечественной промышленностью  или производимых недостаточно, созданию в стране совместных предприятий, развитию гуманитарного обмена (печатные издания).

Таможенные пошлины - это ключевой элемент во внешнеэкономической  политике государства, поскольку они  регулируют взаимосвязь внутренних и внешних рынков. Наибольшее значение в странах с рыночной экономикой имеют импортные пошлины. Экономической  анализ выигрышей и потерь от импортных  тарифов показывает, что они пополняют  гос. бюджет и выгодны прежде всего отечественным производителям, конкурирующим с импортом, особенно в молодых отраслях производства. С этой точки зрения импортные пошлины можно рассматривать как средство стимулирования отечественного производства и защиты молодых отраслей.

В то же время таможенные тарифы почти  всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, поскольку  потребитель сталкивается с повышением цен и тенденцией к монополизации  рынка. Повышение цен на импортные  товары ограничивает и спрос на отечественные  товары. Кроме того, страна, вводимая высокие импортные пошлины, теряет на ответной реакции государств, куда поступает ее экспортная продукция. В том случае, если страна, будучи крупнейшим производителем тех или  иных товаров, способна влиять на мировые  цены на данный товар, можно найти  такой уровень тарифов, который  принесет ей чистый выигрыш. Экспортные пошлины для стран с рыночной экономикой не характерны. Они делают экспорт того или иного товара менее выгодным, что снижает доходы производителей и экспортеров, но влияют на внутренние цены в сторону их снижения, что выгодно потребителям. Как импортные, так и экспортные пошлины могут оправдываться интересами обеспечения обороноспособности страны и национальной безопасности в целом.

Таможенная стоимость определяется на основании Постановлений Правительства  РФ. На базе таможенной стоимости исчисляются  не только импортные, но и налоги на импорт, таможенные сборы и штрафы, а также ведется таможенная статистика. Установленные Постановлением Правительства  РФ ставки импортных пошлин колеблются в основном в пределах от 1 до 30%. Размер импортной пошлины зависит от страны происхождения товара и импортный таможенный тариф имеет в своем составе 3 колонки. Базовая ставка импортной пошлины (вторая колонка) применяется к странам, которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). В настоящее время в этом списке числится 127 государств и ЕЭС. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, размер импортной пошлины уменьшен в 2 раза (первая колонка тарифа). В списке развивающихся стран - 104 государства. При этом товары из так называемых наименее развитых стран (всего их 47) импортной пошлиной вообще не облагаются. Наконец, товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере (третья колонка тарифа).

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов  унифицируется на основе международных  договоров. Важнейшими из них являются:

  1. Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)
  2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
  3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
  4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)

 

 

 

 

 

  1. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической  деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифные  методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической  и торговой политики государств, различные  ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены.

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются  в виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных товаров,  вызванных необходимостью защиты  национального рынка.

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства,  жизнь или здоровье граждан,  имущество физических или юридических  лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду,  жизнь или здоровье животных  и растений.

3. Выполнение международных  обязательств

4. Введение исключительного  права на экспорт или импорт  отдельных товаров

5. Введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер

6. Защита общественной  морали и правопорядка

7. Защита культурных ценностей

8. Обеспечение национальной  безопасности

По классификации  ООН нетарифные методы регулирования  разбиты на следующие группы:

    • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
    • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

К мерам нетарифного регулирования включают:

  • лицензирование;
  • квотирование;
  • сертификация;
  • разрешительная система;
  • система экспортного контроля;
  • иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных  товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное  разрешение (лицензию). Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

Лицензирование в сфере  внешней торговли товарами устанавливается  в следующих случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных видов  товаров;

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь или здоровье  граждан, имущество физических  или юридических лиц, государственное  или муниципальное имущество,  окружающую среду, жизнь или  здоровье животных и растений;

3. Предоставление исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров  (например, вооружения, военной техники);

4. Выполнение Российской  Федерацией международных обязательств.

Другим инструментом прямого  количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение  в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт  конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

В РФ экспорт и импорт товаров  осуществляется, как правило, без количественных ограничений (ст.15 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанных в них сроков.

На территории Российской Федерации  действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых  товаров, система установления и  распределения квот и лицензий. Общие  квоты экспорта из России отдельных  товаров устанавливаются Министерством  экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства  РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных  нужд" разрешено МВЭС ежеквартально  осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции  на экспорт для государственных  нужд либо невыполнения ими указанных  поставок.

Одним из видов технических  барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям  стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

Данная процедура может  серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить  их сертификацию.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической  деятельности

Разрешительная  система-это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов. Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и./или вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе /вывозе.

Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Другие методы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности путем  вмешательства и установления  различных ограничений органами  государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

Таможенное  регулирование в Российской Федерации  основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Система мер таможенного и нетарифного  регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды ВЭД и внешнеторговые операции

Внешнеэкономическая деятельность – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с выходом предприятия на внешний рынок, осуществлением экспортно-импортных сделок, встречной торговли и т.д. Составной частью внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является внешнеторговая деятельность, которая представляет собой предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Предприятие может осуществлять любые виды ВЭД, если они не запрещены законом  и отвечают целям, предусмотренным  в уставе.

Различают следующие виды ВЭД:

  • внешнеторговая деятельность;
  • производственная кооперация;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • валютные и финансово-кредитные операции.

Приоритетное  место в ВЭД занимает внешняя  торговля. Внешняя торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений.

Другой  важный вид ВЭД – производственная кооперация. Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства – объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим  строем. В кооперации производства объединяются и материализуются  передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров  в рамках производственной кооперации достигается путем:

  • взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
  • прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;
  • организации процесса подготовки кадров.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целью такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство, возможно, прежде всего, на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.д.

Валютные  и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятий  и фирм следует рассматривать  в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа  за поставленную продукцию через  конкретные формы расчета, а также  валютных операций, совершаемых в  целях избегания курсовых потерь. Однако, как валютные, так и финансово-кредитные  операции можно рассматривать в  качестве самостоятельных, специфических  видов внешнеэкономической деятельности в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.

В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция –  это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и  обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного  товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и  исполнение контрактов.

Внешнеторговые  операции осуществляются на основе заключаемых  сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между  двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в  соответствии с согласованными условиями. Таким образом, основным признаком  международной торговли является пересечение  границы страны-продавца товаром, если это материальный объект.

В международной  торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

  • экспортная операция – это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны;
  • импортная операция – это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну;
  • реэкспортная операция – продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара;
  • реимпортная операция – приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

По формам внешнеторговых операций они делятся на:

  • бартерные;
  • торговые компенсационные;
  • промышленные компенсационные.

Бартерные операции представляют собой обмен согласованного количества одного товара на другой. В таких операциях либо устанавливается количество взаимопоставляемых товаров, либо указывается сумма, в рамках которой контрагенты обязуются поставить товары. При определении стоимости поставляемой продукции в качестве базовой используется мировая цена на данный товар с учетом расходов на товародвижение. Для бартерных операций характерна практически одновременная поставка сторонами установленного количества товаров в согласованные пункты назначения. Торговая компенсационная сделка – это, как правило, одна краткая операция на небольшую сумму по обмену разнородными товарами, которые обычно не связаны между собой. Такая сделка завершается в течение 36 месяцев. Промышленные компенсационные операции производятся на более крупную сумму и обычно включают обмен товарами, схожими по своим основным характеристикам.