Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………………………5

    1. Цели и функции регулирования……………………………………….5
    2. Методы и подходы регулирования……………………………………7
  1. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………...16                                                   

2.1. Нормативно-правовые  основы осуществления тарифного  регулирования в РФ………………………………………………………………...16

2.2. Таможенная пошлина:  правовая и экономическая природа,  функции и виды………………………………………………………………………………….20

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная политика - это  мощный рычаг, при помощи которого государство  может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе  производства экспортной продукции, и  ввоз импортных товаров, призывая тем  самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед  национальными правительствами  задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских  мер.

Основная задача государства  в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее  конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных  конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть  методов имеет своей задачей  формирование экспорта.

Несмотря на то, что свободная  торговля приводит к возрастанию  экономического благосостояния всех стран  — как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда  не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства. История международной торговли — это одновременно и история  развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли.

В современных условиях национальная экономика становится все более  открытой, и государство должно учитывать  в своей политике тесную взаимосвязь  процессов, происходящих внутри экономики  и в сфере внешнеэкономических  связей. Сегодня государство не может  достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости  или стабильности цен), не используя  мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остаётся одним из основных направлений государственного регулирования экономики. (12) Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

Данная тема посвящена  рассмотрению таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли.

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования  и все виды таможенных пошлин (или  их отсутствие), который являются следствием процесса регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  при таможенном регулировании в  системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы  таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах, а также выявить предпосылки  возникновения международных таможенных союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
    1. Цели и функции регулирования

Основной целью таможенного  регулирования в Российской Федерации является обеспечение ее экономических интересов, а именно:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Таможенного союза;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики;
  • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. (6, с.84)

 В соответствии с  указанными целями на таможенные органы возложены следующие основные функции:

  • защита экономических интересов;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов государства материалов;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области. (10)

Термин  «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное регулирование  в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного декларирования, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. (6, с. 287)

Единство таможенной территории и таможенного регулирования  конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции  РФ: «На территории Российской Федерации  не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного  регулирования в общем виде можно  представить следующим образом:

  • принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  • таможенные процедуры;
  • таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
  • таможенное декларирование;
  • таможенный контроль;
  • предоставление таможенных льгот;
  • ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. (6, с.183)

Экономические цели таможенного  регулирования достигаются посредством  пополнения государственного бюджета  путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и  транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Регулятивные цели достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.(3)

Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Таможенного союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

    1. Методы и подходы регулирования

Тарифные методы регулирования:

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько  дополняющих друг друга определений  таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может  определяться как:

• инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком;

• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. (6, с.152)

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с  географической территорией. Под товаром  обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как  электроэнергия.

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

• фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство  ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

• балансировочную, которая  относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых. (6, с.160)

Классификации таможенных пошлин:

По способу взимания:

• адвалорные — начисляются в  процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

• специфические — начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

По объекту обложения:

• импортные — пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные — пошлины, которые  накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются  крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен  и свободных цен мирового рынка  на отдельные товары, и имеют целью  сократить экспорт и пополнить  бюджет;

• транзитные — пошлины, которые  накладываются на товары, перевозимые  транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко  и используются преимущественно  как средство торговой войны.

По характеру:

• сезонные — пошлины, которые  применяются для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

• антидемпинговые — пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких  товаров;

• компенсационные —  пошлины, накладываемые на импорт тех  товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. (6, с. 356)

Нетарифные методы регулирования:

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или  нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически  они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым  бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем  введения количественного ограничения  импорта в размере 3 млн. т, чем  высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя  их в своей торговой политике, правительства  чувствуют себя свободнее, чем при  введении тарифных ограничений, которые  регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). (12)

В большинстве случаев  использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным  таможенным режимом приводит к более  ограничительному характеру государственной  торговой политики в целом.

Количественные ограничения (quantative restrictions)— административная форма  нетарифного государственного регулирования  торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных  к экспорту или импорту.

Квотирование/Контингентирование. (11)

Наиболее распространенной формой количественных ограничений  является квота или контингент. Два  этих понятия имеют практически  одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

• экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти  из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт  нефти из России и сахара с Украины  в начале 90-х гг.);

• импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения  на внутреннем рынке, а также как  ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся  на:

• глобальные — устанавливаются  на импорт или экспорт определенного  товара на определенный период времени  вне зависимости от того, из какой  страны он импортируется или в  какую страну он экспортируется. Смысл  таких квот обычно заключается в  обеспечении необходимого уровня внутреннего  потребления, и объем их вычисляется  как разность внутреннего производства и потребления товара;

• индивидуальные — установленная  в рамках глобальной квоты квота  каждой страны, экспортирующей или  импортирующей товар. Такие квоты  устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте  товара тем странам, с которыми имеются  тесные взаимные политические, экономические  и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок  наиболее нуждается в государственной  защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Лицензирование: (11)

Тесно связан с квотированием  другой вид государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование (licensing) —  регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт  или импорт товара в установленных  количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может  являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право  ввезти или вывезти товар в  рамках полученной квоты; во втором —  приобретает ряд конкретных форм:

• разовая лицензия —  письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление  одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз  того или иного товара в течение  года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия —  разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения  количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или  импортера заявки, которая не может  быть отклонена государственным  органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего  развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как  документ, подтверждающий право импортера  на ввоз товара в рамках установленной  квоты.

«Добровольные» ограничения экспорта: (11)

Количественное ограничение  импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства  по введению импортного тарифа или  импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением  более крупной импортирующей  страны, которая угрожает применением  односторонних ограничительных  мер на импорт в случае отказа «добровольно»  ограничить экспорт, который наносит  ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение  экспорта (voluntary export restraint — VER) — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров  по торговле ограничить или, по крайней  мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного  или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной  торговли и промышленности. Осуществление  этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так  и внутренней политики государства.

Направленность целей  таможенного регулирования на защиту российского рынка товаров и  на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой  российского государства. Как составная  часть внешней политики государства, таможенное регулирование России призвано, таким образом, реализовывать внешнеэкономические  интересы государства, чтобы не только защищать национальную экономику от развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с  целью оживления, оздоровления и  последующего подъема.

Формирование таможенного  регулирования любого государства  предполагает наличие двух важных методов  его достижения - это протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм - это меры, направленные на защиту собственной  промышленности, сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие  таможенные тарифы и ограничение  импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет  всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации  каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному  международному разделению труда и  удовлетворению потребностей рынка.

Протекционизм и фритредерство  имеют свою российскую историю. Линия  протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы  всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время  как товары, производство которых  в России было освоено, или уже  налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко  возникали и фритредерские тенденции  в таможенном регулировании России, хотя в основном это происходило  под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений  чисто экономического характера. (11)

К сожалению, этот опыт слабо  относится к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости  от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке  импортных промышленных и продовольственных  товаров таможенная политика не в  состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в  условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового  дефицита и выровнять торговый и  платежный балансы, более рационально  распорядиться иностранной валютой  при острой ее нехватке для покупки  за рубежом наиболее необходимых  стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного  долга. Кроме того, эти инструменты  позволяют получать уступки в  области ограничений импорта  на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в  странах - торговых партнерах России. (6, с. 263)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
    1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ

При осуществлении  внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса Таможенного союза и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому  разделу таможенного дела.

Круг общественных отношений, названный в Конституции  РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Согласно законодательству государственное регулирование  ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется ФЗ от 26 ноября 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой  сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.

Главное внимание в деятельности таможни уделяется  в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.