Тарифные преференции: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации

 Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ”

 

Кафедра валютного регулирования

и таможенных платежей

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость»

 

на тему «Тарифные преференции: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации»

 

 

 

                                                            Выполнила: студентка 4-го курса очной

                                                                                    формы обучения факультета таможенного

                                                            дела,

                                                            Подпись_____________________

 

                                                            Научный руководитель:

 Старший преподаватель

                                                            Подпись_____________________

                                                     

 

 

 

 

 

 

 Москва

2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………........3

Глава  1. Тарифные преференции в регулировании внешнеторговой

               деятельности……… ………..…………. ……………………………..5

    1. История становления тарифных преференций. …..................5
    2. Роль и содержание Общей системы преференций…..7

Глава 2. Механизм практической реализации национальной системы

                тарифных преференций России……………………………………..10

2.1. Сущность и особенности национальной системы тарифных преференций России……….………………………………………………................................10

2.2. Система тарифных преференций в рамка Таможенного союза…………17

Глава 3. Совершенствование процесса принятия решения о предоставлении

              тарифных преференций ………………………………..…..................18

3.1.  Проблемы, возникающие  при предоставлении тарифных  преференций……………………………………………………………………………….18

3.2. Анализ применения схем тарифных преференций с использованием системы управления преференциальными рисками…………………………....20

Заключение………………………………………………………………….......27

Список использованных источников………………………………………….29

Приложение 1. Сертификат о происхождении товара Формы «А»…………31

Приложение 2. Сертификат о  происхождении товара Формы «СТ-1»……...32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная политика Российской Федерации (РФ) в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) характеризуется широким использованием тарифных преференций, что обосновывает важность изучения процесса предоставления таможенными органами РФ тарифных преференций.

Активная интеграция России в мировую экономическую систему, в том числе перспектива вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), увеличение объемов ввозимых товаров, претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза преференциальных товаров из стран-пользователей национальной системы преференций (НСП) РФ обусловливают актуальность рассмотрения основ НСП России.

Согласно Закону Российской Федерации (РФ) «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово-политических отношений России с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:

- происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

- происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний день связана с увеличением объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.  Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.  

Таким образом, активная политика в области  тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Таможенно-тарифное регулирование  внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Целью курсовой работы является исследование сущности и цели применения тарифных преференций. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- проследить историю становления тарифных преференций;

- раскрыть сущность Общей системы преференций и Национальной системы преференций РФ;

- изучить механизм практической реализации тарифных преференций;

- выявить проблемы, возникающие при предоставлении тарифных    преференций. 
         Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие предоставление тарифных преференций.  

 

 

ГЛАВА  1. ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В

РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. История возникновения тарифных преференций

Тарифные преференции - особые преимущества в сфере таможенно-тарифного регулирования, предоставляемые одним государством другому или группе стран в отношении всех товаров или их отдельных видов, в форме освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок таможенных пошлин или посредством установления тарифных квот.

История возникновения таможенных преференций непосредственно связана  с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала  основой, на которой стала  развиваться экономика стран монополий. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия,  для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.

 Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.1

Таким образом, на первоначальном этапе  термин “таможенные преференции” относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою “тарифную индивидуальность”, но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

В начале 50х годов усилилась  борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились  новые подходы к проблемам  таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В 1964 г. на Первой Конференции Организации объединенных наций (ООН) по торговли и развитию (ЮНКТАД) ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америке выступили с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового типа. В этих требования учитывалась специфика задач, стоящих перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, и которая создала бы для промышленной продукции  данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства.

По мнению развивающихся стран, новые преференции должны быть:

1. Невзаимными, т.е. исключить  ответные уступки развивающихся   стран индустриально развитым странам.

2. Эти преференции  не должны были носить дискриминационного характера, то есть, их следовало бы распространять на все без исключения развивающиеся страны.

3. Преференции надлежало ввести  всем индустриально-развитым странам, т.е. новые преференции должны быть общими.

