Тарифные преференции республики Беларусь и ТС



ВВЕДЕНИЕ

Одним из методов  таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности является система предоставления тарифных преференций и льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление льгот и преференций, в том числе связанных со страной происхождения товаров. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Под преференциями  понимаются особые льготы, предоставляемые  одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Таким образом, активная политика в области  тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Данная работа посвящена изучению тарифных льгот  и преференций, предоставляемым  в отношении товаров, происходящих и ввозимых из определенных категорий стран, а именно из развивающихся и наименее развитых, государствами-членами Таможенного союза.

Для изучения данной темы была поставлена цель - показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Республикой Беларусь и Таможенным союзом в целом и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  поставленные задачи:

  1. Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
  2. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую предоставление тарифных льгот и преференций в Таможенном союзе;
  3. Рассмотреть Единую систему преференций Таможенного союза;
  4. Изучить правила определения страны происхождения товаров;
  5. Проанализировать применение тарифных преференций во внешней торговле Республики Беларусь в условиях функционирования Таможенного союза.

 

 

 

Объектом исследования в курсовой работе являются тарифные льготы и преференции во внешней торговле.

Предметом исследования служат механизм предоставления Республикой Беларусь в составе Таможенного Союза тарифных преференций.

Актуальность выбранной  темы очевидна. Современная торговля немыслима без представления тарифных льгот и преференций на взаимной и невзаимной основе.

Данная курсовая работа состоит из ???? страниц, состоит из трех основных разделов, которые в свою очередь подразделяются на отдельные пункты, также введения и заключения, списка литературы и приложения.

В первом разделе  рассматриваются понятие тарифных льгот и преференций, их сущность и значение во внешнеторговой деятельности стран.

Во второй главе анализируется внешняя торговля Республики Беларусь со странами, входящими в перечень развивающихся и наименее развитых стран, и целесообразность применения тарифных преференций к товарам, ввозимых и происходящих из таких стран.

В третьей главе будут  предложены пути совершенствования  Единой системы тарифных преференций Таможенного союза.

В приложение вынесены перечни  развивающихся и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.

При написании работы использовался  индуктивный метод исследования и метод анализа.

При написании  курсовой работы использовались нормативные  акты Евразийской экономической  комиссии (ранее – Комиссии Таможенного  союза) и Республики Беларусь, Таможенный кодекс Таможенного союза, статьи из журналов, посвященных таможенной тематике, официальная статистическая информация, опубликованная  на официальных электронных сайтах в интернете, а также литературу авторов, компетентных в вопросах таможенного дела.

 

 

 

1 РОЛЬ ТАРИФНЫХ  ПРЕФЕРЕНЦИЙ И ЛЬГОТ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие  таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Являясь методом государственного регулирования таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему стоимостных инструментов и экономико-правовых мер по регулированию затрат на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественного производителя, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и удовлетворения общественных потребностей в тех или иных товарах.

Элементами  таможенно-тарифного регулирования  являются:

  • таможенный тариф;
  • таможенные пошлины;
  • товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД);
  • страна происхождения товаров;
  • тарифные льготы;
  • тарифные преференции;
  • таможенная стоимость [11].

Все элементы таможенно-тарифного  регулирования тесно взаимосвязаны  друг с другом. Наиболее важным элементом таможенно-тарифного регулирования ВЭД является таможенная пошлина. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономическое развитие страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, поскольку решение этой задачи связано с учетом всей совокупности возможных экономических и социальных последствий. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о сложности и многомерности целей и задач таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В зависимости от ситуации таможенная политика государства может выступать как: средство защиты национальных производителей, стимулятор развития конкуренции, средство решения социальных проблем, источник получения государственных доходов, выполнять многие другие социально-экономические функции. Иначе говоря, финансово-экономический механизм регулирования ВЭД несет множественную нагрузку. В то же время интересы разноплановых, зачастую разнонаправленных задач, решение которых должен обеспечивать регуляторный механизм, могут противоречить друг другу.

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для Республики Беларусь и остальных государств-членов Таможенного Союза, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в белорусском бюджете такая доля составляет до 40-50% его доходной части [20].

В соответствии с Соглашением  от 25.01.2008 года «О Едином таможенно-тарифном регулировании» на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяют Единый таможенный тариф, который является инструментом торговой политики Таможенного союза.

 Основными  целями Единого Таможенного тарифа  являются:

1) рационализация  товарной структуры ввоза товаров  на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;

2) поддержание  рационального соотношения вывоза  и ввоза товаров на единой  таможенной территории государств-членов  Таможенного союза;

3) создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Таможенном союзе;

4) защита экономики  Таможенного союза от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение  условий для эффективной интеграции  Таможенного союза в мировую  экономику [17].

Также, следуя пунктам  данного Соглашения, Евразийская экономическая комиссия (ранее – Комиссия Таможенного союза) с даты предоставления ей сторонами Соглашения, то есть государствами-членами Таможенного союза, полномочий по ведению Единого таможенного тарифа выполняет следующие функции:

1) осуществляет ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД);

2) устанавливает  ставки ввозных таможенных пошлин, включая сезонные;

3) вводит тарифные  квоты и устанавливает порядок  их распределения;

4) определяет  Единую систему тарифных преференций, включая:

  • перечень развивающихся стран - пользователей Единой системы преференций Таможенного союза;
  • перечень наименее развитых стран - пользователей Единой системы преференций Таможенного союза;
  • перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза предоставляются единые тарифные преференции;

5) устанавливает  порядок применения тарифных  льгот, предусмотренных данным  Соглашением [17].

Таким образом, учитывая вышеизложенное, основной функцией Единого  таможенного тарифа в государствах-членах Таможенного союза является фискальная, что является показателем отсталости экономики стран от экономик развитых государств. Так как в настоящее время широкое распространение получает практика таможенных преференций, необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

1.2 Понятие  тарифных льгот и преференций

Уже несколько  столетий мировые экономические  державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятия «таможенная преференция» и «таможенная льгота» имели сходное значение. Однако в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.

Льготой стали  называть установление особенных правил, преимуществ перед другими участниками торговли.  Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией. Таможенные льготы проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима, каким принято считать режим наиболее благоприятствуемой нации.

В свою очередь, режим наиболее благоприятствуемой нации предполагает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Режим наиболее благоприятствуемой нации  устанавливается на взаимной основе путем заключения много- и двусторонних международных договоров.[11]

Список стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, определен в приложении 3 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин». В торговле со странами, которым предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки, утвержденные Единым Таможенным тарифом Таможенного союза. Для реализации данного инструмента торговой политики существует специальный документ «Сертификат происхождения товара», который однозначно должен подтверждать страну происхождения [23].

На практике таможенные льготы могут предоставляться  в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов, так называемые тарифные льготы, применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделения правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

Под тарифной льготой  понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу, которая может применяться в следующем виде:

  • возврата ранее уплаченной таможенной пошлины;
  • освобождения от обложения таможенной пошлиной;
  • снижения ставки таможенной пошлины;
  • установления тарифных квот на преференциальный ввоз, вывоз товара [6].

Понятие таможенных преференций  появилось в конце  прошлого века. Это благоприятный, чем  обычно, таможенный режим, предоставляемый  какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых стран или групп стран.

Тарифные преференции - устанавливаемые государством особо  льготные или предпочтительные ввозные  пошлины, как для отдельных, так  и для всех товаров той или  иной страны, не распространяемые на товары прочих стран. Как известно, преференции представляют собой предоставление льготных условий в какой-либо сфере деятельности. Цель их введения - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективная торговая политика, выполнение международных обязательств [5]. Официальное предназначение преференций заключается в содействии экспорту и развитию производства в странах-пользователях таких таможенных льгот.

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Для целей предоставления тарифных преференций, предусмотренных  для товаров, происходящих из развивающихся  и наименее развитых стран, должны быть соблюдены следующие правила:

  1. правило непосредственной закупки   -  товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется преференциальный режим;
  2. правило прямой отгрузки – прямой отгрузкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства [18].

Правилу прямой отгрузки также отвечают товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин при условии, что товары в странах транзита находятся под таможенным контролем. Также данному правилу отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках при одновременном выполнении следующих условий:

  • товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется преференциальный режим на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;;
  • товары с момента их отправки на выставки или ярмарки не использовались в каких-либо других целях, кроме демонстрационных;
  • товары ввозятся в страну, предоставляющую преференции, в том же состоянии, в котором они были доставлены на выставку или ярмарку,  без учета изменений состояния вследствие естественного износа или убыли [18].

Рассмотрев  понятия тарифных льгот и тарифных преференций можно сделать вывод  о том, что, во-первых, данные понятия  являются льготами по уплате платежей, а подробнее по уплате таможенной пошлины. Тарифные льготы и тарифные преференции имеют два схожих вида предоставления. Так тарифные преференции и тарифные льготы могут предоставляться в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, но тарифные льготы не ограничиваются только этими видами. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара, а тарифные льготы предоставляются вне зависимости от страны происхождения товара.

         Таким образом, существуют серьезные  различия между тарифными льготами  и тарифными преференциями, как  по содержанию, так и по конкретным  вопросам их предоставления в реальной практике таможенно-тарифного регулирования, но в то же время они являются одними из инструментов таможенно-тарифного регулирования и их общей целью является содействие углублению экономической интеграции и добросовестной конкуренции.            

1.3 Исторический  путь возникновения преференций  и Общая система преференций

Понятие таможенных преференций (от латинского Preferens - предпочитающий) появилось в конце XIX века. Это благоприятный, чем обычно, таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых стран или групп стран.

История возникновения  таможенных преференций непосредственно  связана с историей образования  и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов  стала основой, на которой стала  развиваться экономика стран-монополий, все это происходило за счет ограничения  внешней торговли стран-сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия,  для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения. 

Поскольку колонии  обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые  товары, то политика таможенных преференций  представляла гораздо большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.

Так, например, знаменитая своими многочисленными  колониями Франция начала создавать  колониальную систему таможенных преференций  в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему  таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.

Ряд колоний, таких  как Алжир, Тунис, Индокитай, были включены в таможенную территорию Франции, и  ввоз из третьих стран облагался  пошлинами французского таможенного  тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.

Некоторые другие французские колонии имели отличный от метрополии внешний тариф. Большинство  из них предоставляли Франции  таможенные преференции и сами ввозили  свои товары на рынке метрополии беспошлинно  или по минимальной ставке таможенного тарифа Франции.

Остальные французские  владения, несмотря на их подчиненность  колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений должны быть облагать все иностранные  товары едиными пошлинами, что ставило  третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к товарам этих зависимых стран Франция применяла минимальную ставку своего таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция  в дополнение к дополнение к таможенным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим [3].

Таким образом, на первоначальном этапе термин «таможенные  преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений между  колонией и метрополией, при котором  каждая сторона сохраняла свою «тарифную  индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

Следующий этап приходится на начало 50х годов, когда  усилилась борьба развивающихся  стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (далее - ГАТТ).

В середине 60-х  годов ряд молодых развивающихся  стран Африки, Азии, Латинской Америке  выступили в рамках Конференции  Организации Объединенных Наций  по торговле и развитию (далее - ЮНКТАД) с предложением о создании для  них системы таможенных преференций нового типа. В этих требованиях учитывалась специфика задач, стоящих перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, и которая создала бы для промышленной продукции данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства [21].

По мнению развивающихся  стран, новые преференции должны были быть:

1) невзаимными, то есть исключающие ответные уступки развивающихся  стран индустриально развитым странам;

2) преференции   не должны были носить дискриминационного  характера, то есть, их следовало  бы распространять на все без  исключения развивающиеся страны;

3) преференции надлежало ввести всем индустриально-развитым странам, то есть новые преференции должны быть общими.

Идее разработки Общей системы преференций была выдвинута на Первой Конференции  ООН по торговле и развитию и уже  в 1968 году Общая система преференций была официально принята членами ООН на Второй Конференции ООН по торговле и развитию. В период с 1971 года по 1975 таможенные преференции нового типа, получившие известность под названием «Общей системы преференций», были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.

Социалистические  страны полностью поддержали требования к промышленно развитым странам  развивающихся государств. В 1965 году Союз Советских Социалистических Республик (далее – СССР) одним из первых государств представил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары. В 1972 году таможенные преференции развивающимся странам были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составившие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

По соглашению стороны автономно определяли перечень развивающихся стран, на которые  распространялся тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам  которых предоставлялся беспошлинный режим [22].

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к  правилам, действующим в рамках Общей  системы преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся  и наименее развитых стран.

В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров по форме, принятой в рамках Общей системы преференций.

 По данному соглашению стороны автономно определяли перечень развивающихся стран, на которые распространялся тарифный преференциальный режим, размер представляемых тарифных преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых представлялся беспошлинный режим.

Таким образом, с этого момента развитые страны в целях содействия развивающимся  и наименее развитым странам стали  предоставлять преференции в  рамках Общей системы преференций. Это способствовало развитию торговли и тем самым уровня жизни в таких странах.

1.4 Единая  система преференций Таможенного  союза

В соответствии с Общей системой преференций, каждая страна разрабатывает единую систему  тарифных преференций и в целях  содействия экономическому развитию развивающихся  и наименее развитых стран странами Таможенного союза применяется Единая система тарифных преференций Таможенного союза (далее - ЕСП).

 

К элементам  ЕСП Таможенного союза относятся:

 

  • группы стран-пользователей ЕСП;

 

  • система уровней ставок ввозных таможенных пошлин;

 

  • критерии и правила переработки товаров;

 

  • декларация и сертификаты страны происхождения товаров;

 

  • принципы построения ЕСП;

 

  • технология определения страны происхождения товаров.

 

Применение  системы тарифных преференций регулируется положениями Соглашения от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании», Таможенным кодексом Таможенного союза и Протоколом от 12 декабря 2008 года «О единой системе тарифных преференций Таможенного союза». Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций  Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются Евразийской Экономической Комиссией (ранее – Комиссия Таможенного союза).

Таможенные  преференции предоставляются в  отношении товаров, происходящих из следующих стран:

  • государств-участников СНГ, в том числе вышедшей из данного Содружества Грузии;
  • из стран, с которыми подписано двухстороннее соглашение, в Республике Беларусь к таким соглашениям относится Соглашение от 31 марта 2009 года «О свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия»;
  • развивающихся и наименее развитых стран;
  • из региона или части страны.