Тарифные преференции во внешней торговле

                                         Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования……………………………………………………………………..5

     1.1. Общая система  преференций ООН………………………………………8

     1.2. Тарифные  преференции в рамках функционирования  таможенного союза: понятие, бенефициары, условия предоставления………………………..……..10

2. Способы предоставления  тарифных преференций

2.1. Освобождение от уплаты  пошлин………………………..………….......21

2.2. Снижение ставки пошлины………………………………..……………..24

2.3. Установление тарифных  квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров………………………………………………………………..……………25

3. Соотношение понятий  «тарифные преференции» и «тарифные  льготы»………………………………………………………………..…………...30                                                                   

Заключение……………………………………………………………..………….32

Список используемых источников……………………………………………....34

Приложения…………………………………………………………………….....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является система предоставления тарифных преференций, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление данных преференций, в том числе связанных со страной происхождения. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Таким образом, активная политика в области  тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления т

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  1. Рассмотреть возникновение тарифных преференций;

  1. Рассмотреть общую систему преференций ООН;

  1. Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;

  1. Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций;

  1. проанализировать понятия «тарифные преференции» и «тарифные льготы», в чем их сходство и различия.

Объектом исследования в курсовой работе являются тарифные преференции во внешней торговле.

Предметом исследования служат механизм предоставления Российской Федерацией в составе Таможенного Союза тарифных преференций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования

        Таможенные преференции (в переводе с латинского Preferens) –предпочитающий.

Определение тарифных преференций появилось в конце прошлого века и означало наиболее благоприятный, чем обычно, таможенный режим, который предоставляется какой-либо страной в отношении товаров, поступающих из некоторых стран или группы стран.

История возникновения таможенно-тарифных преференций непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий – все это происходило за счет ограничения внешней торговли. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия. Для этих стран колонии являлись одним из основных источников обогащения. 

Так как, колонии обычно экспортировали сырье, которое свободно поступало на мировые рынки, а метрополии являлись экспортерами готовых товаров, то политика таможенных преференций имела большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.

Таким образом, первоначально термин «таможенные преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при которых каждая сторона сохраняла свою «тарифную индивидуальность», но также имела льготы, не предоставляемые другим странам в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему таможенных преференций в конце XIX века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенно-тарифных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.

Ряд колоний (в их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.

Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений должны быть облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к товарам этих зависимых стран Франция применяла минимальную ставку своего таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция в дополнение к таможенно-тарифным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим. [16]

        В  Российской Федерации тарифные  преференции появились с принятием  закона Российской Федерации 5003-1 от 21.05.93 года «О таможенном тарифе». В этом тарифе (статье 36 Закона Российской Федерации “ О таможенном тарифе”) были даны основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации.

Преференции представляли собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и использовались в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Система предоставления преференций в рамках Общей системы преференций базировалась на положениях “Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций”. Данный документ был подписан в  1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.

Согласно указанию ГТК от 17.05.93 № 01-12/532 , в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” товарам при уплате ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции.

        Россия  имела в то время собственную  автономную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой  являлись развивающиеся страны. В соответствии статьей 36 национальная  схема преференций пересматривается  Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в  пять лет. Согласно постановлению  Правительства РФ установлено, что  национальная схема преференций  подлежит ежегодному пересмотру  на основании мотивированного  представления МВЭС и МИД РФ.

Национальная схема преференций включала в себя три основных элемента:

  1. перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ;

  1. перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;

  1. список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

 

1.1. Общая система преференций  ООН

           В начале 50х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В середине 60-х годов ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америке выступили в рамках Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового типа. В этих требованиях учитывалась специфика задач, стоящих перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, и которая создала бы для промышленной продукции  данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства.[22]

По мнению развивающихся стран, новые преференции должны быть:

  1. Невзаимными, т.е. исключить ответные уступки развивающихся  стран индустриально развитым странам.

  1. Эти преференции  не должны были носить дискриминационного характера, то есть, их следовало бы распространять на все без исключения развивающихся стран.

  1. Преференции надлежало ввести всем индустриально-развитым странам, т.е. новые преференции должны быть общими.

В период с 1971 года по 1975 таможенно-тарифные преференции нового типа, получившие известность под названием “Общей системы преференций”, были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.

Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся стран к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых стран представил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары. В 1972 году тарифные преференции развивающимся странам были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия составившие основу Совета экономической взаимопомощи подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

По соглашению стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам, действующим в рамках Общей системы преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран.

В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров по форме принятой в рамках Общей системы преференций.

 По данному соглашению  стороны автономно определяют  перечень развивающихся стран, на  которые распространяются тарифный  преференциальный режим, размер  представляемых тарифных преференций, а также перечень наименее  развитых среди развивающихся  стран, товарам которых представляется  беспошлинный режим.[22]

 

1.2. Тарифные преференции  в рамках функционирования таможенного  союза: понятие, бенефициары, условия  предоставления

 

             В конце 2008 года страны Таможенного  союза подписали Протокол о  единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 года.[3] Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и  наименее развитых стран, также система была введена в целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления добросовестной конкуренции.

           Ранее в России применялась  национальная система преференций, в рамках которой к определенному  перечню преференциальных товаров  при их ввозе в Россию применялись  сниженные ставки пошлин.

           Принципиально создание единой  системы преференций ничего не  изменило. Отличием является применение  всеми странами Таможенного союза  единых перечней стран, которым  предоставляются преференции, единого  перечня преференциальных товаров  и единых правил определения  страны происхождения товаров.