В 1968 г. в ходе Второй Конференции ЮНКТАД концепция была официально принята членами ООН. Также были установлены основополагающие принципы Общей системы преференций.

В период с 1971 года по 1975 таможенные преференции  нового типа, получившие известность  под названием “Общей системы  преференций”, были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия составившие основу Совета экономической взаимопомощи подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

По соглашению стороны автономно  определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам действующим  в рамках Общей системы преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран.

В рамках данных правил были разработаны  критерии происхождения товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров по форме принятой в рамках Общей системы преференций. 

По данному соглашению стороны  автономно определяют перечень развивающихся  стран, на которые распространяются тарифный преференциальный режим, размер представляемых тарифных преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых представляется беспошлинный режим.

 

    1. Роль и содержание Общей системы преференций

В связи с процессом  интегрирования России в мировую  экономику и усилением внешнеторговых связей с европейскими странами важным становится изучение роли Общей системы преференций, которая уже более 40 лет применяется за рубежом и, прежде всего, в Европейском союзе. Это связано также с рядом фактов продолжающихся процессов глобализации и интеграции внешней торговли, роста переработки товаров в различных странах, увеличение объемов ввозимых товаров, претендующих на предоставление льгот, а также с расширением географии ввоза и другими факторами.

В современной методологии  регулирования международной торговли существует два основных вида правил происхождении: преференциальные и  непреференциальные. Непреференциальные правила происхождения применяются  торговле, осуществляемой на основе режима наиболее благоприятствующей нации (РНБ). Под РНБ понимается международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.2

Преференциальные правила  происхождения представляют собой  специальные правила происхождения; правила, предусматриваемые в соглашениях о зонах свободной торговли; правила, применяемые в других механизмах торгово-экономической политики и т.д. Главным нормативно-правовым документом мировых преференциальных правил применения преференций и порядка определения страны происхождения является Общая система преференций.

Суть общей системы  преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде преференциальных импортных пошлин. Название «общая» объясняется тем, что эти преференции применяются в отношении развивающихся и наименее развитых стран практически всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-экономических переговоров.

Создание Общей системы  преференций было санкционировано  принятием ряда рекомендательных документов международных организаций, среди которых наиболее существенными являются «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику», принятые на учредительном заседании ЮНКТАД в 1964 г.; Резолюция № 21 ЮНКТАД, принятая в 1968 г.; Хартия экономических прав и обязанностей государств (статья 19/1974), содержащие обращение к развитым странам предоставить общие, взаимные и не дискриминационные преференции для развивающихся государств во всем, что касается доступа товаров на внутренний рынок развитых стран. Данные рекомендательные акты были призваны способствовать поощрению роста экспорта и ускорению темпов экономического развития развивающихся стран. Принцип преференциальности, несмортя на рекомендательный характер, приобрел характер общепризнанной нормы международного права. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время большинство развитых стран применяют Общую систему преференций. На данный момент бенефициариями Общей системы преференций являются более 150 развивающихся государств.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ 

ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ  РОССИИ

 

2.1. Сущность и особенности национальной системы тарифных преференций России

 

Использование тарифных преференций  в России получило развитие с подписания в 1980 г. Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференции (далее - «Соглашение»), которые действуют и по настоящее время наряду с Правилами определения страны происхождения товаров в отношении товаров, происходящих из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли и находящихся в торговом обороте между этими государствами и федеральными законами Российской Федерации о создании особых экономических зон на территории России. Применение различных унифицированных правил по определению страны происхождения товаров в зависимости от того, из какой группы стран ввозится товар, является особенностью действующей национальной системы преференций России.

Кроме того, в качестве особенности  можно отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 22.10.1997 № 1347 с января 1998 г. действует положение, предусматривающее пересмотр действующей системы не чаще, чем один раз в год (ранее - раз в пять лет).

При принятии решения о предоставлении тарифных преференции первостепенное значение имеют два элемента: