Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Оглавление

_Toc343804789

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного  регулирования ВЭД 5

1.1 Исторический  путь возникновения тарифных  преференций 5

1.2 Национальная  система преференций РФ 7

Глава 2. Особенности  предоставления тарифных преференций  в РФ 10

2.1 Принципы  определения страны происхождения  товара в РФ 10

2.2 Структура  предоставления преференциального  режима в РФ 14

2.3 Практика  применения тарифных преференций 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из методов таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также  данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся к товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Рассмотрены проблемы по начислению ввозной таможенной пошлины на российские товары; частичный уход от уплаты импортной  пошлины в виде дробленой партии товаров стоимостью до 5000 долларов США; схема неуплаты импортной пошлины  в связи с неоднозначным трактованием п. 9 Правил определения страны происхождения товара.

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное  состояние, проблемы использования  и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  • Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования ВЭД РФ.
  • Проанализировать систему тарифных преференций РФ.
  • Обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.

Объектом исследования в  курсовой работе являются тарифные преференции.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  в процессе предоставления тарифных преференций и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Эмпирическую базу курсовой работы составили прикладные данные исследований в области таможенного  дела, данные статистики, а также  данные, содержащиеся в российском секторе Интернета.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой  проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на под главы, заключения, списка используемых источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.

В первой главе рассмотрены  общетеоретические вопросы такие  как: роль тарифных преференций, как  инструмента таможенно-тарифного  регулирования ВЭД. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность темы.

Во второй главе исследуются  особенности предоставления тарифных преференций и практика предоставления тарифных преференций, также развитие национальной системы преференций в России.

В заключении делаются основные выводы и прогнозы по работе.

 

Глава 1. Тарифные преференции как  инструмент таможенно-тарифного регулирования  ВЭД

1.1 Исторический путь возникновения тарифных преференций

 

Понятие таможенных преференций (латин. Preferens –предпочитающий) появилось в конце прошлого века. Это благоприятный, чем обычно, таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых стран или групп стран.

История возникновения таможенных преференций непосредственно связана  с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала  основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения внешней торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.

Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие  на большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.

Таким образом, на первоначальном этапе термин “таможенные преференции” относился к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою “тарифную индивидуальность”, но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему  таможенных преференций в конце  ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.

Ряд колоний (В их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.

Некоторые другие французские  колонии имели отличный от метрополии внешний тариф. Большинство из них  предоставляли Франции таможенные преференции и сами ввозили свои товары на рынке метрополии беспошлинно  или по минимальной ставке таможенного  тарифа Франции.

Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений должны быть облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило  третьи страны в одинаковое с метрополией  положение. Однако и по отношению  к товарам этих зависимых стран  Франция применяла минимальную  ставку своего таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция в  дополнение к дополнение к таможенным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать  валютные ограничения по их внешним  сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в  рамках которой и стал развиваться  таможенно-преференциальный режим.

Таким образом на первоначальном этапе термин «таможенные преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою» тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

1.2 Национальная система преференций РФ

 

В статье 36 Закона Российской Федерации  “ О таможенном тарифе” даны основополагающие принципы и определения  тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций  по таможенному тарифу при осуществлении  торгово-политических отношений Российской Федерации.

Преференции представляют собой эффективное  средство проведения торгово - экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Система предоставления преференций  в рамках Общей системы преференций  базируется на положениях “Соглашения  об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся  стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы  преференций”. Данный документ был  подписан в 1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.

Согласно указанию ГТК от 17.05.93 № 01-12/532 , в настоящее время в  отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.

В соответствии с Законом  РФ “О таможенном тарифе” товарам  при уплате ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции. Остановимся на основных понятиях.

Тарифные льготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона “О таможенном тарифе” это льгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее  уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Преференциальный режим  – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз. Тарифные преференции могут быть предоставлены на территории РФ согласно ст. 36:

  • товарам, происходящим из развивающихся стран, пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, товары облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа;
  • товарам, происходящим из наименее развитых стран, пользователей схемой преференций российской Федерации, в виде беспошлинного ввоза;
  • товарам, происходящим из государств, образующих с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или союза.

За последние годы национальная система преференций России весьма расширилась и усложнилась. Появление  законодательной базы позволило  четко устанавливать порядок  формирования и применения таможенно-тарифного  регулирования.

Россия имеет собственную  автономную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся  страны. В соответствии статьей 36 национальная схема преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Согласно постановлению Правительства РФ установлено, что национальная схема  преференций подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления  МВЭС и МИД РФ.

Национальная схема преференций  включает в себя три основных элемента:

  1. перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ;
  2. перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;
  3. список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

 

Глава 2. Особенности предоставления тарифных преференций в РФ

2.1 Принципы определения страны  происхождения товара в РФ

 

Страна происхождения  товара определяется с целью осуществления  тарифных и нетарифных мер регулирования  ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Таможенные пошлины применяются  при ввозе в страну иностранных  товаров или при вывозе отечественных  товаров по ставкам, предусмотренным  таможенным тарифом. На практике в основном применяются ввозные пошлины, которые  являются важным источником поступлений  в государственную казну и  выполняют роль основного экономического инструмента, регулирующего ввоз товара. Существуют таможенные пошлины, повышающие цену товара, продиктованные, прежде всего заботой об экономических интересах страны и фактически являются средством для развития национальной промышленности и сельского хозяйства.

Повышение таможенных тарифов  ведет к увеличению таможенных доходов  и к развитию внутреннего производства, но это не может и не должно быть постоянным, так как рост таможенного  обложения товаров, не являющихся социально  значимыми и пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды  и уменьшению официального ввоза  товаров.

С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров  или ограничивать их, ставить в  равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие  иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области  внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Предельные ставки ввозных  таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений России к странам или  группам стран и от национальной системы преференций. В соответствующих  распоряжениях Правительства и  приказах ГТК, ФТС РФ даются перечни  развивающихся и наименее развитых стран, к товарам которых применяются  ввозные таможенные пошлины, соответственно, в размере 75% от базовой ставки или  беспошлинно, а также перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшего  благоприятствования.

Принципы определения  страны происхождения товара в РФ:

  • Первый принцип основан на том, что таможенное дело в РФ должно развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми мировыми нормами и практикой. Не случайно в заключительных положениях ФЗ РФ «О таможенном тарифе» отмечено, что если международным соглашением, участником которого является РФ, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяются нормы международного соглашения. Реализация этого принципа в мировой таможенной практике осуществляется в трех основных направлениях: 1) направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание 13 марта 1992 г. большинством стран СНГ соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формировании таможенного союза этих государств, а также тройственного таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном и присоединением к последнему Киргизии и Таджикистана. 2) это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО/ГАТТ), Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС). С января 1992 г. Россия является членом ВТО/СТС, принимая участие в разработке проектов международных таможенных конвенций, рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам. 3) направление связано со сближением таможенного дела РФ с общепринятыми международными делами и практикой. Если раньше режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто является субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий - объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль ТН ВЭД.
  • Второй принцип связан с тем, что таможенные преференции являются не взаимными, односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся стран, что явно указывает на характер помощи. Они сопровождаются строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
  • Третьим принципом является недискриминационный характер таможенных преференций, иначе говоря, они должны иметь распространение на все развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений.
  • Четвертый принцип связан с действием национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже одного раза в год, Правительством РФ. Согласно этой системе, при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от уплаты пошлины, снижение ставок пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров и т.д.
  • Пятый принцип – режим наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ), является одним из важнейших принципов при определении страны происхождения товара. В ст. 3 Закона «О таможенном тарифе» говорится, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего закона, увеличиваются вдвое, за исключением тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего закона.
  • Шестой принцип – гласность и общедоступность внешнеторговой политики, в соответствии с которыми определяется страна происхождения товара. Именно гласный характер таможенного тарифа России и процедуры установления таможенных пошлин позволили не только учесть в большей степени интересы различных отраслей народного хозяйства при установлении таких пошлин, но и повысили его торгово-политическую значимость для стран-контрагентов. Этот демократический принцип нового таможенного тарифа, в свою очередь, потребовал создания такого механизма, который позволил на общедоступной основе с привлечением широкого круга заинтересованных организаций РФ согласовать ставки пошлин на товары импорта и экспорта, подготовить предложения по вопросам таможенно-тарифной политики, рассмотреть проекты законодательных актов, индивидуальных договоров, затрагивающих вопросы таможенно-тарифной политики, внести предложения об изменении ставок, в том числе и в ответ на дискриминационные меры других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Структура предоставления преференциального режима в РФ