            В рамках применения единой  системы преференций на уровне  Комиссии Таможенного союза утверждены:

    1. Перечень развивающихся стран (103 государства) – снижение ставки ввозной пошлины на 25% (75 % от базовой)(Приложение Б);

    1. Перечень наименее развитых стран (49 государств) – применение нулевой ставки ввозной пошлины (Приложение А);

    1. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (товары из 49 товарных групп) (Приложение В).

            Бенефициарами, т.е. пользователями  системы тарифных преференций  являются развивающиеся и наименее  развитые страны.

           В перечень развивающихся стран  включаются страны, не классифицируемые  Всемирным банком как страны  с высоким уровнем дохода.

          Страна, не классифицируемая Всемирным  банком как страна с высоким  уровнем дохода, может быть не  включена в указанный перечень  либо исключена из него в  следующих случаях:

    1. достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;

    1. объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75 процентов общего объема ввоза этих товаров из стран – пользователей системы преференций;

    1. недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств либо физических и (или) юридических лиц государств, в том числе действия, которые необоснованно закрывают им  доступ на рынок этой страны или иным образом дискриминируют их;

    1. серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;

    1. несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.[3]

                 В перечень наименее развитых  стран – пользователей системы  тарифных преференций включаются  страны, входящие в список наименее  развитых стран  Организации Объединенных  Наций (ООН).

                 Перечень товаров, происходящих  и ввозимых из развивающихся  и наименее развитых стран, при  ввозе которых предоставляются  тарифные преференции, утверждается  Комиссией.[3] Количество позиций  указанного перечня не может  превышать 20 процентов общего количества  подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

          При необходимости Комиссия утверждает  дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из  наименее развитых стран, при  ввозе которых предоставляются  тарифные преференции. Количество  позиций этого перечня не может  превышать 5 процентов общего количества  подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.   

           Условия предоставления тарифных  преференций аналогичны тем, что  установлены в рамках национальной  преференциальной системы в России.

            Существует два специальных условия  для предоставления тарифных  преференций:

     1) Правило непосредственной  закупки. Товар рассматривается  как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его  у лица, зарегистрированного в  установленном порядке в качестве  субъекта предпринимательской деятельности  в развивающейся или наименее  развитой стране, из которой происходит  такой товар и на которую  распространяется тарифный преференциальный  режим.

      2) Правило  прямой поставки. Прямой поставкой  считается поставка товаров, транспортируемых  из развивающейся или наименее  развитой страны, на которую распространяется  тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию  таможенного союза без провоза  через территорию другого государства, то есть через территорию третьих  стран. Возможен провоз товаров  через территорию третьих стран  вследствие географических, транспортных, технических или экономических  причин, при условии, что товары  в странах транзита, в том числе  при их временном складировании  на территории этих стран, находятся  под таможенным контролем.[5]

Правилу прямой поставки также отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

1) товары были поставлены  с территории развивающейся или  наименее развитой страны, на  которую распространяется тарифный  преференциальный режим, на территорию  страны проведения выставки или  ярмарки и оставались под таможенным  контролем при их проведении;

2) товары с момента  их отправки на выставку или  ярмарку не использовались в  каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

3) товары ввозятся на  единую таможенную территорию  таможенного союза в том же  состоянии, в котором они были  отправлены на выставку или  ярмарку, без учета изменений  состояния товаров вследствие  естественного износа либо убыли  при нормальных условиях транспортировки  и хранения.

Предоставление тарифных преференций напрямую связано со страной происхождения товаров.

Страна происхождения товаров – это страна, в которой товары были полностью произведены либо подвергнуты достаточной обработки или переработке.

Товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:

1) когда он полностью  произведен в данной стране;

2) когда он произведен  в данной стране с использованием  сырьевых материалов, полуфабрикатов  или готовых изделий, происходящих  из другой страны, или товаров  неизвестного происхождения при  условии, что такие товары подверглись  в данной стране достаточной  обработке или переработке.

Товарами, полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, являются:

    1. полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря;

    1. продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

    1. живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

    1. продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

    1. продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

    1.  продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

    1. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в 6 пункте;

    1. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

    1. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

    1.  продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

    1. товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной вышестоящими пунктами.[14]

Товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если:

1) стоимость использованных  в этом процессе товаров (сырьевых  материалов, полуфабрикатов и готовых  изделий), происходящих из других  стран, на которые не распространяется  тарифный преференциальный режим, или стоимость товаров неизвестного  происхождения не превышает 50% стоимости  товара, экспортируемого развивающейся  или наименее развитой страной, на которую распространяется  тарифный преференциальный режим;

2) товар подвергся обработке  или переработке в нескольких  развивающихся или наименее развитых  странах, и стоимость использованных  при этом товаров, происходящих  из других стран, на которые  не распространяется тарифный  преференциальный режим, или товаров  неизвестного происхождения не  превышает 50% стоимости товара, экспортируемого  одной из развивающихся или  наименее развитых стран, на которую  распространяется тарифный преференциальный  режим;

3) товар произведен в  одной из развивающихся или  наименее развитых стран, на которые  распространяется тарифный преференциальный  режим, и подвергся обработке  или переработке в другой, одной  или нескольких развивающихся  или наименее развитых странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.[5]

Товары (сырьевые материалы, полуфабрикаты и готовые изделия), вывезенные с единой таможенной территории государств Сторон в страну, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и использованные там для производства товаров, подлежащих экспорту на единую таможенную территорию государств Сторон, рассматриваются как товары, произведенные в упомянутой развивающейся или наименее развитой стране-экспортере.

Стоимость товара, экспортируемого развивающейся или наименее развитой страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, определяется на базе цены франко-завод изготовителя товара согласно международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс", применяемым для таможенных целей государствами Сторон.[5]