Тарифные методы регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути их развития. 2

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ” 
 

Кафедра международного бизнеса

Курсовая  работа

 

На тему: Тарифные методы регулирования внешней торговли

  в Республике Беларусь  и пути их развития.  
 
 
 
 

Студент

МЭО, УВЭД-2                                                                               Д.М. Гаврусенок 
 
 

Проверил                                                                                         
 
 
 
 
 
 

Минск 2005

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………………………3

     I Роль тарифных методов в системе государственного регулирования внешней торговли………………….………………………...5

    1. Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли………………………………………………………………...5
    2. Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли.  Цели и задачи его использования…………………………9

     II. Тарифное регулирование внешней торговли в Китае……..……15

     III. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь……………………….……………………………….…19

     3.1 Характеристика методов тарифного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………………….…19

     3.2 Меры по модернизации тарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь…………………………………………………22

           Заключение…………………………………………………..……………27

     Список  использованных источников……………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ  

      Характер  и задачи внешнеэкономического, в  том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

      Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

      Цель  данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как  инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.

      Структура работы включает три раздела, в каждом их которых решается одна из поставленных задач.

      Объектом  изучения в работе является степень вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифными методами регулирования. Предмет исследования – инструменты тарифного регулирования внешней торговли и их использование в Китае и Республике Беларусь.

        В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи, такие как, книги А.В.Данильцева «Международная торговля: инструменты регулирования» и В.В.Мищенко «Государственное регулирование экономики», статья Н.Щебаровой «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». При написании второго раздела были использованы электронные источники Интернет, а так же литература российских и белорусских авторов по мировой экономике и международным экономическим отношениям. Основными источниками при написании третьего раздела и освещении вопроса тарифного регулирования внешней торговли в Беларуси были книги С.С Вабищевича «Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь» и И.В. Лисневского «Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Роль тарифных  методов в системе государственного регулирования внешней торговли. 

     1.1 Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли. 

     C развитием мировой экономики  и международных экономических  связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

     В рамках внешнеторговой политики как  составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

     В настоящее время, растущее значение приобретают тарифные методы регулирования  внешней торговли, инструментом осуществления которых является таможенная пошлина.

     Таможенные  пошлины представляют собой косвенные  налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют: 

  • Импортные (ввозные) – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [1, с. 28];
  • Экспортные (вывозные) – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование. [4, с. 68]
  • Транзитные (провозные) пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. [5, с. 214]

     Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины по основе начисления:

  • адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов, взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.
  • специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);
  • смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов. Она устанавливается в зависимости от стоимости, но с учетом фиксированной величины за единицу товара [12, с. 88]

     До  второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась  на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Ими, как правило, являются экспортные пошлины, которыми облагаются главным образом сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы. В настоящее время 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных. Они более удобны при импорте машинно-технических изделий, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты [12, с. 88 –89]

     По  происхождению таможенная пошлина бывает:

1. Автономная  – пошлина, устанавливаемая на  основании односторонних решений  органов государственной власти  страны.

          Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.

2. Договорная (конвенционная) – пошлина, устанавливаемая  на базе двустороннего или  многостороннего торгового договора (соглашения).

         Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

3. Преференциальная  – льготная пошлина, вводимая  в пониженных размерах для  поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран [17, c.57-58]

     Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические  интеграционные группировки. Возможность  получения односторонних преференциальных пошлин имеют развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны. Система льгот со стороны экономически более развитых стран названа общей системой преференций (ОСП). Она была установлена на основе решения Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в начале 70-х годов для содействия увеличению экспорта из экономически менее развитых стран. Соответствующие тарифные льготы предусматривают отмену или снижение импортных пошлин на многие товары в развитых странах для поставщиков из государств, на которые распространяется преференциальный режим.

     По  характеру применения различают следующие виды пошлин:

1. Специальная  – пошлина, применяемая:

  • во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
  • во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные

действия, ущемляющие интересы страны, со стороны  других государств или их союзов.

     2. Компенсационная – пошлина, накладываемая  на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

     3. Антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая  для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным [9, c.207]

     Накоплен  определенный мировой опыт применения антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются  для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, считающегося нормальным. Демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Первым документом антидемпингового законодательства явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947г. Статьей VI этого Соглашения предоставлено право при определенных условиях использовать антидемпинговые меры для защиты от поставок по демпинговым ценам [17, c. 75]       

     Подавляющее большинство стран мира имеет  тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. [15, с. 74] 

     1.2 Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли.  Цели и задачи его использования. 

     Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.

       Он представляет собой установленный  на законодательном уровне свод  ставок таможенных пошлин в  зависимости от вида товара, пропускаемого  через таможенную границу страны  в обоих направлениях. Понятие  таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

       Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита  национальных  производителей   от   нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства  и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам  на рынки других стран [14, c.68]

     В целом, таможенный тариф (импортный  и экспортный) как инструмент регулирования внешней торговли в современных условиях имеет большое значение. Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство в состоянии поддерживать структурную перестройку экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров некоторые отрасли погибнут, на их перестройку (организацию новых производств, борьбу с безработицей) потребуются гораздо большие средства. Чтобы получить их, скорее всего, придется опять-таки прибегнуть к помощи государства, которое вынуждено будет обложить производителей и потребителей дополнительными налогами.

     Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим - открывая путь к международной конкуренции.

     Максимальные (протекционистские) тарифы обычно устанавливаются либо в отношении отраслей, которые могут стать двигателями экономического развития после реконструкции, но на период такой реконструкции нуждаются в щадящем режиме, либо в отношении отраслей, производящих стратегически важную продукцию, самообеспечение которой необходимо для безопасности страны, либо, наконец, в отношении отраслей, которые неконкурентоспособны в международном масштабе, но разорение которых вызовет тяжелые проблемы с занятостью населения. Минимальные (в наше время чаще всего нулевые) импортные тарифы устанавливаются на продукцию, которая в стране не производится или которая при невысоком уровне производства в стране активно потребляется ведущими отраслями её промышленности [9, 214-215]

     Что касается экспортного таможенного  тарифа, то он используется в тех  случаях, когда ценовые диспропорции между национальной и мировой экономикой угрожают привести к тому, что из страны будет вывезен дефицитный товар и его не останется для внутреннего потребления. Экспортные таможенные тарифы удорожают экспорт и тем самым делают его не более выгодным, чем продажа товара на внутреннем рынке. Однако трудно точно отрегулировать тариф так, чтобы обеспечить как доступ отечественных потребителей к товару, так и объем экспорта, необходимый для национальной экономики. Удорожание экспорта может сделать его невыгодным, и в результате он не ограничится в объеме, а прекратится вообще. Чтобы приспособить экспортный тариф к экономической конъюнктуре, необходимо его часто менять, а такая нестабильность сама по себе является дополнительным препятствием для внешнеторговой деятельности [12, c.152]

     Помимо  задач регулирования внешнеторговой деятельности импортные и экспортные таможенные тарифы выполняют также фискальную функцию, то есть используются для пополнения доходов государственного бюджета. Собственно говоря, такова и была их роль с незапамятных времен, а инструментом воздействия на внешнеторговую деятельность они стали лишь в эпоху промышленного развития. Иногда и сейчас внешняя торговля облагается пошлинами с единственной целью улучшить финансовое состояние государства. Однако современное экономическое развитие немыслимо без активной хозяйственной политики, поэтому регулирующая функция тарифов должна сегодня преобладать над фискальной. Тарифная политика должна реагировать на изменения в национальной и мировой экономике, чем и вызваны периодические пересмотры тарифов.

     Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и  в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа  и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.

     Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли.  При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор [4, c.280]

     В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

     В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что  таможенный тариф может быть эффективным  орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

       Играя роль непосредственного  регулятора, таможенный тариф в  то же время выполняет и  другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. 

     Подводя итог можно отметить следующее, что  таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.

  • фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
  • защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
  • регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
  • торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами [20, c.98-99]

     Многоплановость и специфика влияния таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых отношений  и экономики страны в целом  требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

     Несомненной тенденцией современной мировой  экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения  товаров и услуг. Так, с конца 40-х  тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. [6, с. 141]. Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами [6, с.145]. Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

     Итак, основным инструментом тарифного регулирования  внешней торговли является таможенная пошлина. Пошлины могут налагаться как на импорт, так и на экспорт; исчисляться на адвалорной, специфической или смешанной основе. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Тарифное регулирование внешней торговли в Китае. 

     Определение принципов применения, представление, выработка и изменение правил таможенного обложения, корректировка  уровня ставок таможенных пошлин, а  также регулирование других вопросов, связанных с таможенно-тарифной политикой Китая, находятся в ведении Комитета Госсовета КНР по таможенному обложению (далее КТО). Взимание таможенных пошлин в Китае возложено на таможни, которые учреждаются в портах, открытых для внешних связей, и в местах проведения операций по таможенному контролю [17, c. 193]

     Таможенная  пошлина в Китае по своему статусу  является центральным налогом и  служит важным источником пополнения средств центрального народного  правительства.

       При установлении в Китае таможенных пошлин применяются два вида ставок: общие и льготные. Первые применяются в отношении ввозимых товаров, происходящих из стран или районов, не имеющих с Китаем соглашений о взаимном благоприятствовании. Если подобное соглашение существует, применяются льготные ставки. В отдельных случаях, с санкции КТО, льготные ставки таможенных пошлин могут применяться и в отношении товаров, происходящих из стран, в отношениях с которыми не применяются режим наибольшего благоприятствования [22]

        Лицами обязанными уплатить пошлину являются: получатель грузов, ввозимых из-за границы, отправитель грузов, вывозимых за границу, владелец вещей, ввозимых за границу и вывозимых за границу.

        Таможенные пошлины взимаются  по ставкам, действующим на  дату заявления получателя (отправителя) или его представителя о ввозе (вывозе) товара. Доплата и возврат таможенных пошлин осуществляется по ставкам, действовавшим на дату заявления таможенным органам о ввозе или вывозе товара.

       В соответствии со ст. 10 Правил КНР «Об экспортно-импортной таможенной пошлине», при ввозе товаров для целей таможенного обложения используется цена сделки, основанная на цене до берега (цена CIF: цена товара + расходы по упаковке + страхование и транспортировка до пункта выгрузки на территории Китая + иные сопутствующие расходы). Если таможенные органы после проверки не могут определить цену до берега, в качестве основы для исчисления ввозных таможенных пошлин по очереди используется один из следующих показателей (ст. 11 Правил КНР «Об экспортно-импортной таможенной пошлине»):

  • цена сделки на аналогичный или идентичный товар на международном рынке; 
  • цена оптовой продажи аналогичного или идентичного товара на внутреннем рынке, уменьшенная на сумму ввозной таможенной пошлины, импортных налогов, транспортных и хозяйственных расходов, а также прибыли после ввоза; 
  • другая справедливая цена [14, c. 205]

        В Китае от обложения таможенными  пошлинами после проверки таможенными органами правомерности применения льгот, могут быть освобождены следующие товары:

  • одной марки, сумма таможенной пошлины по которым не достигает 10