 

В Российской Федерации ставка общего тарифа есть для каждого товара. Её размер зависит от наличия или  отсутствия Соглашения о режиме наибольшего  благоприятствования о торгово-политических отношениях с Россией.

При осуществлении таможенно-тарифного  регулирования страна происхождения  товара оказывает определяющее влияние  на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

  • Нулевые;
  • Минимальные (базовые);
  • Преференциальные;
  • Максимальные (двойные).

Нулевыми ставками облагаются товары, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым  в торговле с РФ предоставлен режим  наибольшего благоприятствования. Они являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет  РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие  ставки называются максимальными или  генеральными.

Преференциальные ставки – это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным  странам или группам стран. РФ имеет собственную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой  являются развивающиеся страны. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. №413 было установлено, что с 15 мая 1996 г. товары, подпадающие под действие преференциального  режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих базовых ставок таможенного тарифа. Приказом ГТК РФ №1359 от 25.12.2003 г. в приложении 2 определен перечень развивающихся стран.

В действующем Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных  таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым РФ предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).

Исчисление ввозной пошлины

В Российской Федерации при  ввозе товара один раз в неделю в адрес одного получателя стоимостью до 5000 руб. таможенные платежи вообще не уплачиваются. Следует отметить, что данная льгота не зависит от страны происхождения и страны ввоза  товара, от субъекта (физические и юридическое  лицо), от цели ввоза (личная или коммерческая).

Однако, до настоящего времени отсутствует механизм определения частоты ввоза товара, т.к. таможенные органы РФ не охвачены единой электронной связью, да и оформление таких товаров происходит только на бумажном носителе. Инспектор таможни при предоставлении данной льготы проверяет частоты перемещения либо по паспорту (в случае, если физическое лицо пересекало границу РФ), либо по базе своей таможни.

В настоящее время методики расчета тарифной преференции не существует.

Положения Решения о дифференцированном и более благоприятном режиме, принятом странам – участниками  ГАТТ, разрешают применять определенные ограничения при предоставлении преференциального доступа на рынки:

  • Ограничивать доступ к преференциальным пошлинам квотами, в рамках которых действовали преференции;
  • Ограничивать доступ по преференциальным ставкам отдельных товаров, по которым развивающиеся страны становились конкурентоспособными;
  • Закрывать преференциальный доступ тем развивающимся странам, которые достигли определенного более высокого уровня развития.

 

2.3 Практика применения тарифных  преференций

 

Россия активно развивает  свои торговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров  на таможенную территорию РФ предоставляется  преференциальный режим.

Основными торговыми партнерами из числа развивающихся и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.

Основную долю преференциальных товаров в Россию импортирует  КНР. Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР (в %) показано в таблице 1.

 

Таблица 1 - Доля преференциальных товаров, ввозимых в Россию из КНР (%)

Товарные группы/гг.

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Мебель, матрацы

0,5

0,5

1,0

1,2

1,2

1,4

1,8

Керамические изделия

1,0

1,1

1,2

1,0

1,3

1,2

1,3

Продукты из овощей и фруктов

0,6

1,5

1,6

1,4

1,1

1,1

1,6

Фрукты

1,0

0,9

1,2

0,9

0,7

0,7

0,6

Мясные продукты

0,6

1,1

1,1

0,8

0,7

0,7

0,8

Овощи, горох, фасоль

0,7

0,7

1,0

1,0

0,8

0,7

0,8

Мясо

0,2

1,6

3,7

1,9

1,3

0,6

0.2

Зерновые

2,6

0,7

1,5

1,2

0,4

0,3

0,4


 

Таблица 2 - Динамика импорта зеленого кофе по странам-производителям в 2004-2006 годах, %.

Страна происхождения

Доля в структуре импорта, %

2004 год

2005 год

2006 год

1

Индия

15,1

18,6

27,3

2

Вьетнам

33,8

24,7

16,6

3

Бразилия

7,1

9,6

12,0

4

Танзания

0,2

0,5

7,0

5

Индонезия

17,9

13,7

6,7

6

Уганда

3,8

2,9

4,5

7

Кот Д’ивуар

7,3

11,9

4,4

8

Эфиопия

1,1

1,2

3,8

9

Никарагуа

1,1

0,8

3,1

10

Колумбия

1,3

2,2

2,9


 

Рис. 1 - Доля в структуре импорта зеленого кофе, %

 

Как видно из таблицы 2 и  рисунка 1, в 2006 году лидером по поставке зеленого кофе стала Индия, уверенно увеличивавшая объемы продаж за 2004 - 2006 гг. За 2006 год объемы поставок из этой страны выросли на 31,7% к уровню 2005-го, и их доля в российском импорте  кофейного сырья достигла 27,3%. Одновременно резко – с 6,4 до 3,9 тысячи тонн –  упали объемы зеленого кофе, поставляемого с плантаций Вьетнама, основного партнера России на этом рынке в 2005 году. В среднем объем импорта из Вьетнама за 2004 – 2006 годы уменьшился на 8,6 %.

Серьезные изменения не коснулись, пожалуй, только отношений России и  Бразилии: в закупках кофе из этой страны за три года отмечается незначительный, но стабильный рост, который составляет в среднем 2,45 %. Бразилия рассматривает  Россию в большей степени в  качестве рынка сбыта. Доля поставок из Бразилии в общем российском импорте  по отдельным преференциальным товарам  составляет: говядина мороженая - 44 %.; свинина  мороженая - 71 %.; мясо птицы мороженое - 19 %.; кофе растворимый – 30 %. (по данным 2006 г.).

Более чем в 2 раза снизились  закупки кофе Индонезии, также исторически  выступавшей крупным поставщиком  России. Неожиданно успешно в 2004 году в качестве внешнеторгового партнера нашей страны по поставкам зеленого кофе выступила Танзания, из аутсайдеров  рынка сразу же вышедшая на четвертое  место среди стран-производителей и занявшая 7% в объеме импорта  кофейного сырья. Такие страны как  Уганда, Эфиопия, Танзания занимают незначительную долю импорта зеленого кофе в Россию.

Помимо кофе, в структуре  российского импорта из Индии  преобладают: орехи, чай, табак-сырец, рис, семена кунжута, медикаменты. (Таблица 3., Рис.2-3).

 

Таблица 3 - Структура импорта в торговле с Индией в 2005-2006 гг. (млн. долл. США)

Товарные группы/ гг.

2005

2006

Овощи

1,2

3,2

Кофе, чай, пряности

63,4

54,4

Фрукты, орехи

1,8

4,9

Злаки

1,7

6,9

Масличные семена и плоды

4,5

3,1

Фармацевтическая продукция

212,0

289,0

Разные пищевые продукты

41,4

44,1


 

Рис. 2 - Импорт России с Индией за 2005 год (млн.$)

 

Рис. 3 - Импорт России с Индией за 2006 год (млн.$)

 

Таблица 4 - Общий объем импорта чая в Россию за 2006 год из развивающихся стран

Страна происхождения

Доля в структуре импорта, %

Шри-Ланка

42,8

Индия

25,6

Индонезия

10

Китай

6,8

Кения

5,7

Вьетнам

3,5


 

Россия - главный покупатель цейлонского чая. Она обеспечивает 19% продаж чайного рынка Шри-Ланки. В 2006 г. Шри-Ланка поставила в Россию 32600 тыс. тонн чая оптом и 17200т. в расфасовке, что составляет 42,8 % из общего объема импорта чая в РФ. Другими импортерами чая являются: Индия (25,6%), Индонезия (10%), Китай (6,8 %), Кения (5,7 %), Вьетнам (3,5 %). (Таблица 4).